Анатомия с какого класса

Список учебных предметов, изучаемых в школе (11-летнее обучение)

Математические

Естественно-научные

Окружающий мир: 1-4 класс

География: 5—11 класс
Биология: 5—11 класс
Астрономия: 11 класс (не везде)
Физика: 7—11 класс.
Химия: 8—11 класс.
ОБЖ: 7(9)-10 класс.
Естествознание: 9—11 класс (не везде)

Гуманита́рные

Исто́рия: 5—11 классы.
Гражданове́дение: 5—7 классы
Обществозна́ние: 6—11 классы
Основы религиозных культур и светской этики: 4 класс 4 четверть—5 класс 1 четверть (с 1 апреля 2010 года). Включает:

«Основы православной культуры»
«Основы исламской культуры»
«Основы буддийской культуры»
«Основы иудейской культуры»
«Основы мировых религиозных культур»
«Основы светской этики»

Филологи́ческие

Чистописание 1 класс
Русский язык 2—11 класс
Чтение 1—4 класс
Литература 5—11 класс
Иностранный язык (1)2—11 класс

Трудовое обучение

Физкультура

Физкультура: 1—11 класс.
Различные виды спорта, возможно, по выбору или как факультатив, например:
Шахматы: 1—4 класс.
Волейбол: 4—6 класс.
Настольный теннис
Футзал и др.

Искусство в школе

Изобразительное искусство и художественный труд: 1—2 класс (иногда, за счёт объединения учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Технология (Труд)»
Музыка (Пение): 1—7 класс
Изобразительное искусство (Рисование): 1—11 классы не во всех школах (обязательно обучение до 7 класса)
Мировая художественная культура (Искусство): по БУП 2004 года в 8-9 классах, по БУП 2011 года — в 8 классе.
Гитара: 5—8 класс. Обычно как факультатив.

Прочие (факультативы)

Основы экономики (Экономика): 10—11 класс
ОПТ (общественно-полезный труд): 10—11 класс
Начальная военная подготовка: 10-11 класс
ОБЖ: 5—11 класс
Риторика: 11 класс
Основы религиозных культур и светской этики: 4—5 класс
Правоведение: 10—11 класс
Философия: 10—11 класс
Краеведение: 6—9 класс.
Экология: 10—11 класс
Классный час: 1—11 класс.
Психотренинг (развитие познавательных способностей): 1—4 класс
Элективный курс: 5-11 классы.

Яичники имеют овальную форму, длина их примерно 2.5 см, ширина 1,5 см. Они также относятся к железам смешанной секре­ции. т. к. вырабатывают женские половые клетки (яйцеклетки), выделяемые в протоки и в матку, а также женские половые гормо­ны {эстроген и прогестерон), выделяемые в кровь. Яичники состоят из большого количества пузырьков (фолликулов). В них постоян­но образуются яйцеклетки. Сверху яичники прикрыты наружным ворсинчатым краем маточных труб.

После полового созревания (при развитии вторичных половых при­знаков) у девушек каждый месяц созревает один из пузырьков (фол­ликул). Созревание происходит попеременно то в правом, то в левом яичнике. Очередность у каждой девушки может быть любой. Созрев­ший фолликул лопается, и из него выходит яйцеклетка. Этот процесс называется овуляцией. Лопнувший фолликул заполняется изнутри жироподобным веществом, так называемым желтым телом. Оно вре­менно выделяет гормоны.

Яйцеклетка по маточным трубам попадает в матку. При оплодо­творении яйцеклетки наступает беременность, и менструации прекра­щаются. Желтое тело сохраняется до 6 месяцев беременности. Если яйцеклетка не оплодотворяется и беременность не наступает, то жел­тое тело рассасывается, менструации возобновляются. Менструаль­ный цикл повторяется примерно через каждые 28 дней.

Маточные трубы, так же как и яичники, парные образования. Через них сперматозоиды попадают в женский организм.

Матка — мышечный орган. Она имеет форму груши, расположена в области таза за мочевым пузырем. Плод до рождения развивается именно в матке. Стенки матки состоят из трех слоев: эпителиального, мышечного и соединительнотканного. Сильно развит в основном тол­стый слой гладких мышц. Внутренняя стенка матки покрыта слизи­стой оболочкой с богатой сетью кровеносных сосудов.

В нижней части матки имеется открывающаяся наружу мышеч­ная трубка — влагалище. Через него сперматозоиды попадают в жен­ский организм. Место соединения матки с влагалищем называется шейкой .натки. У девушек, не имевших половых контактов, вход во влагалище наполовину закрыт соединительнотканной пленкой (дев­ственной плевой). Отверстие мочеиспускательного канала располо­жено рядом, спереди от входа во влагалище.

Врача, лечащего заболевания женских половых органов, называ­ют гинекологом.

Цель урока: знать определение предмета,задачи,значение в клинической практике,основные методы изучения, иметь представление о развитии науки анатомии

План изложения нового материала

1. Наука анатомия, виды и связь с другими науками

2. История развития науки

3. Методы,применяемые в изучении науки

4. Потребности человека

5. Условные плоскости, оси, отделы человека

Анатомия — это наука о формах и строении органов, систем органов и человеческого организма в целом, и постоянном взаимодействии с внешней средой , происходит от греч. anatemno,что означает рассекаю, расчленяю. Организм человека представляет собой очень сложную живую биологическую систему. Различают анатомию несколько видов:

1. описательная

2. систематическая

3. художественная

4. топографическая

5. возрастная

6. сравнительная

7. функциональная

8. нормальная

9. патологическая

Порок развития —это стойкие морфологические или функциональные изменения органа или организма, возникающие в результате нарушения развития зародыша, плода или дальнейшего формирования органов после рождения ребенка. Порок развития, который приводит к обезображиванию части тела и обнаруживается при внешнем осмотре, называют уродством.
Аномалия развития— это стойкое отклонение в строении органа или системы органов, не сопровождающееся функциональными нарушениями в обычных условиях, но нередко являющееся причиной дефектов, заболеваний от воздействий внешних, генетических факторов, передаваемыми по наследству от родителей.

Физиология— это наука о функциях живых биологических систем (отдельных клеток, органов, систем органов и организма в целом), о процессах, протекающих в них, и механизмах их регуляции.
Примером может служить деятельность пищеварительной системы, в составе которой каждый орган, благодаря особенностям строения, выполняет строго определенную функцию, а совместная деятельность всех органов обеспечивает единый процесс пищеварения.
Физиология с анатомией составляют основу современных медико-биологических дисциплин, теоретическую основу медицинских знаний. Основные задачи анатомии и физиологии — формирование комплексного представления о строении человеческого организма, функциях его органов и систем в целях воздействия на них для сохранения и укрепления здоровья человека, а также устранения возникающих при заболеваниях отклонений от нормальных процессов жизнедеятельности.

2. История анатомии

Сведения о строении тела человека относятся к 5-4 векам до новой эры. Основоположником анатомии, отцом » медицины» является Гиппократ (460 — 377 г.г до н.э) . Его научные труды объединены в «Гиппократовы труды». Он изучал строение желез, кишечника, прорезывание зубов у детей,описал несколько костей черепа, строение сердца, считая, что воздух охлаждается в сердце.
Клавдий Гален (130-200г.г.) обобщил ,систематизировал анатомические сведения, описал их в 16 книгах. Классифицировал оболочки артерий, описал мышцы спины, нервы блуждающий, лицевой , оболочки мозга. Составил круг кровообращения с центральным органом печень.
Анатомия Средневековья — застойные времена из-за инквизиции церкви, запрещалось вскрытие трупов. Но на Востоке наука развивалась свободно, великий таджикский врач ,философ Али Ибн Сина (Авиценна) 980-1037гг, ,автор более 100 произведений по разным наукам, написал медицинский труд «Канон врачебной науки» 1002г.. Авиценна проанализировал все сведения по анатомии и физиологии, открытые древнегреческими учеными, проводя собственные наблюдения.
Анатомия эпохи Возрождения. Гениальный художник Леонардо да Винчи (1452-1519гг) является основоположником пластической анатомии. Описал изгибы позвоночника, щитовидную железу, классифицировал мышцы. Церковь преследовала эго открытия, в медицине его открытия стали применяться значительно позднее.
Андрей Везалий (1514-1564) — отец описательной анатомии. Он вскрывал и препарировал трупы ,делал зарисовки костей, мышц, внутренних органов, сосудов, нервов. Издал небольшой атлас «Анатомические таблицы» 1538г.и знаменитый труд «О строении тела человека» 1543г.
Ученик Везалия Г.Фаллопий (1523-1562) описал маточные трубы, а В.Евстахий (1510-1574) обнаружил слуховую трубу.
В Голландии в середине 17 века был организован анатомический музей бальзамированных трупов. Петр первый купил коллекцию препаратов и в Санкт -Петербурге до сих пор хранятся в Кунсткамере.
Развитие анатомии в России в XVII—XIX вв. До 17 века в России как медицинской науки не существовало, знатных больных лечили врачи-иностранцы. Возникла необходимость в подготовке отечественных врачебных кадров. В 1620 г. в Москве Аптекарским приказом стали изготовляться лекарства для армии. В 1654 году создается первая «Школа русских лекарей»,где анатомия преподавалась по учебнику А.Везалия. В 1707 году в Москве по указу Петра первого открыта лекарская школа, затем их открыли в Петербурге (1717),Крондштадте (1719),где главным предметом была анатомия. Она изучалась по первому анатомическому атласу Мартина Ильича Шеина из 26 таблиц, учебник переведен с латинского языка на русский язык
В 1782 г М.Шумлянский защитил диссертацию «О строении почек»,описал строение нефрона, капиллярное кровообращение.
В 1786 году при медико-хирургических училищах открываются кафедры «анатомии ,физиологии, хирургии».П.А Загорский (1764-1846) подготовил первый учебник по анатомии на русском языке .А его ученик И.В.Буяльский (1789-1866) совершенствовал методы препарирования , бальзамирования, инъекции написал атлас анатомии человека.
Н.И.Пирогов (1810-1881) — основоположник топографической анатомии. Создал атлас «Иллюстрированная топографическая анатомия распилов, проведенных в трех направлениях через замороженное тело» (1852-1859).
Развитие анатомии в советский период и настоящее время. В советский период открыты высшие учебные заведения, шел расцвет анатомии как науки. Анатомия стала изучаться на микроскопическом, рентгеновском, биохимическом, функциональном уровне.
Выдающими анатомы этого периода были В.Н.Тонков изучал коллатеральное кровообращение, В.П.Воробьев изучал периферическую и вегетативную нервную систему, создал пятитомный «Атлас анатомии человека» (1938-1946), Р.Д.Синельников продолжил идеи Воробьева и издал оригинальный «Атлас анатомии человека», пересдавался шесть раз, является настольной книгой и в настоящее время, М.Г.Привес изучал лимфатическую систему, применив рентгенографию. М.Р.Сапин (род.1940г) исследует кровеносную систему, иммунную, лимфатическую системы, и многие другие.
Первый период в развитии анатомии до А.Везалия. Второй период с 16 века и до наших дней.
Развитие физиологии проходило параллельно анатомии. Аристотель (384-22гг до н.э.)отмечал, что сердце отвечает за движение крови.
Гиппократ описал четыре жидкости в организме (кровь,слизь,желчь,черная желчь),четыре типа темперамента.
Клавдий Гален изучал головной мозг и пришел к убеждению, что это центр мышления.
Вильям Гарвей (1578-1657) открыл большой круг кровообращения (1628) ,законы движения крови.
Рене Декард (1596-1650) предположил о рефлекторном принципе работы центральной нервной системы.
Основоположником русской физиологии считается И.М.Сеченов (1829-1905). Уделял внимание рефлекторным дугам, написал «Рефлексы головного мозга»,процессы возбуждения и торможения.
И.П.Павлов (1849-1936) 50 лет работал в области пищеварительной системы, открыл условные рефлексы, проводя опыты на животных.
Изучал высшую нервную деятельность. За свои открытия был удостоен Нобелевской премии в 1904 году.
Анатомия как наука включает цитологию -наука о клетке, гистологию — науку о тканях, эмбриологию — науку о развитии зародыша.

3.В изучении анатомии применяются методы:

1. препарирования

2. рентгенологический

3. эндоскопии

4. пальпации

5. перкуссии

6. аускультации

7. аутопсии

8. антропометрический

9. биопсия

10. топография

В изучении физиологии используют экспериментальные методы : трансплантация, экстирпация, фистульный метод, катетеризация. Инструментальные методы: электрокардиография, электроэнцефалография, рефлекс, рефлекторная дуга.

4. Потребности человека

Каждый человек для своей жизнедеятельности нуждается в определенных условиях и средствах. Жизнь, активность человека зависит от потребностей, которые необходимо удовлетворять. Потребность-это нужда организма в чем-либо.. Она объективна, необходима для жизни и развития. Потребности формируются при воспитании и самовоспитании ,культуры. Потребности естественные, социальные, материальные, духовные . Потребности зависят от профиля деятельности. Изучал потребности американский психолог М.Маслоу и создал иерархию человеческих потребностей по уровням в виде пирамиды: физиологические, безопасность и защищенность, групповая привязанность, уважение, эстетический уровень, самоуважение и самоактуализация.

5. Плоскости, оси и основные ориентиры в анатомии

Для определения топографии (местоположения) органов используют трехмерное пространство, позволяющее дать ему объемную характеристику. В этих целях через тело человека условно проводят три плоскости: горизонтальную, сагиттальную и фронтальную.
Горизонтальная плоскость делит тело на верхнюю и нижнюю части, сагиттальная — на правую и левую. Сагиттальная плоскость, разделяющая тело человека на две симметричные половины, называется срединной. Фронтальная плоскость проходит перпендикулярно по отношению к сагиттальной и делит тело на переднюю и заднюю части. Через любую точку на поверхности тела можно провести горизонтальную, сагиттальную и фронтальную плоскости. Для определения направлений движений в суставах условно проводят оси: фронтальную, сагиттальную, вертикальную

Терминология, применяемая в изучении анатомии и физиологии

Аnаtоmе – рассечение

Пальпация — ощупывание

Перкуссия – выстукивание

Аускультация — выслушивание

Экстирпация — удаление

Трансплантация — пересадка

Суtus — клетка

histos — ткань

Аutopsia — вскрытие трупов

Биопсия — взятие кусочка ткани

Ргохimalis — ближе к туловищу

distalis — дальше от туловища

Меdialis — ближе к средней линии

lateralis — дальше от средней линии

diaphysis — средняя часть кости

epi physis — конец кости

metaphysis-ростковая зона кости sаgitta -стрела

fгопs — лоб

dехtег -правый

sinister -левый

Сrista — гребень

dorsalis — находящийся ближе к задней поверхности тела

\/епtгаlis — находящийся ближе к передней поверхности тела

Топография — взаимное расположение органов

Записать, что изучает каждый вид анатомии

Ответить на вопросы:

1.Дать определения,что такое анатомия, физиология

2.что такое норма, порок развития, уродство?

3.назовите отечественных анатомов и их вклад в изучение дисциплины

4.Каких физиологов вы знаете и их роль в изучении процессов деятельности человеческого организма?

5.назовите методы изучения анатомии и в чем они заключаются