Аптека улица фонарь анализ

Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…» А.А. Блока

Александр Блок полагал, что не станет обыденным только тот, кто полностью впустит в себя боль. Он, как никто другой, чувствовал всю боль эпохи и отразил её в своей философской лирике. Одним из примеров этого периода творчества великого творца является «Ночь, улица, фонарь, аптека…».

История создания

История написания стихотворения вызывает печаль. Блок имел привычку прогуливаться по ночам на Островах Петербурга, отсюда слова – ночь, улица и фонарь.

Поэт часто заходил на Большой Крестовский мост. С него в Неву бросались самоубийцы. Бывало, им не удавалось задуманное, и утопленников откачивали с помощью медикаментов из ближайшей аптеки, так возникло название и замысел.

Жанр, направление и размер

«Ночь, улица, фонарь, аптека…» — это философское размышление автора, наполненное грустью, поэтому стихотворение принадлежит к жанру элегии.

От идей символизма Блок не отказывается и строит произведение с опорой на символы. Размер стихотворения — четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмой.

Композиция, образы и символы

Главными символами служат ночь, улица, фонарь и аптека, они начинают стихотворение и замыкают его, организуя тем самым кольцевую композицию. Сама композиция своего рода знак, она олицетворяет цикличность жизни от её начала до финала. Даже реинкарнация, по мнению Блока, не избавит душу от этой цикличности: «Умрёшь — начнёшь опять сначала». Казалось бы, что фонарь в контексте служит знаком надежды, своего рода светом в конце тоннеля, но закрытый слог слова означает конец.

Лирический герой выступает в роли созерцателя. Его поведение перекликается с историей написания произведения. Александр Александрович был свидетелем попытки суицида. Он, подобно лирическому герою видел, как в …ледяную рябь канала… прыгнул самоубийца. Невольный наблюдатель задумывается над жизнью и смертью и не замечает отличия, потому что всё повторится.

Темы, проблемы и настроение

Основной темой этого стихотворения стало размышление о том, для чего человек приходит в этот мир. Но отклика на дилемму Блок не нашёл: жизнь — пустой цикл. Отсюда тема цикличности бытия.

Также Александр Александрович поднимает острую социальную проблему – суицид, причиной которого стал «страшный мир». Мотив города и умерщвления человека прошли красной нитью через стихотворение.

Настроение после прочтения ужасное. Мрак, безысходность, холод веют от каждого слова и заставляют невольно вздрогнуть.

Смысл

Стихотворение можно разделить на две части: одна о жизни, другая посвящена смерти. Главная идея — отображение человеческого бытия. Приход и уход личности не меняют мира, ночью все также будет гореть фонарь, освещать улицу и аптеку. И каждый жизненный цикл будет укладываться в эту схему.

Главная мысль стихотворения также говорит нам о том, что суицид – это не выход из положения, от этого ничего не изменится, и вряд ли уйдет та боль, что вынуждает человека покидать этот мир самовольно. И если он чем-то обижен, чем-то взбешен и удручен, то необходимо бросить все силы на исправление ошибки, а не на то, чтобы не заметить, как воз стоит и ныне там.

Средства художественной выразительности

Мрачный пейзаж помогают обрисовывать:

Ксения Митрошина

Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» (А. Блок)

Таинственное дикое пламя питало душу этого поэта. Разрастаясь, оно вело его по жизненному и творческому пути. В момент, когда этот жар спал, Блока настигла смерть. Его уход из жизни ознаменовал собой окончательное завершение последней свободной литературной поры – серебряного века. Кто знает, быть может, в этом совпадении дат и одновременной кончине поэта и эпохи есть некая мистическая доля. Сам Александр Блок, уже пребывая в почтенном возрасте, размышлял о своём творчестве и говорил, что природа всего того, что он создал, – исключительно демоническая. Всё берёт начало в достаточно непростых взаимоотношениях с родным отцом, который так и не смог всерьёз принять ни одно стихотворение сына. Но Многомудрый Литрекон не так близорук и предлагает Вам разбор одного из самых известных произведений Блока – «Ночь, улица, фонарь, аптека».

Блока всегда выдавали неестественно светящиеся глаза, живой отклик его неспокойной души, – они были переполнены тоской и печалью. Так было всегда: и когда он, совсем ещё юный безбородый юнец, впервые вошёл в знаменитый петербургский литературный салон, и когда он, покорив всю писательскую интеллигенцию своим талантом и артистизмом, стал одним из божеств пера начала XX века. Это осталось неизменным и в последние мучительные годы жизни, когда Александр Блок, снедаемый изнутри неподдающимися в то время лечению болезнями, стал опальным поэтом.

Пропитанное чувством безысходности, стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» было написано в 1912 году, за два года до наступления Первой мировой войны и за пять лет до совершения Октябрьской революции в России. Оно предсказывает глубочайшее уныние, которое охватит людей всего мира после этих глобальных исторических событий. Только вот тогда поэт был уверен, что они, напротив, смогут побороть рутину опостылевшей жизни и изменить мир к лучшему.

Считается, что поэтами становятся исключительно те люди, которые переживают глубокую личную трагедию. Традиционно поэзию связывают с любовью, многогранной и неизведанной. Александр Блок тоже любил женщин, но не был тем, кто посвящает им всё своё творчество. Женщина для него – это вспомогательный инструмент для познания границ собственных желаний. Она вполне может помочь разобраться в некоторых уголках своей души, но поклоняться ей он не считал нужным. Поистине поэт сходил с ума и был страстно влюблён не в свою таинственную незнакомку, блуждающую по стихотворным строкам, – его сердце покорила революция.

Личная трагедия Блока – предательство революционной силы, которая должна была полностью изменить мир, предательство всех его мечтаний. Вначале он с необъяснимым воодушевлением восклицал, что «война – это, прежде всего, весело!», немного позже, когда на губах появился раздражающий кровяной привкус, а в лёгких осел пепельный дым, смешавшийся с запахом разлагающегося человеческого тела, восхищение стало понемногу угасать. Перед Октябрьской революцией в мыслях Александра Блока впервые проносится: «Запах войны есть хамство». Многие современники в своих воспоминаниях писали, что у этого поэта был настоящий ужасающий дар предсказывать грядущие катастрофы, и он этому всегда безусловно был рад.

Жанр, направление, размер

«Ночь, улица, фонарь, аптека» – это в каком-то смысле пророческие строки философской лирики, в которых читается размышление о смысле бытия.

Стихотворный размер произведения – четырехстопный ямб.

Направление творчества Блока – символизм (модернистское течение, в основе которого были такие признаки, как мистическая и философская тематика, образы-символы с переносным значением, возвышенность и оторванность поэзии от реальной жизни).

Композиция

Его главная особенность – зеркальная композиция, всё начинается с «ночь, улица, фонарь, аптека» и заканчивается почти таким же повторением строки – «ночь, аптека, улица, фонарь».

Этот приём можно назвать самым главным, поскольку благодаря нему создаётся то самое впечатление цикличной безысходности, которая присутствует в судьбе каждого из живущих людей.

Образы и символы

  1. Лирический герой замер у окна своей комнаты и пристально всматривается в поглощённую ночным полумраком улицу. Он размышляет о том, что в жизни ничего нельзя изменить. То, что предопределено, в любом случае произойдёт. Это уставший и разочарованный мыслитель, чья участь тоже предрешена.
  2. Центральный образ – аптека. Однажды, когда Александр Блок дал одному из своих друзей прочесть это стихотворение, тот с улыбкой отметил: «Знаешь, а ведь напротив моего дома тоже есть аптека». В ответ на это Блок с очень серьёзным и сосредоточенным выражением лица произнёс: «Рядом с каждым домом есть аптека». Известно, что в те времена некоторые аптеки считались местом спасения самоубийц. Выходит, что даже в ответе поэта есть подтекст – рядом с каждым домом ежедневно происходят человеческие трагедии: одни желают спастись в аптеках, продлив пустые годы своего существования, других, окончательно отчаявшихся и пытающихся навсегда покончить с опостылевшей рутиной, насильно приводят в те же стены и возвращают к жизни. В этом есть ирония – жизнь и смерть играют между собой, попеременно завлекая своими голосами неразумных людей.
  3. Свет фонаря – символ того самого света в конце туннеля, символ смысла жизни. Но у поэта он бессмысленный и тусклый – то есть человек специально зажигает для себя искусственный свет, чтобы разрезать тьму и обманывать себя, что есть смысл преодолевать ее на пути к тому самому лживому огоньку.
  4. Ночь – это образ-символ, который обозначает непролазную тьму самой жизни, где человек слеп и беспомощен: он не знает, откуда он, кто его создал, что находится вокруг него и т.д. Вся жизнь – ночь, холодная и бесприютная.

Темы, настроение и проблемы

Настроение стихотворения мрачное и «упадническое». Оно заставляет задумать о цикличности и рутине бытия, о мелочности и прозе жизни, где нет места настоящему свету и смыслу.

  • Основная тема – судьба. Все человеческие попытки побороть свою судьбу тщетны и глупы. Каждому отмерян свой срок и определено качество этого срока.
  • Однообразие и бессмысленность жизни – основная проблема стихотворения. Человеку суждено преодолевать одни и те же проблемы и лишения, а вокруг ничего не изменится, кто бы ни смотрел на ночь и аптеку.
  • Смерть в тексте не противостоит жизни, а является тем же скучным продолжением бытия, которое ничего не меняет.

Основная идея

Всем окружающим Александр Александрович Блок любил напоминать, что не стоит излишне переоценивать человеческую жизнь, воспринимая её как нечто особенное и приписывая ей возвышенный смысл. В ней ничего подобного нет, обыденность будней лишена всякой возвышенности. Место сказок – на страницах книг, в реальности господствует только скучная и угнетающая проза.

Имея за собой различные причины, все людские волнения исходят из четырёх конкретных чувств – болезни, тревоги, катастрофы и разрыва. Эта своего рода философия не была просто красивыми и замысловатыми поэтическими оборотами, в этих фразах состояла главная мысль его стихотворения.

Средства выразительности

Стихотворение, хоть и наводит на глубокие размышления, само по себе совсем небольшое. Написанное четырёхстопным ямбом, оно окрашено лишь несколькими художественно-выразительными средствами:

  • эпитетом «бессмысленный свет»;
  • сравнением «всё, как встарь».

Мария Гуцало

Анализ стихотворения Блока Ночь, улица, фонарь, аптека

Всего восемь строчек, которые изменили жизненные и творческие ориентиры поэта. Поэт пытается разобраться в смысле жизни. Для чего человек приходит в этот мир? В стихотворении затронута философская идея смерти.

Жизнь выглядит как замкнутый круг, гдё всё циклично повторяется. И окрашена она в мрачные, тусклые тона. Пройдёт и двадцать пять лет и ничего не изменится. Выхода из этого круга нет. Жизнь представлена в виде улицы, на которой стоят фонарь, который светит еле-еле, и аптеки. Почему именно она? Не больница, не магазин, не ресторан, а именно аптека. Не только же для рифмы строк добавил её поэт. В Санкт-Петербурге был мост, ведущий на Крестовский остров. Люди на нём пытались покончить жизнь самоубийством, т.к. по ночам мост не охранялся. В находящейся рядом, круглосуточно работающей аптеке, самоубийцам оказывали первую доврачебную помощь. И в холодной серой воде отражались аптека и вечно тускло горевший фонарь. Блок любил ходить по этим местам. Странная любовь.

Второе четверостишие начинается с утверждения — хоть сколько раз воскресни, всё с точностью повторится. Речь идёт о духовной смерти. Блок пытается найти смысл жизни. Он находится перед непростым выбором, что в жизни ценно, а что — нет. Лет через пять поэт сделает свой выбор. Себе на беду, он останется в России.

Стихотворение написано ямбом, строчки повторяются через одну. Первая строка заканчивается словом «аптека», она женского рода. Поэтому, строка звучит мягко. Далее следует философский монолог о смысле жизни. В последних двух строках стихотворения поэт поменял слова местами. Теперь последняя строка заканчивается словом «фонарь». Оно мужского рода, причём, и ударение падает на последний слог. Что придаёт не только последней строке, но и всему стихотворению жесткость и резкость. Интонация идёт вниз.

Анализ стихотворения Ночь, улица, фонарь, аптека Блока

Стихотворение написано поэтом в 1912 году, когда А. Блоку было тридцать два года. Это было время его наибольшей популярности. И это время было также временем его творческой зрелости. В этом году он даже пьесу, а для написания пьесы необходимо не одно лишь поэтическое вдохновение, но и сюжетная линия, а также несколько психологических образов.

И вот уже маститый поэт-символист, любимец женщин, благодаря стихам о прекрасной даме, вдруг пишет короткое пессимистическое стихотворение. Это был крутой поворот в его поэзии, но он не вызвал шквала критики со столоны литературного сообщества, а среди читателей лишь добавил ему популярности. Если рассматривать стихотворение с точки зрения творческой карьеры, то оно действительно знаменует переход поэта от одной тематике его творчества к другой.

Но поэтом-символистом А. Блока можно считать лишь номинально, поскольку его символика вовсе не была европейской символикой, и она была для русского читателя осязаемой и понятной. В России в те времена были и канонические символисты (например, Андрей Белый), стихи которых и сейчас трудно понять.

Если говорить о литературной ценности стихотворения, то оно совершенно обычно и его мог написать любой, пусть не признанный поэт. Тема также привычна для всех поэтов: тоска, бессмысленность его личной жизни и философские обобщения. Вспомните М. Лермонтова: «…и жизнь уж нас страшит, как ровный бег без цели».

Стихотворение по своей конструкции напоминает «гамбургер»: сверху место действия, снизу место действия, а посередине начинка. Начинка не очень вкусная: печаль, безысходность, что-то о смерти и возрождении в такой же бессмысленной жизни потом, после реинкарнации.

Что касается повода для написания такого стихотворения, можно назвать несколько причин. Александр Блок не был жизнерадостным поэтом. Он существовал в своём виртуальном мире, заполненном загадками и прекрасными женщинами, в мире, с налётом печали и придуманной трагичности, но такая жизнь не может продолжаться вечно. Жизнь всё-таки реальна.

В 1909 году он потерял дорогих его сердцу людей. У Блока были семейные нелады. В 1911 году он побывал в Европе и вернулся оттуда разочарованным в европейской культуре. А в России тоже было не слаще.

Вполне возможно, что он уже терял популярность, и надо было сменить тематику своей поэзии. А может это была случайность, когда вид ночной улицы дополняет его душевное состояние, и он берётся за перо.

Кто знает.

История создания, кратко по плану

Картинка к стихотворению Ночь, улица, фонарь, аптека

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Есенина Не напрасно дули ветры

    Есенин очень любил природу и часто писал стихи, связанные со временами года и красотой бескрайних полей и лесов. Есенин родом из деревни детство и юность он провел там и видел много проявлений природы. В данном стихотворении Есенин

  • Анализ стихотворения Есенина Хулиган

    В 1920 году, Есенин написал еще одно стихотворение. В эти года автор писал более грустные темы, на его листах было много боли, страха и страдания. Стихотворение вступало в количество более часто читавшихся Есениным с эстрады.

  • Анализ стихотворения Пушкина Зимнее утро 3, 6 класс

    Данное стихотворение написано 3 ноября 1829г., когда поэт находился в селе Михайловском. В данном тексте, как ни в одном другом Пушкину удалось максимально ярко и точно изобразить всю прелесть русской зимы.

  • Анализ стихотворения Пушкина Царское село

    Молодой Александр Пушкин как раз учился в Царскосельском лицее, когда возникла необходимость, написать это стихотворение. Поэт учился, много чем интересовался, но в один момент предстоял экзамен. По решению и хорошей сдачи

  • Анализ стихотворения Блока Коршун

    Концепция, изречения в элегии, были исходом воспоминаний и волнений творца от наблюдения страстей войны, которая терзала народонаселение России в населенных пунктах и деревеньках. Блок в период длительной эпохи позиционировался

О чем нам светит фонарь как символ

Фонарь — изобретение, можно сказать, изменившее жизнь людей. Именно благодаря ему, изменился распорядок жизни сначала горожан, а затем и жителей сельской местности. Любой фонарь, даже карманный, символизирует победу света над тьмой, раздвигая рамки времени, отведенного для активной жизнедеятельности человека.

Фонарь — изобретение, изменившее распорядок жизни людей

Фонари, фонари – старины отголоски,
чужаки средь бетонных громад городских,
вы строгИ, молчаливы, скромны и неброски,
и как будто витаете в далях седых.

Но от гордой осанки, от шей лебединых,
от роняющих свет золотистых голов
веет тихим достоинством старцев былинных,
величаво несущих всю мудрость веков.

(Татьяна Благоразумова)

Фонарь – символ прогресса и получения знаний.

При помощи фонаря люди издревле освещали себе путь. Сначала это были ручные светильники, а в 19 веке повсеместно стали появляться уличные, расположенные высоко и выхватывающие из тьмы большие площади пространства.

Таким образом, фонарь становится символом прогресса и просвещения, позволившим людям продлить время своей активности, чаще передвигаться и бывать на улицах в темное время суток.

Фонарь — символ прогресса и просвещения

Образ ученого, мыслителя или писателя, корпящего над своими трудами в ночи при свете фонаря (лампы), когда жизнь стихает, и ничто не отвлекает от размышлений и работы, делает фонарь символом знаний, просвещения, интеллектуального труда, как, собственно, и сам свет. Все помнят поговорку «ученье – свет, а не ученье – тьма». И даже, чтение в детском и подростковом возрасте книг под одеялом с фонариком, наделяет фонарь символикой, связанной с получением новых знаний и озарений.

Также фонарь символизирует внутренние духовные качества человека такие, как правда, разум, мудрость, интеллект и знание собственного пути.

Фонарь символизирует мудрость, тягу к знаниям, свет человеческого разума

Архитепически появление фонаря восходит к древнегреческому герою Прометею, который похитил у богов огонь для людей. Имя Прометей означает «предвидящий», «мыслящий прежде». Согласно легенде он многому научил людей, было положено начало развитию многих наук: медицины, астрономии, письменности. А с появлением огня жизнь людей стала стремительно меняться, ее качество становилось все лучше и лучше. Прометей же за это был прикован к скале по приказу разгневанного Зевса, а его печень терзал орел.

Прометей, подаривший людям огонь. Памятник Прометею в Санкт-Петербурге

Иногда фонарь ассоциируется с одиночеством и отшельничеством, когда для спрятавшегося от мирской суеты человека, он является единственным источником света в темное время суток и спутником в размышлениях и бдениях.

Фонарь может символизировать отшельничество и одиночество

Фонарь – символ человеческой души и присутствия божественного

Внутренний свет фонаря символизирует свет человеческого души. Счастливый и спокойный человек излучает внутренний свет, а внутренний свет души символизирует частичку Бога в каждом из людей. В символике фонаря четко прослеживается связь физического света и тепла со светом и теплом души.

Также фонарь является символом того, что как бы ни бушевали снаружи бури, какие бы не происходили события, пока горит внутренний огонек, душа человека жива и есть надежда на изменения к лучшему, приход «светлых времен».

Фонарь олицетворяет внутренний свет, исходящий из души человека

Помимо этого свет фонаря, являясь закрытым огнем, символизирует защиту сильной, но хрупкой и ранимой человеческой души.

В целом свет всегда был для человека гармонизирующим и духовным началом. Фонарь как источник света олицетворяет настроенность человека на солярный цикл жизни, следование за солнцем и огнем к свету.

Именно поэтому осенью и зимой, а также по ночам, люди часто зажигают фонари, свечи, факелы, чтобы поддерживать внутри себя внутренний огонек, переживать внутри себя присутствие солнца, преодолевая темноту и холод, которые воспринимаются подсознанием как времена страха и опасности.

Осенью чаще хочется зажигать огонь. Свет фонаря отгоняет тьму и символизирует безопасность

Фонарь помогает сохранять внутри себя покой и силу, побеждать тревогу и печаль, помнить, что снова взойдет солнце и даст мир, счастье, опору и уверенность в будущем. Таким образом, фонарь олицетворяет связь между природой и внутренним миром человека.

День кончен. Силы на излёте.
Сквозь ранний сумрак, фонари
Лучатся при любой погоде
Самозабвенно изнутри.

Делясь с прохожими свеченьем,
Подмигивая с высоты,
Любой фонарь без исключенья —
Аккумулятор доброты.

(Юлия Зазимко)

Тихий свет светильников и лампад, как и свечей, всегда ассоциировался у людей с божественным, постоянным присутствием Бога, божества или духа. На гробницах и алтарях в разных культурах свет лампад и фонариков олицетворял преданность Богу, а также был символом свидетельства добрых дел человека.

Фонари и лампады означают присутствие божественного и преданность богу

Фонарь – символ праздника и безопасности

Разноцветные и просто фонари – древние спутники человека во время праздников и гуляний. Многочисленные источники света усиливали праздничную атмосферу, делали обыденную обстановку более фееричной и романтичной одновременно.

Красные китайские фонарики из бумаги являются символом счастья и благополучия

Поэтому фонари и фонарики можно смело называть символом праздника любого масштаба, будь то китайский или русский Новый год, мусульманский рамадан, ярмарка, свадьба или романтический ужин.

Фонарь является символом безопасности. На освещенных улицах, чувствуешь себя спокойнее и увереннее, снижается риск внезапного нападения, поскольку фонарь освещает дорогу и высвечивает темные углы, не позволяя в них притаиться чему-то недоброму. Эта очень древняя символика, присущая свету, изгоняющему тьму, прочно укоренилась в представлении людей и в полной мере перешла к фонарю.

Романтичные фонари Парижа

Негативная символика фонаря

Негативной символикой обладает, пожалуй, лишь фонарь красного цвета и то, только в европейской культуре. Бумажные фонарики в Китае очень благоприятный символ, сулящий счастье, изобилие, любовь и прочие всевозможные блага.

Фонари на улице Токио

Что касается фонарей красного цвета в европейском понимании, то их символический негативизм связан с ассоциацией с древнейшей женской профессией по торговле своим телом.

Впервые красные фонари появились в портовом городе Амстердаме, где проститутки находились под защитой государства. А чтобы уберечь достойных женщин от домогательств матросни, женщинам легкого поведения приписали ходить в темное время суток с фонарями, имеющими стекла красного цвета, в отличие от честных дам, освещавших себе путь обычными фонарями.

Квартал красных фонарей в Амстердаме

Красный свет был хорошо виден в ночи, а освещая «гетеру», скрашивал недостатки ее внешности, которая изнашивалась быстро от подобного образа жизни. Кроме того, красный – цвет возбуждающий и усиливающий влечение, что также было на руку ночным бабочкам.

Современные фонари, как и их предшественники, освещают путь в темноте, делая его более легким и безопасным

Но навряд ли, этот специфический негативный аспект в символике рукотворного источника света, перевесит все то, доброе и светлое, что олицетворяет и дарит людям такое славное изобретение, как фонарь. Тем более, что красная его разновидность была введена с целью обезопасить от неприятностей тех, кто их не искал, а просто следовал по своим делам.

Горят ночные фонари
И значит так угодно Богу,
Чтоб освещали нам они
Во мраке нужную дорогу.

Чтобы не сбились мы с пути,
И не свернули где не нужно,
Чтоб все до дома добрели
Они всю ночь нам светят дружно.

Благодарить их все не прочь
За неусыпное дежурство,
Ведь в мире каждому помочь-
Это великое искусство.

Все городские фонари
Наверно родственники звёздам,
С небес сверкающим вдали
Всем возвращающимся поздно.

(Ирина Бутримова)

Вид с самолета на улицы ночного города, освещенного фонарями