Чем зачет отличается от экзамена?

Вполне очевидно, что студенческая жизнь далеко не такая беззаботная, как может показаться на первый взгляд. Затяжные семестры, сопряженные с посещением бесчисленных пар, сменяются безумно волнительными сессиями, от исхода которых зависит судьба будущего специалиста. Неотъемлемыми элементами учебного процесса выступают зачеты и экзамены, позволяющие оценить качество усвоения студентами изложенного материала. Каждый из способов оценки знаний обладает своими особенностями и характеристиками. Поговорим о них более подробно в рамках ответа на вопрос, чем отличается зачет от экзамена.

Определения

Зачет

Зачет – форма проверки навыков и знаний студентов высших и средних специальных учебных заведений. Может проводиться как в устной, так и в письменной форме. Способ аттестации устанавливается преподавателем. Зачетная неделя проходит перед началом экзаменационной сессии. Впрочем, отметки о прохождении проверки могут выставляться и на последнем занятии по той или иной дисциплине. Многое в данном случае зависит от посещаемости и успеваемости студентов в течение семестра. Особо прилежные ученики нередко получают зачет «автоматом». К экзаменам студенты допускаются лишь после успешного прохождения предварительных проверок. Результат фиксируется в зачетной книжке и ведомости. Испытание не имеет балльной оценки.

Экзамен

Экзамен – одна из форм проверки знаний. В высших учебных заведениях проводится во время сессий. Существует множество видов экзаменов, объединенных между собой схожими традициями. Среди них можно упомянуть школьные, институтские, военные, международные и прочие испытания. Сам же термин «экзамен» переводится с латинского как «язычок» или «стрелка весов». Однако данное слово употребляется также в переносном значении: «оценка», «испытание». Система школьных экзаменов сложилась в эпоху петровских преобразований. Впоследствии она многократно реформировалась и претерпевала ряд изменений. После Октябрьской революции 1917 года проверочные испытания были отменены и вновь вошли в школьную программу лишь спустя 15 лет. За это время власти также осознали необходимость внедрения приемных экзаменов при поступлении в вуз. Распад СССР и следующие за ним реформы внесли очередные изменения в систему российского образования. В 2007 году на территории страны был введен единый государственный экзамен для выпускников школ и абитуриентов.

Сравнение

Рассмотрим отличия понятий в контексте высших и средних специальных учебных заведений. Зачет является промежуточным проверочным испытанием, которое проводится непосредственно перед началом сессии. По его результатам студент либо допускается, либо не допускается к экзамену. По сравнению с последним зачет выступает более простой формой аттестации. Нередко он выставляется на основании сданных рефератов или курсовых работ. Особо прилежные и активные студенты, регулярно посещающие занятия по дисциплине, могут получить зачет «автоматом». Данный метод проверки знаний не подразумевает наличия балльной шкалы оценок. Если испытание пройдено успешно, ученик получает отметку «зачет». В противном случае к оценке добавляется частица «не». Кроме того, зачет охватывает темы, пройденные в течение одного семестра. Тогда как экзамен требует повторения всего изученного материала. Соответственно, подготовка к такой проверке является более сложным и длительным процессом.

Еще одно отличие зачета от экзамена состоит в том, что последний обладает балльной системой оценок. Отметка выставляется по шкале от единицы до пятерки и подлежит последующему занесению в диплом. Обычно аттестация проводится по билетам в устной или письменной форме. Каждый студент отвечает на свой перечень вопросов. Получить экзамен «автоматом» удается крайне редко, и то в случае, если ученик согласен на оценку «удовлетворительно». Подобная проверка выступает неотъемлемой частью сессии. Незадолго до ее проведения преподаватели устраивают консультации, в ходе которых дают пояснения по перечню вопросов. Обычно в день назначается не более одного экзамена, тогда как зачетов может быть несколько. Консультации по последним не предусмотрены.

Подведем итог, в чем разница между зачетом и экзаменом.

Зачет Экзамен
Проводится перед началом сессии Выступает неотъемлемой частью сессии
Зачастую выставляется на основании рефератов или курсовых работ Проходит по билетам
Может ставиться «автоматом» в случае регулярного посещения пар Получить «автомат» практически нереально
Не имеет балльной системы оценок Отметки выставляются по шкале от единицы до пятерки
Результат заносится в ведомость Итог отражается в дипломе
Охватывает темы, пройденные в течение семестра Требует повторения всего изученного материала
Не подразумевает организации консультаций Преподаватели дают предварительные разъяснения по вопросам
Может устраиваться несколько проверок в день В течение суток организуется не больше одного испытания

На сегодняшний день образовательная деятельность строится таким образом, что учащимся выдают определённое количество знаний, которые они применяют на практике, тем самым показывая наличие приобретённых умений.

После чего непременно проводится контроль усвоенного учеником опыта. Контроль знаний может быть представлен совершенно различными формами деятельности, которую необходимо выполнить учащемуся.

Каждого студента ждут зачеты

Это может быть тестовая работа, написание реферата, доклада, научной работы, контрольная работа, лабораторное исследование, зачет и экзамен.

С каждой из перечисленных форм работы мы сталкиваемся, еще обучаясь в школе. Подобного же рода работы нам предстоит выполнять и в вузе.

Однако хотелось бы особое внимание уделить двум формам контроля знаний: зачету и экзамену. И рассмотреть, чем они похожи и чем отличаются друг от друга.

Вы спросите: «Почему именно им?». Все просто! Именно зачеты и экзамены сдают все студенты для перевода на каждый из последующих курсов обучения независимо от того, учатся ли они очно, заочно или дистанционно.

Что такое зачет и экзамен

Как известно, в течение всего учебного года студенты вузов посещают лекционные, семинарские, практические и лабораторные занятия.

Каждый предмет представлен определенным объемом учебно-практических часов, количество которых после прослушивания будет указано в вашей зачетной книжке, а также в дипломе.

За год студенту необходимо сдать две сессии. Одна сессия является промежуточной, для многих (в частности первокурсников) данная сессия – показатель их предыдущих знаний и готовности к дальнейшей учебе в вузе.

Потому как на начальных занятиях в большинстве своем идет повторение материала, изученного новоиспеченными студентами по определенным предметам в школе на уровне десятых-одиннадцатых классов.

Также, столкнувшись с первыми зачетами и экзаменами, первокурсник уже может дать себе реальный отчет относительно правильности выбранной им профессии с точки зрения трудности и интереса.

Вторая сессия — переводная. Её студенты сдают летом, и при успешной сдаче переводятся на следующий курс. Основной формой контроля знаний на сессиях для студентов являются зачеты и экзамены.

Именно все сданные зачеты и экзамены обеспечивают получение стипендии и перевод на следующую образовательную ступень.

Чем отличается зачет от экзамена в вузе

Теперь разберемся, в чем же отличие данных форм работы. При сдаче зачета в вашей зачетной книжке будет стоять запись либо «зачтено», либо «не зачтено».

Вы можете пересдать зачет

В случае несдачи зачета вас отправят на пересдачу, и вы не будете допущены до экзаменов.

Зачет, как правило, можно получить автоматически. Если вы исправно посещали все лекции, вовремя сдавали практические работы — вам обеспечен «автомат».

Кроме того, преподаватель может сам выбрать условия для сдачи зачета: написание доклада, выполнение теста, устный опрос.

Кстати, «зачтено» будет поставлено вам в том случае, если ваш ответ соответствует оценке «три» (условно). Отсюда вывод: готовиться к зачету можно менее ответственно, чем к экзамену.

Теоретический материал, необходимый для подготовки к зачету, как правило, довольно обширен — весь курс предмета. Но стоит помнить, что большинство зачетных занятий имеют краткосрочную программу (полгода), поэтому выучить все необходимое особого труда не составит.

С экзаменом все обстоит гораздо серьезнее. За экзамен вам будет выставлена оценка по пятибалльной шкале в зависимости от уровня знаний. Получить экзамен автоматом возможно в редком случае.

Материал, который выводится на экзамен, как правило, гораздо обширнее зачетного. Некоторые предметы студенты могут изучать от года до полутора лет, прежде чем сдать по ним экзамены.

Вопросы на экзамене преподаватель может задавать, только исходя из условий вашего билета, тогда как на зачете он легко может «прогнать» вас по всему изученному материалу независимо от тем.

Пересдать экзамен возможно так же, как и зачет. Однако после пересдачи выше четверки вам ничего светить не будет. Хотя чаще всего преподаватели ставят за пересдачу «три».

Кстати, пересдать экзамен можно будет только после окончания сессии. Это означает, что вы рискуете быть отчисленным за неуспеваемость (если у вас много несданных экзаменов) или же остаться без стипендии.

Оценки, полученные на экзамене, выставляются в вашу зачетную книжку, а при получении диплома отображаются в его вкладыше.

С точки зрения особенностей преподавания отдельных вузовских дисциплин вы также можете заметить разницу в зависимости от конечного результата, который вам предстоит показать.

Так преподаватель, возможно, будет относиться лояльнее к вашей теоретической подготовке к практическим занятиям, пропускам, если в конце курса вам грозит только зачет.

На первой лекции преподаватели озвучивают количество часов, отведенных на изучение того или иного предметного курса, а также конечную форму контроля. Поэтому стоит быть внимательным, чтобы не оказаться в сложной ситуации, когда вместо ожидаемого зачета придется сдать экзамен.

Что такое дифференцированный зачет

Кроме обычного зачета многие педагоги практикуют и дифференцированные зачеты. При сдаче подобного зачета вместо «зачтено» или «не зачтено» вам будет выставлена оценка.

Пересдать подобный зачет можно. Оценка, полученная за данный зачет, будет учитываться при начислении стипендии, а также пойдет в диплом и будет влиять на цвет вашего диплома. Выставляться оценка за данный вид работы будет в той же (левой колонке) вашей зачетной книжки, как и другие зачеты.

Чем отличается дифференцированный зачет от обычного зачета и экзамена

С точки зрения сложности по сравнению с экзаменом данная форма контроля знаний все же является более упрощенной.

Кстати, многие преподаватели могут выступить с инициативой организации дифференцированного зачета на определённом курсе или для отдельных студентов.

Дифференцированные зачеты чаще всего проводят по спецкурсам, а экзамены — по базовым дисциплинам.

Возможен вариант того, что сдачу такого зачета вам предложат в творческой форме. Или же выставят за него оценку, учитывая вашу курсовую работу или прохождение практики.

Рядом с отметкой по дифференцированному зачету в вашу зачетную книжку могут в скобках написать рейтинговый балл, который высчитывается из учета всех ответов ваших одногруппников.

Как правило, несданный с первого раза дифференцированный зачет (оценка два) будет отображен только в учебной ведомости, в зачетную же книжку вам поставят оценку после пересдачи.

Итоги

Завершая данный разговор, подведем небольшой итог. Отличия зачета от экзамена довольно существенны:

  1. Объем подготавливаемого для сдачи материала.

    Зачеты тоже бывают сложными, и к ним лучше подготовиться

  2. Специфика (базовый или спецкурс) изучаемого предмета.
  3. Количество учебных часов по предмету.
  4. Оценка (оформление).
  5. Условия (формы, виды) сдачи.
  6. Влияние на стипендию.
  7. Возможность и условия пересдачи.

И несмотря на то, что зачет сдать гораздо легче, чем экзамен, готовиться нужно и к тому и к другому. Не стоит уповать на рассказы студентов-старшекурсников о том, что определенные предметы сдаются просто.

Следует брать во внимание собственные способности по той или иной учебной дисциплине, оценить работу на практических занятиях, выявить, в каких темах существуют пробелы в знаниях.

Стоит также подсчитать количество ваших пропусков и, если среди них много неуважительных, подготовить аргументы оправдательного характера, а лучше заручиться поддержкой деканата.

И главное – учесть взаимоотношения с каждым из преподавателей, а также особенности его характера, темперамента, нрав. Ведь не каждый педагог сможет посочувствовать вам по поводу поездки к заболевшей бабушке, или же с шуткой отнестись к путанице терминов во время ответа.

Именно это обеспечит удачное закрытие как промежуточной, так и итоговой сессии каждому студенту.

В этом видео вы узнаете об экзаменах и пересдачах:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Брянский филиалРАНХиГС

ПАМЯТКА

СТУДЕНТУ О БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ

ОЦЕНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

КОМПЕТЕНЦИЙ

Брянск 2012

ПАМЯТКА

СТУДЕНТУ О БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ

Государственный образовательный стандарт— ГОС (State academic standard of education) — документ, определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Учебная дисциплина – составляющая учебного плана, по которой осуществляется мониторинг формирования образовательных компетенций студентов.

Дидактическая единица – элемент содержания учебного материала, одна из предметных тем, подлежащих обязательному освещению и изучению в процессе подготовки специалистов, обучающихся по данной дисциплине.

Текущий контроль – систематическая проверка уровня образовательных компетенций обучающихся, проводимая преподавателем на текущих занятиях (лекциях, семинарских и практических занятиях), в соответствии с учебной программой дисциплины в течение семестра или учебного года.

Рубежный контроль (аттестация) – проверка уровня образовательных компетенций студентов по пройденному в соответствии с учебной программой материалу учебной дисциплины, формы которой определяются кафедрой, вносятся в учебную программу и утверждаются на заседании кафедры. Осуществляется на контрольных точках.

Контрольная точка – часть учебного семестра, отводимая на проведение рубежного контроля.

Рейтинговая оценка – индивидуальная кумулятивная (накопительная) оценка образовательных компетенций студента, определяемая каждым видом контроля.

Итоговая аттестация – это вид контроля, проводимый в рамках третьей контрольной точки. В итоговую аттестацию включаются традиционные (зачет и/или экзамен) формы контроля.

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИМЕНЯЕТСЯ СЕЙЧАС В ВЕДУЩИХ ВУЗАХ РОССИИ И В БОЛЬШИНСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗОВ. ЕЁ СУТЬ СОСТОИТ В СЛЕДУЮЩЕМ.

ВО-ПЕРВЫХ, КАЖДЫЙ СТУДЕНТ В ТЕЧЕНИЕ СЕМЕСТРА ЗАРАБАТЫВАЕТ СЕБЕ БАЛЛЫ, ИЗ КОТОРЫХ СКЛАДЫВАЕТСЯ ЕГО РЕЙТИНГ.

Для каждого студента вычисляются следующие рейтинговые показатели:

1. Рейтинговый показатель по каждой из дисциплин, изученных в семестре.

2. Рейтинг за семестр.

3. Итоговый рейтинговый показатель, достигнутый студентом за годы обучения в филиале БФ РАНХиГС.

ВО-ВТОРЫХ, БАЛЛЫ ПО ПРЕДМЕТУ СТУДЕНТ НАБИРАЕТ НЕ ТОЛЬКО НА ЭКЗАМЕНЕ ИЛИ ЗАЧЕТЕ, НО И НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ.

В ходе семестра преподаватель начисляет студентам баллы за различные виды успешно выполненных работ – контрольные, самостоятельные, домашние, а также за выступления на семинарах, рефераты, эссе и т. п. На первых занятиях преподаватель должен объяснить студентам, сколько баллов и за что они могут получить, как будет формироваться итоговая оценка по дисциплине.

Оценка уровня образовательных компетенций студентов в рамках балльно-рейтинговой системы осуществляется в ходе текущей, рубежной и итоговой аттестации.

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

При изучении дисциплины могут быть предусмотрены такие формы текущего контроля знаний, как:

— конспектирование лекций;

— работа на семинарских занятиях;

— выполнение индивидуальных заданий;

— подготовка и презентация домашних заданий;

— дискуссии, тренинги, круглые столы;

— письменный контроль (тест, диктант, сочинение, эссе и др.);

— различные виды коллоквиумов (устный, письменный, комбинированный, экспресс и др.);

— выполнение лабораторно-практических работ;

— посещаемость занятий; и др.

Конкретное число баллов каждому студенту выставляется пропорционально объему усвоенного материала на основе оценки преподавателем данного объема.

РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ

Рубежный контроль (аттестация) осуществляется в контрольных точках 2 раза в семестр, в соответствии с графиком учебного процесса.

Для проведения рубежного контроля (аттестации) семестр делится на 2 этапа (рубежа) по 8-9 недель каждый. По окончании каждого этапа в контрольных точках по всем изучаемым дисциплинам проводится рубежный контроль успешности освоения студентом учебной дисциплины.

Проведение рубежного контроля осуществляется в контрольных точках в течение двух недель без прерывания учебного процесса. Полученные оценки выставляются в Ведомости рубежного контроля.

Формы проведения рубежного контроля по дисциплинам определяются рабочими программами учебных дисциплин (устный опрос, тест, контрольная работа, коллоквиум и т. д.).

При проведении рубежного контроля по дисциплине используется 100-балльная шкала оценки (Таблица 1)

Таблица 1 – Шкала для выставления оценок и перевода их в баллы

ОЦЕНКА

БАЛЛЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОЦЕНКЕ

ИТОГОВЫЕ БАЛЛЫ

«5+»

10 х 10

«5»

9 х 10

«4+»

8 х 10

«4»

7 х 10

«4-«

6 х 10

«3+»

5 х 10

«3»

4 х 10

«3-«

3 х 10

«2»

2 х 10

Оценка менее 40 баллов считается неудовлетворительной. Студент, получивший неудовлетворительную оценку, считается не прошедшим рубежный контроль по данному предмету.

В случае неявки студента на рубежный контроль по данной дисциплине ему выставляется 0 баллов.

Балл студента за семестр по дисциплине, имеющей в качестве вида отчетности экзамен, рассчитывается на основании баллов, полученных по итогам рубежного контроля, семинарских (практических) занятиях и на экзамене.

Балл студента за семестр по дисциплине, имеющей в качестве вида отчетности зачет, рассчитывается на основании баллов, полученных по итогам рубежного контроля и баллов, полученных на семинарских (практических) занятиях.

Ведомости по итогам рубежного контроля предоставляются преподавателями на очное отделение для определения рейтинговой оценки студентов.

Результаты рубежного контроля по каждой дисциплине вывешиваются на доске объявлений в течение 1 недели после его окончания.

Повторный контроль по дисциплине проводится в случае, если студент не явился на рубежную аттестацию или получил на рубежной аттестации неудовлетворительную оценку (менее 40 баллов).

В случае неявки студента на рубежную аттестацию по уважительной причине (подтвержденной документально) зав. очным отделением по согласованию с преподавателем разрешает проведение повторного рубежного контроля в срок, назначаемый кафедрой.

Студентам, получившим неудовлетворительную оценку на одной из рубежных аттестаций по конкретной дисциплине, предоставляется возможность повторно пройти аттестацию по этому этапу по окончании семестра в течение одной недели до начала экзаменационной сессии.

Студенты, получившие неудовлетворительные оценки на каждой из рубежных аттестаций по конкретной дисциплине, к повторной рубежной аттестации не допускаются.

Не допускается повторное проведение рубежной аттестации с целью получения более высокой оценки.

В-ТРЕТЬИХ, НА ЗАЧЕТЕ ИЛИ ЭКЗАМЕНЕ СТУДЕНТ ТОЖЕ ПОЛУЧАЕТ БАЛЛЫ ЗА ОТВЕТ НА ЗАЧЕТЕ ИЛИ ЭКЗАМЕНЕ ВЫСТАВЛЯЕТСЯ ОЦЕНКА В БАЛЛАХ.

АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЗА СЕМЕСТР

После окончания повторных рубежных аттестаций в соответствии с рабочим учебным планом по расписанию, утвержденному директором филиала, и в сроки проведения экзаменационной сессии проводятся экзамены.

Оценка за экзамен выставляется по 100-балльной шкале в Ведомость рубежной аттестации.

Итоговая оценка по дисциплинам, по которым в качестве вида отчетности предусмотрен экзамен и которые включают лекции и семинарские (практические) занятия, выставляются преподавателем с учетом текущей успеваемости студента.

Итоговая оценка по дисциплине за семестр, выставляемая по 100-балльной шкале, будет складываться из оценки за экзамен, оценок за рубежные аттестации и оценки текущей успеваемости студента.

При этом, необходимо учитывать, что каждая оценка имеет свой удельный вес:

— оценка за экзамен составляет 30% общей итоговой оценки по дисциплине;

— оценка за рубежные аттестации составляет по 20% общей итоговой оценки;

— оценка текущей успеваемости составляет 30% общей итоговой оценки.

Таблица 2

Схема расчета оценки по теоретическим дисциплинам + семинарские (практические) занятия (54 часа — экзамен)

Вид аттестации

Удельный вес

оценки

Баллы, полученные студентом

Баллы с учетом удельного веса

Всего баллов

Семестровая оценка

см. Таблицу 1

Рубежная аттестация 1

20%

70х20% = 14

14 +

15 +

27 +

24 =

80 = «4»

Рубежная аттестация 2

20%

75х20% = 15

Семинарские (практические) занятия

30%

90х30% = 27

Экзамен

30%

80х30% = 24

ИТОГО

«хорошо»

Таблица 3.

Схема расчета оценки по теоретическим дисциплинам + семинарские (практические) занятия (54 часа — зачет)

Таблица 4.

Схема расчета оценки по теоретическим дисциплинам + семинарские (практические) занятия (36 часов + зачет)

Вид аттестации

Удельный вес

оценки

Баллы, полученные студентом

Баллы с учетом удельного веса

Всего баллов

Семестровая оценка

Рубежная аттестация 1

30%

70х30% =21

21+36=57 (допущен к зачету)

«зачтено»

Семинарские (практические) занятия

40%

90х40% = 36

Зачет

30%

50х30%=15

ИТОГО

Если в рабочем учебном плане в качестве вида отчетности по дисциплине предусмотрен «экзамен», то оценка по дисциплине за семестр выставляется по 5-балльной шкале в соответствии с Таблицей 3.

Таблица 3 – Схема перевода оценок.

ОЦЕНКА ПО 100-БАЛЛЬНОЙ ШКАЛЕ

ОЦЕНКА ПО 5-БАЛЛЬНОЙ ШКАЛЕ

79 – 100 баллов

«отлично»

56 – 78 баллов

«хорошо»

40 – 55 баллов

«удовлетворительно»

0-39 баллов

«неудовлетворительно»

Если в рабочем учебном плане в качестве вида отчетности по дисциплине предусмотрен только «зачет», то преподаватель выставляет в экзаменационную ведомость и в зачетную книжку студента оценку «зачтено» при условии, что средний балл студента на рубежных аттестациях ≥ 40. Для получения зачета по предмету студенту достаточно иметь оценки выше 40 баллов на всех рубежных аттестациях по данной дисциплине.

Если средний балл студента на рубежных аттестациях < 40, то преподаватель выставляет в аттестационную ведомость оценку «не зачтено», при этом зачетная книжка не заполняется.

В-ЧЕТВЕРТЫХ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МОЖЕТ НАЧИСЛЯТЬ СТУДЕНТУ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ («ПРЕМИАЛЬНЫЕ») БАЛЛЫ ЗА ОСОБЫЕ УСПЕХИ В ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ (ОБЪЕМНЫЕ ДОКЛАДЫ, УЧАСТИЕ В ОЛИМПИАДАХ, НАУЧНЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЯХ И Т. П.).

Преподаватель учитывает посещаемость студентами занятий по дисциплине. Отсутствие студента на занятиях (лекциях, семинарских или практических занятиях) влечет за собой снижение баллов по дисциплине.

ПОВТОРНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЗА СЕМЕСТР

Повторная аттестация по дисциплине за семестр проводится в случаях если:

— студент прошел аттестацию по дисциплине с оценкой «неудовлетворительно» («не зачтено»);

— студент не явился на аттестацию по неуважительной причине.

Повторная аттестация по дисциплине за семестр проводится комиссией в течение двух недель с начала семестра, следующего за аттестационным периодом, в соответствии с расписанием, утвержденным директором филиала.

Для принятия окончательного решения об аттестации студента по дисциплине приказом директора филиала назначается комиссия в составе трех человек под председательством заведующего кафедрой, ответственной за дисциплину в соответствии с рабочим учебным планом.

Преподаватель, ведущий данную дисциплину, может быть не включен в состав комиссии.

Решение, принятое комиссией, является окончательным. Апелляции не принимаются.

В-ПЯТЫХ, РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ПОТОМУ И НАЗЫВАЕТСЯ «РЕЙТИНГОВОЙ», ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ОПРЕДЕЛИТЬ РЕЙТИНГ КАЖДОГО СТУДЕНТА В ГРУППЕ, В ФИЛИАЛЕ, КАК ПО КОНКРЕТНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ, ТАК И ПО СУММЕ ВСЕХ ДИСЦИПЛИН.

Для определения семестрового рейтинга студента применяется формула расчета в соответствии с Положением о балльно-рейтинговой системе оценки знаний в БФ РАНХиГС. По полученным результатам определяются лучшие студенты по конкретным дисциплинам, в группе, в филиале.

СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ УЧИТЫВАТЬ:

— ПРАВИЛА НАЧИСЛЕНИЯ БАЛЛОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ, ПРЕПОДАЮЩИМ ДАННЫЙ ПРЕДМЕТ, И УТВЕРЖДАЮТСЯ НА КАФЕДРЕ. ПОЭТОМУ В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВОПРОСОВ СЛЕДУЕТ ОБРАЩАТЬСЯ ЗА РАЗЪЯСНЕНИЯМИ К ПРЕПОДАВАТЕЛЮ И НА КАФЕДРЫ;

— НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО ВМЕСТЕ С ПРЕМИАЛЬНЫМИ БАЛЛАМИ ПОСЛЕ ЭКЗАМЕНА СТУДЕНТ МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ БОЛЬШЕ 100%, В ВЕДОМОСТЬ БУДЕТ ПРОСТАВЛЕНО ТОЛЬКО 100%.

Первый культурный шок, который абитуриенты получают от учебы в университете и колледже, случается на сессии, когда им приходится сдавать зачеты и экзамены раздельно. Если в школе все предметы сдавались примерно одинаково (контрольные работы и устные ответы с оценками), то теперь все сложно.

На нашем телеграм-канале вы найдете массу советов о том, как сдавать зачеты, экзамены и даже готовиться к защите диплома. Но теперь давайте попробуем разобраться, в чем же разница между зачетами, дифференцированными зачетами и экзаменами.

Зачет, экзамен, диф.зачет: термины

Чтобы понимать, чем отличается зачет от экзамена в институте, нужно знать терминологию.

Зачет – это форма проверки знаний по конкретному предмету, по результатам которой студенту выставляется один из двух видов отметок: «зачет» или «не зачет».

Дифференцированный зачет – это форма контроля в основном для оценки учебной и производственной практики, но может проводиться и для оценки знаний по другим предметам. Единственное, чем дифференцированный зачет отличается от обычного – выставление студенту оценки.

Экзамен – это форма проверки знаний студента по теме или знанию предмета в целом, в конце которой студенту выставляется отметка по общеустановленной шкале (от 0 до 5 или до 10 – а зависимости от страны и общепринятой системы оценок).

Теперь давайте более конкретно поговорим об отличиях одного вида проверки знаний от другого.

Зачет и экзамен: в чем разница?

И зачет, и экзамен могут проходить как в устной, так и в письменной форме – ее будет определять преподаватель.
Основное отличие экзамена от зачета состоит в том, что экзамен уже входит в сессию, а зачет ей предшествует. Неделя (или чуть больше) зачетов ожидает студентов как раз перед наступлением официальной экзаменационной сессии.

Зачет – это промежуточная проверка знаний и своеобразной допуск учащихся к сдаче сессии.

Преимущество зачетов состоит в том, что в итоге студент получает «зачет» или «не зачет». Мелкие нюансы не сильно влияют на общее решение. Экзамен же оценивают по пяти- или десятибалльной шкале (в зависимости от страны и типа учебного заведения). И каждый неправильный или не до конца правильный ответ может влиять на итоговую отметку.

Те, кто учился в университете, знают: консультации назначают только для подготовки к экзаменам. Для сдачи зачетов студент пользуется только собственными силами.

Еще одно важное преимущество зачетов в том, что при хорошей посещаемости и прочих условиях преподавателя по некоторым предметам можно получить зачет «автоматом» – то есть без необходимости его сдавать на общих основаниях. Для этого преподаватель предлагает студентам определенные условия (например, выполнить особое задание – решить задачу, сдать реферат и т.д.).

Чаще всего преподаватели предлагают выставить «автомат» по экзамену только в том случае, если студент проявил хорошую активность во время семестра и не претендует на высокий балл. Если он хочет получить хорошую отметку, придется сдавать на общих основаниях

Для экзамена сдача «автоматом» – не столь распространенное явление, хотя тоже встречается. Но тут есть свои нюансы. Так как это испытание входит в официальную экзаменационную неделю, на экзамен студенту в любом случае придется явиться. Только сам студент может дать преподавателю зачетную книжку в руки, чтобы тот выставил отметку – вот чем экзамен отличается от зачета в вузе.

Есть и еще один нюанс, чем отличается зачет от экзамена в университете: зачет охватывает темы в рамках пройденного семестра. Экзамен же может включать вопросы как семестра, так и предыдущих семестров, в течение которых изучали дисциплину. Поэтому подготовиться к экзамену намного сложнее, чем к стандартному зачету.

Нужно осознавать важность экзаменов: оценки влияют не только на получение стипендии, но и идут в диплом.

Сессия и зачет: в чем разница?

Некоторые абитуриенты не понимают, чем отличается сессия от экзамена и зачета.

Зачет – промежуточная проверка знаний и допуск к сессии.

Экзамен – единица сессии, которая состоит из нескольких экзаменов.

Сессия – период сдачи экзаменов и иных видов проверок знаний.

Деканат тщательно планирует расписание зачетов и экзаменов. Но если несколько зачетов в день – ситуация вполне допустимая и приемлемая, то несколько экзаменов ставить в один день нельзя.

Зачет Экзамен
Ставят в начало сессии Является непосредственной частью сессии
Часто оценку выставляют на основании текущей успеваемости, рефератов или курсовых Для оценки знаний используют билеты с вопросами
Можно получить «автомат» в случае регулярного посещения пар и хорошей успеваемости Получить «автомат» практически нереально (особенно хорошую оценку)
Нет балльной системы оценок Отметки выставляют по шкале от единицы до пятерки или до десяти (в зависимости от страны)
Результат заносят в ведомость Итог отражают в дипломе
Охватывает темы, пройденные в течение семестра Требует повторения всего изученного материала
Без проведения консультаций Преподаватели дают предварительные разъяснения по вопросам
Может быть несколько в день В течение суток организуется не больше одного испытания

Зачет и дифференцированный зачет: в чем разница?

Разница между зачетом и дифференцированным зачетом не так уж велика. Основное отличие дифзачета в том, что по результатам его сдачи преподаватель выставляет студенту оценку, а не «зачет»/»не зачет».

В отличие от обычного зачета дифференцированный влияет на размер начисленной стипендии, что автоматически приравнивает его по значимости к экзамену.

Но чем в этом случае зачет с оценкой отличается от экзамена? Во время экзамена студент отвечает по заданному вопросу, и дополнительные ему задают только в случае сомнений или необходимости повысить оценку. В рамках дифференцированного зачета преподаватель имеет право задавать вопросы по всем пройденным материалам в рамках дисциплины.

Это также главное отличие зачета от дифференцированного зачета. Хоть во время зачета студент редко тянет определенный билет, ему все же предлагают отвечать на определенный вопрос, а не «гоняют» по всему курсу.

На самом деле, разница между зачетом и экзаменом не так и велика. Дело в том, что оценка по обоим испытаниям учитывается в дипломе и влияет на размер стипендии

Но иногда отличие зачета с оценкой от экзамена все же есть. В зависимости от требований и целей преподавателя, этот вид оценки знаний может быть промежуточным испытанием.

Например, преподаватель может поставить дифзачет в конце первого семестра, чтобы проверить степень усвоения пройденного материала. А потом, в конце года поставить по этому же предмету экзамен. В этом случае дифзачет преследует многочисленные цели:

  • определение уровня пройденного материала;
  • выявление степени освоения теоретической и практической части;
  • определение степени развитости творческого и образного мышления;
  • выявление способности синтезировать знания и уметь применять их на деле.

Рассматривая дифзачет и экзамен, стоит помнить, что экзамен может принимать любой преподаватель (даже тот, которого студент раньше в глаза не видел). Дифзачет же может принимать лишь тот, кто читал курс лекций и проводил семинары по дисциплине.

В зависимости от формы сдачи дифзачета (устная или письменная) преподаватель огласит оценку либо в день сдачи (при устном) или через оговоренный срок (при письменном). В любом случае студент должен узнать оценку до сдачи ведомости в деканат, чтобы у него была возможность оспорить ее и исправить (или уточнить причины именно такой оценки).

Чаще всего дифференцированный зачет назначают после прохождения студенческой практики (учебной или производственной).

Если вы собираетесь поступать, знание этих особенностей во многом поможет быстрее адаптироваться и даже косвенно повлиять на свою успеваемость. Ну а пока наслаждайтесь первыми днями в университете. А если возникнут вопросы по учебе, сервис студенческой помощи с радостью поможет.