Что такое шарага у подростков?

Несмотря на то, что в последние годы закрываются многие вузы, хороших университетов не становится больше. А многие плохие продолжают работать. И готовить специалистов, которые не знают своё дело. А потом всё-таки приходят работать и делают свою работу так, что лучше бы не делали.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Андрей — успешный фотоблогер, который действительно любит то, чем занимается. Но когда-то ему пришлось бросить инженерный факультет вуза на пятом курсе. Он просто понял, что поступление в вуз было не его выбором, а профессия инженера — это ответственность, которая не каждому по силам.

Расскажите коротко, как вы поступили в вуз.

Дело было в 2011 году. Я окончил физико-математический класс в обычной школе, сдал ЕГЭ по обществознанию и по физике (помимо обязательных русского языка и математики). Когда подавал документы, мне было 17, я правда был молод и глуп. Главной целью, по мнению родителей, было поступить на бюджет, а в идеале — чтобы в вузе была военная кафедра. ЕГЭ по обществознанию я сдал хорошо, но не отлично, так что решили использовать хорошие баллы за ЕГЭ по физике и поступать в технический вуз на инженера.

В итоге я подал документы в несколько вузов, в один из которых с лёгкостью прошёл на бюджет. Но не совсем на то направление, куда хотел (хотя вряд ли это что-то бы изменило). Название факультета довольно сложное, но можно обобщить суть профессии так: оружейное дело. Получается, что вуз за меня выбирали родители. В понимании старшего поколения инженер — достойная профессия.

Что изменилось? Почему наступило разочарование?

Всё началось на первом курсе с диалога с одногруппником в духе: «Куда на второе высшее образование будешь поступать?». Почему такой вопрос многие задавали себе уже на первом курсе? Это, возможно, связано с крайне узким направлением специальности. Да, есть и наша вина, что мы поступали фактически вслепую, но нам тогда было по 17 лет. Что там в голове у семнидцатилетних детей? Сейчас я понимаю, что редко кто в таком возрасте может на все сто процентов не прогадать с вузом и выбором дела по душе.

Изначально в двух группах нас было человек 35-38, осталось к четвёртому курсу 17. Из них реально интересно было от силы пятерым-шестерым. Я окончательно перестал учиться на четвёртом курсе, но у нас был настолько лояльный вуз, что (несмотря на прогулы) на бумаге я там числился даже и на пятом курсе.

Многие мои одногруппники поступали в этот вуз, чтобы откосить от армии. У нас тем более военная кафедра имелась — хороший расклад, по мнению многих

На выходе ты получаешь и диплом, и военный билет. На военную кафедру, правда, попали немногие. Но мне лично она не пригодилась, у меня астма, и в армию я вряд ли попаду. Преподаватели, кстати, отлично понимали, какие на самом деле у многих были цели при поступлении. Некоторые ребята, которые ушли или перевелись, сделали это скорее из-за проблем с учёбой, а не из-за реального желания учиться в другом вузе. Из тех, кто уходил, совсем не все были реально глупыми или бездельниками. В общем-то в большинстве вузов нет ничего непосильного в обучении, но только если хотеть учиться. Это очень важно, я считаю.

Конкретно в моём вузе подход преподавателей демотивировал. У некоторых были любимчики, некоторые — были просто невыносимые, упёртые и свято верили в свою исключительную правоту. Были и те, кто отрицал прогресс, заставляли инженерную графику чертить от руки в XXI веке!

Была парочка преподавателей, которые реально учили и объясняли предмет (поэтому мне есть, с чем сравнивать). Как выяснилось потом, со слов моего бывшего одногруппника, во время «мероприятия» по поводу защиты диплома, преподавательница с кафедры очень нелестно обо мне отзывалась. По-моему, смешивать личное отношение и работу для преподавателя — недопустимо. Университет, как вы поняли, я не окончил после прямой фразы той же преподавательницы «я не хочу больше вас видеть, вы бездельник». Я перестал ходить в университет и не видел смысла получать диплом шараги, где так учат и так относятся у студентам.

В целом, вся система в моём вузе была построена на «выучил — сдал». Просто зубрёжка, никаких навыков. Хотя нет, я использовал слово «система», каюсь, в российской «шараге» нет системы, это сплошной хаос. В вас, как в помойку, накидывают кучу разных знаний, которые никак не систематизированы и нет чёткой логики, для чего это нужно.

Если бы качество образования в вашем вузе было бы на уровне ожидаемого, вы бы стали учиться дальше и работать по специальности?

Я бы окончил вуз, но инженером бы не стал. Не моё просто. Да и, например, события в Кемерово ярко показывают, что на людях с технической специальностью лежит слишком большая ответственность. Со временем я понял, что меня просто не привлекает эта сфера. Я думаю, понятно, какое у тебя отношение к работе, если она тебе не по душе.

Инженер — это очень ответственная работа, ведь не только на пожарных лежит вся ответственность, но и на строителях, проектировщиках. Я убеждён, что инженер, которого учили спустя рукава и который сам не сильно усердствовал, не может качественно выполнять свою работу.

Я не хочу взваливать на себя такую ответственность, учитывая тот факт, что я так и не смог стать настоящим профессионалом в этой сфере, я не хотел бы ни при каких обстоятельствах причинить кому-то вред по своему незнанию.

Что такое «шарага»? Что входит в это оценочное определение?

Шарага — это такое место, где преподавателю можно выйти выпить водки прямо на паре. Я не преувеличиваю, поверьте. Был в моём вузе один пьющий преподаватель, который сидел с перегаром перед студентами много раз. Представьте себе, что этот же старый чудак пытается научить вас науке по своей совковой системе, которая устарела с появлением «Компаса» (программа для черчения чертежей).

Система обучения в российских шарагах предельно проста и печальна: преподаватель приходит на пару, уныло зачитывает материал лекции и уходит, потом ты пересказываешь ему всё это на зачёте/экзамене.

И вот ещё! «Смотри в методичке», — наверное, уже классическая фраза для любой шараги. Можно, в принципе, даже не ходить на лекции, взять ту самую методичку и выучить всё за неделю. Только есть вероятность, что эти данные уже устарели, но всё равно преподаватель ставит зачёт, только если ты ему всё расскажешь, как написано в методичке, которой уже куча лет. Эти знания никак не применяются на практике и ничем не закрепляются по большому счёту. Преподаватели просто приходят на обязательную работу, но совсем не горят своим делом, а я считаю, что преподаватель — это призвание.

В шараге нет работы со студентами: обе стороны равнодушны к процессу обучения

В принципе, можно даже не быть хорошим специалистом, но получить диплом. Но кому нужны такие специалисты, которые выучили и забыли или просто купили оценку?

Что надо сделать, чтобы ваш вуз перестал быть шарагой?

1. Вуз должен идти в ногу со временем. В первую очередь, надо осовременить систему обучения. Знания и навыки, которым обучаются студенты, должны быть актуальными. В связи с этим нужно изменить подход преподавателей к обучению, повышение квалификации — обязательно (не на бумаге, а на деле). Отказ от устаревших взглядов.

2. Преподаватели должны быть беспристрастны и оценивать знания, а не своё отношение к студенту.

3. Нужно больше практики, для понимания процессов, не ограничиваться только сухими цифрами и формулами. У меня есть приятели в Финляндии, там совсем иной подход в обучении — больше упор на практику.

P. S. Уважаемые родители, изучайте интересы и наклонности своего ребёнка. Обстоятельно подойдите к выбору вуза, ориентируясь на современное состояние вуза, а не на былые заслуги.

Если вы хотите присоединиться к проекту и рассказать свою историю, то пишите мне (все контакты есть внутри моего блога).

Вот примерные вопросы для интервью:

1. Расскажи коротко, как ты поступил (а) в вуз или колледж.

2. Что пошло не так? Почему захотелось всё бросить?

3. Что такое «шарага»? Что входит в это оценочное определение?

4. Какие основные претензии у тебя конкретно к твоему вузу/коледжу?

5. Что надо сделать, чтобы твой вуз/коледж перестал быть шарагой?

23 июля закончился основной этап ЕГЭ-2020, уже известны баллы по многим предметам. Каждый год результаты ЕГЭ у некоторых выпускников вызывают сильное разочарование. В 2020 году всё это усугубляется большой усталостью от затяжной истории с коронавирусом. Рассказываем подробно, какие «запасные аэродромы» есть для тех, кто плохо сдал экзамены.

Давайте для начала определимся, что мы вкладываем в понятие «завалил экзамены». Не надо думать, что речь идёт только о тех, кто не преодолел минимального порога баллов. Некоторые ребята, планирующие поступить в топовые вузы, считают, что получить 85 баллов, — тоже полный провал. И это не на пустом месте: в таких университетах проходной балл каждый год стремится к сотке. Предлагаем условно разделить всех разочарованных результатами ЕГЭ на две категории:

1. Не набравшие даже минимальных баллов ЕГЭ.

2. Не добравшие несколько баллов ЕГЭ до проходного в тот или иной вуз.

Советов тоже будет два — отдельный для каждой категории выпускников.

Совет № 1: для тех, кто не преодолел минимальный порог баллов ЕГЭ в 2020 году

Итак, в 2020 году все экзамены имеют статус ЕГЭ по выбору. Пересдавать ничего в этом году не разрешат. Это печально, конечно. Но зато в этом году есть один ощутимый бонус, о котором многие наверняка не задумывались. Дело в том, что в 2020 году каждый выпускник 11 класса получил аттестат, независимо от результатов ЕГЭ. И эта «корочка» в случае провала на экзамене может вам очень даже пригодиться. Подходим наконец к главному.

Каждый выпускник, имеющий аттестат за 11 класс, может спокойно поступить в колледж. Там не надо сдавать ЕГЭ, поскольку большинство учреждений среднего профессионального образования осуществляют набор на бюджетные места очных отделений на основании конкурса аттестатов, то есть значение будет иметь средняя оценка в вашем вкладыше.

Кстати, если оценки не очень хорошие, то можно поступать и на основании оценок в аттестате за 9 класс. Во многих колледжах набор осуществляется как на базе 9 классов, так и на базе 11.

Как выбрать хороший колледж и не оказаться в «шараге»?

Это вовсе не праздный вопрос. Действительно, качество образования в учреждениях СПО очень разное. Однако надо понимать, что статус российских колледжей заметно изменился за последние несколько лет в лучшую сторону. Конечно, не все колледжи стремятся стать лидерами качественного образования, однако многие искренне стараются стать конкурентоспособными не только на отечественном, но даже и мировом профессиональном рынке. Речь сейчас пойдёт о движении WorldSkills.

Ворлдскиллс — это международная организация «Молодые профессионалы». Она совсем недавно пришла в Россию, но уже за несколько лет смогла стать настоящим флагманом всего самого прогрессивного и интересного в сфере профессионального обучения.

В колледжи, которые были замечены в списках WorldSkills, можно смело нести документы, поскольку участие команд студентов в этих демонстрационных экзаменах, а также в международных соревнованиях — это самый настоящий знак качества профессионального образования и гарантия хорошего трудоустройства.

Вот 100 лучших колледжей по версии WorldSkills Russia. Выбор огромный.

Что такое колледжи при вузах и как туда поступить?

Особым статусом пользуются колледжи при вузах. Преимущества обучения в колледжах при вузах очевидны: есть многолетняя и отработанная система преемственности обучения (из колледжа — в вуз без ЕГЭ); преподавательский состав часто тоже вузовский; при поступлении в университет могут засчитать пройденные предметы (в таких случаях составляется индивидуальный учебный план).

Вот список колледжей при вузах в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Томске. Заходите на сайт колледжа по ссылке и узнавайте всё о приёмной кампании. Приём документов в учреждениях СПО, кстати, уже стартовал.

Москва и Московская область:

1. Гуманитарный колледж РГГУ

2. Московский приборостроительный техникум при РЭУ им. Г.В. Плеханова

3. Московский промышленно-экономический колледж при РЭУ им. Г.В. Плеханова

4. Московский технологический колледж питания при РЭУ им. Г.В. Плеханова

5. Университетский колледж информационных технологий при МГУТУ им. К.Г. Разумовского

6. Университетский Морозовский казачий кадетский корпус при МГУТУ им. К.Г. Разумовского

7. Колледж РГСУ

8. Колледж РАНХиГС (КМПО РАНХиГС)

9. Гуманитарно-правовой колледж при МГПУ

10. Колледж Арбат при МГПУ (ИСПО им. К.Д. Ушинского)

11. Колледж Дорогомилово при МГПУ (ИСПО им. К.Д. Ушинского)

12. Колледж Измайлово при МГПУ (ИСПО им. К.Д. Ушинского)

13. Колледж им. С. Я. Маршака при МГПУ (ИСПО им. К.Д. Ушинского)

14. Колледж Медведково при МГПУ (ИСПО им. К.Д. Ушинского)

15. Колледж Черемушки при МГПУ (ИСПО им. К.Д. Ушинского)

16. Экономический колледж при МГПУ (ИСПО им. К.Д. Ушинского)

17. Колледж МФЮА имени

18. Колледж РГУ им. А.Н. Косыгина

19. Колледж информатики и программирования Финуниверситета при Правительстве РФ

20. Московский финансовый колледж Финуниверситета при Правительстве РФ

21. Медицинский колледж Филиала Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова

22. Колледж Университета «Синергия»

23. Юридический колледж РГУП

24. Колледж МУ им. С. Ю. Витте (факультет СПО)

25. Колледж телекоммуникаций (КТ МТУСИ)

26. Колледж РосНОУ

27. Колледж МПГУ

28. Колледж ВГУЮ (РПА Минюста России)

29. Колледж Московский технологический университет (МИРЭА, МГУПИ, МИТХТ)

30. Колледж Московского института государственного управления и права

31. Колледж Московского гуманитарно-экономического университета

32. Правовой колледж Российского университета транспорта (МИИТ)

33. Медицинский колледж Российского университета транспорта (МИИТ)

34. Московский колледж железнодорожного транспорта Института прикладных технологий РУТ (МИИТ)

35. Колледж Московская государственная академия водного транспорта (МГАВТ)

36. Колледж Московский гуманитарный университет (МосГУ)

37. Колледж Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы (МосАП)

38. Колледж Московский информационно-технологический университет — Московский архитектурно-строительный институт (МИТУ-МАСИ)

39. Колледж кино, телевидения и мультимедиа ВГИК

40. Колледж геодезии и картографии МИИГАиК

41. Кинологический колледж МГАВМиБ

42. Колледж дизайна и декоративного искусства МГХПА им. С. Г. Строганова

43. Колледж Международного независимого эколого-политологического университета

44. Международный колледж искусств и коммуникаций при ИГУМО (МКИК)

45. IT-колледж МИРБИС

46. Московский колледж дизайна при МХПИ

47. Музыкальный колледж МГИМ им. А. Шнитке

48. Колледж Министерства иностранных дел Российской Федерации (сотрудничает с такими ВУЗами, как РГГУ, РГСУ, МГУУ Правительства Москвы, МУ имени С. Ю. Витте, ИМПЭ имени А. С. Грибоедова, МГИМО)

49. Московский техникум космического приборостроения Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана (МТКП МГТУ им. Н.Э.Баумана)

50. Московский областной политехнический колледж — филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»

51. Истринский профессиональный колледж — филиал Государственного гуманитарно-технологического университета

52. «Орехово-Зуевский промышленно-экономический колледж им. С. Морозова» при ГГТУ

53. Колледж при Западно-Подмосковном институте туризма — филиал РМАТ

54. Ликино-Дулевский политехнический колледж — филиал Государственного гуманитарно-технологического университета (ЛДПК — филиал ГГТУ)

55. Ивантеевский филиал Московского Политеха

56. Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В.М. Васнецова

57. Егорьевский авиационный технический колледж имени В. П. Чкалова (филиал МГТУ ГА)

58. Тучковский филиал Московского Политехнического университета (колледж МПУ)

59. Сергиево-Посадский филиал ВГИК

Санкт-Петербург:

1. Университетский политехнический колледж Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого

2. Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии Санкт-Петербургского государственного университета

3. Санкт-Петербургский колледж телекоммуникаций СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича

4. Колледж технологии, моделирования и управления Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна

5. Авиационно-транспортный колледж Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации

6. Медицинский колледж Санкт-Петербургского государственного университета

7. Санкт-Петербургский медицинский колледж Петербургского государственного университета путей сообщения

8. Политехнический техникум Санкт-Петербургского государственного экономического университета

9. Колледж Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова

10. Санкт-Петербургский киновидеотехнический колледж

11. Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта Петербургского государственного университета путей сообщения

12. Колледж Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики

13. Гуманитарный колледж Балтийского института экологии, политики и права

14. Техникум пищевой промышленности Санкт-Петербургского государственного экономического университета

15. Банковский колледж НИУ «Высшая школа экономики»

16. Инженерная школа одежды (колледж) Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна

17. Колледж автоматизации лесопромышленного производства Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета

18. Колледж Санкт-Петербургского государственного аграрного университета

19. Академический колледж «Фонтанка, 15» (Колледж РХГА)

20. Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж (филиал) Калининградского государственного технического университета

21. Колледж «Станкоэлектрон» Санкт-Петербургского государственного экономического университета

22. Медицинское училище Института сестринского образования Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова

23. Колледж экономики и управления Национального открытого института

Томск:

1. Колледж Западно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия (Западно-Сибирский филиал РГУП)

2. Колледж Томского института бизнеса (ТИБ)

3. Медико-фармацевтический колледж Сибирского государственного медицинского университета (СибГМУ Минздрава России)

Совет №2: для тех, кто не добрал несколько баллов для поступления в топовый вуз

Для тех, кто на ЕГЭ получил неплохой результат, но которого, к сожалению, не хватило для поступления в топовый вуз, существует одна лазейка. Это возможность оформить перевод из одного вуза в другой с поступлением на освободившиеся места.

Каждый год во многих вузах, даже в самых популярных, освобождаются бюджетные и платные места, так как есть студенты, которые по тем или иным причинам отчисляются. Каждый студент имеет право участвовать в конкурсе на эти освободившиеся места. Процедура регулируется Приказом Министерства образования и науки РФ от 10 февраля 2017 г. N 124.

Согласно этому документу, вы можете поменять вуз, пройдя вступительные испытания. Никто не будет смотреть на ваши баллы ЕГЭ, поскольку учитываются только баллы за вступительные испытания. Посмотреть, есть ли вакантные места, можно, зайдя в раздел «Перевод и восстановление» на сайте конкретного вуза.

Юношей интересует дополнительный вопрос: а сохранится ли в случае перевода отсрочка от армии? Да, она сохранится.

Согласно Федеральному закону от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О воинской обязанности и военной службе» при соблюдении условий по срокам обучения отсрочка сохраняется. Предоставляются отсрочки отдельно для бакалавриата и отдельно для магистратуры. Сохранение отсрочки при переводе из вуза в вуз действует оба раза.

Команда курсов ЕГЭ и ОГЭ Lancman School желают всем успешного поступления!

Читайте также наши еженедельные дайджесты новостей ЕГЭ-2020:

Новости ЕГЭ №1: жара в аудиториях и первые удаленные за шпаргалки и телефоны

Новости ЕГЭ №2: скандал с подростками-инвалидами в Москве и бесплатные авиабилеты для выпускников

Новости ЕГЭ №3: +50 в Самаре и треш в Норильске

Новости ЕГЭ №4: подставной выпускник и атака иностранных хакеров

Новости ЕГЭ №5: что же всё-таки стряслось на ЕГЭ по химии?