Что взять в библиотеке?

О том, как мы в детскую библиотеку записывались

Всем, всем, всем большой привет! Друзья, угадайте, чем мы сегодня с утра занимались?

Проснулись мы в 8 часов не по своей воле. Наши замечательные соседи (а они и правда замечательные) решили, что воскресение — самый подходящий день для того чтобы что-нибудь просверлить! И, судя по всему, сверлили стены во всех местах сразу. Шум стоял страшный! Поэтому мы быстренько позавтракали, умылись, оделись и пошли. В библиотеку! Записываться! Причем о том, как записаться в детскую библиотеку, мы толком не знали, но решили выяснить и испытать это на себе. Испытали! Теперь готовы и с вами опытом поделиться.

Необходимые документы

Что нужно для записи?

Мы взяли с собой мой паспорт и парочку свидетельств о рождении детей. Одно Сашино, ей 10 лет и она в четвертом классе, а другое Тёмино, ему 7 и он пока только собирается в первый класс. Паспорт пригодился, а свидетельства нет. Так как запись читателей в возрасте до 14 лет производится по документу родителя или иного законного представителя ребенка. Обязанность взрослого — ознакомиться с правилами и поручиться за то, что ребенок будет их исполнять.

А с 14 лет дети могут записаться в библиотеку самостоятельно по своему собственному паспорту.

Первые впечатления

Детская библиотека, в которую мы пришли, носит имя писателя Михаила Михайловича Пришвина, о чем было написано на входе. Вошли. В помещении по традиции было очень тихо и немноголюдно.

Сначала даже немного растерялись, слева от нас была дверь с надписью «Подростковый зал», справа – «Компьютерный зал», прямо дверь с надписью «Детство». Прям как в сказке, да? Налево пойдешь… направо пойдешь… и т.д. Оказывается, нам нужно было идти прямо, о чем мы узнали от очень приветливой девушки библиотекаря, которая поспешила на помощь новичкам.

От нее же мы узнали, что юные читатели прикрепляются к тому или иному залу. Дети до четвертого класса посещают зал «Детство», а с пятого класса их переводят уже в подростковый. Так что Александре моей недолго в детском зале тусоваться осталось. Книги в залах подобраны в соответствии с возрастом читателей.

Как нас записывали

Подошли мы к столу библиотекаря, у меня попросили паспорт. Проверили регистрацию. Это важный момент. Дело в том, что без прописки можно пользоваться только услугами читальных залов. А на дом книжки в этом случае не выдают.

Затем я заполнила два бланка (по одному на каждого киндера). Указала свое имя, имя ребенка, дату его рождения, место моей работы и должность, контактные телефоны. На основании этих бланков на детей были заведены абонементы. В этих же бланках я согласилась с правилами библиотеки.

А о правилах нам рассказали очень подробно.

Правила библиотеки

Книжки выдаются на определенный срок. На две недели. Чтобы читатель не забыл, когда нужно книжку сдавать, дату записывают на контрольном листке, который прикрепляется на корочку книжки.

Если вдруг за две недели не успеешь книжку прочитать, то можно продлить срок. Варианты продления:

  1. Прийти в библиотеку.
  2. Позвонить в библиотеку.
  3. Зайти на сайт библиотеки и воспользоваться услугой on-line продление.
  4. Зайти в группу библиотеки «ВКонтакте» и продлить книжку там.

Очень удобно, я думаю.

Если задержать книгу без предупреждения, то придется платить пеню, в размере 10 копеек в день. Как сказала библиотекарь: «Сумма не велика, но все равно неприятно». Здесь я с ней полностью согласна.

Если вдруг с библиотечной книжкой что-то случается, потеряется она, например, в космос случайно улетит или ее съест на ужин собака, то нужно будет возместить ущерб. Приобрести книжку не старше 3 лет и принести. И не важно, что той книжке, которую вы не уберегли было лет 10 – 20. Принести все равно нужно будет новую.

Если вдруг в библиотеке не найдется книги, которая вам ну очень сильно нужна, можно сделать бронирование. То есть сообщить о своем желании библиотекарю, и как только книжка появится, то в течении трех дней вам перезвонят.

Так же предупредили о том, что вести себя нужно культурно и тихо, чтобы не мешать другим посетителям.

Как мы книги выбирали

Отпустила я детей книги выбирать. Причем для совсем юных читателей, таких как Артем, отведены специальные книжные шкафы в количестве двух штук. С ними он и разбирался.

Саша направилась в другую сторону, к полкам с книгами для детей постарше. Выбор большой. Глаза, если честно разбегаются. Причем можно взять почитать не только книги, но и многочисленные детские журналы. А журналы мы очень любим!

Минут 30 – 40 дети выбирали, выбирали, все никак выбрать не могли. Но, в конце концов, определились. Каждый взял по одной книжке. Александре понравилась книга А. Крумера «Нескучная книжка на вырост», а Артемке «Илья Муромец и Соловей-Разбойник».

Прежде чем идти книги оформлять решили еще и в читальный зал сходить, который называется «Зал комфортного чтения». Там и правда оказалось комфортно, уютненько так. Стульчики стоят, столики. Бери книжку и садись, читай спокойно. Некоторые книги и из читального зала можно на дом брать, но не все. Например, очень дорогие книжки, стоимостью более 500 рублей на дом не дают, их можно почитать только на месте.

Ну а потом мы пошли книжки оформлять. Девушка записала их названия в абонементы и проставила даты возврата на контрольные листки.

И все! Мы могли быть свободны!

Библио-мероприятия

А еще было очень приятно узнать, что в библиотеке проводятся многочисленные мероприятия. Например, каждый четверг проходят занятия арт-группы «ДоМиСольки». Дети там и поют, и танцуют себе, в общем, весело время проводят. Занятия, кстати, бесплатные.

Первое и четвертое воскресение месяца проводят встречи под названием «Читаем книгу – смотрим фильм». Вот, например, смотрели вы кино про медвежонка «Паддингтона»? Его еще в кинотеатрах крутили. Оказывается, он снят по книгам Майкла Бонда об этом медвежонке.

Так же в (теперь уже нашей) библиотеке проводятся различные мастер-классы. Например, в конце марта был мастер-класс по книге А. Введенского «Мяу», он назывался «Самый кошачий мастер-класс». Если бы мы о нем знали, то обязательно бы сходили. Потому как мастерить мы очень любим. Кстати, а вы видели наши шашки из каштанов и крестики нолики из камней?

Еще проводятся встречи с писателями, интерактивные игровые программы, отмечаются «Книжкины именины» и такие всеобщие праздники как 8 марта или день Здоровья.

Здорово! Есть чем заняться и библиотекарям, и маленьким читателям. Главное иметь желание.

Не жалеем мы, что сходили, что записались. И вам советуем. В библиотеке интересно!

Так же трудно не заметить еще один огромный плюс библиотек. Книги нынче дорого стоят, как и журналы. А там бери, читай, и все бесплатно. Сплошная экономия!

Мальчишки и девчонки, а также их родители, веселые истории увидеть не хотите ли? Обнаружили выпуск киножурнала «Ералаш» про библиотеку. Посмотрим?

Качканарская городская библиотека им. Ф. Т. Селянина

Как записаться в библиотеку

  1. Для записи в библиотеку необходимо предъявить паспорт гражданина РФ или другой документ, удостоверяющий личность и место жительства.
  2. Дети до 14 лет записываются с паспортом родителей.
  3. При записи в библиотеку нужно ознакомиться с «Правилами пользования библиотеки» и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью в читательском формуляре.
  4. При записи каждый читатель получает читательский билет.

Как получить книгу
Издания из фондов библиотек выдаются на следующие сроки:

  • взрослая библиотека — 30 дней;
  • детская библиотека — 14 дней.

Срок возврата книг можно продлить по телефонам:

  • Взрослая библиотека (улица Гикалова, дом 6) — 6–18–26
  • Детская и юношеская библиотеки (5А микрорайон дом 7А) — 6–02–99 и через сайт.

Права пользователей библиотеки
Пользователи библиотек имеют право:

  • на свободный доступ ко всем ресурсам библиотек через систему справочно-поискового аппарата (каталоги, картотеки) и других форм библиотечного информирования;
  • получать документы из фондов библиотеки для временного пользования в читальных залах или на абонементах;
  • приносить и пользоваться своими портативными компьютерами, имеющими автономное питание, без права подключения к локальной сети библиотеки;
  • совместно с библиотекой создавать кружки, клубы по интересам, общества друзей библиотеки и пр.

Пользователи Библиотеки обязаны:

  • Бережно относиться к книгам, другим произведениям печати, полученным из фондов библиотеки; возвращать их в установленные сроки.
  • При невозвращении документов, полученных в библиотеке, дольше 6 календарных месяцев читатель лишается права пользования библиотекой на срок от 1 года до полного лишения правом пользования библиотекой.
  • При утере документа из фондов библиотеки либо нанесении невосполнимого вреда документу заменить их равноценными, а при невозможности замены возместить их стоимость.

Порядок возмещения стоимости испорченных или утраченных документов определяется в каждой конкретной ситуации заведующей отделом комплектования и предусматривает следующие варианты:

  • читатель заменяет испорченный или утраченный документ равноценным (равным по стоимости, содержанию, читательскому спросу);
  • читатель возмещает стоимость документа, равную его рыночной стоимости на момент инцидента (стоимость документа определяется учётными документами библиотеки).

Смотрите материалы ниже:

1.1. Запись в библиотеку производится при наличии следующих документов:

  • фотографии 3х4,
  • паспорта с отметкой о прописке,
  • для военнослужащих (офицерского состава) – удостоверения личности;
  • для иностранных граждан – паспорта и визы.

Для получения книг и других печатных изданий на дом необходимо иметь постоянную прописку в г. Воронеже, для студентов – временную прописку в г. Воронеже и студенческий билет.
1.2. При записи в Библиотеку выдаётся читательский билет.
1.3. Перерегистрация пользователей проводится ежегодно.
1.4. Если пользователь забыл читательский билет, то ему выдаётся читательский билет разового посещения, который действителен в течение одного дня для работы в читальных залах Библиотеки.
1.5. При повторном посещении Библиотеки билет разового посещения не выдаётся. Пользователь обязан выписать именной читательский билет (п. 1.2.).
1.6. Об утрате или порче читательского билета пользователь сообщает в отдел регистрации читателей и контроля. Вместо утраченного читательского билета пользователю выдаётся его дубликат в соответствии с п.1.1., п.1.2. Стоимость дубликата – 20 рублей.
1.7. При записи в Библиотеку на каждого пользователя заполняется регистрационная карточка. Пользователь должен ознакомиться с Правилами пользования Библиотекой и подтвердить своей подписью обязательство об их выполнении в читательском билете.

Ася Штейн

Библиотеки сопровождают человека с тех пор, как была изобретена письменность. Раскапывая древние города Передней Азии и Египта, Древней Греции и Индии, ученые неизменно находили собрания книг.
Они могли выглядеть очень по-разному, часто – совершенно непривычно для современного человека: иногда в них хранились ящики с глиняными табличками, иногда – керамические кувшины, в которые были вложены папирусные свитки… Неизменным оставалось одно: во все века и эпохи библиотека считалась величайшим из сокровищ, хранилищем мудрости многих поколений, а знаменитая Александрийская библиотека (увы, сгоревшая еще в античности) попала даже в список семи величайших чудес света.

Ну, это было раньше, – скажете вы, – а сегодня, когда на любом углу можно за умеренную плату купить необходимую книгу, ходить в библиотеку, а тем более таскать туда ребенка, нет совершенно никакой необходимости! И будете не правы.

Во-первых, ни одна домашняя библиотека, даже самая роскошная, не может быть богаче публичной. Ну ведь не станете вы, к примеру, покупать пять различных изданий «Русалочки» Андерсена. И даже если малыш уже читал ее, он сможет выбрать издание с другими иллюстрациями, а значит, по-новому взглянуть на знакомую историю, увидеть иными глазами любимых героев. К тому же, здесь можно встретить старые, давно не издававшиеся, но от этого не менее интересные книги.

В любой детской библиотеке есть и множество периодических изданий, которые вы уж точно не станете хранить дома. А маленький любопытный знайка найдет здесь энциклопедию и справочник на любой вкус.

Во-вторых, придя в библиотеку, малыш приобретает очень важный социальный опыт: он вступает в сообщество читающих людей, больших и маленьких: здесь столько детей, и все они читают, бродят вдоль стеллажей, выбирая книги, сдают прочитанные, роются в справочниках и каталогах… Значит, это не только у нас дома читают книги! Значит, так делают и другие люди! Значит, так правильно!

В-третьих, в библиотеке ребенок приобретает массу навыков, получить которые можно только здесь: найти нужную книгу по каталогу или предметному указателю, подобрать книги по определенной теме, грамотно заполнить читательское требование, в конце концов, просто толково объяснить библиотекарю, про что тебе хочется почитать.

Кроме того, даже самая захудалая районная библиотека, а тем более городская или республиканская – это не просто пункт хранения и обмена книг, а еще и культурный центр: здесь проводятся детские праздники и встречи с писателями, устраиваются выставки детского рисунка и спектакли по любимым книгам малышей, работают кружки, так или иначе связанные с Книгой: детские литературные объединения и студии книжной иллюстрации, кружки художественного слова и театральные студии, в некоторых библиотеках даже встречаются мастерские, в которых можно научиться переплетать книги, набирать и печатать их в почти что настоящей мини-типографии.

Прежде, чем отвести малыша в библиотеку, сходите туда самостоятельно, выясните, какими фондами она располагает, есть ли в ней абонемент, читальный зал, зал справочной литературы и литературы по искусству. Может быть, стоит заранее записаться, чтобы маленькому читателю не пришлось ждать, пока будут соблюдены все формальности. Так что не забудьте захватить с собой паспорт.

Разузнайте, не планируется ли в библиотеке в ближайшее время какое-нибудь мероприятие: будет здорово, если вы подгадаете свой первый поход к веселому празднику или интересной выставке. Тогда малышу точно понравится это новое, незнакомое место.

Заранее расскажите крохе, куда и зачем вы отправляетесь Объясните ему, что пойдете в Книжкин дом, откуда на время можно взять почитать книгу. Очень важно, чтобы малыш понял, что библиотека – не магазин, и книги там дают не навсегда, и через какое-то время их придется вернуть..

Расскажите маленькому читателю, как вести себя в библиотеке:

  • не шуметь
  • не бегать
  • не хватать книги с полки без разрешения библиотекаря
  • не рвать и не портить книги.

Посоветуйте малышу поздороваться с библиотекарем, представиться, сказать, сколько ему лет: для многих детей, особенно «домашних», не посещающих садик, это целая проблема, они привыкли все переговоры вести через маму. Будет очень хорошо, если первый поход в библиотеку станет и первым самостоятельным опытом делового общения. Хотя, конечно, если ваш малыш мучительно застенчив, не стоит заставлять его вступать в диалог с незнакомыми взрослыми против воли..

И вот, мы в библиотеке.

Для первого знакомства лучше всего выбрать абонемент: зал выдачи литературы на дом. Ведь малыш еще не привык к правилам поведения в библиотеке, и может быстро соскучиться, начать шуметь.

Сколько же тут книг! Наверное, и недели не хватит, чтобы их все рассмотреть!.. В абонементном зале детской библиотеки обычно есть уголок, где малыш может посидеть, уютно устроившись за симпатичным низеньким столиком или прямо на ковре, полистать книги. Предложите ему самостоятельно рассмотреть местные сокровища. Но если ваш ребенок еще очень мал, вряд ли стоит надолго оставлять его с книгами наедине: от такого изобилия он может попросту растеряться.

А что, если попробовать найти здесь что-нибудь интересное? Спросите у малыша, что бы ему хотелось почитать. Конечно, опытный читатель лет пяти-шести уже может толково рассказать, что его интересует. Но даже и он может затрудниться, что уж говорить о начинающих: трех-четырехлетках! Тогда предлагайте вы. Может, когда-то вы брали на время книгу у друзей, и малыш долго от ней вспоминал. Или он читал первую часть книги (например, «Незнайка в и его друзья», а вы знаете, что есть еще и продолжение приключений полюбившихся героев. А может, крохе ему понравился какой-то мультик, и вам хотелось бы чтобы он познакомился с первоисточником. В любом случае, стоит обратиться к опыту ребенка, а не навязывать ему что-то извне.

Как же здесь разобраться? Расскажите маленькому читателю, по какому принципу расположены книги в библиотеке. Тот, кто умеет читать или хотя бы знает буквы, может попробовать самостоятельно найти нужную книжку по алфавитному указателю. Заодно придется вспомнить, что у каждой книги есть такой добрый, умный и веселый человек, который сидит и придумывает детские книжки. Ну, а у каждого автора, понятное дело, есть имя и фамилия. Предложите малышу вспомнить, какая фамилия у него, у его приятеля. Можно порассуждать о том, что вообще такое фамилия и для чего она нужна.

Итак, книги выбраны. Теперь нужно соблюсти определенные формальности: расписаться в формуляре, дать свой читательский билет библиотекарю, чтобы он там сделал пометку, когда нужно вернуть книги. Будет очень здорово, если малышу позволят самостоятельно поставить подпись в формуляре: это не только тренировка навыков письма, но и приобщение к определенному деловому этикету. Если малыш еще совсем не умеет писать, предложите ему расписаться вместе, взяв его руку в свою. Внимательно рассмотрите вместе с юным читателем его читательский билет: как-никак, это его первый документ после свидетельства о рождении!

Когда возьмете книгу домой, скажите малышу, когда ее надо будет отдавать. Если у ребенка есть свой календарь-ежедневник, отметьте на нем срок возвращения книг. Так он будет учиться не только соблюдать определенную читательскую культуру, но и следить за ходом времени. Кстати, если малыш еще не умеет пользоваться таким календарем, вот вам и подходящий повод его завести! Конечно, это будет не настоящий взрослый органайзер, а красивый настенный плакат (можно купить готовый или сделать его самим). Тот, кто уже умеет писать, может записывать важные дела и события: расписание занятий в детской студии, мамин день рождения, день отъезда на дачу… Тот, кто еще не освоил грамоту, может воспользоваться значками-символами.

Когда маленький читатель немного освоится в абонементе, предложите ему посетитьчитальный зал. Здесь хранятся редкие, дорогие, часто спрашиваемые издания, справочная литература.

Если малыш заинтересовался, к примеру, устройством пирамид или солнечной системы, не спешите бежать в магазин за дорогостоящим энциклопедическим словарем. Гораздо полезнее будет, если вместе вы вместе со своим умником отправитесь в читальный зал. Ведь здесь ему придется основательно потрудиться, чтобы добыть нужную информацию: порыться в систематическом каталоге, где карточки рассортированы по темам и отраслям знаний, заполнить читательские требования, просмотреть и сравнить несколько книг на нужную тему, перерисовать – самостоятельно или с помощью мамы – заинтересовавшие схемы, таблицы, иллюстрации. То есть, малыш из пассивного потребителя знаний, которому стоит только заикнуться, и мама сразу же начнет выдавать нужную информацию, превратится в их активного искателя, настоящего – пусть еще и маленького – исследователя, творца.

В читальном зале можно подобрать и стихотворения, например, для праздничной стенгазеты к папиному дню рождения или дню летнего солнцестояния; выбрать веселую пьесу для домашнего спектакля и даже найти подходящие к случаю эскизы театральных костюмов или кукол. А если в ближайшее время на даче должна собраться веселая компания маленьких друзей, возьмите несколько сборников игр и конкурсов и составьте веселую и оригинальную развлекательную программу. Вы будете читать вслух, рассказывать, но, конечно же, и малыш будет принимать активное участие в поисках и выборе нужных книг, предлагать и отметать идеи, иллюстрировать выбранные тексты…

В хорошей библиотеке обязательно есть и зал литературы по искусству, в котором можно посмотреть хорошие альбомы с работами великих мастеров, и аудиотека, в которой вы найдете и записи классической музыки и детских сказок, и разнообразные нотные сборники на любой вкус.

Словом, если вы хотите, чтобы ваш малыш стал настоящим читателем, обязательно покажите ему дорогу в библиотеку!