Экстрасенс фильм 2011 объяснение концовки

В отличие от многих фильмов про призраков, этот совершенно не страшный. Напротив, он очень трогательный, добрый, хотя безусловно трагичный. Фильм я уже смотрела, однако впечатления от него остались прежние. Кто как, а я в конце плакала.

Кстати, оригинальное название The Awakening переводится как Пробуждение, что куда ближе к идее картины. Но оставим ухищрения прокатчиков и приступим к обзору фильма. и Да, этот фильм не имеет ничего общего со второй частью. Даже в отношении основной идеи.

Кадр из фильма «Экстрасенс»

О чем фильм «Экстрасенс»

Действие происходит в 1921 году. Начинается все со спиритического сеанса, при чем с группового. Вот интересно, какой смысл в нем? За столом сидит довольно большая группа людей и каждый из них хочет связаться именно со своим умершим.

На что рассчитывают устроители, что десяток призраков явится одновременно? Или же расчет на то, что из десятка вызываемых духов явится хотя бы один? Или же хоть один из присутствующих окажется настоящим медиумом? В любом варианте, сеанс был ненастоящим, потому главная героиня (Ребекка Холл «Превосходство») моментально вычислила весь обман, хотя мошенники подготовились довольно хорошо.

Чуть позже, Флоренс Каркарт возвращается домой. Она не верит в призраков и загробную жизнь и изобличает мошенников. К ней приходит мистер Роберт Мэллори — преподаватель школы для мальчиков Рукфорд. Он уверен, что у них завелся призрак. Много лет назад, когда школа еще была частным домом, вроде бы в нем кого-то убили. Мистер Мэллори показывает несколько фотографий учеников в разные годы и на каждом фото едва виден силуэт неизвестного мальчишки.

Кадр из фильма «Экстрасенс»

Все бы ничего, но несколько дней назад в школе погиб мальчик. Чуть раньше он приходил к директору и говорил, что видел призрака маленького мальчика. Мисс Каркарт напрочь отказывается браться за это дело. Она уверена, что никакого призрака нет, и все это детские проделки, но после уговоров Роберта экстрасенс соглашается.

В школе для мальчиков Флоренс сразу же знакомится с экономкой Мод Хилл — ее играет Имельда Стонтон — Долорес Амбридж из «Гарри Поттера». Она прочла книгу мисс Каркарт 10 раз, но совершенно не верит в призраков и готова прийти на помощь в любое время.

Первым делом Флоренс осматривает места, где когда-либо видели призраков, а также место, где нашли погибшего мальчика. На следующий день в школе-пансионе начинаются каникулы. Почти все ребята разъезжаются по домам, потому мисс Каркарт будет очень удобно ловить призраков. Кадр из фильма «Экстрасенс»

Она никогда не видела призраков…

Стоит заметить, что для своего времени охотница на призраков вооружена достаточно хорошо. Да, у нее нет приборов, которые фиксируют паранормальную активность, но достаточно и более примитивных приспособлений. Колокольчики, фотоаппараты со вспышками и прочего вполне достаточно, чтобы вычислить обман, если таковой присутствует.

Кстати, Флоренс сразу же увидела Томаса. Его сыграл Айзек Хэмпстед-Райт из сериала «Игра престолов» (как бы я не хотела, но появился веский повод его посмотреть). То есть, у нее точно есть способность к видению. Другое дело, что вероятнее всего, мадам экстрасенс в жизни не видела призраков и знает о них лишь по книжкам. Потому ей даже в голову не могло прийти, что Том ненастоящий мальчик. По сути, она общалась с призраком, не осознавая, кто он на самом деле.

Более того, когда Флоренс на деле столкнулась с призраками, то испугалась до одури. А вот Мод отлично все поняла, но решила поддерживать иллюзию экстрасенса. Кажется, что экономка вовсе не хочет, чтобы мисс Каркарт выяснила правду. Что касается Томаса, мне показалось, что ему понравилась Флоренс, потому он хотел, чтобы она задержалась. Хотя в конце выяснится совсем иная причина поведения обоих.

Кадр из фильма «Экстрасенс»

Очень умный ребенок и глупые взрослые

Собственно, с призраком Флоренс разобралась уже на следующий день. Нашла и того, кто был косвенно повинен в смерти ученика. Один из учителей просто решил проучить мальчишку, но у того случился приступ астмы. Дети могут не бояться, а она может возвращаться домой. Но вдруг случается нечто, что заставляет мисс Каркарт остаться.

Кстати для ребенка Томас очень проницательный, он буквально видит Флоренс насквозь. Видимо, он изначально был умным мальчиком, а новые возможности позволили ему развиваться дальше. А вот у взрослых в этом фильме свои проблемы.

Мэллори наказывает себя за то, что выжил на войне, Флоренс за то, что считает, будто стала причиной смерти своего близкого человека. Мэллори ненавидит садовника Джедда за то, что тот не был на войне, садовник ненавидит Мэлорри за то, что тот был на войне. Джедд еще и завидует, ведь Роберт переспал с очаровательной Флоренс. Если бы не Томас, он бы ее изнасиловал.

Кадр из фильма «Экстрасенс»

Что на самом деле случилось с Флоренс

Собственно, именно по ходу этой истории героиня, наконец, узнала всю правду. Какую? Что она жила в этом доме будучи ребенком, что у нее был друг и сводный брат Том — сын отца от служанки Мод. Что мать устроила из-за этого скандал, и отец убил жену, а потом хотел убить дочь, но случайно попал в сына.

Они вместе прятались в коморке для швабр, и вдруг Флоренс случайно включила заводного зайца. Потому малыш Томми так испугался этой музыки уже в настоящем. Что случилось потом? Мозг маленькой девочки не смог справиться с тем, что она увидела. Настоящая история в ее памяти заменилась на вымышленную, навеянную картиной на стене, где лев убивает свою жертву.

Кадр из фильма «Экстрасенс»

Она жила с этим почти 20 лет, пока однажды экономка школы для мальчиков не нашла ее. обстоятельства же сами сложились так, что Флоренс вернулась домой. Что касается Мод Хилл, она просто устала жить, она хотела уйти в другой мир вместе со своим сыном, который все это время был рядом, и девочкой, которую она воспитывала и считала почти своей дочерью.

К счастью, все обошлось. Томас спас Флоренс, она выжила. Теперь мадам экстрасенс живет в своем доме вместе с Робертом Мэллори, правда, на рабочую неделю уезжает в город. Ее взгляды на призраков явно изменились. Она хотя бы перестала сомневаться в их существовании. Что до Мод и Томаса, то они ушли… В общем, фильм действительно классный, посмотреть его стоит обязательно и сделать это можно прямо здесь и сейчас.

Вступление

Идея психологического фильма ужасов «Экстрасенс» родилась в тот момент, когда продюсер Дэвид Томпсон встретил сценариста Стивена Волка после одного из жутких телешоу канала ВВС «Ghostwatch», которые транслировались в начале 90-х годов. Сериал «Ghostwatch» был настолько ужасен, что в дальнейшем его вообще запретили на ТВ. «Он было одним из самых страшных зрелищ, которые кому-нибудь доводилось видеть» — вспоминает Томпсон. «Люди не знали, было ли происходящее реальным или вымышленным, и я подумал, что автор шоу, Стивен Волк, был бы отличным кандидатом на роль сценариста современного, жуткого, сенсационного и шокирующего фильма».

«Затем Стивен пришел ко мне с идеей фильма «Экстрасенс», и я подумал, что сценарий по-настоящему силен», — продолжает продюсер. «А позже нам посчастливилось заполучить на наш проект в качестве режиссера Ника Мерфи». Режиссер Ник Мерфи, для которого «Экстрасенс» стал дебютом на большом экране, больше известен своими работами над телесериалами, такими как «Древний Рим: Расцвет и падение Империи», «Портал юрского периода» и «Оккупацией», заслуженно получившей премию BAFTA.

Томпсон говорит, что был потрясен разносторонностью кинематографических талантом Мерфи, и, в особенности, «его энергией и его видением, а также прекрасными способностями Мерфи в работе с актерами».

«Больше всего меня поразила «Оккупация», и я подумал, что передо мной – нечто исключительное; работа, в которой удались и яркие персонажи, и отличная история и нечто вроде «электричества», которое Мерфи смог передать на экране. Это было великолепно». Также Мерфи – полноправный сценарист, «который реально помогал нам в работе над «Экстрасенсом», поскольку надо было слишком много деталей удержать в голове одновременно, а Мерфи умеет добраться до самой сути дела. У нас в головах был целый клубок перепутанных идей, но Мерфи сумел размотать его».

«Дэвид – сообразительный парень. И умный – когда дело доходит до того, чтобы разбираться в людях» — говорит Мерфи. «Я не был настроен на то, чтобы снимать историю о привидениях. И даже тогда, когда Дэвид прислал мне этот великолепный, прекрасный сценарий, я и представить себе не мог, что приму какое-то участие в проекте. И тогда Дэвид любезно пригласил меня прогуляться и обсудить, что лично я хотел бы привнести в эту историю, что бы изменил в ней, будь у меня такая возможность. Я ушел, и идеи сами собой стали бурлить в моей голове. Неделей позже я с удивлением обнаружил, насколько вся эта история меня зацепила. Мне просто необходимо было снять этот фильм! И я помню, что к нашей второй встрече у меня уже не было никаких других планов, и как же раздавлен был бы я, если бы Дэвид изменил свое решение!»

Когда Ник Мерфи присоединился к создателям «Экстрасенса», он стал перерабатывать сценарий и перенес действие из Викторианской эпохи в начало ХХ века, когда английская нация была потрясена и находилась в смятении от тех потерь, которые понесла в траншеях Первой мировой войны.

«Стивен Волк и я всегда хотели, чтобы наш фильм был чем-то большим, чем пугающая история о призраках», — продолжает продюсер. «Это сверхъестественный триллер с мощным и неожиданным поворотом сюжета, этот фильм уводит вас в путешествие по достаточно темным и пугающим местам. Прежде всего, «Экстрасенс» — психологическая история о призраках; сверхъестественный триллер. Но в то же время это тревожная история молодой женщины, выходящей в по-настоящему ужасный мир, и увлекающей нас за собой. И все, что Ник хотел сделать – усилить этот второй аспект».

«Наша история всегда была о девушке, которая попадает в старую-старую школу и пытается разгадать то необычное, что в ней происходит», — говорит Мерфи. «Но история не стоит на месте: она развивается и растет, становится чем-то большим. Речь уже идет не об обыкновенной страшилке, а о чувствах тех людей, которые жили в 1921 году — когда более полутора миллиона человек погибло тем или иным образом в течение шести лет – будь то эпидемия гриппа или Первая мировая война.

«Это чувство потери привело к тому, что люди начали видеть призраков», — продолжает сценарист и режиссер. «По-моему, именно это чувство и «держит» весь наш фильм: национальная трагедия, национальная боль утраты. И в прорехах, образовывавшейся пустоте как раз и появляются привидения».

Томпсону понравилась идея перенести сюжет фильма в ХХ век. «Изначально, мы планировали, что он будет разворачиваться в Викторианскую эпоху, как и многие другие истории о привидениях», — объясняет он. «Но благодаря идее Ника мы перенесли действие в более поздний период – в 20-е годы, когда после Первой мировой войны весь народ страдал от шока утраты близких».

«Я думаю, все это придает рассказанной нами истории размах и глубину. По-моему, если действие фильма разворачивается после Первой мировой, это гораздо интересней и адекватней. Ведь это было время, когда смерть поселилась в сознании людей. Они искали своих близких, и поэтому становились легкой добычей для обманщиков и мошенников всех мастей. Собственно, именно это вы можете наблюдать в самом начале нашей картины».

Фильм открывается сценой подобного «спиритического сеанса» в Лондоне, на который прибывает главная героиня «Экстрасенса», Флоранс Кэтарт – женщина, в которой живет ее собственная боль. Та боль, на которой так стремились спекулировать мошенники, живущие в те времена. «По-моему, наш фильм стремится занять место, из которого можно видеть результат того ужасного времени», — замечает Мерфи. «Мы пытаемся нарисовать портрет той Британии, которая была чудовищно травмирована и необратимо изменилась под воздействием тех огромных потерь, от которых наше сознание не избавилось и поныне».

«Это оказало такое мощное влияние из-за огромного числа погибших», — продолжает он. «Сегодня мы не можем вести такого типа войн из-за той прозрачности, с которой освещаются современные военные конфликты. Мы не можем понести такие потери никаким образом, потому что это приведет к восстанию. Если бы кто-нибудь в новостях сказал нам: «30.000 солдат погибло сегодня во Фландрии», мы бы ответили: «Нет, мы против – пусть наши солдаты вернутся домой!» Тот период был последним, когда власти могли выйти сухими из воды, отправив такое количество людей на смерть».

Исполнительный продюсер Джо Оппенхаймер («Отстреливая собак», «Смертельный номер», «Запретная любовь»), между тем, добавляет: «Горе было тогда повсеместным, и есть определенная связь между ним и призраками. Тот мир, в котором обитают персонажи, пропитан болью утраты. Людей тянуло на сеансы спиритизма, чтобы убедиться, что мертвые – не ушли, что они окружают их. За всем этим стояла иллюзия присутствия тех парней, которые погибли на войне. Именно поэтому как раз это время лучше всего подходит для фильма о мертвых, которые живут вокруг нас».

«Когда жанровый фильм комбинируется с эмоциональной глубиной и проработанными персонажами, тесно связанными с историческими событиями, это воздействует очень сильно», — продолжает Оппенхаймер. «Наш фильм – совсем не кино о Первой мировой войне, но корни нашей истории – в ней. Особенно когда речь заходит о таком персонаже, как Флоранс Кэткарт».

Флоранс Кэткарт

В этот убитый горем мир входит Флоранс Кэткарт; женщина, преследуемая ее собственной бедой. Она решительно противопоставляет себя реставрации спиритического движения, и тем мошенникам, которые его порождают. И вот Флоранс зовут расследовать странные происшествия в Руквуде, изолированном пансионе для мальчиков, где ей предстоит пройти свой самый страшный тест – как профессиональный, так и психологический.

В картине «Экстрасенс» роль Флоранс сыграла Ребекка Холл («Вики, Кристина, Барселона», «Фрост против Никсона», «Город воров»). «Еще в самом начале кастинга Ребекка Холл была кандидатом номер один и для Ника, и для всех нас», — говорит Томпсон. «Поэтому мы были очень взволнованы, когда она согласилась сыграть эту роль. Она – идеальный выбор на роль Флоранс, потому что в ней есть сила, глубина, утонченность… И она невероятно привлекательна на экране».

Джо Оппенхаймер соглашается: «Флоранс очень целеустремленная», — говорит он. «Она – женщина, идущая впереди своего времени. Флоранс отчаянно умна, и, в то же время, несет в своем сердце собственную боль. У Ребекки есть все перечисленные качества, и она может связать воедино прошлое и современность».

Для режиссера это чувство «современности» было первостепенным. «Мы говорили об этом раньше», — объясняет Мерфи. «В те времена женщины носили зауженные брюки и все такое, но Флоранс относится к тому типу женщин, которые появятся только через десять лет после того, как наша история заканчивается. Флоранс – из тех женщин, которые появятся где-то в середине 30-х годов. Яркая индивидуальность и уверенность в своих силах — вот что мы искали в исполнительнице главной роли.»

Актриса говорит, что нашла сценарий «невероятно захватывающим». Она добавляет: «Самое поразительное, что если мы уберем все эти завывания в ночи и прочие сверхъестественные элементы, то получим по-настоящему мощную психологическую драму. Флоранс, невероятно сильный персонаж сама по себе, в «Экстрасенсе» переживает мощнейший «тектонический сдвиг». Это не просто какая-то драматическая сцена. Это очень необычный и экстремальный сдвиг мировоззрения, настоящий вызов – и физический, и эмоциональный. Любой актер всегда мечтает о такой роли».

Когда зрители видят Флоранс впервые, она страдает по своему жениху, которого потеряла во время Первой мировой войны. «Она не дает себе передышки», — говорит Холл. «Она страдает так, как страдают мазохисты. Флоранс совершенно уверенна в том, что жизнь бессмысленна. Она думает, что люди умирают безо всякого смысла, и что нет никакой справедливости. Мы узнаем, что незадолго до смерти своего жениха, она написала ему письмо, в котором призналась, что больше не любит его. Она чувствует свою вину за это, и готова навсегда отказаться от любого счастья для себя».

Холл говорит, что Флоранс не открывает ничего нового. «И в этом ее ошибка. Поскольку Флоранс разрушена чувством вины перед своим женихом, она декларирует воинствующий атеизм, который отрицает в том числе и то, что важно для нее самой».

Впрочем, ее представления вскоре меняются. Во-первых, благодаря событиям в пансионе Руквуд. Во-вторых – благодаря одному из воспитателей этого пансиоана, Роберту Маллори. «Фильмы такого рода часто рассказывают о гордецах, которых ждет падение», — замечает Холл. «Зрители сразу догадываются, что должно случиться нечто, что перевернет весь мир главного героя вверх дном».

«В «Экстрасенсе» больше всего интригует то, что он говорит о людях несколько большего масштаба. В конечном итоге, это фильм о том, что нужно быть честным перед самим собой. О том, что нужно разбираться в тех вещах в себе, которые пытаешься от себя скрыть; с теми, с которыми не хочешь вступать в конфликт. Разбираться со страхами и их порождениями, разбираться с той чахлой жизнью, к которой они могут привести».

Во время путешествия в Руквуд, Флоранс встречается лицом к лицу с размытым изображением похожего на мальчика призрака, который периодически появляется перед ней, несмотря на весь ее скептицизм. Странные происшествия требуют от Флоранс подлинного мужества, которое понадобиться ей, чтобы она смогла противостоять этим явлениям во всей их полноте, и разрешить их запутанную, опасную тайну.

«Фильм не о том, существуют ли в действительности привидения или нет», — говорит Холл. «Он о том, почему призраки так нужны нам. Если призраки не существовали бы, мы бы придумали их. Нам всем нужна какая-то система верований, и всем нам нужно их визуальное отображение. Мы рассказываем друг другу истории с тем, чтобы понять друг друга лучше. Вот о чем фильм «Экстрасенс» говорит нам в очень захватывающей манере, когда Флоранс приезжает в Руквуд».

Руквуд и его обитатели

Когда Флоранс впервые оказалась в Руквуде, ее скептицизм был очень стойким. Несмотря на все беспокойство перепуганных до полусмерти студентов и воспитателей, Флоранс утверждала, что ничего сверхъестественного здесь не происходит. Но впоследствии выясняется, что все тут не так уж просто, и когда Флоранс в буквальном смысле падает в глубокие воды, Мэллори приходится вмешаться, чтобы предотвратить ее гибель.

«Мы с самого начала придумали, что Мэллори не спасает Флоранс», — замечает Мерфи. «Для меня было важным, чтобы эта сильная женщина не сдавалась до самого конца. И хотя Мэллори внезапно вышибает двери и вроде как решает проблему, я хотел, чтобы Флоранс спасла себя сама. И в фильме не случайно есть сцена, в которой Мэллори не может ее спасти ни коим образом»

Впрочем, между Флоранс и Мэллори есть связь. «Оба они страдают от одних и тех же проблем», — говорит Мерфи. «Оба они одиноки. Флоранс любила кого-то, кого больше нет с ней, но она нуждается в ком-то еще. Мэллори также окружен призраками и страдает от утраты тех, вместе с кем он воевал; тех, кого он любил».

«Впрочем, со своими проблемами они разбираются по-разному. Мэллори готов открыть глаза навстречу своей боли, увидеть тех, кто погиб. Флоранс, большую часть фильма – не готова. Хотя, в конце концов, они борются с одним и тем же»

Доминик Уэст («Прослушка», «300 спартанцев») играет Мэллори, который страдает как от физических, так и от эмоциональных ран. «Это очень травмированный человек», — говорит актер о своем персонаже. «Он страдает от контузии. У также Мэллори есть и раны, которые он оставляет незаживающими, сдирая с них корку. Прошло три года, с тех пор как закончилась Первая мировая война, но он все еще терзает себя ею. Мэллори мучает себя из-за ненависти к миру и из-за чувства вины, которое преследует его из-за того, что он выжил. Рана — это очень мощный образ: он физически демонстрирует то, что происходит внутри Мэллори».

«Как и многие в 20-х годах, он пережил тяжелые утраты. Он ежедневно разговаривает со своими мертвыми друзьями. Для него, призраки – не шуточки; он видит их каждый божий день и постоянно ощущает их присутствие».

По указанию старшей воспитательницы, именно Мэллори отправляется к Флоранс, чтобы убедить ниспровергательницу суеверий и спиритизма посетить Руквуд. «У нее есть рациональное объяснение для так называемого «сверхъестественного», и это ее работа – объяснить людям, что смерть – та страна, из которой нет возврата», — продолжает Уэст. «Но Мэллори очень скептично настроен к ее позиции. Он находит очень забавным то, что Флоранс не верит в призраков. Ведь сам-то он живет среди них каждый день! Поначалу они абсолютные противоположности, и Мэллори очень суров с ней».

«Но затем Мэллори мало по малу начинает понимать, что и Флоранс, в свою очередь, тоже перенесла травму. Они начинают сближаться, когда Флоранс начинает видеть странные, необъяснимые вещи», — говорит Уэст.

Хотя сюжет фильма крутится вокруг Флоранс и Мэллори, компанию им во время школьных каникул в Руквуде составляют две не менее важных фигуры: Мод Хилл, школьная воспитательница, и юный Том, который вынужден был остаться в пансионе, потому что его родители живут заграницей.

Ранее выдвигавшаяся на «Оскар» актриса Имелда Стонтон («Вера Дрейк», «Гарри Поттер») играет Мод. «Это такая захватывающая история!» — говорит актриса. «Если вы актер, вы просто не можете мечтать о лучшем сценарии. Это очень сложная история, потому что она рассказывает о совершенно разных аспектах человеческой природы. И по мере того, как сюжет продвигается вперед, мы узнаем все больше и больше о тайнах персонажей; тех тайнах, которые они скрывают».

«Наша картина затронет вас в большей или меньшей степени, но эффект будет в любом случае очень мощным», — продолжает она. «Фильм погружает вас в тот давний период истории и подчеркивает, что это были не слишком-то уютные времена. И дело здесь не в том, что тогда было не принято говорить: «А пойдемте-ка, ребята, накатим вместе!». Эта эра, сама по себе была, была очень сурова».

Большую часть фильма Стонтон проводит рядом с юным Томом, которого играет Исаак Хемпстид-Райт (сериал «Игра престолов») «Мы сыграли много сцен вместе с Исааком, и мы очень хорошо провели с ним время», — говорит Стонтон. «Старое клише «никогда не работай с детьми» — ложь. Я никогда не верила в него – и вы, в конце концов, говорите с одной из тех, кто когда-то играл Дороти в «Волшебнике из страны Оз»! Работать с детьми над «Экстрасенсом» было просто потрясающе!»

Персонаж Тома – необходимая часть всей истории, и выбор актера на эту роль был одним из ключевых. «По-моему, людям нравится смотреть кино глазами детей», — говорит Томпсон. «И некоторые фильмы из числа лучших, над которыми мне довелось работать, были выстроены именно вокруг детей. И они, наши юные звездочки, могут быть невыразимо прекрасны. Исаак – невероятный актер. Изысканный и компетенетный. И я думаю, что на экране он выглядит очень убедительным»

Как это часто бывает, юный актер оказался последним, кто попался на глаза группе по кастингу. «Директор по кастингу слал мне пленки, и мы искали исполнителя роли Тома среди огромного количества детей», — говорит Мерфи. «Там были отличные ребята – и многие из тех, кто проходил пробы на роль Тома, впоследствии оказались в фильме на ролях других мальчиков».

«Когда пришел Исаак, я был в доме моих родителей, со своей семьей. Я был за кухонным столом, и моя мама и жена выглядывали из-за моей спины. И когда вошел Исаак, они обе зашептали: «это он, это он!» Он был самым последним, и они были правы. В Исааке было нечто особенное, и дело здесь не только в его великолепных актерских способностях. Бывают дети не по годам развитые, удивительные, но они, в основном, играют взрослых. В Исааке же самым прекрасным было то, что он играл ребенка. А нам и нужен был ребенок».

Дома с привидениями

Хотя внешний вид Руквуда снимался в местечке Лайм Парк в Чешире, а большая часть событий фильма разворачивается неподалеку от этого пансиона, создатели фильма должны были выбирать еще и из множества загородных домов на побережье. Для прочих съемок были выбраны три дома, расположенных неподалеку от города Бервик-апон-Твид: Госфорд Хаус, Мэндерстоун и Марчмонт Хаус. «Мы снимали в одном из этих домов, и увидели процарапанное на камне имя «Уолтер». Оно было процарапано так, как будто бы это были закорючки мертвеца», — вспоминает Мерфи. «Поскольку мальчика, который гибнет в начале фильма зовут именно Уолтер, Ребекка сказала: «О, художники неплохо для нас потрудились!». Но когда мы поняли, что художники здесь не при чем, то взглянули друг на друга и ахнули: «Жуть какая!»

Мерфи нужно было пространство, в котором персонажи фильма могли бы «дышать». «Мы хотели осмотреть столько мест, сколько возможно», — говорит режиссер. «Нам не нужна была маленькая школа. Если ты собираешься большую часть фильма снимать внутри дома, ты не можешь войти в маленький коттедж черте где, и начать рассказывать там свою жуткую историю в духе Генри Джеймса. Выйдет неубедительно. Нам нужно было пространство и солидные размеры – в том числе, и для детей, который будут носиться внутри. Поэтому мы нашли самые большие особняки, которые только смогли».

Томпсон добавляет: «Дома подчас были по-настоящему жуткими. Нам рассказали, что в одном из домов, где мы снимали, когда-то происходило нечто подобное тому, что происходит в нашем фильме. Эти дома выглядели жуткими ночными призраками, и были наполнены соответствующей атмосферой. Вот почему Ник выбрал именно их – здесь даже не было необходимости строить декорации или создавать какую-то специальную бутафорию. В этих домах жила история, и я уверен, что множество призраков шаталось вокруг нас, пока мы снимали там».

Некоторые факты о Первой мировой войне

«Действие фильма, разворачивается вскоре после Первой мировой войны. Это было еще одной причиной, по которой я приняла участие в проекте», — говорит исполнительница главной роли Ребекка Холл. «Это был один из немногих – к счастью – периодов в Британской истории, когда все общество в целом перенесло коллективный посттравматический стресс. Вся нация скорбела. Не было ни одного человека, который не испытывал бы боли. Каждую семью затронуло горе».

«Перед съемками «Экстрасенса» я прочитала книгу Роберта Грейвза «Goodbye to All That, The Great Silence: 1918-1920», «Living in the Shadow of the Great War» Джульетт Никлсон и много стихов военной поры тех лет. Я слушала музыку той эпохи. В культуре изменилось так много! Эта ужасная война спровоцировала настоящий тектонический сдвиг»

Из европейских солдат, которые были мобилизованы в период 1914–1918 погибло 8 миллионов человек, 7 миллионов было навсегда искалечено и 15 миллионов получили серьезные ранения. В Британии, где воинский призыв облек в униформу всех мужчин подходящего возраста, более 750.000 погибли и 1.700.000 были серьезно ранены. В соответствии с подсчетами, 30 процентов мужского населения в возрасте от 20 до 24 лет в 1914 были убиты, а среди юношей от 13 до 19 лет погибло 28 процентов.

И вслед за этим наступил физиологический результат, «контузия», травма и чувство вины, которые настигли выживших. Затем последовали и экономические невзгоды — это было вовсе не тем, за что сражались солдаты и за что они страдали. В соответствии с отчетами, 160.000 жен лишилось своих мужей, а 300.000 детей потеряло своих отцов. Перепись 1921 года показала, что на каждую тысячу мужчин приходилась 1.209 незамужних женщин в возрасте от 25 до 29 лет.
Смотреть фильм «Экстрасенс (2011)» на русском бесплатно он-лайн

«The Awakening” (Экстрасенс) (2011). Флоренс Кэткарт – персонаж для своего времени нетипичный. Молодая женщина, хорошо образованная и обходящаяся без помощи мужчин, в 20-х годах Англии прошлого века у многих вызывала неприязнь. В данном конкретном случае – у лже-медиумов и, как ни странно, их жертв. Первые при помощи мисс Кэткарт в миг расставались с годами наработанной репутацией спиритуалистов, вторые ненавидели Флоренс за то, что их лишали последней надежды увидеть своих близких и любимых, пусть даже в виде призраков.
Так произошло и в тот день, когда наша героиня разоблачила женщину-медиума, при помощи нехитрых фокусов и подставных лиц, якобы вызвавшей дух умершей дочери некоей безутешной миссис. Вскоре на пороге дома Кэткарт возник молодой человек, державший в руках ее недавний бестселлер, который многие сравнивали с Библией. Это был учитель истории из Роксфорда, пансиона для мальчиков – мистер Роберт Мэллори. Он не верит в духов, не слишком доверяет и самой Флоренс, но это не меняет того факта, что в школе, где он живет и работает, творится странное.
Когда-то особняк был частным домом, и в нем был убит маленький мальчик. Так гласит легенда. А в реальности на фотографиях школьных классов за 1901-1906 годы виднеется расплывчатый силуэт, в котором невозможно опознать ни одного из учеников Роксфорда. Фокус с фотографией? Тогда как объяснить, что то же самое лицо виднеется в одном из окон пансиона, на фоне которого были сделаны снимки? Но это дела минувших дней. В настоящем творятся дела пострашнее.
Две недели назад погиб один из учеников, маленький Уолтер Портер, который за день до своей смерти был ни жив, ни мертв от страха и рассказывал директору школы о том, что видел призрака. Мисс Кэткарт поначалу отклоняет приглашение Мэллори, но потом все же прибывает в Роксфорд. В первые дни кажется, что никакого «присутствия» здесь нет, и быть не может. А к смерти Портера косвенно могли быть причастны не только другие ученики, но и учителя. Однако позже выясняется, что в этом деле не все так просто…
… и охотнице за призраками определенно придется поверить в то, что таковые существуют на самом деле, со сторонней помощью и вопреки своему желанию полностью перекроив свои представления о реальном и сверхъестественном. Кто бы сомневался! Особенно, если учесть, что у Флоренс – темное прошлое, а часть ее воспоминаний о собственном детстве намертво заблокирована…
Прежде чем приступить к разбору полетов, хотелось бы отдельной строкой упомянуть удивительные особенности работы отечественных переводчиков и прокатчиков. Я могу понять, зачем фильм под оригинальным названием «Деревня» превращается в «Таинственный лес» — так оно звучит ярче, лучше, привлекательнее. Но ума не приложу, как может «Исчезновение» мутировать в «Отсутствие»?! Чье отсутствие? Присутствия? Логики, здравого смысла, или мозгов переводчика? Тем более что сюжетная суть упомянутой выше ленты – именно в исчезновении (одного из главных героев). Та же самая история и с «Экстрасенсом». Где здесь экстрасенсы? Кто экстрасенс – Флоренс? Нет!
А вот «Пробуждение» имеет к происходящему самое прямое отношение. Вешать, расстреливать и четвертовать таких горе-креаторов, которые уродуют названия фильмов! Но мы отвлеклись. «Пробуждение» (позвольте мне называть этот хоррор именно так) – то, чего многие ждали от римейка «Женщины в черном», однако так и не дождались. Умный, атмосферный, медленный «жутик», вполне достойный того, чтобы называться «готическим» (и группа HIM здесь не причем). Плюс, истинно британский!
Его авторы не стали отмахиваться от сюжета, наспех присобачив вместо него отработанную однажды легенду и заменив смысл беспомощными «Бу!»; налицо внятная работа над сценарием. До самого финала не слишком ясно, каким он будет, и в чем «соль» рассказанной нам истории. А те моменты, которые должны пугать – действительно пугают. Причем, вовсе не внезапно появляющимися в кадре уродливыми мордами мстительных призраков. Антураж великолепен! 20-е годы, сельская Англия, школа для мальчиков? Верю!
А игра актеров естественна настолько, насколько она была таковой в «Других» Аменабара. Или в «Хребте Дьявола» Дель Торо. Эти замечательные образчики жанра и есть ближайшие аналогии, те фильмы, с которыми стоит сравнивать «Пробуждение». Его не стоит смотреть тем, кто ценит в хоррорах Его Величество Страх. Собственно, это и не фильмов ужасов, во всяком случае, на 100 процентов. Мистика, драма, детектив – скорее, так. И в отличие от «Кошмара за стеной» бьющий точно в десятку. Только перед началом просмотра надо понимать, что вам нужна именно эта «десятка».
7,5/10
Обзор подготовлен специально для портала «Библиотека ужасов».Tags: ghost story, атмосфера, британский хоррор, готика, месть, призрак