Где дешевле инвитро или гемотест?


Гемотест или Инвитро что лучше, как выбрать лабораторию? По качеству предоставляемых услуг эти лаборатории равноценны. От пациентов есть жалобы и на обслуживание, и на качество проведенных анализов в обеих лабораториях. В то же время есть пациенты, которые сдают анализы только в Гемотесте или только в Инвитро.

Гемотест и Инвитро по отзывам пациентов

Гемотест, и Инвитро выполняют все наиболее востребованные в клинической практике анализы. Лаборатории централизованные, с множеством филиалов по всей России. Это значит, что лабораторные исследования взятого биологического материала проводятся в центральной лаборатории в Москве, а забирается этот материал на местах.

Обе лаборатории работают круглосуточно, поэтому результаты анализов в большинстве своем приходят вовремя. Их можно получить по электронной почте, не выходя из дома. На Инвитро пациенты чаще жалуются за задержку результатов, чем на Гемотест.

Кроме того, достаточно часто можно встретить жалобы на качество обслуживания на местах в лабораториях Инвитро. Некоторые при этом вспоминают советские времена.

Все пациенты отмечают, что цены в Гемотесте гораздо демократичнее, есть система скидок, которая позволяет сдать анализы в определенные дни и по дисконтным картам совсем дешево. В Инвитро цены выше.

Гемотест и Инвитро по отзывам врачей

Большинство врачей привыкли доверять какой-то определенной лаборатории. И чаще это лаборатория при том лечебном учреждении, где они работают. Врач знаком со всеми достоинствами и недостатками этой лаборатории, особенностями проведения различных анализов, которые он учитывает при постановке диагноза и оценке состояния больного.

Анализы из других лабораторий ему трудно оценить, так как у него нет опыта работы с ними. Поэтому часто можно услышать, что врач не хочет принимать анализы, сделанные в других лабораториях. И это зачастую приводит к конфликтам, так как сама процедура сдачи анализов в государственных учреждениях и частных лабораториях никак не может сравниваться. В последних нет очередей, обслуживание (за некоторым исключением) вежливое, времени на сдачу анализов затрачивается минимум. Напротив, в госучреждениях огромные очереди, перегруженный грубый персонал и масса потерянного зря времени.

Но так бывает в основном в крупных населенных пунктах, где есть качественные собственные лаборатории. В отдаленной местности лаборатории Гемотест или Инвитро являются порой единственными диагностическими пунктами. Врачи привыкают к особенностям их исследований, ориентируются на них и считают вполне достоверными.

Что же делать, какую лабораторию выбрать?

Лучше всего, прежде чем отправляться в самостоятельное плавание, посоветоваться с лечащим врачом. Он точно в курсе, какая лаборатория в данной местности выдает наиболее достоверные результаты. Так что на вопрос о том, Гемотест или Инвитро — что лучше по качеству проводимых исследований, должен ответить специалист.

Но кроме качества анализов есть и другие причины для выбора той или иной лаборатории. Очень большое значение для пациентов имеет сервис, то есть, насколько комфортны условия сдачи анализов. Сегодня многие готовы платить деньги только за то, чтобы их обслужили вежливо, без традиционного хамства.

Еще один важный момент выбора – это профессионализм средних медицинских работников, которые делают забор биологического материала для исследования. Опытный лаборант, который быстро и аккуратно возьмет кровь из вены или из пальца будут одним из привлекательных факторов, способствующих популярности именной данной лаборатории.

Наконец, имеет значение соблюдение персоналом гигиенических правил. Некоторые пациенты жалуются на то, что лаборанты не всегда берут кровь в перчатках, проявляют в чем-то небрежность, неаккуратность и так далее. Это может значительно отпугивать пациентов, привлекая их к посещению конкурентной лаборатории. Больше всего поступает жалоб от пациентов на несоблюдение санитарно-гигиенических правил в лабораториях Инвитро.

У кого больше перечень услуг

Не последнее значение имеет перечень диагностических исследований. В этих лабораториях он приблизительно одинаков. А вот лаборатории на местах не все могут похвастаться таким перечнем лабораторных исследований. И поэтому врачам вопреки своим привычкам периодически приходится направлять своих пациентов именно в эти специализированные лаборатории.

Гемотест и Инвитро постоянно совершенствуют качество своих услуг на местах, отслеживая жалобы. Они также стараются идти в ногу со временем и постоянно расширяют перечень услуг.

Галина Романенко

Во сколько обойдется франшиза

Принципиальная разница между двумя франшизами — в стоимости. Порог входа на рынок через «Гемотест» в 3–6 раз ниже, чем через «Инвитро»: паушальный взнос составляет от 50 тыс. руб. (в городах с населением менее 50 тыс. человек) до 200 тыс. руб. (в Москве и городах с населением от 500 тыс. человек), тогда как у «Инвитро» минимальный порог составляет 300 тыс. руб., а открыть офис в Москве будет стоить 700 тыс. руб. «У нас паушальный взнос чисто символический, у нас нет цели на нем заработать», — говорит руководитель отдела по продаже франшизы «Гемотеста» Александра Максимова.

Договор коммерческой концессии в «Инвитро» заключается на три года, с «Гемотестом» — на пять лет, паушальный взнос везде платится единожды при заключении договора. Роялти в «Инвитро» составляют фиксированную сумму: 28 тыс. руб. в месяц, но выплачивать их начинают в разное время: франчайзи в Москве — начиная с четвертого месяца работы, а в регионах — с третьего года. В «Гемотесте» роялти привязаны к обороту: поначалу они составляют 1,18%, а потом — 2,36% от оборота (в городах-миллионниках — со второго года, в остальных — с третьего).

Обе компании предоставляют партнеру подробные инструкции по открытию бизнеса. Точную сумму начальных инвестиций можно определить после подбора и утверждения помещения — только тогда станет ясно, сколько придется вложить в самое дорогое — ремонт и аренду. В «Гемотесте» при заключении договора еще бесплатно подбирают двух медсестер для франчайзи в Москве, а также бесплатно обучают трех сотрудников из любого российского города.

Один из франчайзи «Инвитро» Ксения Полякова (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Требования к помещению у «Инвитро» жестче, чем у «Гемотеста». «Находиться на первой линии — это залог успеха, — объясняет Иванов. — Это правило розницы: магазин за углом и магазин снаружи — это две большие разницы в выручке». «Гемотест» в этом плане чуть менее требователен: допустимо открыть лабораторное отделение во второй линии домов, но при условии, что вокруг, например, много поликлиник, — рассказывает Максимова. — Франчайзи существенно сэкономит на аренде, тогда как поток клиентов будет ничуть не меньше, чем на первой линии». Максимова предупреждает, чтобы при заключении договора аренды франчайзи добивались арендных каникул на срок до полутора месяцев, поскольку лицензию на медицинскую деятельность можно получить только после того, когда офис полностью готов к работе: «Ожидание лицензии, когда договор подписан и за аренду уже надо платить, бывает самым сложным временем для франчайзи».

Из-за разницы в размере паушального взноса и рекомендаций по помещениям стартовые инвестиции в открытие лаборатории под брендом «Гемотест» ниже на 25–50%. Ксения Полякова, открывшая с 2010 года в Москве пять медицинских офисов «Инвитро», говорит, что первая точка обошлась ей почти в 4 млн руб. «По неопытности мы закупили чуть ли не самую дорогую мебель, — рассказывает она РБК. — Каждый следующий офис укладывался уже в 2–2,5 млн руб. с учетом аппарата УЗИ». В «Гемотесте» утверждают, что открыть офис в городе с населением до 200 тыс. человек можно за 0,85–1 млн руб.

Обе компании строго регламентируют практически деятельность своих франчайзи, включая внешний вид сотрудников, оформление медицинского офиса, стоимость услуг. «Мы по всем аспектам работы даем рекомендации — франчайзи нужно только выполнить свою часть работы: грамотно обслужить пациента, принять его, взять биоматериал и вовремя его отправить в центральную лабораторию, куда указано», — говорит Иванов из «Инвитро».

Биоматериал доставляется автомобилем или самолетом, за транспорт платит франчайзер. И «Гемотест», и «Инвитро» обеспечивают партнеров расходными материалами как для взятия (пробирки, шприцы), так и для перевозки биоматериала (транспортные контейнеры и хладоэлементы). Результаты анализов приходят в электронном и/или бумажном виде.

Франчайзи обеих компаний говорят, что изменить цены почти невозможно. Но есть и исключения. «В Москве изменить цены нереально, а в регионах бывает по-разному, — рассказал РБК Денис Акимов, владеющий более чем 20 точками «Инвитро» в Москве и Центральной России. — Если один франчайзи занимает весь регион, то ему проще убедить центральный офис».

Контроль и штрафы

Обе компании проводят постоянные плановые и внеплановые проверки франчайзинговых отделений, а также используют системы видеонаблюдения на ресепшен и читают отзывы пациентов. Для тех, кто не соблюдает условия договора, предусмотрены штрафные санкции: например, в «Гемотесте», если отделение не открылось утром согласно графику, владельцу грозит штраф 10 тыс. руб. Штрафы предусмотрены также, если франчайзи не запускает лабораторное отделение в течение 120 дней с момента подписания договора. В «Гемотесте» подчеркивают, что гибко подходят к каждой ситуации и штрафные санкции применяются достаточно редко. В «Инвитро» жесткий контроль за соблюдением условий франшизы, однако во многом это помогает вести бизнес, считает франчайзи в Москве Ксения Полякова. «Нас контролируют как с помощью тайных покупателей, так и по соблюдению стандартов, — рассказывает она. — Но мне это очень помогает, поскольку, например, при проверке СЭС я могу быть уверена, что у меня все в порядке».

Экономика лаборатории

В обеих компаниях выручка франчайзи складывается из трех элементов: это взятие биоматериала, агентское вознаграждение и дополнительные услуги (например, УЗИ, ЭКГ, прием врачей и пр.). И в «Инвитро», и в «Гемотесте» взятие биоматериала оплачивается отдельно, и эти деньги полностью остаются у франчайзи. Отдельно клиенты оплачивают собственно проведение анализов в лаборатории. Франчайзи собирает эти деньги и в начале каждого месяца выплачивает большую часть этой суммы за предыдущий месяц головной компании, оставляя себе так называемое агентское вознаграждение. В «Инвитро» агентское вознаграждение составляет фиксированные 35% от выручки франчайзи за анализы для Москвы и 40% — для регионов. Сумма, которую франчайзи выплачивают за эти услуги «Гемотесту», увеличивается по мере роста их выручки: от 50% при выручке от исследований менее 100 тыс. руб. в месяц до 36% для выручки выше 1,3 млн руб. Дополнительные услуги, например ЭКГ или УЗИ, составляют порядка 5–10% от выручки.

Один из франчайзи «Гемотеста» Марина Логвиненко (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Количество пациентов, которые ежедневно проходят через отделение, критически важно для бизнеса. По оценкам «Инвитро», средняя посещаемость их медицинского офиса — 35 человек, в «Гемотесте» — около 20, однако на практике рассчитать количество обращений заранее крайне сложно. «У «Гемотеста» была точка в Калуге, где каждый день по 120 человек было — там люди не выдержали, максимально быстро постарались открыть еще одно отделение, чтобы легче стало работать», — рассказывает зеленоградский франчайзи «Гемотеста» Казаков. Но, по его словам, это скорее исключение: случаются и ситуации, когда посещаемость не превышает 15 человек в день, что существенно увеличивает сроки окупаемости инвестиций. «Большое значение имеет уровень государственной медицины: если она предлагает что-то достойное, как в Москве, посещаемость будет ниже, но в регионах лаборатории часто находятся на таком уровне, что у людей нет другого выхода, кроме как обратиться за платными услугами», — говорит Казаков.

Обе компании помогают франчайзи найти своих клиентов: головные офисы ведут работу с врачами, чтобы те рекомендовали пациентам обращаться в ту или иную лабораторию. Франчайзи обеих компаний говорят, что у «Инвитро» эта работа получается лучше, чем у «Гемотеста». Предприниматель из Коломны, три года назад открывший отделение «Гемотеста», жалуется, что поток пациентов от врачей очень низкий. Из-за этого ему пришлось много вкладывать в рекламу (в первый год — 500 тыс. руб.), отделение окупилось только через три года после основания. Зеленоградский франчайзи «Гемотеста» Казаков в шутку говорит о «мафии» «Инвитро»: «Моя точка в Зеленограде имеет низкую посещаемость и доходность из-за популярности конкурентов из «Инвитро» в этом районе». По данным «Контур.Фокус», по итогам 2014 года офис в Зеленограде имел выручку в 3 млн руб. и чистую прибыль в 173 тыс. руб. Более успешный офис Казакова в Химках окупил вложения за шесть месяцев.

«В регионах приходится сильно вкладываться в рекламу, — рассказывает франчайзи «Инвитро» Акимов. — В Москве и Московской области 90% людей и врачей знают бренд, а в регионах есть местные игроки, а «Инвитро» входит как неизвестный игрок, и реклама должна быть большая». В среднем каждая из 20 точек Акимова возвращала инвестиции за 2,5 года.

На сроки окупаемости в Москве и Подмосковье сильно влияет конкуренция. «В Москве сейчас почти на каждой станции метро есть уже по одному, а то и по два офиса, и если первый офис мы окупили за два года, то с каждым следующим это было уже сложнее», — рассказывает московский франчайзи «Инвитро» Полякова. По ее оценкам, сейчас новая точка вряд ли окупится в срок менее трех лет. «Сроки окупаемости выросли из-за большого количества конкурентов, — согласен франчайзи «Гемотеста» Казаков. — В среднем на это требуется от двух лет, при условии что выбрано хорошее место и жители готовы платить».