Где покрестить ребенка в СПб?

Совершается ежедневно по будним дням с Пн.-Пт. в 13-00 по выходным дням Сб.-Вс. в 13-00 и 16-00

Дорогие братья и сестры!

Для желающих принять таинство Крещения в нашем Соборе проводятся подготовительные беседы:

7 марта, суббота, в 11-30 (встречу проводит приходской катехизатор Козырев Федор Николаевич);

14 марта, суббота, в 11-30 (встречу проводит приходской катехизатор Козырев Федор Николаевич);

21 марта, суббота, в 11-30 (встречу проводит приходской катехизатор Козырев Федор Николаевич);

28 марта, суббота, в 11-30 (встречу проводит приходской катехизатор Козырев Федор Николаевич).

Для посещения подготовительной беседы необходимо выбрать любую из указанных выше удобную для Вас дату проведения встречи и записаться заранее на вахте Собора или по телефону 312-19-38. Место встречи – на втором этаже Собора, у ризницы (слева от центрального иконостаса). Беседы проводятся на третьем этаже собора в помещении Воскресной школы.

О подготовке к крещению

Крещение – важнейший шаг в жизни человека, и к нему надо готовиться. Как свидетельствуют древние церковные документы, в христианских общинах всегда существовал институт оглашения, то есть подготовки к крещению через устное обучение основам христианской веры. В дореволюционной России, как и в большинстве европейских стран, такое обучение входило в общеобразовательную школьную программу. В советский период эта традиция прервалась. Многие крестили своих детей тайно, а крещение в сознательном возрасте было сопряжено с опасностью для карьеры, социального статуса, благополучия семьи. В этих условиях решение креститься или крестить детей воспринималось Церковью как акт исповедничества, не требующий дополнительных знаков верности православию. Сегодня после долгих лет забвения практика оглашения постепенно возвращается в нашу жизнь.

Оглашение сегодня проходит по-разному: где-то в форме длительной катехизациии, где-то в форме кратких огласительных бесед. Но в обоих случаях возрождающаяся практика включает понимание того, что обретение бесценных даров, сообщаемых в церковных таинствах, требуют усилия со стороны принимающего. Полноценная духовная жизнь невозможна без просвещения ума и без желания постичь в меру сил божественное Откровение. Заповедь, которую Христос назвал главной в законе, призывает возлюбить Бога всем своим сердцем, душою и разумением (Мф.22.37). Исполнение этой заповеди должно побуждать всякого искренне верующего к учению. Само название нашей православной Церкви свидетельствует о том значении, которое она придает правильному прославлению Бога, верному следованию традиции, сознательному и ясному исповеданию веры. Вхождение в православие начинается с оглашения.

В особенности сказанное относится к тем, кто готовится стать восприемником от купели (крестным отцом или крестной матерью) крещаемого младенца. Их участие в таинстве далеко не ограничивается ролью свидетеля, но включает в себя поручительство за будущую веру крестника. Это означает, что они берут на себя ответственность сопровождать своего крестника на пути его духовного взросления, стать ему помощником и советчиком в вопросах веры, восполнять в этих вопросах то, что ребенок не смог получить в семье. Фактически, становясь восприемником, человек вступает на педагогическое поприще, а каждый педагог знает, что способность учить предполагает в первую очередь способность учиться самому.

Сегодня, к сожалению, нередко можно встретиться с мнением, будто крещение есть сугубо личное дело, а задача Церкви – обеспечить эту «религиозную услугу» без всяких предварительных условий. При этом упускается из виду абсурдность такой установки. Человек собирается вступить в единение с другими людьми, отвергая саму основу этого единения. Он тщится стать ближе к Богу, отвергая обетования Божии, говорящие ясно о том, что Он пребудет до скончания века не с отдельно взятыми индивидами, но с Церковью как единой и уникальной общностью обновленного человечества (Мф.16.18; 28.20). В итоге, образно говоря, представитель такого потребительского отношения к таинству покупает билет на поезд, на котором не собирается ехать. Разумнее относится к участию в оглашении не как к тягостной и формальной обязанности, а как к возможности, которой следует пользоваться так, чтобы извлечь из нее максимум благ. А для этого необходима самоподготовка, которую стоит начинать еще до оглашения.

В нашем Соборе оглашение проводится в формате бесед. Этот формат, в отличие от лекций или уроков, предполагает более живой, непосредственный, интерактивный вид общения. Но беседа будет содержательной, только если ее участники хоть немного знакомы с предметом беседы, имеют предварительное представление о нем. Еще лучше, если они придут на беседу с собственными вопросами. За отведенное на очные встречи время невозможно даже поверхностно осветить основные темы догматического и нравственного богословия, литургики, церковной истории. Но можно возбудить интерес к этим темам, дать ответы на поставленные вопросы, наметить пунктиром дальнейшие пути самообразования тем, кто уже сделал первые шаги на этом пути. Исходя из этого, мы разработали приведенный ниже краткий перечень того, что желательно знать приходящим на огласительные беседы. Внимательное отношение к нашей рекомендации позволит сделать оглашение более интересным, насыщенным и продуктивным. Огласительная беседа призвана не только дать первичный толчок для последующего самообразования. Ее задача состоит еще и в том, чтобы в этом духовном делании верующий не чувствовал себя одиноким. Крестившийся или прошедший оглашение в нашем храме должен знать, что у него всегда есть возможность обратиться за советом и поддержкой к духовенству и тем, с кем свела его практика оглашения. Эта поддержка может выразиться, в том числе, и в форме воскресной школы для взрослых. Выдвижению такой инициативы и ее реализации также призвана способствовать практика оглашения.

Козырев Федор Николаевич