Графический диктант по стихотворению

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»

«Графический диктант на занятии с дошкольниками

как основа каллиграфически правильного письма»

(Методические рекомендации)

Разработала:

Берникова Светлана Геннадьевна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Кувандык, 2018

С того момента, как в руки ребёнка попадает карандаш, а это случается довольно рано, он с большим удовольствием рисует им на бумаге всё, начиная от штрихов и каракулей.

Постепенно развиваясь, ребёнок переходит к схематическому изображению сначала отдельных предметов, а затем целых графических рассказов.

«Рука – вышедший наружу мозг», — писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движений пальцев. Учёные, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Правильно делают взрослые, которые доброжелательно и серьёзно относятся к первым рисункам своих детей, понимая, как это важно для их развития и воспитания.

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе в настоящее время – одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определённая тенденция — неуклонное усложнение программы 1 класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.

Одной из важных задач современной школы является работа по формированию каллиграфически правильного письма, так как сам процесс такого письма служит важным средством воспитания эстетических вкусов, волевых интеллектуальных качеств младших школьников. Для того чтобы писать правильно и красиво, необходимо тренировать руку ребёнка ещё в дошкольном возрасте. Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого обязательно скажутся на умении красиво писать и логически мыслить. Кроме этого, при рисовании, штриховке, раскрашивании, дети, как правило, испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребёнка.

К сожалению, не всегда учение – праздник. Как утомительно, однообразно и скучно детям писать палочки, кружочки и другие элементы букв. А ведь разработка тонких, точных движений необходима ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, – моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать. Существует тесная связь между психологическим развитием ребенка и состоянием моторики, а именно: недостатки двигательной сферы могут оказывать неблагоприятное воздействие на общее развитие ребенка, овладение им учебной программой. Совершенно очевидно, что у дошкольников нужно регулярно развивать тонкую моторику пальцев и кистей рук.

В настоящее время существует немалое количество методик, которые ставят своей целью развитие мелкой моторики руки. Но практически все они имеют давнюю историю. Методика «Графический диктант” была предложена в свое время Д.Б. Элькониным, но мало кто помнит, что прообраз этих диктантов был введен К. Д. Ушинским. В «Азбуке” Ушинского сначала помещались рисунки для изображения их детьми (переноса) на квадратной клетке. Все это делалось с целью подготовки глазомера ребенка и развития мелкой моторики руки.

В чем же особенности методики «Графический диктант”? Данная методика позволяет определить умение ребенка точно справиться с заданиями, предлагаемыми в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу, формировать у ребенка способность свободно распознавать понятия «верх”, «низ”, «право”, «лево”, «диагональ”, правильно работать в тетради, сколько клеточек отступить сверху, справа и т.д. В конечном итоге, не только учит чётко ориентироваться на пространстве бумаги, но и развивает мелкую моторику руки.

Особенность методики: изображение фигур под диктовку.

Назначение методики:

совершенствовать системы: глаз – рука, ухо – рука;

формировать графические навыки;

развивать способности слухового и зрительного анализа;

поддерживать необходимый темп деятельности;

развивать пространственную ориентацию на листе бумаги.

Организация выполнения

Работа выполняется фронтально (можно малой группой или индивидуально) в специальной тетради в клетку или на листочке. Построение фигуры воспитанниками идет под диктовку. Во время диктовки соблюдается длительная пауза между шагами” задания, чтобы дети успевали провести линию, само направление движения слегка подчеркивается голосом (налево, направо, вниз, вверх). Перед выполнением необходимо уточнить направление «влево” и «вправо” (не путают ли их дети) и точку начала работы, подобрать карандаш для письма.

Как работать с данными графическими диктантами?

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.

2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.

Задания подобраны по принципу «от простого к сложному». Если вы начинаете заниматься с ребенком по этим графическим диктантам, выполняйте задания по порядку: начинайте с самых первых простых диктантов и постепенно переходите к более сложным. Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию. Для детей 5 – 6-ти лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы не перенапрягать зрение. В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой.

Пример диктовки графического диктанта

Следует читать: 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вниз, 1 клетка вправо.

Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Помните, что занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.

Ваша задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Поэтому никогда не ругайте его. Если у него что-то не получается, просто объясните, как надо делать правильно. Чаще хвалите малыша, и никогда ни с кем не сравнивайте.

Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 10-15 минут для детей 5-ти лет, 15-20 минут для детей 5-6-ти лет и 20-25-ти минут для детей 6-7-ми лет. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.

Обратите внимание на посадку ребенка во время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Покажите малышу, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради.

Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ. Обратите внимания малыша, что у каждого человека есть правая и левая сторона. Объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая. Выполняя предложенные в выложенных ниже заданиях — графических диктантах, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов.

Вам самим тоже понадобится карандаш и ластик для того, чтобы отмечать прочитанные строчки. Диктанты бывают довольно объемные, и чтобы вам не запутаться, ставьте точки карандашом напротив строчек, которые читаете. Это вам поможет не сбиться. После диктанта все точки вы сможете стереть.

Когда ребенок нарисует рисунок, поговорите о том, что есть предметы и есть их изображения. Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схематичное изображение. Графический диктант – это схематичное изображение предмета.

Поговорите о том, что каждое животное имеет свои отличительные особенности. Схематичное изображение показывает отличительные особенности, по которым мы можем узнать животное или предмет. Спросите у ребенка, какие отличительные особенности у животного, которое он нарисовал. Например, у зайца – длинные уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса длинная шея, маленькая голова и длинные ноги, и так далее.

Графические диктанты могут быть дополнены ещё чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. Пальчиковую гимнастику необходимо делать вместе, чтобы ребёнок видел и повторял движения за педагогом. В процессе занятия ребёнок отрабатывает правильную, чёткую, грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас.

В течение учебного года мною разработаны конспекты занятий, которые включают графические диктанты различные по сложности по следующим тематическим группам:

Дикие животные;

Домашние животные;

Насекомые, птицы, рыбы;

Деревья, цветы, грибы;

Овощи, фрукты, ягоды;

Транспорт;

Бытовые приборы;

Человек, робот.

Некоторые фигуры изображены в нескольких вариантах, простом и более сложном, что позволит педагогу дифференцированно подходить к каждому ребёнку. Дети с интересом занимаются подобным видом диктанта. Когда рука ребенка немного окрепнет, то графические рисунки в их исполнении становятся точнее, ровнее и аккуратнее. Тогда это приносит детям большое удовлетворение.

Примерные темы диктантов

Диктант «Кошка»

Предварительная работа

Загадки по теме

1. Глазищи, усищи, хвостище,

А моется всех чище (Кошка)

2. Что за зверь со мной играет:

Не мычит, не ржёт, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки! (Котёнок)

3. Вот полна сметаной плошка.

— Значит, где-то рядом ложка?

— Нет, друзья, какая ложка?

Здесь сметану лижет … (кошка).

4. Известно, что сапожек не носит кошка,

Но мама купила кошке сапожки.

Сколько сапожек мама купила,

Чтоб кошка ножки не замочила? (Четыре)

Разучивание стихотворения

Ходит Васька серенький,

Хвост у Васьки беленький,

Глазки закрываются

Когти расправляются,

Шерсть у Васьки пышная,

Поступь еле слышная.

Прослушивание стихотворений

Разговор с котом

— Почему ты чёрен, кот?

— Лазил ночью в дымоход.

— Почему сейчас ты бел?

— Из горшка сметану съел.

— Почему ты серым стал?

— Пёс в пыли меня валял.

— Так какого же ты цвета?

— Я и сам не знаю это!

Лежебока

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе живот.

Кушать хочется

Да лень ворочаться.

Вот и ждёт рыжий кот –

Может, миска подползёт.

Мыши водят хоровод.

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснётся Васька-кот,

Разобьёт весь хоровод.

Колыбельная

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки белые.

Выйдет котя в огород –

Всполошится весь народ,

И петух, и курица

С деревенской улицы.

Станут котю в гости звать,

Станут котю угощать.

Физминутка

Уселась кошка на окошко.

И стала лапкой ушко мыть.

А мы движение за кошкой

Попробуем-ка повторить.

1, 2, 3 – ну-ка, повтори.

3, 4, 5 – повтори опять.

Наклоны головы вправо-влево.

Круговые движения ладошкой поочерёдно возле правого и левого уха.

Хлопки в ладоши.

Круговые движения ладошкой поочерёдно возле правого и левого уха.

Графический диктант

— Отступаем вниз 1 клеточку, ставим точку. Далее фронтальная работа под диктовку педагога.

— Дорисуйте кошке глаза и носик.

Далее можно дополнительно предложить задание заштриховать рисунок косыми линиями, прямыми линиями, «вышить» фигурку крестиком или просто раскрасить.

Можно провести зрительный диктант (усложнённый вариант). Детям предлагается графический рисунок, далее обсуждение, кто или что на нём изображён, затем предлагается воспроизвести его по памяти.

Практика показывает, что, в основном, все воспитанники справляются с материалом. Занятия вызывают у них большой интерес, особенно, у детей 6-7 лет. При правильной организации процесса работы у детей формируются внимание, глазомер, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление, воображение. Необходимо вместе с детьми обсуждать результаты и качество выполнения задания. Это будет приучать ребёнка к самооценке и самоконтролю, что является важным компонентом учебной деятельности и пригодится в школе.

09 ноября 2016 Аверьянова Света

Формирование графических умений необходимо для развития навыков письма, рисования, начертания цифр. Педагоги детских садов, родители используют разные упражнения и задания. Одной из самых эффективных и интересных методик являются графические диктанты.

Продиктовать несложный рисунок, инструкцию к схеме могут родители, учителя в «развивашках», а дети приходят в неописуемый восторг от полученных результатов. Поговорим об этом способе подготовки к школе подробнее.

Что такое графический диктант

Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Они не требуют от ребенка глубоких знаний, сильного напряжения ума. К таким методам работы относятся и графические диктанты по клеточкам.

Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаги и в результате получает картинку. Делать это несложно. Нужно только внимательно слушать педагога, проводить карандашом черточки влево, вправо, вверх или вниз. Развивая моторику, малыш учится считать, ориентироваться в пространстве, оценивать себя и радоваться успехам однокашников.

Если дошкольник зазевается, отвлечется, то картинка не сложится. Ребенок осознает важность настроенности на урок, бдительности и серьезности в процессе будущего обучения в школе.

Для графических диктантов используют простые картинки. Например, домик, собака, машина. Изображения должны быть знакомы малышам, не требовать длительного времени исполнения.

Польза математических диктантов

Графический диктант для дошкольников — полезная методика для диагностики уровня развития и занятий по подготовке к школе в детском саду, дома.

В ДОУ воспитатели чаще используют пособия авторов: Д.Б. Эльконина, О.А. Холодовой. К.В. Шевелев разработал целый курс поэтапных занятий с детьми 4–5 лет, 5–6 лет, а также первоклассниками. Специальные тетради развивают следующие навыки и умения у дошколят из подготовительной группы:

  • координация движений;
  • внимание;
  • память;
  • усидчивость;
  • воображение;
  • словарный запас;
  • мелкая моторика;
  • орфографическая зоркость.

Одновременно с физическими навыками ребенок повышает самооценку. Он осознает необходимость восприятия инструкции на слух. Делает работу четко и быстро, не отвлекаясь на птичку в окошке или смех соседа по парте.

Еще одной задачей графической математики является расширение кругозора. Подбирать картинки нужно по возрасту и уровню развития малышей, но это только на первых порах. Позже рисуйте изображения, которые незнакомы дошкольникам. После начертания такой арифметической задачи на листе бумаги расскажите историю о необычном животном, познакомьте с местом обитания, покажите фотографию.

Числовые задания под диктовку хорошо адаптируют детсадовцев к школе. Учат шестилеток самостоятельности, ориентированию в новом пространстве. Это поможет в освоении программы начальной школы, при знакомстве с новым коллективом, педагогом.

Умение держать карандаш, выполнять устные инструкции, расшифровывать текст, писать – отличная база для подготовки к первому классу. Можно попросить ребенка распечатывать листы, шаблоны, помочь в интерпретации инструкции. Это помогает познакомить будущего дошкольника с офисной техникой, воспитать уважение к старшим.

Правила выполнения

Графические диктанты лучше использовать на математических уроках, например в 1 классе. Выполнение связано с системой координат, счетом, геометрическими фигурами. Методика проведения состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовьте для ученика лист бумаги в клеточку. У себя держите готовый вариант диктанта.
  2. Поставьте точку на ученическом листке. Это будет начало отсчета. Или попросите дошкольника сделать это самостоятельно, объяснив, сколько места нужно отступить.
  3. Нарисуйте на бумаге для ребенка, только начинающего обучение, стрелочки, которые указывают направления сторон. Так легче получить правильный результат. На последующих занятиях подсказки уже не понадобятся.
  4. Объясните, что 1 шаг – это клетка. Если делаем 2 шага, линия проходит 2 клетки.
  5. Учитель диктует условия работы поэтапно.

На готовом листе для педагога есть рисунок, координатная плоскость, состоящая из стрелок, цифр. Например, чтобы нарисовать елочку, проложите линию по горизонтали в 1 клеточку, по вертикали – 3 клеточки, наискосок – 3 клеточки и так далее. Чаще это просто стрелочки и цифры без слов.

Педагог проговаривает, какие линии, куда, на какое расстояние чертят дошкольники. Инструкции даются друг за другом, не торопясь.

  1. После выполнения письменных заданий, получения результата сделайте выводы об уроке, стараниях дошкольников. Пожурите за невнимательность, если ребенок отвлекался по пустякам, или похвалите за достижения.

Важно! Нельзя торопиться. Если дошколенок не успевает, чаще на первых занятиях, подождите его.

Пропуск даже одного шага или неверное начертание испортят готовый результат. Временные рамки устанавливайте постепенно, ускоряя процесс на пару секунд от урока к уроку.

Скачать задания

Примеры можно бесплатно скачать в Сети в формате Word, напечатать на цветном и черно-белом принтере. Так вы составите для себя целую картотеку, подходящую для любого возраста детсадовцев и школьников.

Скачать одним файлом графические диктанты по клеточкам.

01. Слон.

02. Жираф.

03. Змея.

04. Ключ.

05. Кот.

06. Сердце.

07. Утка.

08. Дом с трубой.

09. Человек.

10. Елочка.

11. Кораблик.

12. Белка.

13. Верблюд.

14. Кенгуру.

15. Олень.

16. Маленькая собачка.

17. Собака.

18. Заяц.

19. Робот.

20. Поросенок.

21. Ежик.

22. Цветок.

23. Медведь.

.

Необходимые инструкции

Для проведения развивающего занятия с маленькими детьми и старшими дошкольниками понадобится:

  1. тетрадь в клетку для каждого ребенка. Для младших дошколят лучше выбрать крупную клетку, для старших и первоклассников – мелкую;
  2. простые и разноцветные карандаши;
  3. ластик;
  4. бланк с образцом картинки;
  5. инструкция для педагога;
  6. линейка, если черточки длинные или идут по диагонали;
  7. картотека с рисунками.

Первое занятие будет пробным. На нем нужно объяснить малышам принцип работы, цели и задачи упражнения. Постарайтесь сделать урок веселым, увлекательным, чтобы юный ученик заинтересовался.

Устную инструкцию давайте четко, внятно. Проговорите с детьми все этапы работы:

  • Давайте создадим волшебную картинку из разных черточек. Это будут заколдованные фигурки. Вам нужно их расшифровывать, делая записи на листе бумаги.
  • Если вы выполните мои указания и просьбы правильно, не перепутаете право, лево, будете внимательно считать клетки, то получите удивительный результат.
  • Я буду говорить: «Рисуем на бланке линию влево на 2 клетки, вправо – на 4 клетки». Вы проводите красивую и ровную черту, не отрывая руку от бумаги.
  • Давайте потренируемся вместе на доске. Начертим в качестве примера под диктовку совсем легкий рисунок. А потом вы сделаете другой вариант без подсказок.

После выполнения простого логического задания предлагайте дошкольникам боле сложные схемы для самостоятельной работы. Получив правильный ответ, обязательно хвалите ребят. Распечатайте похвальные грамоты, звездочки, сделайте доску личностного роста для каждого ученика.

Если у детей возникает много трудностей с подобными упражнениями, педагог должен провести анализ методики, частых ошибок. Желательно вести протокол уроков, заносить в него итоговый результат за каждое занятие. Таким образом, прослеживается динамика развития навыков, умений дошколят.

Возможно, уровень сложности картинок не подходит по возрасту, развитию умений, навыков. Используйте более простые шаблоны, увеличьте время на выполнение задания. Не нужно самостоятельно разрабатывать, составлять описание к картинкам для диктантов.

Способы выполнения

Методик проведения диктантов несколько:

  1. Слуховой.

Ребеночек чертит график, картинку под диктовку. Педагог дает устную инструкцию о том, сколько клеток и в каком направлении нужно вести линию. После окончания работы сверьте полученный результат с образцом.

Эта технология развивает внимание, концентрацию мозга при выполнении сложных заданий, сосредоточенность малыша.

  1. Рисование по образцу.

Распечатайте готовый шаблон. Положите на стол перед ребенком. Пусть копирует в свою тетрадь. Важно смотреть внимательно за направлением линии, считать клетки. Заинтересуйте малыша фигурами, схемами. Девочка с удовольствием скопирует небольшой узор, цветы; мальчик – геометрические фигуры, машины, животных. Для 4–5-летних дошкольников выбирайте простой образец с примерно одинаковыми черточками, для шестилеток более сложный, где есть диагональные линии, длинные и короткие.

Технология предполагает развитие зрительного внимания, его устойчивости, усидчивости.

  1. Рисуем симметрию.

Заготовка представляет собой неоконченный рисунок, выполненный с одной стороны. Детсадовцу нужно дорисовывать половину картинки самостоятельно, соблюдая симметрию.

Методика развивает пространственную ориентацию, мышление.

Временные рамки

Длительность урока зависит от возраста дошколят. Учитывайте их подготовленность к серьезным занятиям и уровень развития усидчивости. Если запланировать слишком продолжительные уроки с детьми, то они устанут, вы потеряете время и силы, а слишком короткие – не успеете выполнить нужный фронт работ.

Педагогам, родителям лучше ориентироваться на временные рамки, установленные психологами:

  • С детсадовцами 5-летнего возраста выполняйте письменные работы не больше 15 минут.
  • С шестилетками – 15–20 минут.
  • Первоклашек удерживайте за партой не больше получаса, минимум 20 минут.

Графические упражнения кажутся незамысловатыми заданиями для дошкольников, простыми и иногда ненужными. Это ошибочное мнение. Такие уроки помогают детям вырастать уверенными в себе, с адекватной самооценкой, развитым вниманием и усидчивостью. А это пригодится для адаптации к школе.

Полезные советы

В процессе освоения математической науки, новых понятий у малыша и мамы возникают некоторые трудности. Преодолеть их помогут советы опытных педагогов.

  • Перед началом занятий четко и понятно объясните ребенку, что вы хотите получить в итоге, зачем нужны эти уроки, какие знания получит дошкольник. Эта информация необходима будущему первокласснику для мотивирования действий, заинтересованности в процессе обучения.
  • Не спешите ругать за ошибки. Разберите их вместе, исправьте. Наладьте дружественную атмосферу.
  • Не загружайте ребенка сложными схемами с первых уроков. Должно пройти некоторое время, чтобы детсадовец прочно усвоил понятия лево – право, вверх – вниз. Подбирайте картинки с учетом индивидуальных особенностей развития интеллекта, скорости выполнения рисунков. Отдавайте предпочтение симметричным рисункам для медлительных малышей, повторяйте для них инструкцию несколько раз.
  • Сложно даются маленьким ученикам наклонные линии. Заранее объясните, что такое диагональ, как ее прокладывают, разрешите пользоваться линейкой.
  • Следите за осанкой, положением рук. Листок должен лежать на столе прямо, спинка не сгибаться в процессе письма.
  • Соблюдайте тишину, если детсадовцам сложно сосредоточиться. Детям с гиперактивностью, рассеянным внимание, ЗПР лучше проводить индивидуальные занятия, печатать схемы для дополнительных упражнений дома.
  • Радуйтесь положительному результату. Даже если итог работы средний, обязательно хвалите дошкольника за старания.
  • Делайте перемены. В промежутках между упражнениями читайте веселые стихотворения для разминки пальчиков, попрыгайте, поиграйте.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/graficheskij_diktant.html

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Солнышко» компенсирующего вида Щелковского муниципального района

Московской области

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

первой квалификационной категории

МБДОУ детский сад №16

«Солнышко» компенсирующего вида ЩМР МО

г. Щелково

2018 г.

Слайд 2.

Этапы выполнения графических диктантов:

I этап – подготовительный;

II этап – воспроизведение простых графических узоров;

III этап – выполнение под диктовку сложных графических изображений и их повторение;

IV этап – самостоятельное выполнение заданий, связанных с дополнением части изображения до целого: симметричного и ассиметричного рисунка;

V этап – выполнение графических изображений с разворотом на 90, 180, 270 градусов, а также с перешифровкой изображения на 180 градусов (т.е. рисования в зеркальном варианте в направлениях: вверх, вниз, вправо, влево);

VI этап – составление графических изображений по заданной теме, по замыслу и их чтение.

Слайд 3.

Методические подходы к обучению детей выполнению графических изображений на каждом этапе обучения.

Слайд 4.

1 этап.

Перед каждым занятием обязательно поговорить с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Показать ему, где право, где лево, где верх, где низ. Обратить внимание малыша, что у каждого человека есть правая и левая сторона.

Объяснить, что так рука, которой он ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот. Левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.

После этого можно открывать тетрадь и учить ребенка ориентироваться на листе бумаги. Показать ребенку, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ.

Обычно, первые занятия в детском саду следует начинать с того, что предложить ребятам набор заданий и упражнений, которые научат их ориентироваться в клеточке. Надо научить детей пользоваться тетрадью, ориентироваться на тетрадном листе, уметь видеть клеточку, находить ее стороны и углы. К. Шевелев советует на первом занятии использовать демонстрационный плакат, на котором изображена клеточка, увеличенная в несколько раз. Дети должны правильно назвать и показать стороны клеточки.

Следует рассмотреть листы клетчатой бумаги и подвести их к выводу, что клеточки расположены по-особенному, не хаотично, а построены рядами или столбиками.

Далее выполняются упражнения в тетрадях в клеточку.

Чтобы детям не стало скучно просто обводить клеточки, можно предложить им представить черточки и палочки заколдованными фигурками, которые нужно расколдовать.

Упражнение 1.

Обведите карандашом (ручкой) последовательно четыре клеточки. В первой клеточке проведите линию желтого цвета по верхней стороне клетки, во второй проведите красную линию по нижней стороне, в третьей — синюю линию по левой стороне, в четвертой – зеленую линию по правой стороне.

Задание для педагогов (на мольберте).

Слайд 5.

Упражнение 2.

На следующем занятии дети знакомятся с основными точками клеточки. Для этого вывешивается плакат с изображением увеличенной клетки, на которой отмечены ее опорные точки.

Обведите синим карандашом одну клеточку. Поставьте точку на правой стороне клеточки. Отметьте крестиком нижнюю сторону. Поставьте две точки на левой стороне. Отметьте двумя крестиками верхнюю сторону.

Задание для педагогов (на мольберте).

Упражнение 3.

Обведите девять отдельных клеточек. Поставьте точку в первой клеточке в верхнем правом углу, во второй – в нижнем правом углу, в третьей – в верхнем левом углу и т.д.

Задание для педагогов (на мольберте).

Слайд 6.

На этом этапе можно предложить детям игру «Солнышко» и закрепить с ними понятия «верхний правый угол, нижний левый угол» и т.д.

Упражнение 4.

Обведите 5 отдельных клеточек. В первой клеточке поставьте точки в верхнем левом и в нижнем правом углах. Проведите линию от верхнего левого к нижнему правому углу. Во второй клетке поставьте точки в верхнем правом и нижнем левом углах. Проведите линию от верхнего правого к нижнему левому углу и т.д.

Очень важно, чтобы дети правильно находили начальную точку диктанта.

Задание для педагогов (на мольберте).

Слайд 7, 8.

2 этап.

Второй этап – воспроизведение простых графических узоров.

На этом этапе детям предлагаются задания: «Дорисуй узор», «Нарисуй такой же узор», «Рисование узора под диктовку», «Нарисуй фигуру по точкам».

Слайд 9.

3 этап.

На третьем этапе дети выполняют сложные графические изображения и повторяют их выполнение под диктовку.

Сначала необходимо объяснить им обозначения направления движения ( со стрелочкой). Затем можно переходить к выполнению заданий под диктовку.

Слайд 10.

Дети уже могут находить исходную точку изображения, двигаться в заданном направлении и читать диктанты. Здесь важен элемент «сюрприза», Выполняя задание, дети не знают, что у них получится. Важно соблюдать последовательность в усложнении заданий. Можно, например, усложнить задание и предложить детям сначала нарисовать под диктовку первую половину задания, а вторую дорисовать самим и раскрасить (или заштриховать).

Задание для всех педагогов: «Сова».

Слайд 11.

4 этап.

На четвертом этапе дети учатся самостоятельно выполнять задания, которые связаны с дополнением части изображения до целого: симметричного и ассиметричного рисунка.

Слайд 12.

5 этап.

Пятый этап связан с выполнением графических изображений с разворотом на 90, 180, 270 градусов, а также перешифровкой изображения на 180 градусов (т.е. рисования в зеркальном варианте в направлениях: вверх, вниз, вправо, влево).

Задание для педагогов (на мольберте).

Слайд 13.

6 этап.

Шестой этап работы связан с самостоятельным составлением графических изображений по заданной теме, по замыслу и их чтением. Здесь дети уже могут работать группами. Один становится ведущим и диктует составленные им диктанты, остальные выполняют задание.

Слайды 14, 15, 16

Графические диктанты на развитие логического мышления, памяти и внимания.

Для старших дошкольников для развития логического мышления, памяти и внимания можно дать диктанты посложнее.

Можно предложить ребенку зашифровать рисунок, т.е. сделать обратную работу – не нарисовать под диктовку, а по рисунку составить задание для графического диктанта.

От начальной точки двигаемся слева-направо. На месте поворота ставим точку и записываем данные.

Но просто зашифровывать не интересно, да и нужно же проверить, правильно ли удалось составить шифр. Поэтому можно предложить детям сначала зашифровывать, а потом рисовать рисунок, опираясь на составленный шифр самим или поменявшись с другом.

Для этого можно использовать два бланка: первый бланк – зашифруй рисунок, второй бланк – расшифруй рисунок.

Также, можно закрепить полученные умения и предложить ребятам повторить рисунок. Для этого можно использовать третий бланк – повтори рисунок.

Примеры игры «Шифр» получит каждая группа педагогов.

Слайд 17.

Графические диктанты для дошкольников на развитие пространственного мышления.

Можно использовать задание «Домик».

Давайте поселим в этот домик жителей: собака Авва будет жить во 2 подъезде, на 3 этаже. Раскрасьте ее окошко голубым цветом. Кого еще можно поселить? Пусть дети сами назовут любимых героев сказок и рассказов. Например, курочку Рябу. Раскрасьте ее окошко красным цветом. Она живет в 3 подъезде, на 2 этаже. Еще кого? Кота Пушистика. Окно Пушистика раскрасим желтым цветом. Где живет котик? Кот живет в 1 подъезде на 1 этаже. Можно ли поселить еще кого-нибудь в этот дом? (да). Сколько еще жителей можно поселить? (6).

Слайд 18.

Поскольку основной вид деятельности дошкольников – игра, именно с помощью дидактических игр можно помочь ребенку приобрести навык работы в тетради, научить ребенка ориентироваться на тетрадном листе.

Очень любят ребята игру «Поймай муху». В эту игру можно играть и в группе, и на прогулке.

Цель игры: продолжать работу по развитию пространственных представлений (вверх, вниз, вправо, влево).

Для игры понадобится игровое поле, состоящее из клеточек. Начинать можно с 2*2 для детей 3-4 лет, 3*3, 3*4 для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Ребенок определяет, где сидит муха. Педагог говорит, что муха летает по странной траектории, и поймать ее практически невозможно. У ребенка чаще всего это вызывает азарт, он очень хочет поймать эту муху. Педагог начинает диктовать: «Вверх, вниз, вправо, влево, вниз…» или «Одна клеточка вверх, одна клеточка вправо….». Ребенок представляет полет мухи в голове и реагирует на «вылет» мухи из зоны поля хлопком.

Задание для всех педагогов.

Слайд 19.

Полезные советы.

  1. Не спешите ругать за ошибки. Разберите их вместе, исправьте. Наладьте дружественную атмосферу.
  2. Не перегружайте детей сложными схемами с самого начала. Должно пройти время, прежде чем дошкольник прочно усвоит новые понятия. Подбирайте картинки с учетом индивидуальных особенностей развития интеллекта, скорости выполнения рисунков. Отдавайте предпочтение симметричным рисункам для медлительных малышей, повторяйте для них инструкцию несколько раз.
  3. Сложно даются детям наклонные линии. Заранее объясните, что такое диагональ. На первых этапах можно разрешить пользоваться линейкой для того, чтобы объяснить ребенку, как правильно ее прокладывать.
  4. Детям с гиперактивностью, рассеянным вниманием, ЗПР лучше проводить индивидуальные занятия, распечатывать схемы для дополнительных упражнений дома.
  5. Радуйтесь любому положительному результату. Даже если итог работы средний, обязательно хвалите дошкольника за старание.
  6. Делайте переменку. В промежутках между упражнениями читайте веселые стихотворения, скороговорки, выполняйте пальчиковую гимнастику, проведите физминутку.