Как помянуть кота?

Обратимся к религии, чтобы найти ответы на вопросы, как поминают умерших животных?

Согласно Святителю Луке, «самосознание есть функция духа, а не ума».
«И дух животный , конечно, должен быть бессмертным, ибо он тоже имеет начало в Духе Божьем, Духе Бессмертном.
Мысль о бессмертии духа животных явно содержится в известных словах Павловых о надежде всей твари (Рим. 8, 20-22)…»(Святитель Лука Войно-Ясенский. Дух, душа, тело. М.: Образ., 2009.

«Как хотелось бы, чтобы эти слова Святого услышали те наши священники, которые привыкли относиться к животным как бездушным объектам, созданным исключительно на потребу человека!» пишет Светлана Бодунова.

«Благодать святого Серафима щедро изливалась не только на людей, но и на животных . Имеется много свидетельств дружбы святого с животными , как во время жизни в дальней пустыньке, так и в последние его годы.» Рассказывали о том, что святой Серафим кормил с руки медведя и тот не боялся его, не раздирал, не был настроен агрессивно. Святой сам не ел и последнее отдавал медведю. Медведь был благодарен ему и они дружили.

«И вполне естественно, что Святой, так любивший животных при жизни, помогает им и в посмертьи. Вот примеры чудесных исцелений животных по молитвам к Преподобному Серафиму Саровскому.
1) Крестьянка Любимовского уезда Афанасия Семеновно Косолапова, повествуя о чудесном исцелении жены ее брата после того, как она выпила воды, освященной кусочком камня, на котором 1000 ночей молился святой Серафим, отмечает: «Много было и других подобных событий у нас в деревне Охлопкове и в окрестностях, и не только в людях, но и в скотине, чрез окропление водой с камня, на котором подвизался о.Серафим». (Иеромонах Иоасаф. Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима. М., Паломник, 2006 г.)
2) Г-н Андрей Николаевич Салов рассказывает о чудесном исцелении лошади, которую ветеринар предлагал застрелить как безнадежно больную, с помощью воды, освященной песком с могилы святого . (Иеромонах Иоасаф. Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима. М., Паломник, 2006 г.)
3) Г-н Сергей Николаевич Нелидов сообщает следующее.
«У одной моей крестьянки 14 кур объелись торицы Шесть из них без воды о.Серафима умерли, а прочим восьми давали ее пить, и они остались целы.
У другой моей женщины захворала корова, так что не могла встать с места. Когда же ей влили в рот воды о.Серафима, она скоро стала подниматься на ноги и немного спустя совсем поправилась.» (Иеромонах Иоасаф. Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима. М., Паломник, 2006 г.)

«Христианская антропология, утверждающая, что человек состоит из духа, души и тела, относит к области душевного мир эмоций. А у животных с эмоциями все хорошо, так что не будь у них души , они бы не сердились и не радовались, не боялись бы и не заботились друг о друге и не выказывали бы привязанности к «своим» людям. А бывает ведь, что и умирают от тоски.
Вот исходя из этого можно размышлять о животных рядом с человеком.
Понятно, что лишенные Духа Божия не могут участвовать в Таинствах: их нельзя крестить (крестят-то во очищение от первородного греха), они не могут каяться (да и не в чем) и тем более причащаться, потому что не за них принял Господь смерть на Кресте и воскрес. А могут ли животные вообще как-то участвовать в нашей христианской жизни?

А вот об умерших животных молиться не нужно, потому что суть молитв за усопших — прощение их грехов, а тут какие уж грехи. Лучше их просто с любовью вспоминать и благодарить Господа за дарованную встречу.
Коль скоро мы кропим святой водой квартиры и машины, то и зверикам можно осторожно смачивать лоб, тем более что на Руси кропили скотину, впервые по весне выгоняемую на пастбище.

Что касается молитв за животных, то хочется привести одну аналогию, отдаленную, но, как кажется, справедливую. Существует очень хорошая молитва православной женщины о духовном отце. Там, в частности, есть прошение избавить батюшку от болтливости молящейся. Так вот, наверное, уместно было бы, молясь о животных, молиться и о том, чтобы Господь избавил их и нас от нашего непонимания, от наших ложных представлений и совершенно неуместных претензий к четвероногим, то есть, в сущности, о себе. От этого и людям, и животным будет лучше жить. И еще, на мой взгляд, можно произносить слова, ставшие названием гениального фильма Стэнли Кремера о непонятых, лишних по сути детях и о животных, предназначенных на отстрел: «Благослови зверей и детей». Очень помогают эти слова, когда видишь бездомных животных, а взять не можешь, — ведь в сущности, последнее (но и лучшее), что мы можем сделать для мира и для населяющих его — молитвенно препоручить Богу.
Очень часто возникают разговоры о том, что-де нехорошо слишком любить животных, что это — в ущерб любви к людям. Но если наша любовь — от Бога, то источник ее неиссякаем, и недаром преподобный Ефрем Сирин писал о том, что сердце милующее объемлет любовью всякую тварь и что в этом и состоит богоподобие. А если она не от Бога, то это и не любовь вовсе, а жажда обладания, наслаждение возможностью повелевать, гордость престижным объектом собственности и много чего еще в этом же малопочтенном роде. «

Светлана Бодунова

Есть рай на небе для собак.
Его придумал мудрый Бог —
Там нет ни блох, ни холода, ни драк,
А есть любовь и звезды у дорог.
Там вечны кость и миска молока
И солнце светит в синей вышине,
Но только лишь хозяина рука
Погладить не сумеет по спине.
Лохматые философы во снах
там видят дом и слышат окрик:»ФУ!»
Но снова просыпаются в цветах
На райском неизменном берегу.
И вновь молчат они и думают, что может,
Через столетья и туманные миры,
Там, на Земле, хозяин смотрит тоже
На звезды, как на белые костры.
И каждый пёс надеется — случайно
Услышит Бог их просьбу и тогда,
Вернется к каждому единственный хозяин
И больше не покинет никогда.


Православная церковь расценивает чрезмерную любовь к животным как идолопоклонничество, но призывает к братьям нашим меньшим относиться по-человечески, – об этом заявляет протоирей Минского епархиального Управления Белорусского экзархата Сергий Лепин.

«Бог для того и сотворил животных, чтоб человек, глядя на них, был человеком. Грех – он как болезнь: либо недостаток, либо избыток чего-то. И тему любви к животным можно рассматривать сквозь призму данного суждения. Согрешить можно двояко – и чрезмерно любя животное, делая его «идолом», отводя ему то место, которое должно было бы быть занято другим человеком, превращая свою жизнь в служение животному. И напротив – жестоко, не по-человечески относясь к животным. Весьма вероятно, что тот, кто ненавидит животных, не любит и людей, этому и Писание учит: «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко», – процитировал священнослужитель. «В фетишизации животного нет ничего хорошего. Неправильное отношение к животному вредит как человеку, так и животному», – отметил он.

— В последнее время появилась мода на помпезные кладбища для животных, владельцы собак, кошек ставят им памятники. Как это расценивает православная церковь?

— Ответ на вопрос о том, должны ли быть кладбища для животных, однозначный – они должны быть, в том числе и в санитарных целях. Если хомячка или канарейку можно похоронить под деревом во дворе, то с лошадью или собакой так может не получиться. Должно быть специальное место – пусть оно будет называться кладбищем для животных. Не думаю, что так сложно найти соответствующий клочок земли. Можно, конечно, сказать и об эмоциональной составляющей данной проблемы: труп любимой собаки – это не кусок испорченного мяса. На помойку его не выбросишь. Все хорошо в меру и в свое время. Дорогие ограды и памятники на таких вот кладбищах – конечно же, излишества. И иногда это верно не только относительно захоронений животных – даже человеческие захоронения должны быть скромными и обходиться без излишеств. Лучшим памятником для животного будет наше отношение к другим животным: например, лучше помочь приютам для бездомной живности. Про любовь к ближнему и необходимость ее действенно проявлять я уж и не напоминаю! Недопустимо использовать на кладбищах для животных христианские символы.
— Что с точки зрения православия должен соблюдать человек, который решил завести животное?

— В первую очередь, он должен четко соизмерить свои желания и возможности. Все должны получить свою пользу: и животное, и человек. Важно, чтобы любовь к животному не вступала в противоречие с любовью к человеку: животное не должно причинять беспокойства окружающим, оно не должно быть опасным. Не стоит забывать и о правах самого животного: общество заводчика, а также предоставленные животному условия не должны быть в тягость животному. Забота о животном не должна наносить вред семейным отношениям, добрососедским связям, профессиональной деятельности и, конечно, духовной жизни человека.

— Правда ли, что нельзя освящать квартиры, в которых содержатся животные, и что животные не должны находиться в комнате, где висят иконы?

— Нет, таких правил нет. Православная церковь не возражает против содержания животных в доме (в разумных пределах). И это не является препятствием к освящению жилища. Только нераскаявшийся грешник является носителем духовной скверны. Поэтому наличие животного в доме может ухудшить санитарную обстановку, но осквернить жилище оно не может. Главное, чтоб отношение хозяев к животному не было скверным.

— А есть ли в православии молитвы о животных?

— В православии есть много молитв о животных – спутниках и помощниках человека. Есть молитвы на освящении стад, молитвы перед выгоном их на пастбища, молитвы на освящение ульев, молитвы, читаемые во время падежа скота и пр. Они, как видим, неразрывно связаны с сельскохозяйственной деятельностью человека. Конечно, когда они формировались, вопрос о любимых собачках в городских квартирах, котах и канарейках не стоял. Но мы верим, что духовная жизнь человека способна изменить и жизнь животных. Жить в согласии с Богом – значит, жить в согласии и с природой, венцом которой человек является. Из житий мы видим, что у многих святых животные (порой и самые опасные) жили рядом, а Писание нас учит, что все нестроения в материальном мире произошли по вине человека.

— Как православие трактует вопрос о существовании у животных души?

— Здесь позиция православной церкви однозначная – у животных нет бессмертной души и, стало быть, нету личного индивидуального бессмертия. Между человеком и животным есть много общего, но это то, что отличает нас от животных. Учение о посмертной жизни животных православной церковью отрицается.

РИТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ