Как сдать математику?

Преподаватель может влепить двойку или, наоборот, осчастливить студента неожиданным автоматом. Бывало такое и в моей практике. Сразу отмечу, что просто так оценку не ставил никогда, это принцип. Конечно же, с некоторыми исключениями.

От экзамена освобождались достойные студенты (заслуженно), отслужившие срочную парни (в знак солидарности) и девушки в положении. Причем автоматов не жалел, то есть в какой-то степени я был частично покладистым и местами добрым преподом.

Но стоило довести до бешенства, как ласковую улыбку сменял злобный оскал редкой сволочи.

Итак. В одной группе учился тихий троечник Игорь. Парень не блистал и был твердо уверен, что «уж на три балла всегда наговорю». Наговорил, прямо на лекции, точнее, начитал.

Вместо того чтобы постигать высшую математическую премудрость, Игорь внимательно изучал какую-то книгу. Причем увлекся настолько, что мое появление рядом стало шоком.

— Хм, «Сексуальные позы Древнего Востока». Хотите лично и качественно повышать рождаемость?

— А почему бы и нет, — изо всех сил пытаясь сохранить лицо, ответил Игорь, — положительная демография – основа безопасности государства.

— Согласен, — задумчиво ответил я, — к тому же дети – это цветы жизни. Когда планируется высадка клумбы?

— Прямо сегодня. Андрей Николаевич, благословите на ратный подвиг?

Ого, а борзометр-то у парня начал зашкаливать! Ну что ж, сам напросился.

— Даю вам благословение, и не простое, а с тремя задачами. Решение вижу завтра. За малейшую ошибку получите новый комплект, увеличенный на четыре.

— Комплект задач? – уточнил Игорь.

— Благословенных задач, договорились?

— Без проблем.

— Отлично, — я вернул книгу и позволил себе хмыкнуть, — совсем забыл, даже одна мельчайшая ошибка в решении означает недопуск к экзамену. Вопросы есть?

— Нет, — уже не так уверенно ответил сексуальный гигант – теоретик.

— Искренне желаю побед на половом фронте, а теперь продолжим лекцию.

Понятное дело, что все решить помогли одногруппники. Но я из принципа нашел, к чему придраться. Так три задачи превратились в семь.

И опять помогли. И опять я придрался. Одиннадцать. Помогли – придрался – пятнадцать. Помогли – придрался – девятнадцать. Получив уже двадцать три задачи, Игорь по традиции бросился к одногруппникам.

Но те, против ожидания, послали:

— Зачетная сессия на носу. Извини, дружище, некогда. Со своими бы проблемами разобраться.

Дальше полетело быстро: двадцать семь, тридцать одна, тридцать пять. Когда Игорь принес уже сорок три задачи, я поинтересовался:

— Как успехи на фронте? Стреляете из установки залпового огня или пушки?

— Из-за вас, Андрей Николаевич, у меня нет сил даже на ручной гранатомет.

— Это почему?

— Целыми днями только и делаю, что решаю, — буркнул Игорь.

Кстати, довольно успешно. Положа руку на сердце, придираться становилось все сложнее.

— Ну, что? Правильно? – в молящих глазах напротив отражалась не просьба, а гамма-распределение с конкурирующей гипотезой.

— Сорок семь, — категорично отрезал я, — вот здесь, здесь и здесь ошибки.

— Пожалейте, — взмолился Игорь, — уже спать не могу. По ночам доверительный интервал ставит в позу корреляции на полигоне частот. А самое страшное знаете что?

— Что?

— Вокруг, над цветущими сакурами, улыбаясь, порхают мотыльки. И все Андреи Николаевичи.

— Ладно, — решил я, — пусть будет сорок четыре, постоянным клиентам скидка. И разрешаю принести задачи на экзамен, тем более что он у вас будет первый. Там и разберемся.

Боже, как он меня крыл! Нет, не в полный голос, а мысленно. Но слышно было все, и «чтоб тебя настигла в банной лохани групповая дисперсия», и «регрессию в заднюю дверцу» и «цветочек согнулся под весом шмеля, а ты сдохни, сдохни, сдохни, сволочь!».

В судный день, когда вся группа, вытянув билеты, расселась, я быстро пролистал исписанную тетрадку нашего страдальца:

— Точно сами решали?

— А кто мне поможет? – буркнул Игорь.

— Будем считать, принято. Есть две незначительные ошибки (тут бедняга чуть не упал в обморок), но не буду мелочиться.

— Теперь можно сдавать экзамен?

— А зачем?

— Ну, это, — замялся Игорь, — сами же сказали, если задачи будут приняты все, то…

— То оценка «отлично» автоматом, — перебил я, — давайте зачетку.

Возможно потому, что это была первая пятерка за всю учебу, да еще и по самому сложному предмету в сессии, парня резко переклинило. Стоит и хлопает глазами, как хамелеон на карельской березе. В смысле, что я тут делаю и как оказался?

Пришлось самому вытащить зачетную книжку из рук, заполнить и сунуть обратно. Восторженные маты раздались в коридоре минут через десять, когда парень вышел из ступора.

После этого показательно-воспитательного мероприятия Игорь настолько поверил в себя, что до выпуска не получил ни единой тройки. А вот меня если и вспоминал, то исключительно как «редкую и непредсказуемую сволочь». Правда, говорилось всегда с уважением и гордостью. Еще бы, выстоял, молодец.

Кстати, эту же фразу, но с зубовным скрежетом повторяла и другая жертва. Сразу отмечу, что тогда мне пришлось забыть обо всех принципах и вообще стать другим.

На потоке с Игорем учились три спортсменки-волейболистки. Играли в команде очень крупного предприятия, занимали какие-то места. Понятное дело, им было не до занятий. Но две все-таки сдавали экзамены неплохо, а вот третья…

Алинушка – краса поднебесная, гениальность двухметровая. Как и все волейболистки, крепкая, мускулистая, но, простите, учиться ей было нужно совсем не на экономиста. И даже не на постригателя кустиков. Проще было не учиться вообще. Себе бы время сохранила, а преподавателям нервы. Как она доковыляла до третьего курса, сложно понять. Но судный час настал – мой предмет. Охохонюшки!

Экзамен письменный. Семь задач, три часа. Время вышло, работы сдали. Сижу, проверяю. От Алины – чистый листок. Ладно, учитывая, что меня предупредили заранее, дал возможность пересдать с другой группой, придержав ведомость. Чистый листок. Третья попытка, еще с одной группой. Чистый листок. Четвертая – результат аналогичный. А деканат орет – закрывай ведомость. Закрыл, понятное дело, с двойкой.

Тут же прилетел какой-то начальник с завода. Долго размахивал пузом и гневно потрясал щечками:

— На Алинушку команда молится. У нее страшный удар, никто не берет. Без нашей красавицы мы не победим!

— Вы? – удивился я.

— Ну, — смутился оратор, — это в общем. Прошу, пойдите на встречу.

— Сделаю все, что смогу, обещаю.

К слову, об ударе Алины ходили легенды. Например, однажды после тренировки девушка присела отдохнуть в парке. Может, увлеклась кормлением белочек, может, повторяла азбуку в уме, но момент явления пьяных берендеев прошел незамеченным. Те же, увидев скучающую красу, воспылали безумной страстью и желанием унять телесный зуд прямо здесь и прямо сейчас.

Дальше было как в сказке. Поднялась Алина, а мужики ей смотрят в пупок и диву даются: куда девка исчезла-то ? А тут из-за леса, из-за гор возьми и прилети. Это наша героиня взмахнула сперва левой рученькой, а потом правой. Вскоре и неотложка подоспела. С тех пор бедняги не пьют и каждую неделю ходят в церковь.

Мораль проста – с этой волейболисткой надо быть поосторожнее, а то заколотит в пол по самые бакенбарды. Кстати говоря, обещание, данное начальнику, я сдержал. Мало того, проявил разумную инициативу.

Итак, получив направление на пересдачу (почему-то одной Алине его не доверили), мы приступили к экзамену:

— Вызвал декан, вернусь через два часа, не раньше, только не списывать, понятно?

— Ага.

Сдала чистый листок. Значит, конспекта нет и с соображалкой туго.

Вторая попытка:

— Алина, уезжаю в гороно, на столе мои лекции, там есть решения экзаменационных задач, их не трогать, понятно?

— Ага.

И опять чистый листок. Ясно, и намеков не понимаем. Проще достучаться до небес, но я не унывал.

Третья попытка:

— Алина, вот три задачи с решениями, а мне пора на лекцию, понятно?

— Ага.

Угу, блин! Снова чистый!

Четвертая попытка:

— Алина, здесь две задачи! С решениями! Просто перепишите! Вернусь через час, понятно?

— Ага.

Мне кажется, тот билет запомнил наизусть даже плафон, но девушка упрямо сдавала чистый листок. Ну не прошибаемая. Пришлось с двойкой закрыть первое направление на пересдачу. В деканате вздрогнули: таким темпом и отчисление не за горами.

Тут же появился старый знакомый с завода. Похудевший, осунувшийся и с подбитым глазом, он горестно умолял:

— Николаевич, да поставьте ей три!

— За что? – возмутился я, — намекал списать – не поняла, давал списать – не взяла.

— Может, вы сами?

— Еще чего! Кстати, что с глазом?

— Это Алина, – всхлипнул мужик.

— Вы серьёзно? – рехнуться, что у них там происходит.

— Нет, сам виноват. Зашёл в спортзал, а она как раз била по мячу. В общем, не повезло. Роковая случайность.

— Точно?

— Так и вы начальник.

— Ага, — снова всхлипнул мужик, — только ей этого не объяснишь.

— Ладно, вот задача с решением. Пускай хотя бы перепишет.

На следующий день, усадив Алину, я искренне пожелал ни пуха. А спустя полтора часа с недоумением рассматривал (опять!) чистый листок. Это означало только одно:

— Я устал, я ухожу, а вы движетесь в сторону отчисления.

Девушка скрипнула зубами и сжала кулаки. Блин! Если она сейчас рассвирепеет, повторю подвиг тех берендеев.

Поэтому я осторожно выдохнул, аккуратно сел напротив и заорал:

— Алина, мля! Достала, мля! У меня уже гастрит мозга, мля! По ночам снишься …

— Мля, — закончила девушка.

— Ты и другие слова знаешь? Чудны твои дела, Господи. В общем так. Что сегодня заслужила, только честно?

— Три, — уверенно выдала Алина, — за то, что я здесь

Она умеет говорить! Слава чипсам! Но, даже поддавшись эйфории, я все же уточнил:

— За явление оценок не ставят. Назови еще причину.

— Не понимаю.

— Чего?

— Вашего предмета.

Хвала картошке во фритюре, сначала заговорила, а теперь и раздуплилась! А может, все гораздо хуже? Мучимый возникшим подозрением, я тихо спросил:

— Деточка, ты что сдаешь?

Молчание.

— А меня как зовут?

Молчание.

— Я мальчик или девочка?

— Нет.

— Что нет?

Молчание.

— Ты знаешь, что в вузе учишься?

— Ага.

Слава Богу, а то уже перепугался.

— В общем, так, побеседуй пока с лампочкой, она на потолке, не туда смотришь. Мне в деканат, скоро вернусь. Все понятно?

— Ага.

В тот день я пошел сначала в костел, потом в церковь, в принципе, забежал бы и в синагогу с мечетью, но в городе их еще не построили. А небеса, уверен, плакали навзрыд от искренности вознесенных молитв.

Да! Алина наконец-то получила тройку! Выход был найден – задним числом я подал заявление на отпуск за свой счет, так как возникли обстоятельства непреодолимой силы. Экзамен же якобы приняла якобы комиссия.

Вечером того же дня я нализался в дупель. А вот ночью приснился кошмар: стройный, как тополь, заводской начальник, хлюпая разбитым носом, орал:

— Николаевич, не расслабляйся, у Алины еще диплом!

Слава Богу, к моменту её выпуска я работал в другом вузе. Иногда, оглядываясь назад, стараюсь понять, на кой Алине было это высшее образование? Хотя, наверное, нужно. Ведь среднее ей только до пупка.

Андрей Авдей

Источник: Совместный блог Андрея Авдея и Павла Гушинца (Доктор Лобанов) на Яндексе

Царица наук многим дается нелегко: формулы приведения, логарифмы, интегралы и синусоиды часто отпугивают даже самых смелых и отчаянных. Но что делать, если вы не можете отличить не только параллелограмм от параллелепипеда, но и треугольник от квадрата?

Неспособность к математике, дискалькулия, изучена слабо. Но статистика — вещь упрямая: от 5 до 7% детей в мире живут с дискалькулией. Речь идет не о непонимании тригонометрии, стереометрии и всего того, что называют «мне это в жизни не пригодится», а о ситуации, когда 4 + 3 = проблема, хотя тебе уже не пять и даже не десять лет. И волшебной таблетки от этого психоневрологического расстройства нет.

Болезнь или нет?

Впервые о дискалькулии как о самостоятельном недуге заговорили только в начале нынешнего века. В 2001 году в Великобритании ее официально признали неспособностью к обучению.

Дискалькулия занесена в Международную классификацию болезней, но единогласного мнения о том, считать ли расстройство болезнью или нет, у специалистов нет. При этом отличить ребенка с этим расстройством от детей, которые просто испытывают сложности с математикой, можно.

При дискалькулии ребенку дается тяжело только математика, причем отставание сильно противоречит общему уровню интеллекта и успеваемости по другим предметам. У ребенка возникают трудности с ориентацией во времени и пространстве, а также проблемы с логико-грамматическими конструкциями.

Возникает при дискалькулии и феномен негативной памяти: дети с расстройством запоминают свои ошибки чаще правильных ответов. К тому же они испытывают панический страх оставаться один на один с математическими задачами.

Людям с дискалькулией независимо от возраста тяжело адаптироваться в социуме, также они испытывают повышенную тревожность.

Дело в генах?

Как правило, дискалькулия — врожденное расстройство. Обычно у ребенка с таким диагнозом кто-то из родителей тоже плохо понимает математику. Но бывает и так, что в семье экономистов и физиков-ядерщиков рождаются дети, не способные к арифметике.

Впрочем, дискалькулию можно получить и в течение жизни из-за психологических травм. Например, если ребенка ругать за ошибки и силой заставлять учить цифры, это может привести к неуверенности, замкнутости, нежеланию изучать математику. А впоследствии и к дискалькулии.

Неспособность к счету может проявиться в зрелом возрасте, когда детские сады, школы и университеты уже позади. Иногда это происходит из-за серьезных черепно-мозговых травм.

При тяжелых повреждениях мозга проявляется крайняя степень расстройства — акалькулия. Человек не в состоянии выполнять простейшие математические действия, путает написание чисел, сбивается при устном счете.

Прежде чем ответить на вопрос задачи, люди со стандартными способностями к арифметике изучают ее условия, анализируют их, разворачивают в голове план решения. И только в конце с помощью определенных арифметических действий приходят к верному ответу. Но как решают детские задачи взрослые люди с поражениями разных частей мозга, ответственных за счет?

Слишком «ленив» для математики: мир сквозь призму дискалькулии

Инна, 20 лет, Самара, учится на полиграфиста

Я столкнулась с дискалькулией лицом к лицу только в сознательном возрасте — в 18 лет. У ребенка, которому всю жизнь твердят, что проблемы с математикой у него из-за лени, даже не может возникнуть мысли, что могут быть другие причины.

Родители мне всегда говорили, что я просто очень ленивая, не уделяю должного внимания математике. Но я сутками сидела над заданиями, ходила к репетиторам, а у меня ничего не получалось, мой мозг тупо не мог сосредоточиться на уравнениях. Когда я видела числа, у меня начиналась паника, особенно если я оставалась с ними наедине. Чтобы успокоиться, я визуально представляла себе, что, допустим, два — это лебедь, числа имели какие-то цвета, затем я думала об этом, пыталась придумать свое решение задач, но правильно ответить не получалось.

В школе, бывало, в качестве тренировки задавали прорешать чуть ли не весь задачник. Я, вообще, уверена, что большинство педагогов даже не знают о такой болезни. Если они сталкиваются с такими отклонениями у детей, они точно списывают это не на серьезные проблемы, а скорее на тупость, нежелание выполнять домашнее задание или уделять время учебе.

Дискалькулия влияет на мою повседневную жизнь. Мне сложно ориентироваться во времени, производить простые вычислительные операции: считать деньги, прикидывать глазомером расстояние. Я не понимаю, сколько от точки А до точки Б времени, сколько это в километрах, в метрах. Мне надо обязательно смотреть по карте.

Наша система образования окончательно забраковала меня на этапе ЕГЭ. Я завалила базовую математику. Три раза. Каждый раз мне не хватало балла, чтобы получить аттестат. Но если бы людям с дискалькулией делались поблажки, я бы могла быть в другом месте сейчас, заниматься другим делом, учиться в вузе. Ведь я хорошо сдала профильные предметы: литературу, русский.

Сейчас я учусь в колледже на полиграфиста. Все вычисления я делаю на калькуляторе. С ним, кстати, у меня тоже бывают проблемы, иногда я путаю знаки: плюс, минус, умножить. Но если я посижу подольше, то посчитаю все верно.

Есть ли у меня дискалькулия?

Сейчас есть много тестов, чтобы выявить дискалькулию. Можете проверить на себе — например, такие.

Как только вы увидели эту картинку с яблоками, ваш мозг мгновенно безошибочно определил, что их четыре. Если это так, у вас есть суперспособность — субитизация. То есть вы можете оценить небольшое количество объектов с первого взгляда, без пересчета.

Как правило, взрослые спокойно субитизируют 4–6 предметов, дети — 3.

Люди с дискалькулией не владеют такой способностью. За субитизацию отвечает внутритеменная борозда. При дискалькулии она уменьшена и ее серое вещество изменено.

Испытуемый должен с закрытыми глазами понять, сколько и какие пальцы задеты. Такая способность называется фингерогнозирование. Как и субитизация, этот навык предсказывает вычислительные способности детей.

Простые решения

Понятно, что для детей с дискалькулией будет сложно открыть отдельные классы или школы. Можно посмотреть на мировой опыт. Так, в Норвегии детям с дискалькулией выделяется репетитор. Но они не все время сидят в скучных кабинетах с задачками: в какие-то дни их отправляют на ферму, ухаживать за животными.

Детский нейропсихолог Наталья Рысина указывает на значимость консультации школьного психолога при дискалькулии: «Он может выявить группы риска на ранних этапах обучения, провести индивидуальную диагностику математических навыков и составить план реабилитации». Впрочем, в школах России если и занимаются детьми с дискалькулией, то логопеды и только в начальной школе.

Также нейропсихолог дает такие советы родителям и учителям, которые подозревают дискалькулию у ребенка.

1. Спокойно разобраться в ситуации. Спокойно — это ключевое слово. Иначе на стрессе можно сформировать эмоциональный блок на усвоение знаний.

2. Дальше пойдет восстановительная работа. Смотрим психологический функциональный возраст ребенка. Допустим, ребенку 7 лет, а он может решать задачи только на 5 лет, тогда мы дадим задания на 4,5 года и будем постепенно улучшать его навыки.

3. Искать другие способности у ребенка. Это не простые слова, а чистой воды физиология. А.С. Пушкин, к примеру, не был силен в арифметике, зато достиг высот в литературе.

* * *

Если вы или ваш близкий столкнулись с дискалькулией, обратитесь к нейропсихологу и психоневрологу, сдайте кровь на биохимию, пройдите аппаратное обследование. Важно понять причину расстройства. И помните: если вам и не суждено стать бухгалтером или программистом, то вас наверняка ждет творческая дорога.

Автор Соловьева Г. Д.

Чтобы успешно сдать ОГЭ по математике, нужно знать весь курс школьной программы по алгебре и геометрии, основные правила и теоремы. И даже этого недостаточно. Нужно уметь решать задания, как по алгебре, так и по геометрии. И если вы готовитесь к ОГЭ по математике с нуля, мы поступим таким образом.

Чтобы сдать экзамен по математике на «3», нужно получить 8 баллов, то есть решить из первой части 5 заданий по алгебре и 3 задания по геометрии. Без геометрии не обойдемся! Выбираем самые легкие задания из КИМов и учимся их решать.

Модуль «Алгебра»

Примеры задания №1.

1. Найдите значение выражения:

Решаем по действиям.

1) Вычисляем знаменатель 6,6 — 2,4 = 4,2.

Вычитать можно в столбик.

Помним о правиле «запятая под запятой».

2) Выполняем деление 2,1 : 4,2. Прежде всего, переносим запятые в каждом из этих чисел на одну цифру вправо. Это значит, что мы оба числа – и 2,1 и 4,2 – увеличили в 10 раз.

2,1 : 4,2 = 21 : 42 = 0,5.

2. Вычислите самостоятельно:

Ответ: 8

3. Вычислите:

Решаем по действиям.

1) Находим сумму двух дробей.

Наименьший общий знаменатель дробей и равен 60, потому что наименьшее число, которое делится и на 30, и на 20 – это число 60.

К первой дроби дополнительный множитель 2, потому что 60 : 30 = 2.

Ко второй дроби дополнительный множитель 3, потому что 60 : 20 = 3.

Получим .

2)

4. Вычислите самостоятельно

Ответ: 0,13.

Примеры задания №2.

5. В таблице приведены нормативы по прыжкам с места для учащихся 11 класса.

Мальчики Девочки
Отметка «5» «4» «3» «5» «4» «3»
Расстояние
(в см)
230 220 200 185 170 155

Какую отметку получит девочка, прыгнувшая на 167 см?

  1. Отметка «5»
  2. Отметка «4»
  3. Отметка «3»
  4. Норматив не выполнен

Смотрим на таблицу и замечаем, что за 167 см девочка получит отметку «3».

Ведь 167 < 170, а для того чтобы получить «4», надо прыгнуть не меньше чем на 170 сантиметров.

Ответ:3

6. В таблице приведены расстояния от Солнца до четырех планет Солнечной системы. Какая из этих планет дальше других от Солнца?

Планета Марс Меркурий Нептун Сатурн
Расстояние,км 2,28 108 5,79 107 4,497 109 1,427 109

1. Марс; 2)Меркурий; 3)Нептун; 4)Сатурн.

Ответ: 3.

Примеры задания №3

7. На координатной прямой точки А, В, С, D соответствуют числам 0,0137; 0,103; 0,03; 0,021. Какой точке соответствует число 0,03?

1) А; 2) В; 3) С; 4) D.

Для ответа на этот вопрос расположим данные числа в порядке возрастания. Для десятичных дробей это легко.

0,0137 < 0,021 < 0,03 < 0,103

Числу 0,03 соответствует точка С.

Ответ:3

8. На координатной прямой отмечены точки А, В, С, D. Одна из них соответствует числу . Какая это точка?

1) А; 2) В; 3) С; 4) D.

Ответ:4

Примеры задания №5.

9. На графике показано изменение температуры воздуха на протяжении трех суток. По вертикали – значение температуры в градусах Цельсия. Определите по графику наибольшую температуру воздуха 7 августа. Ответ дайте в градусах Цельсия.

Смотрим на график и определяем, что наибольшая температура 7 августа составила 30°.

Ответ: 30

10. При работе фонарика батарейка постепенно разряжается и напряжение в электрической цепи фонарика падает. На графике показана зависимость напряжения в цепи от времени работы фонарика. На горизонтальной оси отмечено время работы фонарика в часах, на вертикальной оси – напряжение в вольтах. Определите по графику, за сколько часов работы фонарика напряжение упадет с 1,6 до 1,2 В.

Ответ:6

Примеры задания №8

11. На диаграмме показано количество учащихся параллелей 5-9 классов в некоторой школе. На сколько больше в этой школе пятиклассников, чем девятиклассников?

Ответ:5

12. На диаграмме показано возрастной состав выпускников некоторого колледжа. Определите с помощью диаграммы, сколько в этом колледже выпускников, которым исполнилось 17 лет.

Ответ: 68

Переходим к модулю «Геометрия».

Примеры задания №15

13. Колесо имеет 45 спиц. Углы между соседними спицами одинаковы. Найдите угол, который образуют две соседние спицы. Ответ дайте в градусах.

Решение. Вся окружность составляет 360° .

360° : 45 = 8°.

Ответ: 8°.

14. Какой угол описывает минутная стрелка за 24 минуты?

Ответ:144°.

Примеры задания №18

15. Найдите площадь треугольника, изображенного на рисунке.

Формула площади треугольника есть в справочном материале.

, где а – сторона треугольника, h – его высота.

а =3+7

а=10, h=4

Ответ:20

16. Найдите площадь трапеции, изображенной на рисунке.

Формула площади трапеции есть в справочном материале: Подставьте данные и вычислите.

Ответ:76

Примеры задания №19.

17. На клетчатой бумаге размером клетки 1×1 изображена фигура. Найти ее площадь.

Считаем клетки. Площадь равна 9.

Ответ:9

18. На клетчатой бумаге размером клетки 1×1 нарисован равнобедренный треугольник АВС. Найти его высоту, проведенную к основанию.