Как в старину занимались сексом?

Как занимались сексом в древности? Известное дело – как обычно. Если бы древние люди не делали этого, то мы сейчас об этом не говорили. Продолжением рода заняты все животные на планете и в основном они парные, за исключением некоторых видов. Если животные догадались что к чему, то люди и подавно все знали. Природа устроила так, что занятие сексом приносит удовольствие абсолютно всему живому и человек не исключение.

Мало того, так еще и в определенные промежутки времени действия по продолжению рода требуется каждому индивидууму в обязательном порядке. Коты по весне устраивают свадьбы, собаки озабоченные носятся в поисках пары, все орут, поют, танцуют, зазывают. За брачными играми, как самец перед самкой себя показывает иногда смешно наблюдать. Люди не исключение, продолжение рода – это животная составляющая и сопротивляться ей бессмысленно.

Как занимались сексом в древности – самые истоки существования человечестваi

Как занимались сексом в древности?В древности всё происходило гораздо проще, зову природы повиновались слепо. Самцы выполняли свой долг перед противоположным полом, а те в свою очередь безропотно вынашивали детей и в дальнейшем заботились о них. Это было выгодно всем. Общины нужно было пополнять новыми воинами и работниками. Смертность была ужасающей, потомства сколько могли столько и плодили, выживали же единицы. Благо, что сам процесс приносил хоть минутное, но удовольствие. Люди в каждый удобный момент занимались воспроизведением.

Вот общины выросли до размеров государства, появилась письменность и законы поведения в обществе. Если раньше община беспокоилась о воспитании подрастающего поколения сообща, в масштабах государства произошло перераспределение обязанностей и забота легла на отдельные семьи. Общество же продолжало следить за рождаемостью, для этого устраивались ритуальные праздники, при которых позволялись занятия сексом вне брака. Придумывались все новые и новые условности, позволяющие вести себя более раскрепощено сексуально.

Суровая природа диктует свои требования и условия жизни2

Как занимались сексом в древности, выяснилось, что у разных народностей свои сексуальные обряды и обычаи, согласно условиям жизни и той местности, где проживали люди. Так на севере, в определенной удаленности и недоступности к отдельным семьям был закон, что всякому гостю предлагалось переспать с женой либо с любой женщиной, достигшей половозрелого возраста, для того чтобы избежать кровосмешения между родственниками, то есть обновить кровь семьи.

Древний Рим прославился, как развитой культурой так и смешением братской крови. Фараон мог имеет сколь угодно наложниц и жен, мог жениться на своих сестрах и на дочерях, что приводило к рождению неполноценного потомства, которое в дальнейшем чудило, в этом плане, еще больше, чем родители. Известно, что секс приводит к такой же зависимости, как наркотик, так что остановиться не могли. Нравы были низковаты. Устраивались массовые оргии в залах, на площадях, прилюдно.

Соитие не считалось чем-то постыдным и сакральным. Доходило до мужеложства с животными . Христианский мир воспротивился и восстал против такой морали. Строгости и воздержание наступили с приходом христианства и других новых религий. Мир разделился на религии, и каждая прописывала свои правила поведения в сексуальных отношениях, укрепился институт семьи. Но пришлось учитывать и обычаи, сложившиеся на разных территориях и в климатических условиях.

В разных странах и на всех континентах интересовались возможностями любовных утех3

Кк занимались сексом в Древнем Египте? Там верили в загробную жизнь и секс после смерти, поэтому хоронили мужчин с искусственным фаллосом, а женщин с глиняными сосками.

Существовала контрацепция, но бесполезно, так как государству нужны были новые люди, деторождение считалось престижным. Средства сделанные из кожи носили вместо украшения инкрустированные стразами.

Понятия проституции не существовало, но в храмах жрицы отдавались иностранцам за деньги, которые шли на духовные нужды.

В Месопотамии женщина принадлежала мужчине, как вещь, а посягательство на личную собственность преследовалось по закону. Использовать чужих жен нельзя было, наряду с этим связь с незамужней не считалась грехом, а для нее почиталось честью быть в связи с мужчиной до свадьбы. На фоне этих понятий процветала проституция, как в быту, так в храмах. Но как только пришли персы, всё изменилось. Сексом можно было заниматься только для продолжения рода.

В Греции в разных ее областях по-разному относились к правилам секса, но нигде он постыдным и виноватым себя никто не чувствовал. В прославленной Спарте женщина была равна мужчине и сама выбирала себе партнера, тогда как в других регионах она могла принадлежать одному хозяину. В Спарте проституция не пользовалась спросом. В Греции повсеместно кроме Спарты была развита самая древняя профессия и устраивались оргии в честь Афродиты.

О Финикии известно лишь то, что в государстве хорошо широко была развита проституция и делилась она на гостеприимную и храмовую. Также юноши продавали себя мужчинам за деньги.

В Древнем Риме особо относились к раскрепощенному сексу и занимались всюду в разных формах, с женщинами, с мужчинами и даже с детьми рабами. Жен за измены строго наказывали, мужья же могли вести себя фривольно. Женщина могла быть либо женой одного, либо проституткой для работы в храмах, на кладбищах, в цирках, театрах и в борделях.

Подробно о том, каким был секс в Древнем Риме, расскажет наша следующая статья!

Про занятия сексом в Индии достаточно хорошо известно, по причине распространения трактата «Камасутра» и здесь на первый план выходило получение удовольствия, придумывались множество поз для достижения оргазма. Применялись секс игрушки, всё для развлечения. Но никаких оргий не устраивалось, дело было только для двоих.

Индия самая загруженная страна на всякие ограничения. Чего стоит их только кастовая система, а женское вдовство после смерти мужа, пожалуй, самое жестокое в мире, ведь вдову выгоняли из дома в одном сари, с ней никто не разговаривал, не то, чтобы взять на работу, она могла только просить милостыню. Иногда девочку в раннем возрасте отдавали замуж за старика и в свои 20 с лишним лет ей случалось стать вдовой, жизнь на этом практически заканчивалась. Ни родители, ни родственники, вообще все люди от нее отворачивались, средств к существованию не было вовсе, только милостыня.

Секс в Китае рассматривался, как слияние женского и мужского начала Инь и Ян. Слияние должно было быть продолжительным, а для тех, кто тренировал йогу, условие было довести подругу до оргазма несколько раз, а самому воздержаться и семя направить внутрь себя для пополнения энергией чакр. В сексуальное рабство, предоставление услуг за деньги, попадали не по своей воле, а от безысходности родителей, за долги или просто по их воле. Довольно сильно был развит гомосексуализм, особо такими приверженцами становились, власть имущие, которые иногда стремились передать своим любовникам знатный титул.

В Японии в дом к зазнобе мог проникнуть любовник, но явиться он должен был совершенно голым, одетого могли принять за вора и сдать властям.

На Руси замужняя жизнь начиналась в 15-18 лет и заканчивалась, когда у первых детей появлялись свои дети. Никакого насилия над девушками не было предусмотрено народными обычаями. Парень с девушкой женились, рожали детей, сколько бог даст, и в тот момент, когда у них появлялись внуки, они становились дедом и бабой, их сексуальная жизнь должна была прекратиться, они даже спали отдельно. Если же в таком возрасте случались дети, то над престарелыми родителями посмеивались, а их поздние дети назывались бабичами. Следует учесть, что дедом и бабой они могли стать уже к 40 годам, расцвет сексуальной жизни в наше время.

Свадебные обряды выделяются в особую категорию сексуальных обычаев4

Как занимались сексом в древности и какие свадебные обычаи существовали?

Свадебные обряды у славян ничем особым не выделялись. Свадьбы гуляли всем селом, молодых отправляли спать на сеновал либо в коморку под домом (это называлось подклеть), в полное уединение. Никто девственность невесты не проверял, об этом мог судить только ее нареченный, а на ночной рубашке должно было быть красное пятнышко.

Первый секс в Древней Руси обязательно происходил между мужем и женой, никто третий в процесс не вмешивался в отличие от многих стран в мире. День свадьбы выбирался очень тщательно, чтобы не попасть на церковный пост, когда запрещено вступать в интимную связь и не нарушить законы церкви.

Спальное место готовили родственники со стороны жениха, мама и сестра. В постель укладывались многочисленные обереги от сглаза и наведения порчи. Постельные же принадлежности предоставляла невеста из своего приданного. Местечко тоже было нетрадиционным, в бане, в чулане, в амбаре. Их провожали всей толпой с песнями и шутками, дружок несколько раз ударял кнутом по постели, изгоняя злых духов. Возле двери оставался сторожил, чтобы отгонять злых духов.

Оставшись вдвоем, они откусывали по кусочку готовой для них курицы с хлебом, чтобы появилась плодовитость. Девушка в знак смирения снимала сапоги с суженного, и спрашивала разрешения лечь рядом. Если невеста была нечиста, то ее возвращали родителям, которым тут же надевали на шею лошадиный хомут, и позор ложился на всю семью.

Если же всё шло удачно, то есть новоиспеченная жена невинна, и все довольны, то гулянье продолжалось, а нареченную переодевали в наряды замужней – молодки.

У разных народов мира первая брачная ночь сопровождалась целой вереницей обычаев. Так в Бразилии, Перу, и Мексике молодые должны были после свадьбы дожидаться несколько дней новолуния и вступить в первый контакт.

В Самоа, молодых испытывали на тишину. Первый раз они спали в кругу всех родственников и не дай бог, кто-нибудь проснется от шума, то жениху давали тумаков. Он обычно намазывался маслом на ночь, чтобы легче было выскальзывать и уворачиваться от побоев.

Дикие люди, дикие обычаи, а девушки всё должны стерпеть5

В Северной Африке в начале нашего века во время свадебного пира все гости совокуплялись с невестой и дарили ей особенный подарок. Считалось, что девственница и ее кровь нечиста и эту кровь, как бы вычищали из нее, чтобы не «заразить нечистью» супруга.

В некоторых же африканских странах молодой жених выбивал два передних зуба будущей жене – это было отличительной чертой, как кольцо на пальце. Они гордились своей беззубой улыбкой перед другими соплеменницами.

В других африканских странах девственности лишали старшие женщины при помощи специальных инструментов или отец жениха, или его брат, или жрец племени, или кто-то другой, занимающий высокий пост. После этого она доставалась своему любимому.

В Центральной Африке в странах Руанда, Бурунди, Уганда в племенах Бахуту, в первые семь ночей, целую неделю молодожены дерутся между собой, чтобы выместить всю возможную злость, и на будущее никогда не устраивать избиение друг друга. Дальше – совет да любовь.

В Турции по обычаю вывешивали простыню с балкона и по ней судили о невинности. Перед этим девушка обязательно перевозила всё свое приданное, и не имела право отталкивать суженого, потому что это могло плохо кончиться, а он обязан быть нежным и ни в коем случае не предлагать непристойности. Священную книгу Коран, на время выносили из комнаты или заворачивали в ткань.

В Татарстане новобрачные закрываются в ванной комнате, что говорит о чистоте отношений.

В Греции, чтобы рождались здоровые дети, перед главной ночью по постели сначала бегал ребенок, а потом уже ложились на нее молодожены.

В Македонии в первую ночь супруги борются за шапку и ботинки. Кто победит, тот и будет главным в семье.

На Филиппинах необходимо удержаться от секса после торжества, чтобы не зачать в нетрезвом виде, зато можно пить и веселиться вместе со всеми.

В Индии первое вступление в интим происходило после истечения трех суток, раньше нельзя. На постель клали палку из удумбара, чтобы пара была плодовитой.

У армян свадьба и все остальные обряды происходят в доме жениха. Родственники на время первой ночи должны уйти из дому. А жених в случае подтвержденной чистоты избранницы, на следующий день идет в гости к ее родителям с подарками, несет коньяк, вино, красные яблоки, курицу. Ей же преподносит серебряные монеты и яблоки.

Киргизы обычно подслушивали под дверью и сообщали о том, что же там происходит. Свекрови вручали простыню для вывешивания со всеми последствиями.

В Иссык Кульской местности вместо простыни вывешивался тазик либо новый, либо старый и дырявый соответственно состоянию выходившей замуж.

На северо-западе Уганды живет племя баньянколе, по традиции тетка невесты проверяет жениха на потенцию еще до свадьбы, если все нормально, то она проводит ночь под кроватью влюбленных и дает советы.

В Судане в племени нуэр невесту бреют налысо. С волосами лечь в постель жениха недопустимо. Такой обычай.

Как занимались сексом в древности? Как вы поняли, странностей существовало очень много в древние времена, но не все обычаи, к счастью, дожили до наших дней.

Этот рассказ мне несколько дней назад прислала моя читательница.
История секса на Руси.
Голливудские правила секса, интимная раскрепощенность Западной Европы, да экзотическая камасутра — те немногие образчики интимной жизни, с оглядкой на которые строят постельные отношения влюбленные современной России. Одно время в получившей свободу стране, в том числе — свободу сексуальную, только и слышно было: индийская камасутра, французская любовь, шведская семья. Неужто на Руси не было сексуальных традиций?
Были! Традиции, в том числе — сексуальные, есть у любого народа. Но, с одной стороны, на Востоке куда бережнее относились к письменным источникам, потому и дошли до нас в девственном виде древнеиндийские трактаты интимного свойства, с другой — на Западе реклама куда лучше, чем в России, поэтому в представлении многих мы только и делаем в постели, что копируем европейцев. Да и российские историки не торопятся защищать докторские диссертации по теме блуда на Руси — в первые же десятилетия правления династии Романовых по ряду политических причин были уничтожены бесценные свитки и летописи древнейших времен. Вот и приходится многое из истории и традиций славянских народов (в том числе — развитие интимных отношений) восстанавливать по «косвенным уликам» — свидетельствам чужестранцев.
Древнейшие вакханалии
Византийские историки считали славян ветвью гуннов. Прокопий Кесарийский описывает наших предков как людей огромного роста, мощного веса и громадной силы с цветом кожи… золотисто-красным. Но волосы у славян уже в VI веке были в основном русыми. Преобладали на Руси в ту пору патриархальные отношения и многоженство (обычно — от двух до четырех жен).

При этом ни в одном из племен жены в рабском подчинении мужей не были. Более того, «нелюбимые» жены могли почти официально, не таясь, изменять мужьям. И если находили кавалера, который «предлагал им свое сердце», обещая сделать «главной» женой, древнеславянские барышни меняли супруга.
У Маврикия Стратега, другого византийского историка того же VI века, удивление вызвал излюбленный славянами способ совокупления — в воде: на озерной или речной отмели, а то и наплаву среди широкой реки. Изумился Маврикий и тому, что славянская молодежь еще до замужества и женитьбы развлекалась групповым сексом во время праздников — о девственности никто не думал.
Сексуальность долгое время (вплоть до XII века) ассоциировалась у наших предков с праздником, смехом, песнопениями и неким музыкальным сопровождением. Так, один из такого рода праздников древних славян — в честь бога женитвы Лада — позднее стал днем Ивана Купалы. Трудно даже вообразить сексуальное раздолье в честь бога Лада, если вспомнить, что о куда более пристойном празднике Ивана Купала в XVII веке православные монахи писали: «Тут же есть мужам и отрокам великое падение на женское и девичье шатание. Тако же и женам мужатым беззаконное осквернение тут же».
Понятие блудницы возникло примерно в VII веке и означало лишь то, что девушка ищет мужа (блуждает). В конце VIII века, когда волхвов подрядили на трудную роль дефлораторов — в «девичьей бане» за день до замужества они лишали девственности тех невест, которые по каким-то причинам не лишились ее ранее, — понятие «блудница» изменилось. Им стали называть всех дам, лишившихся девственности. С XII по XVII век блудницами считали незамужних девиц, вступавших в интимную связь, и вдов, принимавших у себя мужчин. Лишь в XVIII веке, благодаря титаническим усилиям церкви, слово блудница стало ругательным. Но не оскорбительным, чего очень бы хотела церковь. Соответственно, в языке и в юридической практике степень греховности подразделяли. Блуд — это связь с незамужней женщиной, прелюбодейство — с замужней. Проституток называли срамными девками.
«Фирменным» же знаком древнеславянских интимных отношений было отсутствие традиций скотоложства и гомосексуализма, а также категорическое нежелание мужчин выносить свои победы над дамами на всеобщее обсуждение. Бахвальство же успехами у дам практиковали и древнеиндийские герои, и западноевропейские рыцари.
Сексуальные запреты
Основателем борьбы «за моральные устои» на Руси следует, вероятно, считать… княгиню Ольгу. В 953 году она издала первый известный нам указ (1050-летие, между прочим, можем отметить) на сексуально-свадебную тему — о денежной или вещевой компенсации за бездевственность.
Однако волхвам запретил заниматься дефлорацией лишь князь Святослав в 967 году, провозгласив, что отныне лишение девственности — прямая обязанность мужа и его достоинство. Святослав попытался запретить и танцы «в непотребное время», то есть в дни, когда всерусских праздников не отмечалось. Дело в том, что танцы у многих народов мира, в том числе и у славян, считались забавой эротической — во время прыжков и подскоков оголялись интимные места, в обычное время прикрытые юбкой, хламидой (накидкой) или кофтой. Но это было явным перебором сексуальных реформаторов — народ начал бунтовать. Пришлось указ отменить.
Сатанинские страсти
Главную же лепту в обуздание «сатанинских страстей» на Руси внесла православная церковь, начавшая реально утверждаться на Руси в XII веке.
Как класс, были ликвидированы волхвы. Акушерок-знахарок объявили «бабами богомерзкими», подлежащими полному изничтожению. Даже защита от зачатия путем приема трав считалась «убивством тяжким».
Татаро-монгольское иго не помешало православию начать борьбу с такими видами мылен (бань), как девичья (за день до свадьбы) и брачная (совместная баня супругов сразу после бракосочетания). Их подменили обязательным раздельным омовением супругов после «греха соития». Секс даже между супругами стали считать греховным, исключение составляло только соитие ради зачатия.
Церковь запрещала женщинам «возводить брови и краситися, дабы не прельстити человекы во погыбель сласти телесныя». Многочисленные посты и постные дни (среда и пятница) оставляли супругам зазор лишь в 50 сексуальных дней в году. Причем в каждый из тех дней, хотя бы и свадебный (!) — не более одного акта.
Ввели запрет на позицию «стоя» — забеременеть в ней трудно, а значит она «не чадородия для, а токмо слабости ради», то есть во имя удовольствия. Тех, кто совершал половые акты в воде объявляли колдунами и ведьмами. Нормы христианства предписывали женщине во время соития лишь одну позицию — лицом к лицу, неподвижно лежа снизу. Возбранялись поцелуи тела. «Доброй женой» считалась асексуальная супруга, испытывающая отвращение к половой жизни.
Жестоко карались и молодожены, которые во время свадебного пиршества использовали старославянский обряд, — брались за куриные лапки и разрывали курицу пополам. Олицетворявший лишение девственности обычай был признан «бесовским действом».
Во время исповеди каждый должен был отчитаться об интимных делах своих. Попам предписывалось задать мирянам массу вопросов на эту тему, в том числе и такой: «Не влагали ль вы уста и перста свои ближним своим в места непотребные и куда ненадобно?»
Русский народ, однако, подозрительно вяло реагировал на поповские проповеди. Как самое доступное средство выражения эмоций в нечеловеческих условиях жизни, креп и развивался матерный сленг. Причем из всего-то шести-семи неоднокоренных слов грязно-сексуального характера было насочинено такое количество вариаций, что по сей день не приснится всем языкам мира, вместе взятым. Из них слагались частушки, потешки, пословицы, поговорки. Ими пользовались и в лихих ссорах, и в шутейных разборах, и в бытовых разговорах.
Что же до церковных запретов на сексуальные радости, то уже к XVIII веку бытовала поговорка: грех — когда ноги вверх, а опустил — Господь простил.
Примечательна, в частности, и реакция народа на «роль груди на Руси». Церковь во все времена высмеивала и охаивала большую женскую грудь, вплоть до того, что блудниц на иконах писали с лицами страшными и грудями огромными. Люди же на подобное реагировали одинаково — старались брать в жены девок дородных, с бюстом размера седьмого-восьмого. Да и девицы применяли массу ухищрений, чтобы сделать грудь побольше.
До наших дней дошел рецепт зелья, который применяли в деревнях Центральной России те, у кого грудь была менее четвертого размера. Три ложки женского молока, ложка меду, ложка растительного масла и кружка отвара мяты перечной. Грудь, сказывают, росла, как на дрожжах.
B XVI веке следует искать и истоки странных отношений между зятем и тещей. В ту пору отцы стремились выдать дочерей замуж как можно раньше, девственницами — в 12 — 13 лет. Сердобольные же мамаши, дабы обезопасить своих девочек от фатальных исходов, в первую же брачную ночь сами ложились под зятьев. И затем, продолжая бережно охранять здоровье юных дочек, года 2 — 3 делили ложе и с мужем, и с зятем. Подобные сношения-отношения до такой степени превратились в норму, что церковь пошла напопятную! Если за обычное прелюбодейство могли дать до 10 лет каторги обоим, за блуд, как правило, карали 10-15 годами ежедневных покаяний в церкви, то за прелюбодейство между зятем и тещей самым суровым наказанием было 5 лет епитимии — ежедневных покаяний в церкви (то есть человек приходил из дома в храм, вставал на колени и часа два бил поклоны, прося прощения у Господа).
Бесовской разгул
По мнению этнографа Николая Гальковского, «сексуального пика» Россия достигла в XVI веке — «простой народ погряз в разврате, а вельможи изощрялись в противоестественных формах этого греха при попустительстве, а то и двойственной позиции церкви».
Совокуплениями занимались не только в кабаках, но порой и на улице. Главными же борделями стали бани, общие в то время для мужчин и женщин. Свадьбы имели обыкновение отмечать два-три дня, причем уже во второй день невозможно было найти ни одного трезвого и совсем немногие гости к этому времени не имели половых связей с тремя-четырьмя представителями противоположного пола.
Еще круче кутили богачи. Их свадьбы длились неделю. И тон, как правило, задавали опричники — главные виновники проникновения на Русь содомского греха (гомосексуализм). Число извращенцев росло и в монастырях. Дело дошло до того, что замечен был в скотоложстве глава русской церкви митрополит Зосима (еще в XV веке).
На свадьбах же в царских семьях гуляли по две недели. И единственное, чего боялись на них — сглаза. Например, третья жена Ивана Грозного Марфа Собакина скончалась через две недели после бракосочетания. Все современники уверяли — от сглаза. Конечно, никто не измерял, сколько она к тому времени выпила, сколько съела и не было ли у нее сифилиса. Кстати, сифилис, по мнению авторитетнейшего русского историка Николая Костомарова, завезли в Россию иностранцы в начале XVI века, а уже к концу оного он стал косить россиян не хуже холеры или чумы.
Женский приход
Начало решительной борьбе с грехопадением положила, как водится, дама. Известно, что Екатерина Великая издала указ о начале возведения первых поселений на Аляске в 1784 году. Но мало кто знает, что в том же году она запретила использование общих бань, повелев строить мыльни раздельные — для мужчин и женщин.
Впрочем, с того же времени можно вести отсчет и «основанию» при банях кабинетов и апартаментов для любовных утех. Что процветает и в наши дни…

Кто будет спорить с тем, что нужно знать свою историю? Сегодня Anews хочет углубиться в этот предмет под углом, который освещается нечасто.

Что известно о сексе в языческую эпоху? Насколько пуританским было русское село? И до чего могла довести вседозволенность помещиков?

Дефлорация от волхвов и свальный грех

О сексуальных традициях древних славян известно немного. Считается, что нравы в языческий период были свободнее, чем в христианский. Это отражалось и в религиозных символах — например, довольно распространенным был фаллический культ, связанный с Ярилой, богом Солнца.

Ярила (или Ярило), современная скульптура. Фото — Википедия

Нашим предкам приписываются довольно экстравагантные обычаи. Одним из таких является ритуал с целью добиться хорошего урожая. Раздеваясь догола, молодые девушки ходили по полю, чтобы поделиться с землей своей детородной силой. Мужчины раздевались при засевании. Порой все это раздевание перерастало в секс и перекатывание по полю туда-сюда.

Также считается, что для славян совершенно не была критичной девственность невесты — наоборот, обширный сексуальный опыт считался в глазах жениха достоинством. Отчасти это подтверждается существовавшим тогда обычаем, согласно которому невеста не должна была лишаться девственности в первую брачную ночь — в случае необходимости эту «процедуру» организовывали за день до свадьбы волхвы.

Виктор Васнецов «Встреча князя Олега с кудесником (волхвом)»

Одной из самых ярких традиций, соединивших языческие времена и христианские, стал праздник Ивана Купалы. С этой волшебной ночью, в которую по поверью цветет папоротник, связаны многие интимные традиции. Здесь и прыжки через костер, когда у девушек задирались юбки и оголялись укромные места. Здесь и волнующие путешествия по ночному лесу, когда люди находили себе пару и предавались любви без обязательств — дети же, рожденные от таких связей, считались посланными высшими силами.

Парный прыжок мужчины и женщины через костер во время современного праздника Ивана Купалы. Фото — Википедия

Некоторые версии склонны предавать этим гуляниям большой размах — будто бы праздничная ночь превращалась в настоящие оргии с беспорядочной сменой партнеров. Называлось такое действо «свальный грех», дав начало довольно известному выражению.

Необычную сексуальную традицию описывал также итальянский путешественник Лактанций Рокколини, в XVI веке по повелению короля Карла V нанесший визит в Россию. Как-то, сбившись с пути, Рокколини с товарищами наткнулся на одно селение. Жители радушно приняли гостей и привели их в большой дом, где собрались много мужчин и женщин. Собравшиеся пели, плясали, а все пространство было освещено одной лучиной. Рокколини объяснили, что он видит древний обычай под названием «гаски», заключавшийся в следующем:

«В известное время собираются вместе соседские мужчины и женщины и, поплясав и позабавившись вместе порядком, тушат лучину, после чего каждый берет ту женщину, которая случилась к нему ближе, и совершает с ней половой акт; затем лучина снова зажигается, и снова начинаются пляски, пока не рассветет и все отправятся по домам. В этот вечер лучину уже тушили два раза, и два раза совершен акт с теми, на кого случай наткнул в темноте».

Снохачество и другой крестьянский блуд

Утверждается, что подобные обычаи существовали в российских селах вплоть до конца XIX века. Этнограф Сергей Максимов в книге 1859 года «Год на севере» приводит слова священника села Койнос Архангельской губернии: «На беседах по зимам, не боясь ни чьего сглазу, мужики обнимают баб и огни гасят…»

Сергей Максимов. Фото — Википедия

Архангельская губерния вообще отличалась вполне свободными нравами. В книге Юрия Семенова «Пережитки первобытных форм отношений полов в обычаях русских крестьян XIX – начала XX в.» говорится:

«В Мезенском уезде Архангельской губернии невинность девушки совершенно не ценилась. Более того, девица, родившая ребенка, имела больше шансов выйти замуж, чем сохранившая целомудрие. Не требовалась «чистота нравов» от девушек и в других местах этой же губернии. Это нашло отражение в пословице «девушка не травка, вырастет не без славки».

В фундаментальном труде, посвященном этнографии Вологодской губернии, утверждается, что «в большей части деревень девичьему целомудрию не придается строгого значения. Есть местности, где девка, имевшая ребенка, скорее выйдет замуж, чем целомудренная, так как она, знают, не будет неплодна». Как сообщали местные информаторы, «редкая из наших девок не гуляет до замужества». Что же касается парней, то они начинают «баловаться» едва минет 15 лет и к моменту вступления в брак каждый из них «знает не одну девку»».

Впрочем, отношение к вопросу невинности сильно разнилось по регионам. Доктор исторических наук Владимир Безгин в труде «Крестьянская повседневность (традиции конца XIX – начала ХХ века)» пишет:

«В Воронежской губернии еще в 80-е гг. XIX в. существовал обычай поднимать молодых. Новобрачная в одной рубахе вставала с постели и встречала свекровь и родню жениха. Такая демонстрация, восходящая своими корнями к языческим верованиям, имела цель публично удостоверить невинность невесты.

Тяжелыми были последствия для «нечестной» невесты. Ее родню с бранью выгоняли, саму избивали до полусмерти и заставляли трехкратно ползать на коленях вокруг церкви. За потерю чести провинившуюся девушку в деревне наказывали тем, что отрезали косу, пачкали рубаху дегтем и без юбки проводили по улице. После такого позора ее уже никто не брал замуж, и она оставалась в девках».

Непростыми были отношения и после брака. Безгин указывает:

«В крестьянском дворе, когда бок о бок жило несколько семей, порой возникали замысловатые любовные треугольники. Так, в орловском селе Коневке было «распространено сожительство между деверем и невесткой. В некоторых семействах младшие братья потому и не женились, что жили со своими невестками».

По мнению тамбовских крестьян, кровосмешение с женой брата вызывалось качественным превосходством того брата, который отбил жену. Братья не особенно ссорились по этому поводу, а окружающие к такому явлению относились снисходительно. Дела о кровосмешении не доходили до волостного суда, и кровосмесителей никто не наказывал».

Но один вариант подобных отношений стал по-настоящему известен. «Нигде, кажется, кроме России, – писал журналист и политик Владимир Набоков, – нет по крайне мере того, чтобы один вид кровосмешения приобрел характер почти нормального бытового явления, получив соответствующее техническое название».

Снохачество заключалось в том, что переехавшая в дом мужа молодая девушка становилась объектом домогательств со стороны еще не старого и полного сил свекра — «снохача», согласно традиционному выражению.

Владимир Маковский «Свекор»

Некоторые главы патриархальных крестьянских семей именно для этого и устраивали браки сыновей на 16-17 летних невестах. Вскоре после женитьбы новоявленный муж по повелению главы семьи отправлялся на отхожий промысел и впоследствии наведывался домой лишь несколько раз в год. Его жена же оставалась в полном распоряжении свекра.

Склоняя невестку к сожительству, снохач сполна пользовался ее зависимым положением. В ход шли и подарки, и поблажки по домашней работе, а порой и физическая угроза. Подобные случаи родили на селе поговорку: «Смалчивай, невестка — сарафан куплю».

Некоторые женщины пытались обращаться в суд, но там подобные жалобы предпочитали не рассматривать. Снохачи же не особенно боялись и собственных жен. Вот какой рассказ был восстановлен по корреспонденции одного из жителей Орловской губернии:

«Богатый крестьянин Семин 46 лет, имея болезненную жену, услал двух своих сыновей на «шахты», сам остался с двумя невестками. Начал он подбиваться к жене старшего сына Григория, а так как крестьянские женщины очень слабы к нарядам и имеют пристрастие к спиртным напиткам, то понятно, что свекор в скорости сошелся с невесткой. Далее он начал «лабуниться» к младшей. Долго она не сдавалась, но вследствие притеснения и подарков – согласилась.

Младшая невестка, заметив «амуры» свекра со старшей, привела свекровь в сарай во время их соития. Кончилось дело тем, что старухе муж купил синий кубовый сарафан, а невесткам подарил по платку».

Иногда подобные случаи приводили к настоящим драмам. Безгин пишет:

«В начале ХХ в. в калужском окружном суде слушалось дело Матрены К. и ее свекра Дмитрия К., обвиняемых в детоубийстве. Обвиняемая Матрена К., крестьянка, замужняя, 30 лет, на расспросы полицейского урядника призналась ему, что в продолжение шести лет, подчиняясь настоянию свекра, состоит в связи с ним, прижила от него сына, которому в настоящее время около пяти лет. От него же она забеременела вторично. Свекор Дмитрий К., крестьянин, 59 лет, узнав о приближении родов, приказал ей идти в ригу, и как только она родила, схватил ребенка, зарыл его в землю в сарае».

Михаил Зощенко «Волостной суд»

Ученый также отмечает, что отношение к снохачам по регионам было разным:

«В ряде мест, где снохачество было распространено, этому пороку не придавали особого значения. Более того, иногда о снохаче с долей сочувствия говорили: «Сноху любит. Ен с ней живет как с женой, понравилась ему».

<…>По отзывам крестьян Борисоглебского уезда Тамбовской губернии снохачество встречалось часто, но традиционно считалось в селе самым позорным грехом. Снохачи на сходе при решении общественных дел игнорировались, так как каждый мог им сказать: «Убирайся к черту, снохач, не твое тут дело»».

Всемогущий разврат помещиков

Отдельной главой сексуальной истории России стало крепостное право. Хроники говорят, что интимное внимание помещиков к своим крепостным крестьянкам было очень даже распространено. Например, во дворе уроженца Эфиопии Абрама Ганнибала, приближенного Петра I и прадеда поэта Александра Пушкина, очевидцы встречали немало смуглых и кучерявых черноволосых детишек.

Предположительно, портрет Абрама (Ибрагима) Ганнибала

Не оставались в стороне и «борцы за народное счастье» декабристы. В материалах дела об участнике восстания Осипе-Юлиане Горском говорилось:

«Сперва он содержал несколько (именно трех) крестьянок, купленных им в Подольской губернии. С этим сералем он года три тому назад жил в доме Варварина. Гнусный разврат и дурное обхождение заставили несчастных девок бежать от него и искать защиты у правительства,— но дело замяли у гр. Милорадовича».

Василий Тимм «Декабристы на Сенатской площади»

Впрочем, крепостные любовницы не всегда получали плохое обращение. 70-летний помещик Кошкарев, державший 10-12 девушек в качестве своеобразного гарема и еще нескольких для ублажения гостей, довольно хорошо их обеспечивал.

«Девушки все были очень развиты: они были прекрасно одеты и получали — как и мужская прислуга — ежемесячное жалованье и денежные подарки к праздничным дням. Одевались же все, конечно, не в национальное, но в общеевропейское платье» — писал один из гостей Кошкарева.

Несмотря на распространенность этого явления, некоторые случаи все же выбивались из общего ряда и подвергались общественному осуждению. В первой четверти XIX века таким стал случай генерала-лейтенанта Льва Измайлова из Тульской губернии. Помещик отличался своенравным и жестоким характером, издевался как над крестьянами, так и над чиновниками невысокого ранга. Еще в 1802 году император Александр I писал губернатору:

«До сведения моего дошло, что отставной генерал-майор Лев Измайлов … ведя распутную и всем порокам отверзтую жизнь, приносит любострастию своему самые постыдные и для крестьян утеснительные жертвы. Я поручаю вам о справедливости сих слухов разведать, без огласки, и мне с достоверностью донести».

Александр I на портрете Степана Щукина

Однако благодаря деньгам и связям расследование тянулось десятилетиями — подробности дела открылись лишь в 1828 году. Биограф Измайлова так описывал преступления помещика, создавшего себе гарем из 30 девушек:

«Несчастные эти девушки выпускались из этого своего терема или, лучше сказать, из постоянной своей тюрьмы только для недолговременной прогулки в барском саду или же для поездки в наглухо закрытых фургонах в баню. С самыми близкими родными, не только что с братьями и сестрами, но даже и с родителями, не дозволялось им иметь свиданий. Бывали случаи, что дворовые люди, проходившие мимо их окон и поклонившиеся им издали, наказывались за это жестоко.

Многие из этих девушек, — их было всего тридцать, число же это, как постоянный комплект, никогда не изменялось, хотя лица, его составлявшие, переменялись весьма часто,— поступали в барский дом с самого малолетства, надо думать, потому, что обещали быть в свое время красавицами. Почти все они на шестнадцатом году и даже раньше попадали в барские наложницы — всегда исподневольно, а нередко и посредством насилия.

Генерал Измайлов был тоже гостеприимен по-своему: к гостям его всегда водили на ночь девушек, а для гостей значительных или же в первый еще раз приехавших выбирались невинные, хоть бы они были только лет двенадцати от роду…»

Упоминается также, что Измайлов однажды взял в гарем… свою дочь от предыдущей наложницы.

Несмотря на такие злодеяния, помещика в итоге лишь отстранили от управления имением, позволив «по уважению к тяжкой его болезни» проживать в фамильном доме.

Еще одной зловещей фигурой стал помещик из Киевской губернии Виктор Страшинский. От первых обвинений в его адрес до решения суда в 1857 году также прошло порядка 25 лет, но в итоге было выяснено, что Страшинский изнасиловал более 500 девушек, причем в его собственном имении следователи не нашли ни одной неизнасилованной крестьянки — в поисках разнообразия помещик наведывался в имения родственников. Среди жертв преступника оказались также две его дочери от изнасилованной ранее крепостной. Еще две девушки не пережили надругательств.

Наказание, вынесенное 72-летнему Страшинскому, практически повторяло наказание Измайлова — считается, что накануне реформы крепостного права император Александр II не захотел ссориться с дворянами.

  • Мы все — потомки рабов? Насколько ужасно было крепостное право