Как жить без образования?

Заранее представляю сколько в меня тапок полетит. Ну, да ладно. Мой ответ всем «диванным» нытикам и всепропальщикам, кому в России жить хреново и пора валить. (Ха-ха, скажут некоторые, сама-то свалила и живет себе в Нидерландах, да еще и нас смеет учить).

Все кто думает, что они свалят и их встретят распростертыми объятиями и преподнесут все на блюдечке, глубоко ошибаются. Свалить и получить определенные бонусы могут далеко не все. (Но большинство думает-это же не про меня!) Без хорошего образования, и востребованной профессии, вряд ли вас в Забугорье ждет сладкая жизнь.

В России очень много возможностей без наличия ВУЗовского диплома. Я приведу пример из своей жизни. У моего бывшего мужа было только ПТУ. (Это уже потом он прикупил себе диплом, для престижу). Зато мозги у него всегда очень хорошо работали, этого не отнять. Он постоянно фонтанировал идеями и мог делать деньги из воздуха.

Когда мы приехали жить в Тольятти, у нас не было ни богатых родителей, ни связей. Бывший муж всего добивался сам. Потом мы открыли совместную фирму и стали работать вместе. В течение 2 лет у нас уже была не одна фирма, а 5 аффилированных и 47 сотрудников. Причем, один сотрудник был кандидатом наук, а директор-с корочками ПТУ.

А вот иметь собственный бизнес-огромная ответственность, я вам скажу. Работать нужно очень много, чтобы не только получить прибыль, но и обеспечить персонал зарплатой. Только руководством, как и властью никогда не бывают довольны. И у нас были нытики, которые ворчали: «Вот я пашу, а эти сволочи опять машину поменяли, а баба его опять в Эмираты умотала». Ну кто тебе мешает придумать что-то свое и быть такой же сволочью? То, что он отбарабанил свои 8 часов, это нормально, а сколько директор и его баба работает, чтобы ты получил зарплату, никто не видит. Контракты не имеют обыкновения просто так нарисовываться, за ними еще побегать надо, чтобы их получить. Мы приходили домой в 9-10 часов вечера. Особенно в декабре. Кто работал с муниципалами-знает, что именно тогда они начинают осваивать бюджетные деньги.

Сейчас еще многие молодые хотят быть сразу директором. Представляя, что роль директора-сидеть в кабинете, просматривать экономические сводки, изредка вызывая секретаршу по селектору-кофе принести или еще за чем, у кого насколько фантазии хватает. А в день Х, получить гигантскую зарплату, всё! То есть, директор целый день в потолок плюет и не работает.

Так вот, чтобы организовать свое дело и зарегистрировать фирму, диплом вовсе не обязателен. Я знаю целую кучу людей, которых не устраивала их работа или зарплата, они меняли свою жизнь, без наличия диплома престижного ВУЗа. Открывали свое дело, искали варианты с нормальной оплатой. Но для этого нужно шевелиться, а это трудно. Почему вообще наши всепропальщики считают, что им кто-то что-то должен? Каждый сам кузнец своего счастья. Не хочешь жить на маленькую зарплату-иди учись, не хочешь учиться-включи мозги и организуй что-то свое. Я могу дать ссылку на сайт, кому интересно, там люди рассказывают, как они зарабатывают деньги, кто на чем и не ноют, что их обокрали и им должны.

Пост получился просто огромный, поэтому не забывайте добавлять в избранное, ибо за один раз все сайты перепробовать не получится.

Начнём с простого.

Разные интересные и полезные сервисы для обучения и расширения кругозора

1. Curious

Онлайн-уроки с необычной идеей

Сервис увлекательных онлайн-уроков с оригинальной концепцией: пользователю достаточно указать интересующую его область, а система сама подберет наиболее подходящие материалы. Их число меняется в соответствии с тем, сколько ученик готов отдавать обучению ежедневно.

2. TED

Подборка видео-лекций на разные темы

Первый ресурс – это огромная подборка видео по направлениям. Тут можно узнать обо всем на свете – вот буквально, и очень увлекательно. Второй сайт – хранилище выступлений умных людей из разных сфер науки, искусства и т.д.

3. MusicTheory

Обучение музыке

Обалденный проект, который предлагает не только десятки уроков по чтению нот и теории музыки, но и упражнения для закрепления знаний, тренировки слуха. Можно тут найти и полезные инструменты для начинающих музыкантов типа калькулятора нот в тональности и других.

Много разных сервисов, программ, полезных штук. Желающие поиграть на музыкальном инструменте могут это сделать прямо с компьютера. Конечно, без инструмента обучаться не удастся, но сайт станет хорошим подспорьем тем, кто берет уроки у репетитора или же самостоятельно постигает премудрости.

4. Wikium

Проект «Викиум» был основан в 2013 году Сергеем Беланом. При разработке тренажеров предприниматель опирался на американский проект Lumosity, который был запущен еще в 2007 году. За основу при разработке первых тренажеров «Викиум» была взята именно их платформа, однако позже российский стартап расширил свою продуктовую линейку и, в отличие от Lumosity, стал предлагать ежедневные 15-минутные тренировки на игровых тренажерах по индивидуальной программе развития, специализированные онлайн-курсы и нейротренажеры. Кроме того, одной из ключевых фишек Викиума стало составление индивидуальной программы тренировок, которая дианамически изменяется, подстраиваясь под особенности каждого пользователя. Алгоритм, основанный на работе нейросетей, анализирует каждого участника системы, проводит сравнительный анализ, после чего стремится выработать стратегию для формирования новой программы. Одной из особенностей такой системы является самообучаемость, то есть, с каждым днём она становится всё лучше и лучше, а при повороте не туда инженеры нейросетей вносят поправки в работу алгоритма вручную.

5. HowStuffWorks

Видеоролики обо всем на свете

Хранилище материалов, посвященных самым интересных вещам и явлениям на планете. Примеры рубрик – наука, здоровье, дом и сад, техника, культура, развлечения, лайфстайл, путешествия и многое другое. Тут можно найти ответ на любой вопрос и быть уверенным в достоверности полученной информации.

6. BrainApps

BrainApps — это сервис для улучшения производительности мозга и развития познавательных функций: памяти, внимания и мышления с помощью специальных онлайн-тренажеров и учебных курсов. Российский проект со сборкой тренажёров для мозга и тестами на коэффициент интеллекта, специализированными курсами и прочим.

Сервис поможет повысить внимательность, развить память, интеллект, когнитивные способности, концентрацию. Это полезно для людей всех возрастов — школьникам и студентам логические игры увеличивают успехи в учебе, в среднем возрасте улучшается работоспособность. В Brainapps есть статистика. Она фиксирует успехи пользователя и выводит результат в виде графика.

7. Skillfactory

SkillFactory – это онлайн-школа, которая готовит специалистов по работе с данными и IT-продуктами.

Мы предлагаем краткосрочные и годовые курсы для подготовки специалистов с нуля и даем уверенный старт для того, чтобы начать путь в современных IT-профессиях.

Наши программы обучения составлены при участии ведущих специалистов из крупных российских и зарубежных компаний, таких как NVIDIA, Amazon, Яндекс, BON Games, Lamoda.

Направления обучения:

— Data Science

— Machine Learning

— Big Data

— анализ данных с применением Python

— веб-разработка

— геймдизайн

— управление IT-продуктами

8. Постнаука

Сайт о науке и ученых

Крутой образовательный портал, где собраны авторские циклы видео-лекций по интересным темам – способствует общему развитию и расширению кругозора. Проект работает с 2012 года, за время существования опубликовано до 4000 материалов (из них половина касается важных современных технологий и достижений фундаментальной науки), привлечено около 800 ученых из различных исследовательских сфер (есть даже представители зарубежной науки и нобелевские лауреаты).

9. Арзамас

Лекции об искусстве, истории, литературе и т.д.

Образовательный портал предлагает большое число материалов по указанным темам. Если говорить в общем, то проект посвящен истории культуры и призван рассказывать всеми возможными способами о самом интересном в мире.

Много курсов, материалов. Также работает радио, которое можно загружать через разные приложения и слушать подкасты на классные темы, проходить курсы в аудиоформате.

10. Нетология

«Нетология» — это университет по подготовке и дополнительному обучению специалистов в области интернет-маркетинга, управления проектами и продуктами, дизайна, Data Science и разработки. В рамках Нетологии студенты получают ценные теоретические знания от лучших экспертов Рунета, выполняют практические задания на отработку полученных навыков, общаются с экспертами и единомышленниками.

11. Businesslearning

Портал для изучающих бизнес

Этот проект посвящен обучению в сфере бизнеса и предлагает знания в сфере управления предприятиями бесплатно. По большей мере ресурс изучает маркетинг. Зарегистрированным пользователям тут удастся найти огромный объем полезной информации.

Сайт дает возможность бесплатно и эффективно повысить квалификацию или изучить что-то новое в сфере предпринимательской деятельности. Это совместный проект Международного института менеджмента ЛИНК и Национального делового партнерства «Альянс Медиа».

Ресурс предлагает 104 модуля по таким курсам, как: основы предпринимательства, управление персоналом, право, финансы, маркетинг, конкурентоспособность, стратегия для бизнеса, менеджмент, экономика, безопасность, учет и налоги, информационные технологии и т.д.

Обучение организовано по модульного принципу, по окончании модулей можно пройти дистанционную аттестацию.

12. FoxFord

Фоксфорд — онлайн-школа для учеников 3−11 классов, учителей и родителей. На онлайн-курсах и индивидуальных занятиях с репетитором школьники готовятся к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, изучают школьные предметы. Занятия ведут преподаватели МГУ, МФТИ, ВШЭ и других ведущих вузов страны.

Для учителей проводятся курсы повышения квалификации и профпереподготовки, а для родителей — открытые занятия о воспитании и развитии детей. Проект входит в состав «Нетология-групп» и является резидентом «Сколково».

13. Внимание ТВ

Сервис со множеством образовательных видео

Сайт предлагает массу видео по разным темам, которые поделены на четыре основных категории: для школы и дошкольников, про профессии, бизнес и науку. Каждый раздел включает много лекций разных направлений.

14. Элементы

Сборник научно-популярных лекций

Лучшие материалы премии «Просветитель», фонда «Династия», лекториев. Также тут можно найти новости науки, оригинальные картинки, задачи на сообразительность и смекалку, календарь афиши научно-популярных событий и книжный клуб.

Проект стартовал в 2005 году и основными его приоритетами стали поддержка российской фундаментальной науки, популяризация ее в обществе. Ресурс видит свою задачу в том, чтобы рассказывать всем интересующимся об устройстве мира, путях его познания: о том, что ученые выяснили и как они получили результаты.

15. Guides.co

Сорник гайдов по разным темам

Девиз сервиса «Современный способ делиться знаниями» и это действительно так – тут собраны руководства (гайды) от ведущих преподавателей, авторов, блоггеров, маркетологов по самым разным темам. Можно знакомиться с чужим опытом или делиться своим.

16. Pianu

Онлайн-платформа для обучения игре на фортепиано

Очень здоровский проект, который станет хорошим подспорьем для всех, кто учится играть на фортепиано. Представлена виртуальная клавиатура, возможность подключения дополнительных устройств, большой архив песен и т.д.

17. Digital Photography School

Сайт по обучению фотосъёмке

На поратле собрана огромная подборка полезных материалов для изучения премудростей фотомастерства: гайды для новичков, разделы с инструментами и советами по обработке, различные статьи и примеры. Очень много всего – однозначно будет интересно как начинающим фотографам, так и мастерам.

18. Brain Pump

Ресурс для ежедневного обучения чему-то новому

Хороший сервис для тех, кто хочет получать новые знания и изучать разные сферы жизни – психология, химия, космос, бизнес, технологии, математика и т.д. Крутые видеоролики обо всем на свете – доступный и простой вариант восприятия новой информации.

19. Platzi

Онлайн-уроки по четырем направлениям

Образовательная платформа затрагивает несколько основных тем, которые сегодня актуальны как никогда: бизнес, дизайн, маркетинг, программирование. Представлены курсы со всеми составляющими полноценной обучающей программы: уроки и задания, тестирование и мобильные приложения для более удобного изучения.

Лучшие бесплатные сервисы для изучения иностранных языков

20. Duolingo

Интерактивное изучение иностранных языков

Обучение проходит в игровой форме: тут нужно правильно угадывать слова, выполнять задания на время, составлять предложения разной сложности. Сервис следит за качеством усвоения информации, составляет личную программу на основе полученных данных. Сайт бесплатный, платная подписка позволяет убрать рекламные блоки.

Все упражнения созданы для максимально эффективной организации процесса обучения. Пользователь сразу видит, что выполнил правильно, что нужно подтянуть для улучшения результатов, следит за прогрессом благодаря системе мотивации и постепенно повышающейся сложности уровней. Исследования показывают, что Duolingo действительно работает: так, 34 часа занятий с сервисом равны семестру изучения иностранного языка в вузе.

21. BBC. Learning English

Изучение иностранных языков

Ресурс на английском языке от известного телеканала – для всех желающих улучшить знания, повысить уровень. Представлен огромный объем материалов, в том числе по бизнес-английскому. Масса возможностей для тех, кто хочет учиться: грамматика, курсы, экспериментальные опции, словарь, произношение, новости, бизнес и т.д. Есть разделы для детей, преподавателей и других.

22. The Mixxer

Сайт для обучения иностранным языкам

Образовательная платформа от американского колледжа Дикинсона, созданная специально для изучающих иностранные языки и позволяющая находить собеседников. Благодаря общению с носителями языка удается более эффективно прокачивать навыки, получать практический опыт. Система объединяет тысячи людей, разговаривающих на различных языках мира.

Также на сайте можно найти бесплатные уроки от консульств и университетов. Основные направления занятий – английский, испанский, французский, немецкий, китайский.

23. Busuu

Изучение иностранных языков

Этот сервис отличается от остальных тем, что умеет создавать индивидуальный план обучения для конкретного пользователя с помощью нейросетей. Есть возможность выполнения заданий и получения мгновенной обратной связи по ним от носителей языка по устным/письменным урокам.

На ресурсе есть больше 1000 уроков, которые были созданы экспертами в сфере лингвистики. Платформа использует технологии машинного обучения – так, тут можно найти индивидуальные планы изучения языка, распознавание речи и многое другое.

24. Memrise

Изучение иностранных языков

Этот образовательный портал позволяет эффективно изучать языки с использованием интерактивных заданий, различных курсов по тем иным темам (карьера, науки, искусство, развлечения и другие). В Memrise есть классные видеодиалоги с необходимостью определять верные варианты ответов на задания. Сервис даже позволяет создавать собственные курсы всем желающим.

Хорошее приложение с действительно интересным содержанием, выгодно отличающееся от большинства подобных ресурсов именно контентом. Платформа активно росла с 2010 года и сегодня объединяет больше 40 миллионов людей из 190 стран, которые могут учиться, общаться, развиваться, расширять кругозор.

Академические курсы и лекции по программам лучших вузов мира

25. Theory&Practice

Курсы и лекции (платно и бесплатно)

Сайт для изучения разных дисциплин, где собрано множество материалов для самообучения. Гранты, полезные видео, курсы для обучения, лекции, семинары по самым разным темам – от предпринимательства и программирования до истории искусства и философии.

Представлено очень много курсов и программ (магистерских в том числе) ведущих университетов мира (от Гарварда и Нью-Йоркской Академии киноискусств, к примеру), но они платные. Можно найти гранты от медиакорпораций и учебных заведений (Microsoft или Школы Бизнеса Глазго), полезные статьи, познавательные видео, очень интересные тесты.

Создатели образовательного портала агрегируют на сайте видео-лекции других популярных площадок (Наука 2.0, «Сноб», «Архэ», Лекториум и т.д.).

26. Универсариум

Система электронного образования

Одна из лучших платформ, благодаря которой можно бесплатно проходить обучение у ведущих преподавателей страны. Причем, выбор дисциплин достаточно обширный – психолингвистика и поисковая оптимизация, биология и математика, бизнес-идеи, история кино и многое-многое другое.

Выбор вузов очень большой, проект представляет собой своеобразную межуниверситетскую площадку, где обучение строится по принципу последовательного прохождения модулей образовательного курса. Длительность курса составляет 7-10 недель, что зависит от сложности и насыщенности конкретной программы. В модули включены видеолекции, самостоятельная работа, задания на дом и тесты.

Курсы онлайн-сервиса позиционируются как элементы образовательных дисциплин в разнообразных областях знаний. Список курсов формирует экспертный совет.

27. Stepik

Портал онлайн-обучения разным дисциплинам

Классный образовательный сайт, который предлагает массу курсов на русском, английском языках по таким основным разделам: статистика, математика, естественные науки, информатика, гуманитарные и общественные науки. Программы на любой вкус: языки программирования и английский для биологов, французский язык и философия.

Также есть отдельные темы и лекции по совершенно неожиданным темам – таким, как, к примеру, инвестиционный банкинг изнутри, основы клинического использования антибиотиков, основы статистики и т.д. Масса всего интересного и познавательного!

28. Открытое образование

Курсы ведущих вузов России

Сайт предлагает до полутысячи бесплатных программ от лучших университетов России. Психология, физика, высокие технологии, культурология, филология, искусствоведение и многое другое. Выбор вузов впечатляющий, курсы в среднем длятся 3-6 месяцев. Есть возможность получения сертификатов: при условии успешного прохождения контрольных мероприятий, идентификации личности ученика, контроля условий сдачи тестов.

Курсы национальной платформы отличаются такими конкурентными преимуществами: соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и правилам самих вузов, обеспечивают высокий уровень эффективности и качества.

29. Лекториум

Онлайн-курсы, лекции, уроки

На просветительском портале собраны самые лучшие и интересные материалы, порой довольно неожиданной тематики (как то «Призраки Петербурга», «Основы пластического грима», «Небесная механика» и т.д.). Простой интерфейс, оригинальная подача, качество и эффективность.

30. edX

Онлайн-курсы лучших вузов мира

Программы образования от таких учебных заведений, как Гарвард, Массачусетский технологический институт, Беркли, Стэнфорд и т.д. К изучению доступны разнообразные науки. Проект представлен на английском и испанском языках.

31. Coursera

Онлайн-обучение по разным программам

Крупнейший портал, предлагающий курсы обо всем на свете. Онлайн-образование осуществляется по 169 специализациям в рамках более двух тысяч курсов, продолжительность которых составляет от 6 до 10 недель. Все программы бесплатные, но при желании получить сертификат, подтверждающий прохождение курса, придется заплатить (30-100 долларов США в среднем). Можно выбрать программы или специализации с углубленным изучением.

Обучение ведется на английском, русском, иных языках. Многие видео дополнены субтитрами. На сегодняшний день на портале представлены курсы от 190 ведущих компаний и университетов мира.

32. CrashCourse

Бесплатная образовательная платформа

Ресурс для бесплатного обучения на английском языке. Авторы проекта утверждают, что образование должно быть доступно всем, что и является основной целью проекта. Курсов много, как и направлений.

33. Khan Academy

Бесплатное образование для каждого

Академия Хана предлагает обучающие видео, практические упражнения, собственную образовательную панель, благодаря которой учиться и эффективно осваивать дисциплины можно в собственном темпе. Каждый ученик сначала может восполнить проблемы в знаниях, а потом углубить их.

Библиотека портала включает созданные экспертами уроки по естественным наукам, математике, истории и т.д. Для учителей и учащихся все бесплатно. Проект некоммерческий, создан для популяризации образования и предоставления доступа к нему всем желающим, независимо от места жительства, социального статуса, возраста, возможностей и т.д.

Кроме того, тут есть много курсов по программированию, в связи с чем ресурс считается одним из лучших для начинающих кодеров. На сайте можно пройти тестирование SAT, GMAT, MCAT.

34. Смартия

Классный проект для обучения разным профессиям

Очень крутой и необычный сервис, который призван познакомить пользователей с актуальными профессиями, помочь в выборе специальности. Достаточно выбрать интересующее направление, а потом просмотреть список необходимых умений. Там же будут предоставлены подборка ссылок на учебные материалы, вопросы, мнения экспертов.

35. Newtonew

Онлайн-ресурс об образовании

Онлайн-медиа об обучении и образовании в широком смысле этого слова. Авторы платформы пишут о заведениях, инструментах, стратегиях, тактиках, помогающих осваивать разные дисциплины самостоятельно и осуществлять процесс получения новых знаний и навыков эффективно.

На сайте представлено очень много материалов, статей, лекций, видео. Есть разделы с мобильными приложениями, веб-сервисами, книгами, колонками экспертов, обзорами, новостями, подборками фильмов и т.д.

36. University of the People

Бесплатный онлайн-университет

Сайт предлагает курсы по различным специальностям. Сами создатели утверждают, что это народный университет, знаменующий собой революцию в образовании. Некоммерческий бесплатный онлайн-проект, который предоставляет много полезной информации.

37. CreativeLive

Бесплатные курсы по творческим специальностям от мировых экспертов

На сайте представлены такие категории, как фото и видео, деньги и жизнь, искусство и дизайн, музыка и аудио, ремесла. Тут можно найти не только крутые обучающие программы, но и целое комьюнити для творческих людей.

38. Future Learn

Онлайн-платформа для обучения

Тут есть много курсов по разным современным направлениям – ИТ и программирование, менеджмент и маркетинг, и многие другие. Стильный дизайн, удобный интерфейс, качественные и эффективные образовательные программы.

39. Canvas Network

Курсы для изучения разных дисциплин и общего развития

У пользователей ресурса есть возможность обучиться разным интересным и нужным навыкам, специальностям как у университетов, так и у лучших организаций, компаний. Представлено много бесплатных и немало сертифицированных учебных курсов по изучению конкретных дисциплин, а также для расширения кругозора.

Курсы созданы разными вузами, профессионалами лучших современных корпораций, большая часть из них бесплатна, длительность в среднем равна нескольким месяцам. Программы позволяют получить практический опыт и изучить теорию.

40. Open Yale Courses

Ресурс с видео-лекциями Йельского университета

Образовательная платформа позволяет любому желающему стать студентом знаменитого на весь мир вуза, который входит в Лигу плюща. Посетителям сайта предложены бесплатные видео-лекции, учебные материалы курсов по разным направлениям (история, музыка, английский язык, экономика, химия и т.д.).

Тут собраны материалы действительно одного из лучших университетов мира, что дает уникальные возможности всем желающим, а не только студентам. Качественные академические ресурсы представлены бесплатно, есть возможность предварительно оценить уровень знания английского языка и достаточность подготовки для обучения в англоязычном вузе.

41. Academic Earth

Лекции от лучших университетов мира

Создатели сервиса организовали его, исходя из мысли, что каждый человек в мире заслуживает возможности получить качественное образование мирового класса. В 2009 году была создана первая подборка бесплатных онлайн-курсов по программам лучших университетов мира. С тех пор портал постоянно пополняется новыми курсами, которые отбираются вручную, в соответствии с высокими стандартами качества.

Тут каждый найдет что-то для себя – будь у него желание углубить уже имеющиеся знания по какой-то дисциплине либо выучить с нуля. На сайте собраны лекции таких вузов, как Принстонский, Гарвардский, Йельский, Стэнфордский университеты, MIT и т.д.

42. Лекторий

Онлайн-площадка курсов и лекций от Московского Физтеха

Тут собраны лекции и курсы Московского физико-технического института. Ресурс дает возможность обучиться точным наукам у лучших преподавателей, выбрав отдельный курс или же открыв видеолекции, подборку материалов определенного спикера и т.д.

43. УниверТV

Образовательный видеопортал обо всем на свете

На сайте можно посмотреть образовательные фильмы на разные темы, «посетить» лекции лучших российских и зарубежных вузов, «побывать» на престижных научных конференциях, найти научно-популярные материалы. Также представлены лучшие образцы преподавания достаточно сложных школьных тем.

Портал самостоятельно снимает лекции, а также дает ссылки на видеоматериалы, размещает у себя видео от сторонних ресурсов. Доступна база преподавателей с подборками их лекций.

44. Интуит

Национальный открытый университет

Один из старейших и лучших ресурсов для получения онлайн-образования бесплатно. После прохождения курсов сервис дает возможность получить сертификат. Тем очень много – от самых простых и привычных до современных и узкоспециальных.

Веб-маркетинг

45. ppc.world

Курсы по Интернет-рекламе

Образовательный портал, посвященный премудростям работы с Интернет-рекламой и платным трафиком. На момент написания поста доступно 7 курсов: таргетированная реклама ВКонтакте, Google Ads, eLama, контекстная реклама, Яндекс.Директ, SEO, продвижение Facebook.

Здесь регулярно публикуются новости сферы, интересные материалы и дайджесты, анонсы вебинаров и мероприятий. Основная цель проекта – повышение уровня квалификации специалистов по работе с платным трафиком, а также желание полезно и увлекательно рассказывать о специфике и инновациях рынка.

Основные разделы: Google Ads, Яндекс.Директ, Таргет, Рынок, Аналитика, Бизнес. Статьи же ранжируются по сложности: для новичков, специалистов, экспертов. Есть возможность для авторов опубликовать успешные кейсы, полезные статьи.

46. CyberMarketing

Курсы по Интернет-маркетингу

Тут собрано все, что может понадобиться специалисту данному направления. Онлайн-тренинги, интервью, вебинары, лекции, видео и курсы собраны в таких основных разделах: интенсивные курсы, вебинары, видеокурсы, конференции.

Программирование

47. Pluralsight

Обучение программированию на курсах разной тематики

Портал предлагает темы: системное администрирование, создание программ, дизайн, информационная безопасность, базы данных, веб-разработка. Тут можно найти пробелы в знаниях и заполнить их, а затем продолжить обучение, мониторя благодаря продвинутой системе достижений.

48. Codecademy

Курсы по программированию и сходным темам

Лучший сервис по обучению в данной нише, который собран интерактивные курсы по таким темам, как разработка игр, нейросети, веб-программирование, компьютерное моделирование, информатика, блокчейн и т.д. Код можно писать непосредственно в приложении с проверкой на удаленных серверах.

49. FreeCodeCamp

Разные кейсы по созданию сайтов

Образовательный ресурс для обучения языкам HTML, CSS, Javascript и знакомства с программами, которые могут пригодиться в создании сайтов. По завершении курсов выдают сертификаты. Миссия ресурса: помочь людям писать код бесплатно. И задача реализуется за счет загрузки тысяч статей, видео, гайдов, уроков кодирования, представленных в свободном доступе.

Компания утверждает, что ее выпускники получали работу в таких гигантах, как Microsoft, Apple, Amazon, Google, Spotify.

50. Лофтблог

Онлайн-курсы для программистов и представителей Интернет-профессий

Ресурс для веб-разработчиков – представителей разнообразных Интернет-профессий, программистов, новичков и профи. Тут представлено много статей, материалов, видео, курсов различного уровня подготовки. Онлайн-площадка обещает научить всему, что может понадобиться для создания качественного веб-сервиса и сделать обучение современным, интересным, эффективным.

Команда ресурса – практикующие специалисты с реальным опытом. Обучаясь на сайте, каждый может постоянно быть в курсе всех новостей и изменений в мире технологий, где все находится постоянно в движении.

Недавно прошел день студента, и мы решили поговорить с людьми, которые от звания «студент» добровольно отказались. Эти люди рассказали нам о том, что они делают сейчас, насколько важно образование в России и куда девать свой диплом.

Существует масса всем известных случаев, когда бросившие обучение люди достигали колоссального успеха в своих занятиях. Сюда можно отнести и Стива Джобса, и Билла Гейтса, и Майкла Делла, и еще огромное множество людей. Но это исключения из правил, и в остальных случаях образование необходимо, поэтому сразу хочется предупредить о том, что этот разговор касается лишь гуманитарных и некоторых других профессий, где без диплома обойтись можно. К хирургу или инженеру без фундаментального профильного образования лучше не обращаться, – это, наверное, все понимают.

Антон Герасименко, 22 года. Графический дизайнер, один из основателей проектной группы «Сила»

О значении образования

Образование нужно, если есть искренность в желании научить и желании учиться. Скорее, важна просто образованность. Сейчас можно быть полиматом, практически не выходя из квартиры. В мире TED’а, «Теорий и Практик», «Википедии» и «Гугла» сама образовательная церемония в учреждениях почти теряет свой смысл. В этом случае скорее нужно больше прививать не знания, а тягу к познаниям. Хочется такой школьный урок, на котором в течении 45 минут тебе дают небольшие факты-зацепки из разных сфер. Это гораздо интереснее в плане результатов. Думаю, это уже поняли практически все, поэтому сейчас хорошие школы должны предлагать массу организационных и культурных надстроек к образовательному процессу.

О себе

У меня понимание того, чем я хочу заниматься пришло классе так в восьмом-девятом, потом, за полгода до окончания школы, я получил приглашение от Темы Лебедева работать в студии, закончил школу и приехал в Москву. Поэтому я не успел даже попытаться получить высшее образование. У меня сложилась идеальная ситуация – очень круто работать и получать знания одновременно. Плюс, в такой ситуации сложно быть лентяем. Профессия дизайнера очень остра тем, что является мультидисциплинарной, то есть постоянно нужно впитывать информацию из разных сфер, чтобы выдавать свежий результат. Постоянное образование.

Мне очень близок процесс обучения, который практикуется во многих европейских арт-школах. Тебя не заставляют год рисовать натюрморты, чтобы ты мог начать считать себя художником. Тебе рассказывают о истории искусств, но не заставляют брать в руки кисть и краски, или лепить из глины. Потом, раз в три месяца, устраиваются просмотры и обсуждения. То есть, ты сам понимаешь куда и как ты хочешь двигаться.

О дипломе.

Диплом способен дать архитектору возможность построить здание, у которого будет алиби. Дизайнеру — думаю, ничего.

Дима Степанов, 29 лет. Продюсер «Пикника Афиши»

О значении образования

Я бы выделил шесть серьезных проблем образования в сегодняшней России.

Первая — удручающе низкое качество образовательных программ в областях, появившихся в связи с переходом России к новой, рычной экономике. Это маркетинг, дизайн и т.п. С фундаментальными науками дела обстоят чуть лучше — в СССР была мощнейщая образовательная база, которая за прошедшие 20 лет не успела развалиться, но в все, как мне кажется, к этому и идет.

Вторая проблема — проблема выбора профессии. Никаких эффективных инструментов мне не известно. Результат — 90% окружающих меня людей занимаются чем-то, что никак с их образованием не связано.

Проблема третья — проблема выбора учебного заведения. Опять же — никаких инструментов. Необходимы рейтинги, которым можно было б доверять, исследования отраслевые, информация о занятости выпускников и т.п. Ничего этого нет. В итоге приходится полагаться на мнение друзей и знакомых.

Четвертая проблема — подавляющая часть преподавателей не являются практиками. В связи с фундаментальными науками это не страшно, когда как отсутствие практики, например, у предподавателей маркетинга зачастую превращает учебный курс в фарс. Привлекают практиков только самые смелые и богатые вузы — Высшая Школа Экономики, Государственный Университет Управления и некоторые другие.

Проблема пятая — герметичность российской образовательной среды. Образовательные программы развиваются крайне медленно, зарубежный опыт практически не учитывается. Показательный пример — учебные материалы. Мне довелость столкнуться с материалами из Central Saint Martins College of Art & Design (London). Знаете, сравнивать отечественные аналоги с ними, это как сравнивать достижения АВТОВАЗА с последними моделями, например, BMW. Владение отечественным автомобилем — почти подвиг, немецким — удовольствие.

И, наконец, последняя, шестая проблема — слабая материальная база: фактически отсутствует институт дистанционного образования, он-лайн справочники, тесты и т.п.

О значении диплома

Способность человека пройти пятилетний образовательный курс говорит о его работоспособности и целеустремленности. Это, разумеется, для потенциального работодателя очень важно. В ряде отраслей важен также не только факт наличия диплома, но и учебное заведение, его выдавшее. Например, если у вас есть диплом Бауманки и вы пытаетесь устроится программистом, шансов у вас больше, чем без этого диплома. Но вот я не знаю такого диплома, который добавил бы хоть немного баллов маркетологу.

О возможностях

Без образования, конечно, можно многого достичь, и этому есть масса примеров. И не только здесь, в куда более цивилизованных странах тоже. Примеры, конечно, избитые, но избежать их невозможно — у Джоббса и Гейтса образования не было. Без образования больше всего можно достичь в профессиях творческих — поскольку школа дизайна у нас фактически нет, то дизайнеру-самоучке придется конкурировать с таким же дизайнером-самоучкой. У обоих есть все шансы добиться в России успеха.

О себе

Мое решение уйти было предельно рациональным. Мне пришлось выбирать между работой, где я чувствовал и профессиональный, и карьерный рост, и учебой, которая мне этого ощущения не давала, а только брала время и внимание. Я решил: «Ладно, черт с ней, с этой учебой, потом как-нибудь с дипломом разберусь», но так и не разобрался.

Василий Эсманов, 26 лет. Журналист, создатель сайта Look At Me.

Об образовании

Образование необходимо. Но проблема в том, что в голове людей образование прочно увязано с получением диплома, что когда-то было справедливо, но последние лет, наверное, 10 совсем не так. Последние лет 50 люди имели очень хорошие возможности для самообразования, а последние 10 – просто бесконечные. Но существует необходимость в том, чтобы получать совместные знания. Институт в основном сейчас дает связи. А если ты довольно активный, то связи у тебя и так появятся.

Не знаю, где здесь учиться. Много теории, мало практики. Знание ради знания, что создало нашу интеллигенцию — бессмысленную и беспощадную, где почти никто не видел плодов своего труда, зато может, изящно разбираясь, линчевать любое «творческое, общественное» начинание.

О значении диплома

Диплом, конечно, важен, но смотря в какой области. В России диплом гуманитарного, правового, экономического ВУЗа — спокойствие родителей, возможность устроиться клерком в компанию. Меня интересует довольно узкий круг вещей, но я точно скажу, что в России не учат дизайнеров, фотографов, художников, режиссеров, сценаристов, менеджеров. Почти все приличные люди в большинстве этих специальностей – самородки. Что на творчество накладывает серьезные ограничения – они не знают рутины и проекты их обычно очень маленькие.

Диплом врача, физика, математика дает уже более серьезные перспективы, но поскольку я немного далек от науки или медицины, то ничего не скажу. Говорят, наши математики ценятся.

О себе

Я учился в МГИМО: один раз меня выгнали, два раза сам бросал. Посещение института начало мешать получению нужных рабочих знаний. Жалею, что было не так насыщенно в плане полезной информации, как хотелось. Первые два курса было интересно. А дальше, когда пошла специализация – вообще никак. За два-три месяца активной работы я получил больше знаний, чем те, кто пытался учить меня в институте.

Хотя были и хорошие преподаватели. По истории, по экономике, по религиоведению, на занятиях нынешнего декана тоже было интересно и полезно. Но все остальное – за гранью добра и зла.

Дима Устинов, 25 лет. DJ Yaponets, Taras 3000

Об образовании

Самообразование – это весьма хрупкая концепция, применимая только к сферическому индивиду в вакууме. Сейчас, к примеру, можно при помощи «Теорий и Практик» самому составить себе расписание и целенаправленно устроить курсы повышения квалификации почти в любой области, посещая все интересные лекции, какие захочется, но только кто так делает?

О себе

Я поступил в Гуманитарный Институт Телевидения и Радиовещания на режиссуру, и после года довольно увлекательных безобразий, свойственных первым курсам творческих ВУЗов, вдруг ясно осознал, что режиссура – занятие не для детей и делать мне в ней совершенно нечего. После чего, ведомый, прежде всего, желанием быстро сделать карьеру и разбогатеть, я, вместе с Протеем (который учился в том же ГИТРА на «Художке»), проделал стремительное плие в Международный Институт Рекламы, где, по мнению Тушинского военкомата, учусь и по сей день.

О незаконченности своего образования я ни капли не жалею. Впрочем, как ни капли не жалел и не жалею о тех часах, что я потратил на лекциях, ибо каким-то волшебным образом я нашел применение практически всему, чему когда-то учился. Знаний мне постоянно не хватает – я стараюсь больше читать, но, заходя в книжный, хочется, что бы кто-нибудь умный не из «Фейсбука» посоветовал одну единственную книгу на интересующую тему из миллиона книг на полке.

За время учебы мне посчастливилось повстречать нескольких преподавателей, которые в корне перевернули представление о мироустройстве в моей башке, а это, вроде как, много значит. Где бы сейчас таких найти?

Протей Темен, 25 лет. Дизайнер.

О значении образования

Если мы говорим о том, что человек хочет быть человеком, то есть уметь общаться с другими людьми, думать и принимать решения, создавать что-либо и прочее и прочее, то, конечно образование нужно. Если под образованием мы понимаем специальные заведения, как то институты и университеты, то такой формат образования также необходим. Это просто поиск в заведомо правильном месте, при осмысленном выборе цели.

О значении диплома

Диплом дает уверенность родственникам предыдущих поколений, что их отпрыск чего-то стоит. Есть также ряд профессий, для которых необходимо доказательство того, что человек располагает рядом знаний и может осмысленно совершать поступки. Такие профессии нет смысла перечислять, к тому же дантисту без образования навряд ли кто обратиться в трезвом рассудке. Для иных профессий, а именно, зачастую тех, что люди называют «творческими», я не считаю это наиболее важной частью характеристики работы. Тут мы скорее можем думать о дополнительном поле сведений, которым такой располагает.

О возможностях

Успех вообще наполовину зависит от удачи и не относящихся напрямую навыков. Опять-таки, это все со стороны людей, которым общество позволяет обходится без корочек. И я уверен, что успешным в некотором проекте может стать некий абстрактный персонаж, не умеющий делать ничего из того, на какую роль он претендует, но, при этом, в совершенстве владеющим любыми популяризирующими практиками, с идеальной риторикой и абсолютной харизмой.

О себе

Я бросал не учебу, а два института. Это немного иное. Один и два года обучения по очереди. Первый оказался не очень поворотлив и с плохими условиями для того, чтобы дать мне в полной мере то, что они обозначили основным направлением факультета. Во втором же случилось так, что я уже работал и то, что я делал каждый день мне рассказывали с большой задержкой и иногда в противоречащем моим мыслям ключе. Хотя там было достаточное количество хороших предметов-спутников, на них уже не оставалось времени.

Сейчас я рисую, думаю. Год уже как работаю самостоятельно. В выходные открылся магазин в Ярославле, где я помогал с фирстилем. Сделали 3 акции с другом Димой Кавко под одним именем «Группа Крови». Пытаюсь найти наиболее правильный язык для графики, изучаю историю абстрактного искусства, хочу сформулировать гранит-идею своего языка, с которой смогу идти без остановки. Как перенести приемы того, с чем работаю уже семь лет в другое поле, чтобы это было убедительно? Ищу хороший институт в Европе или Америке, заточенный под абстрактное искусство. Я скорее жалею о том, что не использовал правильную возможность для обучения, чем о том что бросил свои институты. И сейчас мне хотелось бы оказаться в среде, которая создана для того, чтобы умные люди с опытом рассказывали интересные вещи. Мне только кажется, что период времени под образование не правильно устроен. Сразу после школы слишком рано выбирать институт. Многие меняют место обучения, просто потому что ошиблись.

Это были мнения людей, которые бросив свои университеты и институты, не перестали двигаться вперед и смогли реализовать все свои способности, что называется «по максимуму». Интересно послушать, что думают и что планируют те, кто стоит в самом начале этого пути и буквально недавно смирился с идеей отказаться от государственного высшего образования.

Аня Хрусталева-Гехт, 19 лет. Редактор моды сайта Look At Me.

О родителях

Родители очень спокойно отнеслись к моему решению. Мой папа ушел из ВУЗа в 20 лет – тогда у него открывался второй магазин, и ему было совсем не до зачетов. Сейчас мне почти столько же, и нахожусь я в похожей ситуации – работа отнимает очень много времени. Папин пример поддерживал меня в решении бросить учебу. Как отреагировала мама, я не помню.

О будущем

Собираюсь работать, и не жалеть ни сил, ни времени на работу. Ненасытность и жажда никуда не делась – и без всяких дамокловых мечей (экзаменов и других формальностей) можно читать, узнавать, смотреть и сравнивать.

О себе

Нисколько не жалею, что бросила – наконец-то ничего меня не обременяет, и я сама себе указ. В университете меня страшно тяготила подневольность, грызла необходимость переламывать себя – ни учеба, а сказка о потерянном времени и песенка о бессмыслице. То, как преподавали многие предметы, мне казалось диким – какой учебный план ни возьми – анахронизм на анахронизме. Меня всегда удивляло то, насколько бестолково устроено расписание, раздражало то, что сдача экзаменов – дело проще простого. Кстати, я была отличницей, за три курса у меня не было ни одной четверки.

Вступительная кампания набирает обороты. В самом разгаре сдача ЦТ, абитуриенты нервничают, родители мозгуют, где взять деньги на случай, если чадо таки не поступит на бюджет. Ведь будущее без синей университетской корочки выглядит пугающим и туманным. Наши сегодняшние герои развеивают тревожность поступающих, рассказывая, как живут и работают без галки «Высшее образование» в резюме.

Программист Вячеслав: «Когда я сам написал коммерческий продукт с нуля, задумался: а зачем я потратил полтора года в университете?»

Вячеславу 28 лет. Парень родился и вырос в Брестской области. Попытки получить высшее образование у него были, но больше потому, что настаивали родители. После школы он полтора года все-таки отучился в Брестском государственном техническом университете.

— Тестирование я сдал очень плохо, средний балл аттестата у меня был тоже средненький, — говорит он. — В университет попал буквально чудом. В тот год на мою специальность «Искусственный интеллект» был огромный конкурс. Испугавшись, абитуриенты побежали на менее престижные специальности. Так на самое последнее место в группе попал я.

На третьей сессии учиться Вячеславу стало неинтересно, и он отчислился. Получилось, как в песне Макса Коржа «В истерике кружилась мама Валя». Родители восприняли отчисление сына как личную катастрофу, устроили того на завод в Кобрине системным администратором и периодически уговаривали все-таки поступить в вуз.

— Уже позже я попытался, второй раз подал документы, но потом решил, что не пойду на зачисление, — вспоминает парень.

В Кобрине на заводе он отработал около года, затем уволился и переехал в Минск. Там Вячеслав перебивался случайными заказами. Доход был небольшой. Так он прожил почти три года, периодически выезжая на сборы резервистов в армию.

— Зарабатывал я не много, около $200 в месяц. Как-то жил, но было сложно, конечно, — вспоминает он. — В 2013 году я устроился в «Ростэм», опять же системным администратором, зарплата была уже больше — $450.

Там парень проработал чуть больше испытательного срока, а затем на его резюме обратили внимание в ЕРАМ, и Вячеслава пригласили на работу — даже несмотря на то, что в резюме большими буквами было написано, что кандидат без высшего образования. Последовали почти три года в ЕРАМ, потом работа поинтереснее в другой компании.

— У меня за плечами только 11 классов, а я спокойно работаю и зарабатываю больше, чем вся моя семья вместе взятая. Мы с женой строим дом, планируем детей. Поэтому жаловаться не на что, — говорит Вячеслав.

Интересно, что его жена окончила БГЭУ. Она работала по специальности и зарабатывала совсем не много. Поэтому сейчас ее диплом просто лежит на полке.

Сам парень ни в данный момент, ни в будущем не планирует поступать в университет и учиться. По его словам, на рынке хватает предложений от компаний, которые оценивают в первую очередь умения, а не наличие корочки.

— Да, белорусские компании почему-то пишут в требованиях «Наличие высшего технического образования». А вот фирмы, которые работают с иностранными конторами, такой фигней не страдают, — объясняет программист. — Я сам стараюсь обходить стороной таких работодателей, которые требуют диплом вуза. Потому что, даже если бы они меня взяли, нужно ли мне работать с руководством, которое это требует? Люди вроде бы взрослые, они должны понимать, как у нас работает высшее образование. А именно — никак. К сожалению, высшее образование у нас в стране показывает в первую очередь способность врать. Сколько людей мне ни рассказывали о том, как они получали «вышку», все они только и делали, что ходили на экзамены со шпорами, списывали, пытались всячески умаслить преподавателей, чтобы те поставили им что-то автоматом, — и кое-как оканчивали.

Кроме того, Вячеслав упрекает вузы в отсутствии современных программ обучения и подходов к изучению предметов.

— Когда преподаватель вещает с тумбочки, не пытаясь хоть как-то ответить студентам на интересующие их вопросы, это не образование. Это для галочки, — считает он. — Для того чтобы что-то получить в белорусском вузе, нужно перебороть себя. Сидеть на парах и пытаться из кучи вот этой воды вычленить что-то действительно полезное. Затем прийти домой и отыскать в этом полезном хоть что-то интересное, чтобы взять это и освоить. Когда я сам с нуля написал коммерческий продукт, задумался: а зачем я потратил полтора года в университете? Какие знания оттуда я использую в работе? Никакие. Все, что я знаю и использую, я узнал сам, так как мне было просто интересно.

У меня практически все знакомые и друзья имеют высшее образование. Иногда эта тема затрагивается в разговорах, и тогда многие говорят: «Ну да, мне университет тоже ничего не дал». Я еще не встречал ни одного человека из сферы IT, который бы сказал: мол, ну как ничего, вот это и это было полезным. Что же касается широкого круга знаний, к которому апеллируют сторонники советского образования, то я сталкивался с такими людьми «широкого кругозора», что все задачи, которые они могут решить, остались на уровне Советского Союза. Мы живем в XXI веке. За это время мы накопили столько знаний, сколько одному человеку, каким бы гением он ни был, освоить никак не получится. Чем у́же зона ответственности, тем проще в ней глубоко разобраться.

Своих будущих детей заставлять поступать в университет Вячеслав не собирается. По его мнению, каждый сам выбирает, что ему делать и как распорядиться своими возможностями.

— К счастью, у нас в стране они более-менее равные, что и доказывает моя история, — заключает он.

Предприниматель Иван: «Мой дядька лес валил и без высшего образования €3000 получал»

Ивану 26 лет. После окончания школы парень поступил в Витебский государственный медицинский университет. Перед поступлением он ходил на лицейские курсы, факультативы, к репетиторам и так далее. По словам парня, особенного интереса ко всему этому он не испытывал.

— Однако поступить на лечебный факультет на платное мне удалось (вместе с аттестатом был 201 балл). Учиться было интересно ровно до того момента, как в моей жизни появился КВН, — вспоминает парень. — Далее были репетиции, гулянки, игры — все что угодно, но не учеба. Меня отчислили после двух курсов, и я перевелся в ветеринарную академию в том же Витебске. Но там все не задалось с самого начала, я смог протянуть год.

После отчисления парня забрали в армию. Ему дали возможность выбрать между частью в Слуцке и Печами. Он выбрал Печи.

— Да, да сам пошел в Печи, потому что там была возможность стать кинологом. Стал. Вернулся в 2015-м, — рассказывает парень. — Сунулся было в департамент охраны, но как узнал про учебку в полгода, все желание отпало.

После армии Иван пошел работать подсобником на пилораму. Говорит, что работали и днем, и ночью, а вот зарплату так и не получили. Потом был мойщиком автомобилей. По тем временам (2015 год) зарплата парня могла составлять до 600 рублей плюс чаевые за особенно грязную работу.

Под напором родных («Как же все с образованием, а ты…») парень решил все-таки поступить в Могилевский педагогический университет на журналиста печатных СМИ.

— Автомойка не захотела работника-заочника, поэтому мы с ними расстались, — говорит парень. — Как только поступил в университет, сразу устроился на местный телеканал «Могилев 2». Полноценно работал журналистом, делал новости.

Правда, зарплата была не ахти. В месяц парень получал в лучшем случае 350 рублей. На тот момент он уже встречался с девушкой и помогал маме. Этих денег катастрофически не хватало. Тогда Иван устроился охранником в сеть игровых автоматов. Зарплата была тоже 350 рублей, зато смена «два через два». Так парень отработал ровно год.

— Потом мы с девушкой решили попытать счастья в Санкт-Петербурге, — говорит парень. — Там я устроился кинологом, работал с собакой на частной фирме. Мы оказывали услуги по охране автовокзала на Обводном канале, искали наркотики и взрывчатку. График тоже «два через два», зарплата — 40 тыс. российских рублей (около 1200 белорусских на тот момент. — Прим. Onliner).

Кроме того, Иван попробовал себя на стройке. Он поднимал пластиковые окна в новостройки. Там зарплата была повыше, можно было заработать 40—45 тыс. российских рублей (1200—1330 белорусских). Правда, вспоминать про условия парень не хочет до сих пор. В конце концов Иван открыл ИП. Начинал с пиломатериалов, потом была стружка для копчения, далее — мясные изделия, которые коптились на той самой стружке.

— В итоге сейчас я подбираюсь к концу вуза, получаю умирающую специальность и отдаю диплом маме, который она кладет себе в полку, — рисует перспективы могилевчанин. — Даже если я закрою ИП, я уверен, что смогу найти себе работу, которая не потребует от меня диплома о высшем образовании. Те же продажники, если они хорошие специалисты, могут зарабатывать приличные деньги. Более того, многие предприятия предлагают обучение специальности прямо на рабочем месте. Никто не отменял легендарный фриланс. У меня очень много примеров, когда без высшего образования люди зарабатывали больше, чем те, у кого был диплом. Один из примеров — мой дядя, который с 12 лет ездил с отцом на тракторе, потом стал работать комбайнером, а затем устроился в голландскую компанию, которая валила лес в Беларуси. Месяц он работал в лесу, месяц был дома — за это голландцы платили ему по €3 тыс. В общем, было бы желание — открываются тысячи возможностей. В наше время диплом — это далеко не показатель пытливого ума.

Бухгалтер Никита: «Можно пять лет отучиться и поехать работать в колхоз за 350 рублей»

Никите 20, и он живет в Минске. По специальности парень бухгалтер и вот уже два года работает на небольшом частном предприятии.

— Все почему-то думают, что эта профессия женская, но нет, — объясняет он. — К примеру, в бухгалтерии компании, где я работаю, нас трое мужчин, так что не всегда стереотипы работают.

Парень поступил в колледж после 9-го класса. Говорит, уже тогда не видел смысла оставаться учиться еще два года.

— Это пустая трата времени, как по мне, — считает парень. — За это время можно освоить профессию и уже получать практический опыт. А если специальность не понравится, то всегда можно переучиться и к тому времени, когда одноклассники окончат университет, получить еще одну специальность.

Никита говорит, что сейчас со своим средним специальным образованием зарабатывает достойные деньги. Столько же получают и специалисты с высшим образованием, поэтому особенной разницы в доходах он не чувствует.

— Единственный момент: у нас в стране так заведено, что на должность повыше тебя без высшего образования не поставят. Поэтому мне пришлось пойти учиться на заочку, — рассказывает он. — Как по мне, это неправильно: все должно зависеть от знаний и умений человека, а не от наличия корочки. В моем кругу общения многие идут на курсы, получают сертификат по своей профессии. Потом они работают помощниками и через какое-то время все равно занимают те же должности с той же зарплатой, которые занимают люди с дипломами.

Уже учась в вузе на заочном отделении, Никита стал замечать в системе высшего образования множество моментов, которые его не устраивают, и еще больше утвердился во мнении, что «вышка» в том виде, в котором она есть сейчас, ему не поможет.

— Вот простой пример. Когда я пришел в университет, у меня был шок, потому что мне преподавали то же самое, что и на втором курсе колледжа. Зачем я опять это изучаю, зачем это повторение? — задает риторический вопрос парень. — Еще один пример. В 2019-м преподавать по учебникам девяностых годов, когда все десять раз поменялось, — это как? Почему в вузах дают устаревшие знания? Кроме того, есть проблема с преподавателями, которые не практики. Вот у меня есть учебник, я по нему учу, а как сделать в программе, я не знаю.

Иногда с высшим образованием происходит абсурд, который не укладывается в голове. Человек набирает по 4 балла за тесты, поступает в педвуз и потом идет в школу кого-то учить. Простите, это как? В чем смысл такого высшего образования? У меня математика здесь не сходится. А зарплата? Человек может пять лет отучиться, получить образование и поехать работать в колхоз за 350 рублей, в то время как рабочий на заводе может получать 1000. Согласитесь, престиж высшего образования у нас очень сильно переоценен. Потому что если бы высшее образование у нас было таким крутым и замечательным, то его бы с радостью признавали во всем мире и белорусам не нужно было бы подтверждать свой диплом за границей.

— Это какой-то устаревший стереотип, что у всех должно быть высшее образование, — заключает он. — Мне кажется, сейчас в более выгодном положении находятся рукастые люди, те, которые умеют что-то придумать, создать, открыть свое дело. А есть высшее образование или нет — это, по-моему, сейчас не важно.

Тимлид Иван: «Знаю много людей, которые идут в вуз, чтобы просто не идти в армию»

Ивану 26 лет. Его родители окончили университеты с красными дипломами. Поэтому и сын, по их мнению, обязательно должен был поступить в вуз.

— Когда я оканчивал школу, очень долго выбирал университет. Занимался английским языком, участвовал в олимпиадах и тому подобное, — рассказывает он. — Я выбирал между инязом и БГУИРом. Отец у меня работал юристом и очень рекомендовал пойти по его стопам.

На юрфаке парень отучился три курса, но обстоятельства сложились так, что у семьи не было денег платить за учебу. Иван взял академический отпуск, но даже спустя год денег не появилось. Более того, парень четко понял, что юрфак — это не его. Ивана отчислили. Перепоступать в какой-то другой вуз ему не хотелось, поэтому Иван решил, что с высшим образованием пора завязывать. Родители были в шоке. К слову, они до сих пор нет-нет да и пытаются уговорить сына поступить в университет. Но Иван пока никуда не собирается.

— Еще в студенческие времена я подрабатывал в агентстве недвижимости офис-менеджером. Одной из моих обязанностей было ведение сайта: заливать новости, размещать объявления, делать бэкапы и так далее. Тогда я понял, что мне это интересно, — говорит парень. — После отчисления я устроился в отдел продаж одной компании.

В этой компании у парня появилось много свободного времени. Тогда он стал думать, чем бы заниматься. Стал читать литературу и проходить курсы по разработке, интернет-маркетингу и так далее.

— На тот момент знакомому нужно было сделать сайт и продвинуть его в интернете. Это был мой первый опыт в программировании. Пусть и не совсем гладко, но все получилось, — вспоминает Иван. — Затем я работал фрилансером: искал заказы, выполнял и нарабатывал опыт. Спустя два с половиной года я смог устроиться на работу SEO-специалистом.

Постепенно за четыре года он дорос до тимлида команды диджитал-маркетинга. Работа парню нравится, зарплата опять же отличная.

— Конечно, стандартный вопрос про высшее образование задавали везде и всегда. Сначала, когда не имел опыта, было тяжеловато объяснить, что ты чего-то стоишь. Но со временем, когда набрался опыта, появились реальные знания и портфолио, проблем с этим уже не возникало, — говорит он.

По словам Ивана, основная проблема белорусского образования — в отсутствии ориентации на практику, а также в том, что его ценность очень сильно упала.

— Я знаю много людей, которые идут в вуз, чтобы просто не идти в армию. Это очень обесценивает образование, — объясняет он. — Более того, я считаю, что высшее образование — это штука не для всех. Поголовно всем высшее образование не нужно.

По его словам, количество вузов в Беларуси можно спокойно сократить и сделать их элитными и престижными. В остальном, по мнению Ивана, практические навыки могут дать те же ссузы.

Репетиторы в сервисе «Onliner. Услуги»