Казашки характер

Из эпоса можно понять, каким уважением к женщине были преисполнены создатели казахского эпоса. Испокон веков из уст в уста из поколения в поколение пересказывали эти народные предания, и тот факт, что женщина в них фигурирует как собирательный образ и действующий герой, а поступки ее своевольны и раскрывают понятие женской чести, во многом говорит о социальном положении и о природе казахских женщин. В эпосе женщина ценится наряду с конем и оружием, что ни в коем случае не принижает ее, а напротив доказывает восхищение ею. Кроме этого, часто женские образы являются некой аллегорией к уму батыра или мужского героя в произведении, то есть в древних сказаниях женщина всегда выступала в роли напарника и советчика мужчины.
Эта роль женщины прослеживается и в реальных исторических лицах. Ведь кроме общественной значимости женщина играла еще и ключевую роль в политике. Во многом на окончательное решение великих казахских ханов влияли их жены, которые были не просто супругами правителей, но и непосредственно разделяли с ними узды правления ханством и играли важную роль в судьбе своего народа. Недаром ведь говорят: «Жаксы айел жаман еркекті хан гылады», что в переводе означает «Хорошая женщина даже плохого мужчину сделает ханом».
Одним из ярких примеров является Нигар-ханым, жена Касым хана. По мнению ученых, она хорошо разбиралась во внешней политике и способствовала улучшению отношений между Казахским ханством и Могулистаном. После смерти мужа она стала советницей Тахир хана. Великий хан Абулхаир тоже во многом должен своей жене, ханше Бопай. Она отличалась красивой внешностью, интеллектом, сильным характером, абсолютной независимостью в поступках и суждениях и дипломатичностью. Из-за ее сильного влияния на супруга историки считают ее одной из самых выдающихся женщин средневековья. Другой очень влиятельной и яркой женщиной своего времени была ханша Фатима, жена последнего казахского хана Жингира. Ее удивительную красоту, статность и мудрость отметили на коронации императора Николая I. Она выделялась своими манерами, знанием языков и образованностью. Известно, что она всегда поддерживала своего мужа и часто помогала ему выйти из сложных ситуаций. Конечно, образ жизни жены хана сильно отличался от жизни обычной женщины, но ее судьба была не легче, ведь на ее долю выпала огромная ответственность, не просто во всем соответствовать статусу своего мужа, но и играть роль в жизни целого народа и налаживать дипломатические связи во внешней политике ханства.
К сожалению, в наше время понимание того, что же собой представляет казахская женщина, проходит сложный этап в истории нашего народа. Во многом, осуждение женщин в современном обществе берет истоки из незнания истории казахского народа и искаженного понимания женщины-казашки. Сейчас часто, ссылаясь на наши традиции и обычаи, люди накладывают множество ограничений на женскую свободу, ведь девушка-казашка всегда должна быть покладиста, хорошо воспитана, послушна, но казахская женщина никогда такой не была. Женщина, живущая под вольным небом, уверенно сидящая в седле и знающая, как убить врага с одного раза просто не может склониться перед кем-либо или перед чем-либо. Казахская женщина — это сестра, дочь, мудрая жена, любящая мать, советник и воин, чьи настоящая красота и пылкий нрав меняли ход истории, восхищали краеведов и навсегда передались будущим поколениям казахских женщин. Поэтому дорогие читательницы-казашки, не слушайте все эти «но ведь казашка должна быть…», потому что мы всегда были и будем свободны и прекрасны.

Мустафа Шокай — неоднозначная, и для многих одиозная личность, запомнившийся мутной связью с фашисткой Германией. Был пантюркистом, ненавидел большевиков и тесно общался с белоэмигрантами. Женился на русской актрисе — Шокай Марии Яковлевне (В девичестве Горина), бывшей его давней знакомой. Ради мужа приняла ислам, впрочем, после его кончины вернулась в

христианство.

Алихан Букейханов — основатель, лидер и главный идеолог партии «Алаш». Как и многие члены этого политического объединения, был женат на русской девушке, некой Севостьяновой Елене Яковлевне. Елена являлась дочерью ссыльного народника. Букейханов сначала познакомился с её отцом — Севостьяновом Яковом Сергеевичем, работая в газете «Степной Край». Стоит отметить, что Севостьянова никогда не была в Казахстане. Букейханов имел от неё двоих детей.

Каныш Сатпаев – великий казахский геолог, человек, благодаря которому сейчас существует город Жезказган. Учась в Томском Технологическом Университете, он на танцевальном вечере, встретил девушку, с которой связал свою судьбу узами брака. Сатпаева (Кошкина) Таисия Алексеевна так же, как и её избранник, была по профессии геологом (минералогом). Они почти одновременно окончили один университет. Ради Таисии Каныш бросил свою первую жену – Шарипу. Мне кажется, что мы не можем за это винить Каныша, ведь жениться ему на Шарипе или нет, было решено за Каныша и за Шарипу их отцами задолго до того момента, когда они были достаточно взрослыми, чтобы принимать решения. Таисия была не менее хорошим геологом, чем её муж и также активно принимала участие в разведывании жезказганского месторождения. Она родила Канышу двух дочерей — Меиз и Шамшиябану. Также, Таисия после смерти супруга, собрала огромное количество данных о Сатпаеве и опубликовала многие его работы.

Мухтар Ауэзов — автор легендарного «Абай жолы». Поступив на филологическое отделение Ленинградского государственного университета, он познакомился с Кузьминой Валентиной Николаевной. В итоге, она стала его третьей, по счёту, супругой. От него Валентина родила 2-х сыновей и дочь: Елдос (умер вскоре после рождения), Ернар и Лейла. С нею Мухтар прожил всю жизнь. Что, правда, не мешала ему изменять жене с Фаридой Габитовой, бывшей женой Ильяса Жансугурова. После смерти Ауэзова Валентина помогла воссоздать атмосферу в доме Мухтара и переделать этот дом в музей.

Жаханша Досмухамедов — первый казахский прокурор, политик, видный деятель партии Алаш-Орды. Его спутница жизни — Ольга. В разных источниках фигурирует под разными фамилиями — Колоссовская и Пушкарева. Причём, если в источниках, которые я читал, её называют Пушкаревой, то утверждается что она сестра жены Рыскулова — Надежды Пушкаревой, и то, что её казахское имя было «Зайра». А если же, в статьях о Жаханше она записана как Колоссовская, то говорится о том что, её отец был мэром Шымкента, когда тот назывался городом Черняев. Он владел казахским языком, неплохо знал наши традиции. Он увиделся с Ольгой, когда учился в Москве, она, тогда как раз оканчивала медицинский. На последнем курсе они сыграли свадьбу. Ольга приняла ислам. И после смерти мужа, изо всех сил старалась защитить его добрую память от клеветников. Так, она открыто выступила против романа «Тернистый путь» Сейфулина где её супруг был выставлен в неприглядном свете. Колоссовская дружила с Надеждой Крупской – женой Ленина. Во многом, поэтому никто не трогал Жаханшу вплоть до самой смерти великого революционера. После кончины Жаханши Ольга так и не вышла замуж повторно, и детей у них не было.

Ахмет Байтурсынов — тюрколог, лингвист, реформатор казахского письма на основе арабской графики,редактор газеты «Казах» и, конечно же, член партии Алаш. Его вторая половинка – урожденная Александра Ивановна, после принятия ислама и женитьбы – Байтурсынова Бадрисафа Мухамедсадыккызы. Вокруг данной особы ходят множество легенд и мифов. Например, что Байтурсынов якобы снимал комнату у отца на тот момент ещё Александры. Это не правда, Она была круглой сиротой. У неё даже фамилии своей не было. Можете искать в любом источнике, упоминания её фамилии вы нигде не встретите. По сути, Бадрисафа была третьей кандидаткой на спутницу жизни Ахмета. Первой его любовью была некто Инкар. Чуть позже, у Байтурсынова был роман с дочерью татарского купца Мухамедсадыка. Но женщина скоропостижно скончалась из-за болезни. И тогда Байтурсынов взял в жёны девушку, работавшую в доме купца. По неизвестным мне причинам, Ахмет во время официальной регистрации брака использовал документы трагически погибшей татарки. Так Александра стала Бадрисафой. Позже, Байтурсынов оставил Бадрисафу на несколько месяцев постигать азы ислама у башкирского суфийского шейха Зейнуллы-ишана. Интересный факт: Байтурсынов очень гордился, что смог обратить в магометанство иноверку. Как-то раз, его друг, очарованный красотой новообращенной мусульманки, спросил у Ахмета, что это за девушка. И тогда Байтурсынов ответил в стихотворной форме.

Сұрасаңыз есімі Александра Ивановна,

Ризамын құдайдың оны маған қиғанына.

Бір кәпірді мұсылман қылып сауаптапсам,

Татымай ма он молданың иманына.

Мой стихотворный перевод:

её имя Александра Ивановна, если вам интересно

За неё я благодарен силам небесным

Обратив в мусульманина одного иноверца

Не меньший иман чем у десяти мулл обвил моё сердце

У четы Байтурсыновых было трое приёмных детей. Что наводит на мысль, что один из них был бесплоден. Что случилось с Бадрисафой после того как, Байтурсынова расстреляли, доподлинно неизвестно. Есть две версии: она умерла всеми забытая не то в доме престарелых, не то в доме инвалидов, не то в больнице, или же она закончила свои дни в поселке Каскат Мендыкаринского района, куда её сопроводил туда некто Касым Тогызаков лично знавший Ахмета Байтурсынова. Вероятней вторая версия. Так как в ходе расследования историк в доме престарелых следы её пребывания не нашел. Также есть сведения что Касым Тогызаков предупредил семью у которой ее поселили что она жена известного человека, но попросил никому об этом не рассказывать. После ее смерти, Александру похоронили за территорией кладбища, так как на родовом кладбище русскую хоронить нельзя было. Через какое-то время, талая вода размыла могилу и обнажила ее скелет. Та что, местные жители её перезахоронили.

Турар Рыскулов — знаковый казахский политик, пантюркист, видный советский деятель. Имел аж четырех жен, причем трое из них были русскими, а 4-я самая последняя являлась казашкой только наполовину. И ту он хотел бросить ради русской опереточной актрисы Регины Лазаревой. Причем его вторая жена Надежда Пушкарева была, предположительно, сестрой жены Жаханшы Досмухамедова. Первая и третья жены Рыскулова (Колосовская Татьяна Владимировна и Дергачева Вера Ивановна соответственно) бросили своих детей рожденных от него. Так что, скорее всего, они вышли за него исключительно из-за финансового и общественного положения нашего героя. Причем, по воспоминаниям отца третьей жены – его внучка Майя, дочь Рыскулова от 3-го брака, была зачата вне брака. Более того, судя по этим же воспоминаниям, Дергачева вступала в интимную связь с 17-летним учеником, приходившим к ней на уроки фортепьяно. К счастью, Майю удочерила вторая жена Турара Рыскуловича.

Олжас Сулейменов — предводитель движения «Невада-Семипалатинск», поэт, автор книги «Аз и Я». Имя жены — Маргарита Владимировна. К сожалению, о его жене сколько-нибудь важной информации в интернете не так много. Известно, что супруги отмечают как мусульманские, так и христианские праздники, что в общем то неудивительно — межнациональный брак все таки. У них три дочери- Мадина, Динара, Лейла.

Тохтар Аубакиров — первый космонавт Республики Казахстан и последний космонавт СССР. Со своей женой познакомился в Москве. Жена — Малышева Татьяна Михайловна 1951 года рожденья, инженер по профессии. Примечательно, что когда Татьяна и Тохтар решили связать свои жизни узами Гименея, они были уже далеко не молоды, причем даже по нынешним меркам, что уж говорить о том времени. Тохтару было тридцать девять, А его супруге около тридцати четырех. Правда, детей завели еще до официального брака. Кстати о детях: их двое — Тимур и Михаил.

Талгат Мусабаев — второй космонавт казахской национальности, Народный Герой Казахстана. Жена – Лацис Виктория Вольдемаровна. Вообще, говоря, она латышка, но я все же решил ее включить в список, скорее чтобы наоборот всем обычным обывателям, принимавшим ее за русскую пояснить, что они ошибаются. Тем более что она долгое время имело российское гражданство. Обещала, правда, поменять его на казахстанское, но сдержала ли Виктория Вольдемаровна свое слово или нет, мне узнать не удалось. Уже больше 25 лет работает стоматологом. Познакомились они, кстати, в Риге, ведь Талгат окончил Рижский институт инженеров гражданской авиации имени Ленинского комсомола. У четы Мусабаевых двое детей — Данияр и Камиля.

Вы знаете, я возмущена тем, что столько претензий и осуждений казахским снохам. Почему никто из взрослых тетушек и апашек, стотысячные родственники не осуждают или не говорят, каким должен быть настоящий казахский зять?! (куйеу бала). Осуждать келинок родни мужа они мастаки, а вот своих сыночков считают чуть ли не Бредом Питтом — и красив, и умен, и заслуживает большего, с женой ему не повезло, вот он какой идеальный, а сноха какая попалась… Прежде, чем трепать нервы своей жене, что она умеет или не умеет, нужно самому стать настоящим семьянином, мужиком! Вот основные качества идеального мужа на мой взгляд:

1) Изначально поставить так, чтобы его родня уважала его выбор, а жена относилась к его родне с уважением! (Как к ней отнесешься, так и будет дальше, нельзя загонять в угол жену в семейных интригах, а самому оставаться в сторонке, нужно взять все на себя).

2) Должен выполнять свои мужские обязанности! Материальное обеспечение, создание бытовых условий. (Чтобы жена могла чувствовать себя уверенной в своем муже, чувствовать опору и надежность. Если всего этого не может сделать зятек, то он с какого это перепуга упрекает ее?! Молчал бы хотя бы. Просто живи и уважай жену).

3) Расходы на ребенка, расходы для жены — все должен он учитывать! Что теперь вся обязанность на нем! (Девушку родители воспитали, вырастили, обучили, а теперь это все долг мужа, а не ее родителей).

4) Свои планы, семейный бюджет, мелкие и крупные вопросы касающиеся его и жены НЕ ДОЛЖЕН часами обсуждать со своими родственниками по телефону. (Касается мужей. Чтобы потом родня мужа не вмешивалась и не требовала без конца денег, когда молодая семья и так еле сводит концы с концами. Причем еще здесь помогают и жалеют только родные жены. Именно они понимают, что молодым нужна поддержка. А тут он строчит в агенте или ватсапе в общении со своей сестрицей, ой, жена такая попалась, вечно всего ей не хватает, и тут советчица сестра начинает ему мозги промывать, что, мол, незачем такое терпеть, нужно разводиться. И просит крупную сумму денег у брата).

5) При своих родственниках, при друзьях он НЕ ДОЛЖЕН ехидничать, поднимать голос на жену. (Уважение при других лицах очень важно. Женщина может на тот момент промолчать, но не забыть. Потом у жен включается воспоминание всех обид. Проявляется оно у всех по-разному).

6) Выходные, важные праздники он ДОЛЖЕН проводить семьей! (А не бежать по первому щелчку якобы людям помогать. Если пацаны и «всякие» дороже, то незачем создавать семью. У него должна быть точно такая ответственность, как и у жены. Выходные нужно посвящать ребенку и общим семейным делам. Все это сделай и, пожалуйста, иди куда хотел).

7) И вообще, нужно в любых ситуациях ставить семью — РЕБЕНКА И ЖЕНУ — на первое место! (Все решил в семье, всем обеспечил и сделал, можно потом и другим помочь).

8) Машина. Она должна служить семье. А не катанию других «всяких» лиц. (Жену нужно отвести на базар, жену с ребенком в поликлинику, в садик, на выходных — в игровые центры. Все это не только жена одна должна думать, муж тоже должен включать мозги, что это и его отчасти обязанности. А не бежать сломя голову, крича на жену «не морочь мне голову»).

9) Он НЕ ДОЛЖЕН вмешиваться в мелкие бытовые вопросы. (Например, одной татешке родственнице что-то нужно подарить, он НЕ ДОЛЖЕН без конца контролировать сколько кесешек и ложек дома. Молча даешь деньги, женщина сама знает, как и на что правильно потратить).

10) Он НЕ ДОЛЖЕН ссор из избы выносить! Вообще. (Должен дорожить семьей, даже в критических ситуациях, при сильной ссоре ни в коем случае делится со «всякими» знакомыми или девицами с работы.

Конечно, я не знаю, у кого так. Но это, те элементарные качества и обязанности настоящих казахских парней. Я затронула эту тему, уж накипело все это в адрес келин. А вы как думаете? Есть такие вообще? Или традиции работают только в одну сторону, когда это удобно мужчинам?

*Язык и стиль автора сохранены