Кмн

Медицинские термины, словарь

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Двенадцатиперстная кишка — начальный отдел тонкой кишки (от выходного отверстия желудка до тощей кишки). Длина двенадцатиперстной кишки человека равна поперечникам 12 пальцев (отсюда название). Клетки ее слизистой оболочки вырабатывают кишечный сок и гормон секретин. В двенадцатиперстную кишку открываются проток поджелудочной железы и желчный проток. Основной вид патологии — язва.

Дегидратация — удаление из организма избыточной жидкости. Дезинтоксикационная терапия — комплекс лечебных мер, имеющих целью немедленное выведение яда из организма или его обезвреживание.

Дезодорирующий эффект (от «дезодорация»), уничтожение неприятных запахов.

Деменция — слабоумие.

Депигментация — отсутствие красящих веществ в тканях человека. Пример патологической депигментации — альбинизм, при котором отсутствует пигмент в коже, волосах и радужной оболочке глаз.

Депо — резервуар (селезенка — депо крови; при введении некоторых лекарств образуется их депо, из которого они постепенно поступают в кровь).

Депо-провера — инъекционный пролонгированный гормональный контрацептив.

Депрессия — психическое расстройство, проявляющееся подавленным настроением, тоской, пессимизмом.

Дерма — часть кожи, расположенная под ее наружным слоем.

Дерматит — воспаление кожи.

Дерматозы — собирательное обозначение заболеваний кожи и ее придатков — ногтей, волос.

Дерматология — раздел медицины, изучающий заболевания кожи и ее придатков, их причины, механизмы развития, проявления, методы диагностики, лечения и профилактики.

Десенсибилизация — уменьшение или исчезновение повышенной чувствительности (сенсибилизации) организма к повторному введению чужеродного для него вещества.

Дефекация — опорожнение прямой кишки от кала.

Дефект — изъян, нарушение нормального строения (дефект кожи — нарушение ее целостности, например, царапина).

Диабет сахарный — заболевание обмена веществ, обусловленное недостатком инсулина и проявляющееся повышением уровня сахара в крови.

Диагноз — определение существа и особенностей болезни на основе всестороннего исследования больного.

Диатез — аномалия конституции человека, характеризующаяся предрасположением организма к некоторым заболеваниям (например, к проявлениям аллергии при экссудативном диатезе, к кровотечениям при геморрагическом диатезе).

Диатермия — метод электротерапии. Глубокое прогревание тканей токами высокой частоты и большой силы, получаемыми от специального аппарата. Применяется при воспалительных заболеваниях мышц, периферической нервной системы, суставов, при спаечных процессах и некоторых заболеваниях внутренних органов.

Диафрагма — 1. Мышца, разделяющая грудную и брюшную полость, а также участвует в дыхании; 2. Метод барьерной контрацепции.

Дизурия — затрудненное выведение мочи из мочевого пузыря вследствие закупорки, спазма или сдавления мочеиспускательного канала, а также болезненное и учащенное мочеиспускание. Симптом различных заболеваний.

Дисбактериоз — изменение видового состава и количественных соотношений нормальной микрофлоры органа (главным образом кишечника), сопровождающееся развитием нетипичных для него микробов. Наступает под влиянием конкурирующих микроорганизмов, антибиотиков, изменения питания.

Диспепсия — нарушение пищеварения, проявляющееся изжогой, отрыжкой, тяжестью под ложечкой, (желудочная диспепсия), вздутием живота, схваткообразными болями, поносом (кишечная диспепсия), срыгиванием, рвотой, интоксикацией (детская диспепсия). Наблюдается при желудочно-кишечных заболеваниях, неправильном вскармливании ребенка и др.

Дисплазия — неправильное развитие органов или части тела.

Диспластический — от «дисплазия»; в отношении процесса — развитие тканей, нетипичных для данного органа.

Дистальный — расположенный дальше от срединной плоскости тела (в руке кисть — дистальный отдел) или от основного органа соответствующей системы (дистальные сосуды находятся дальше от сердца).

Дистермия — нарушение теплорегуляции, неспособность удерживать постоянную температуру тела, неадекватность температурной реакции в ответ на изменение условий окружающей среды.

Дистрофия — патологический процесс замещения нормальных компонентов клеток различными балластами либо вредными продуктами нарушения обмена веществ или отложения ихв межклеточном пространстве. Различают дистрофии белковые, жировые, углеводные и минеральные. В более широком смысле дистрофиями называют также любые биохимические нарушения в тканях (например, дистрофия миокарда) или нарушения питания.

Дистрофия алиментарная — глубокое нарушение обмена веществ, с исхуданием, слабостью, отеками подкожной клетчатки, асцитом и т.д., обусловленное белковым голоданием, сочетающимися с другими неблагоприятными обстоятельствами (холод, физическое и психическое напряжение и т.д.).

Дисфункция — нарушение нормальной функции органа (дисфункция яичников — нарушается менструальный цикл, замедляется или не происходит созревание женских половых клеток).

Дисхромия — нарушение нормальной окраски данной ткани (в крови — гипохромпая анемия, когда количество гемоглобина снижено, и гиперхромная, когда относительное количество гемоглобина выше нормы, по снижено количество эритроцитов).

Диурез — количество мочи, выделенное за определенное время; чаще измеряется суточный диурез.

Диффузный — распространенный.

ДНК — дезоксирибонуклеиновые кислоты, тип нуклеиновых кислот, участвуют в реализации генетической информации.

Дренаж — метод осушения ран (полостей тела), выведения из них жидкого отделяемого (гноя, выпота и т.п.) с помощью трубок, резиновых или марлевых полосок.

Дуоденальный — от латинского «дуоденум» — двенадцатиперстная кишка. Указывает на принадлежность к данному органу (дуоденальный свищ — отверстие в двенадцатиперстной кишке).

Как правильно сокращать ученые степени и звания?

Существует два варианта сокращений ученых степеней. Первый способ описан в ГОСТ и является официальным. Этим способом стоит сокращать наименование степени и звания в официальных документах. Второй способ опубликован на сайте РАН и является не официальным, но очень удобным.

Сокращение ученых степеней в соответствии с ГОСТ

На основании ГОСТ 7.12-93 «Система стандартов по информации, по библиотечному и издательскому делу библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке общие требования и правила» Министерством науки и технологии РФ был издан приказ от 31 августа 1998 г. N 145 «Об утверждении положения о представлении обязательного экземпляра диссертаций», в котором прописаны правила сокращения степеней, но на данный момент этот приказ утратил силу. Следует ориентироваться на правила оформления ГОСТ 7.12-93. Данные сокращения считаются официальными.

Принятые сокращения ученых званий:

  • профессор — проф.
  • доцент — доц.

Официальный список сокращений по ГОСТ

доктор биологических наук — д-р биол. наук

доктор ветеринарных наук — д-р ветеринар. наук

доктор военных наук — д-р воен. наук

доктор географических наук — д-р геогр. наук

доктор геолого-минералогических наук — д-р геол.-минерал. наук

доктор искусствоведения — д-р искусствоведения

доктор исторических наук — д-р ист. наук

доктор культурологи — д-р культурологии

доктор медицинских наук — д-р мед. наук

доктор педагогических наук — д-р пед. наук

доктор политологических наук — д-р полит. наук

доктор психологических наук — д-р психол. наук

доктор сельскохозяйственных наук — д-р с.-х. наук

доктор социологических наук — д-р социол. наук

доктор технических наук — д-р техн. наук

доктор фармацевтических наук — д-р фармацевт. наук

доктор физико-математических наук — д-р физ.-мат. наук

доктор филологических наук — д-р филол. наук

доктор философских наук — д-р филос. наук

доктор химических наук — д-р хим. наук

доктор экономических наук — д-р экон. наук

доктор юридических наук — д-р юрид. наук

кандидат биологических наук — канд. биол. наук

кандидат ветеринарных наук — канд. ветеринар. наук

кандидат военных наук — канд. воен. наук

кандидат географических наук — канд. геогр. наук

кандидат геолого-минералогических наук — канд. геол.-минерал. наук

кандидат искусствоведения — канд. искусствоведения

кандидат исторических наук — канд. ист. наук

кандидат культурологи — канд. культурологии

кандидат медицинских наук — канд. мед. наук

кандидат педагогических наук — канд. пед. наук

кандидат политологических наук — канд. полит. наук

кандидат психологических наук — канд. психол. наук

кандидат сельскохозяйственных наук — канд. с.-х. наук

кандидат социологических наук — канд. социол. наук

кандидат технических наук — канд. техн. наук

кандидат фармацевтических наук — канд. фармацевт. наук

кандидат физико-математических наук — канд. физ.-мат. наук

кандидат филологических наук — канд. филол. наук

кандидат философских наук — канд. филос. наук

кандидат химических наук — канд. хим. наук

кандидат экономических наук — канд. экон. наук

кандидат юридических наук — канд. юрид. Наук

Способ сокращений ученых степеней рекомендованный Российской Академией Наук

Это список более кратких , но данный список сокращений является неофициальным.

Список сокращенных наименований РАН

к.б.н. — кандидат биологических наук

к.воен.н. — кандидат военных наук

д.г.н. — доктор географических наук

к.г.н. — кандидат географических наук

д.г.-м.н. — доктор геолого-минералогических наук

к.г.-м.н. — кандидат геолого-минералогических наук

д.и.н. — доктор исторических наук

к.и.н. — кандидат исторических наук

д.иск. — доктор искусствоведения

к.иск. — кандидат искусствоведения

д.м.н. — доктор медицинских наук

к.м.н. — кандидат медицинских наук

д.пед.н. — доктор педагогических наук

к.пед.н. — кандидат педагогических наук

д.полит.н. — доктор политических наук

к.полит.н. — кандидат политических наук

д.п.н. — доктор психологических наук

к.п.н. — кандидат психологических наук

д.с.-х.н. — доктор сельскохозяйственных наук

к.с.-х.н. — кандидат сельскохозяйственных наук

д.социол.н. — доктор социологических наук

к.социол.н. — кандидат социологических наук

д.т.н. — доктор технических наук

к.т.н. — кандидат технических наук

к.фарм.н. — кандидат фармакологических наук

д.ф.н. — доктор филологических наук

к.ф.н. — кандидат филологических наук

д.ф.-м.н. — доктор физико-математических наук

к.ф.-м.н. — кандидат физико-математических наук

д.филос.н. — доктор философских наук

к.филос.н. — кандидат философских наук

д.х.н. — доктор химических наук

к.х.н. — кандидат химических наук

д.э.н. — доктор экономических наук

к.э.н. — кандидат экономических наук

д.ю.н. — доктор юридических наук

к.ю.н. — кандидат юридических наук

Как должны правильно писаться сокращения званий доцента и профессора в сочетании со степенями кандидата и доктора наук. Название «кандидат физико-математических наук, доцент» должно писаться как «к.ф.-м.н., доц». Название «доктор фармацевтических наук, профессор» правильно сокращать так «к.фарм.н., проф.»

В совсем неофициальной переписке в интернете или на форумах используют сокращения типа: кхн, кэн. Они выглядят как аббревиатура, но это не правильно. Здесь между буквами пропущены точки.

Если преподаватель является академиком

По рекомендации Российской академии наук:

академик — ак.

Если посмотреть ГОСТ, то сокращать нужно так

академик — акад.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос. А как сокращения типа к.ф.-м.н. согласуются с требованиями русского языка ВСЕГДА ставить пробел между словами, тем более после точки?
Ответ. По правилам русского языка такое сокращение уместно. Но существует ГОСТ 7.12-93, в котором прописаны правила сокращения степеней. Хоть документ и утратил силу, данные по прежнему считаются официальными. Так, кандидат физико-математических наук следует сократить таким образом: канд. физ.-мат. наук.
Более того, есть список сокращений, принятых в РАН. Но он считается неофициальным. В соответствии с ним как раз и принято сокращать так, как ВЫ написали.

Кмн, дмн, профессор – насколько это важно при выборе врача?

Обзор

Принято считать, что врач, имеющий степень кандидата или доктора медицинских наук (к.м.н. или д.м.н.), по умолчанию является профессионалом самого высокого уровня. Однако, при выборе лечащего врача, стоит, если это возможно, уточнить тему исследования, над которой доктор работает в настоящее время, или же в рамках которой была защищена его диссертация. Иногда бывают ситуации, когда период активной научной деятельности врача приходился на последние курсы обучения в вузе, и ученая степень была присвоена за заслуги в теоретической, а не в практической отрасли медицины.

Другое дело — если врач в настоящее время активно исследует именно ту узкую область медицины, к которой имеет отношение ваше заболевание. Например, если вы страдаете от тяжелого псориаза, то несомненную пользу может принести консультация у эксперта по дерматологии, специализирующего именно на лечении этого заболевания. Кроме того, стоит иметь в виду, что врачи-ученые, как правило, совмещают практическую деятельность с преподаванием в вузе, а, значит, постоянно обогащают и совершенствуют свои знания.

Наличие научных публикаций, рационализаторских предложений, патентов и в особенности — кандидатской или докторской диссертации — у врача являются подтверждением его высокого интеллекта и способностей к организованной и напряженной работе. Кроме того, специалисты, прошедшие обучение в аспирантуре, в обязательном порядке проходят курсы философии, английского языка, медицинской статистики, а, значит, обладают более широкими взглядами на жизнь, имеют возможность быть в курсе последних научных открытий и разработок.

Все сказанное говорит о том, что есть объективные основания рассчитывать на более высокую квалификацию врача, имеющего ученую степень. Однако гарантий того, что такой доктор сможет решить медицинскую проблему, которая окажется не по зубам «обычному» специалисту, не существует. Так, на рекомендательных сервисах встречаются отрицательные отзывы в адрес работы и кандидатов, и докторов медицинских наук.

Если у вас тяжелое заболевание или сложный диагностический случай, то, безусловно, стоит нацеливаться на поиск врача со степенью. В других ситуациях этот фактор, вряд ли, должен играть решающую роль.

Дизметаболические нефропатии у детей

Цель лекции: Ознакомить студентов дизметаболическими нефропатиями.

Задачи:

1.Дать понятие о дизметаболических нефропатиях и их распространенности.

2.Обсудить факторы, способствующие развитию дизметаболических нефропатий.

3.Понятие о дизметаболических нефропатиях, связанных с нарушением обмена щавелевой кислоты (первичные и вторичные оксалатурии).

4.Дать понятие об уратных нефропатиях.

5.Обсудить прогнох дизметаболических нефропатий.

6.Ознакомить с принципами диспансеризации и реабилитации детей с дизметаболическими нефропатиями.

7.Ознакомить методами профилактики дизметаболических нефропатий.

Ожидаемые результаты:

После прослушивания лекции студенты должны знать:

1.Какие нарушения обмена веществ объединяются в дизметаболические нефропатии. Распространенность и факторы, обуславливающие развитие дизметаболических нефропатий.

2.Особенности клиники, диагностики и лечения первичных и вторичных дизметаболических нефропатий в зависимости от солевого осадка.

3.Диспансеризацию и реабилитацию детей с дизметаболическими нефропатиями.

4.Профилактику вторичных дизметаболических нефропатий.

Дизметаболические нефропатии (ДМН) — это группа заболеваний, обусловленных нарушением обмена веществ, в частности водно-солевого обмена, сопровождающиеся изменениями со стороны почек. К ним относятся оксалатурия, уратурия, фосфатурия, смешанные Дизметаболические нефропатии.

Все дизметаболические нефропатии делятся на первичные и вторичные.

Распространенность ДМН зависит от первичности процесса. Так, распространенность первичных ДМН низкая, примерно 1:50000; а вторичные ДМН распросранены в большой степени, в особенности в регионах с сухим и жарким, резко континентальным климатом, с высокой засоленности почвы, особенно солями кальция. Помимо климата развитие ДМН обусловлено также наследственной предрасположенностью (патология почек, желчных путей, мочекаменная болезнь), характером питания (избыточное употребление продуктов, содержащих щавелевую кислоту, пурины), наличием сахарного диабета и т.д.

Клиническая картина ДМН зависит также от ее вида и первичности процесса.

Оксалатурия или оксалатная ДМН.

Первичная оксалатурия обусловлена дефицитом аланин-глиоксилат-аминотрансферазы и глиоксилат-редуктазы. Проявляется симптомами мочекаменной болезни. Диагноз у некоторых больных, включая и детей раннего возраста, ставится уже в стадии почечной недостаточности.

Вторичные оксалатные ДМН обусловлены повышенной абсорбцией оксалата из кишечника. Диагноз ставится на основании повышения оксалатов в моче (более 1 мг/кг за сутки), УЗИ-исследований.

Лечение — комплексное, включающее диету, питьевой режим, лечение минеральными водами, фитотерапию и медикаментозную: средства, стабилизирующие клеточные мембраны — курсы поливитаминной терапии, особенно витамин В6; стабилизирующие гомеостаз Са в клетке, ингибиторы ксантиоксидаз.

Уратная нефропатия. Первично-наследственные формы с дефектом метаболизма мочевой кислоты (подагра, синдром Леша-Нихена); вторичные формы часто являются осложнением лекарственных отравлений, гемолитической и миеломной болезней, алкоголизм родителей; избыточное употребление мяса и мясных продуктов, богатых пуриновыми основаниями и т.д.

Лечение, как и лечение оксалатурии — комплексное, медикаментозная терапия направлена на нормализацию пуринового обмена.

Дети со всеми видами ДМН ввиду их длительного течения подлежат постоянной диспансеризации с проведением динамичных анализов мочи.

При чтении лекции необходимо акцентировать внимание на особенности течения дизметаболических нефропатий у детей. Лекция рассчитана на студентов имеющих определенное представление об особенностях детского организма и обмена веществ.

Вначале лекции необходимо провести активизацию полученных ранее знаний (вызов), который будет осуществляться путем диалога со студентами об обмене веществ. В ходе вызова будут заданы вопросы из ранее пройденного материала по биохимии, пропедевтике детских болезней.

Примерная затрата времени на данную фазу составит до 10 минут. После проведения вызова переходим ко второй фазе — осмысление.

В данной стадии чтения лекции необходимо четко и рационально изложить основные моменты лекции. Примерная затрата времени составит до 60 минут.

В третьей стадии чтения лекции проводится размышление. В данной стадии со студентами проводится повторный опрос знаний по теме лекции и задаются контрольные вопросы и совместно со студентами проводится ответ. Примерная затрата времени до 15 минут.

Раздаточный материал:

По теме лекции на каждую группу студентов будет распечатано приложение (основные слайды лекций). Помимо этого при желании студента он может ознакомиться с текстом лекции в распечатанном виде.

Оснащение лекции.

1. Компьютерные слайды

2. Раздаточный материал

Контрольные вопросы:

1.Какие заболевания объединяются под термином «Дизметаболические нефропатии»?

2.Перечислите факторы, способствующие развитию ДМН.

3.В чем заключаются особенности клинического течения и лечения:

а) первичной и вторичной оксалатурии;

б) первичной и вторичной уратурии.

4.Каковы принципы медикаментозного лечения и диетотерапии при ДМН?

5.Какие мероприятия необходимо проводить среди детей с ДМН при диспансерном наблюдении?

Рекомендуемая литература:

1.Болезни детей раннего возраста. А.А.Баранов и соавт., 1ё998, Москва-Иваново.

2.Детские болезни. Н.П.Шабалов, 2000, С.-П.

3.Детская нефрология в схемах и таблицах. М.В Эрман, 1998, С.-П.

Содержание практических занятий. Тематический план практических занятий

№ темы лек ционного материала

Кол-

во

часов

Название темы практического занятия и самостоятельной работы студентов

Синдром кашля. Заболевания, протекающие кашлем: ОРВИ, острые бронхиты, пневмонии. Острая дыхательная недостаточность

Синдром бронхиальной обструкции: Острые и рецидивирующие бронхиты, острый бронхиолит. Бронхиальная астма, астматический статус

Принципы ухода, закаливания здоровых и часто болеющих детей

Синдром кардиомегалии и шумы в сердце: врожденные и приобретенные пороки сердца. Ревматизм

Неревматические кардиты, кардиомиопатии

Особенности ЭКГ-картины у детей раннего возраста

Суставной синдромы: хронический ювенильный артрит

Хроническая очаговая инфекция

Абдоминальный болевой синдром: гастриты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.

Абдоминальный болевой синдром: функциональные расстройства желудка и кишечника. Дискинезия желчевыводящих путей.

Дисфункция кишечника: неинфекционные диареи. Синдром мальабсорбции и мальдигестии. Муковисцидоз, целиакия

Дисбактериоз кишечника

Дистрофии и аномалии конституции

Синдром гепатомегалии: хронические гепатиты и цирроз печени.

Дизурический синдром, патологический осадок мочи: инфекции мочевыводящих путей. Энурез. Дизметаболические нефропатии

Отечный синдром: острые и хронические гломерулонефриты.

Отечный синдром: острые и хронические пиелонефриты

ОПН и ХПН

Синдром вегето-сосудистой дистонии

Гипертермический и судорожный синдром: инфекционная и неинфекционная лихорадка; фебрильные и эпилептические судороги.

Спазмофилия

OSCE. Заключительное занятие.

Структура практического занятия (6 часов)

1.Теоретическая часть — 1 час.

Проверка выживаемости знаний по ранее пройденным занятиям. Данная часть будет проводиться путем традиционной дидактической формы преподавания и с использованием интерактивных педагогических технологий («мозговой штурм», дискуссии, ручка на стол и т.д).

2.Аналитическая часть — 2 часа.

В данной части занятия планируется решение ситуационных задач, демонстрация рентгеновских снимок, анализов и их интерпретация. Обучение правильной постановке диагноза и определению дальнейшей тактики лечения.

При этом будут использованы новые педагогические технологии в виде интерактивных игр «доктор и пациент»

3. Освоение практических навыков — 3 часа.

В данной части занятия студентам будет предложено освоение практических навыков по тематике, курация больных.

< Предыдущая

КМН

Смотреть что такое «КМН» в других словарях:

  • Концентрация механических напряжений (КМН) — явление местного повышения уровня механических напряжений, обусловленное физико механическими или конструкционными аномалиями в данной точке изделия. Источник: МДС 53 2.2004: Диагностирование стальных конструкций … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Коэффициент концентрации механических напряжений (КМН) — отношение напряжения в точке конструкции к значениям напряжения в этой же точке при отсутствии причины местной концентрации напряжений. Безразмерная величина. Источник: МДС 53 2.2004: Диагностирование стальных конструкций … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • МДС 53-2.2004: Диагностирование стальных конструкций — Терминология МДС 53 2.2004: Диагностирование стальных конструкций: Градиент РГМН скорость изменения РГМН по заданному проектом направлению. Определения термина из разных документов: Градиент РГМН Изострессы линии поверхности изделия, в любой… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Нивенское сельское поселение — Страна … Википедия

  • концентрация — 3.4 концентрация: Объемная доля φi(Vi Vtot) компонента i в газовой смеси. Концентрация может быть выражена также в процентах (φi x 102), млн 1 или см3/м3 (φi х 106). При расчете массы компонента в 1 нм3 отработавшего газа концентрация, равная 1… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Коэффициент концентрации — 240 Источник: ГОСТ 19472 88: Система автоматизированной телефонной связи общегосударственная. Термины и определения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • КОВАЛЕВ НИКОЛАЙ ГЕОРГИЕВИЧ — Род.07.11.1937 г. в с. Новая жизнь Буденновского р на Ставропольского края. Окончил Туркменский СХИ (1962). Доктор технических наук (1990), профессор (1991), академик РАСХН (1995), академик РАН (2013). Видный ученый в области биоконверсии… … Биографическая энциклопедия РАСХН, ВАСХНИЛ

  • Попигай (Красноярский край) — Посёлок Попигай Страна РоссияРоссия Субъект феде … Википедия

  • Список медицинских сокращений — Эта страница глоссарий. # А … Википедия

  • Кубок УЕФА по футзалу 2007-2008 — Кубок УЕФА по мини футболу 2007 2008 7 ой розыгрыш кубка. Финальный матч состялся в Москве 27 апреля 2008 года между командами ВИЗ Синара из Екатеринбурга и Эль Посо из Мурсии и завершился победой российского клуба. Содержание 1 Этапы розыгрыша 2 … Википедия