Когда ребенок должен знать алфавит?

лично моя дочка начала проявлять больше знаний после трех лет. нам скоро будет 4 и мы знаем уже алфавит и цифры до 10 а считаем до 50 🙂 правда забываем двадцать, тридцать, сорок и пятьдесят 🙂 в изучении цифр нам очень помогла игра часики. 1. Вырезаем круг, делим на равные 10 частей, и от середины проводим линии. получаются как бы клетки. (частички от круга) так вот дальше2. пишем в каждой клетке цифру 1, в другой клетке 2, дальше 3 и т.д. до 103. чтоб ребенок мог понять что за цифра приклеиваем в каждую клетку кружки, звездочки (кому что нравится) например в клетке 1 — одна звездочка, в клетке 2 — две звездочки и т.д. в клетке 10 — 10 звездочек. 4. берем прищепки и каждой приклеиваем цифру 1, к др. прищепке 2 и т.д к 10 прищепке — цифру 10.5. начинаем игру. говорим малышу где у нас цифра 1? малыш не знает, мы начинаем вместе с ним считать звездочки в каждой клетке, например показываем на клетку 2, спрашиваем здесь сколько звездочек? давай посчитаем. считаете вместе с малышом, раз, два, здесь две звездочки а нам надо одну. показываете на клетку один, считаете- раз, правильно, вот она цифра один, показываете на цифру один в этой клетке и просите найти среди прищепок точно такую же, с цифрой 1. малыш ищет, сравнивает, ошибается и в итоге с вашей помощью находит единичку. Дальше сам должен прикрепить к цифре один. Я сначала начала учить до 5, остальные прищепки убрала или прикрепляла вместе с ребенком цифру к нужной клетке а с цифрами 1-5 учились считали играли. когда легко стало получаться добавила до 8 цифр ну а потом и все 10 :)старалась объяснить доступно, надеюсь понятно расписала все. Пробуйте, и ваш малыш быстро выучит цифры

Отвечает Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, профессор, академик РАО:

— В 3-4 года ребёнок и не должен запоминать буквы. В этом возрасте в мозге ещё не сформированы структуры, ответст­венные за различение буквенных знаков. Конечно, ребёнка можно надрессировать. Если каждый день показывать ему карточку с буквой «И» и повторять: «И, и, и…», он запомнит. Но это запомнит и обезьянка. Это для него не знак, не буква, а абракадабра. И чем дальше, тем хуже.

Если ребёнка до 4 лет заставляют читать, формируется неадекватный механизм чтения. Он схватывает взглядом первые 2-3 буквы и угадывает слово. Не угадал — вынужден вернуться в начало. Бесконечное движение глаз «челноком» утомляет, ребёнок теряет смысл прочитанного, и в итоге теряется интерес к книге.

Необходимая для чтения зрелость мозга у большинства детей формируется к 5-6 годам и лишь у 20% — к 4-5. Более того, в 3 года ребёнок не обязан знать и цвета. Можно рассказывать, но не требовать. В 3-4 года надо расширять кругозор, развивать речь, правильное произношение, учить отвечать на вопросы и задавать их правильно. Очень важно движение — ходить, стоять, подниматься по лестнице, брать мелкие детали, научить самостоятельно есть, петь, танцевать, слушать музыку, формировать ощущение ритма. В развитии ребёнка нет мелочей. Важна даже организация питания — красиво накрыть стол, положить салфетки. Очень многие родители почти никогда не садятся за стол с ребёнком. Стараются накормить его побыстрее, потом отправить играть в игрушки и сесть за стол самим. Это неправильно, как неверно и заставлять доедать. Это формирует отвращение к еде.

Так ли хорошо знать буквы в два года и так ли плохо еще не знать их в четыре? Как лучше всего учить с ребенком алфавит?

Когда нужно начинать учить буквы

Многие родители хотят как можно скорее обучить детей грамоте и переживают, когда малыш начинает запоминать буквы позже других. Но современные специалисты считают, что здесь не действует правило «чем раньше, тем лучше».

К примеру, по мнению нейропсихолога Анны Семенович, учить буквы и цифры с 2,5-3 лет крайне вредно. Специалист объясняет, что существуют определенные нейрофизиологические законы развития мозга. В этом возрасте формируется сенсомоторная и эмоциональная сфера малыша, еще не пришло время для познавательных процессов. Если начать активно нагружать его обучением, то есть несвоевременно развивать одну из психических функций, мозг ребенка будет выполнять поставленные задачи, но пострадает развитие других структур психики. Это чревато нарушением эмоциональных процессов, возможно появление заболеваний.

Анна обращает внимание, что сперва у ребенка развивается наглядно-образное, а затем абстрактно-логическое мышление. И обучение ребенка написанию букв переворачивает этот процесс наоборот, нарушая закон психологии.

По ее мнению, в 3–4 года нужно прививать ребенку бытовые знания, учить распорядку, помогать изучать окружающий мир, также можно отдавать его на творческие кружки. А буквы следует оставить на 4–5 лет.

При этом она признает, что есть исключения из общего правила: все дети разные, некоторые малыши самостоятельно учатся читать в раннем возрасте.

Как же определить когда именно приступать к алфавиту? Прекрасные советы на этот счет дает психолог Ольга Мельницкая. По ее мнению, главный показатель — внезапный интерес ребенка к буквам. И нет ничего плохого в том, даже если это произойдет в 6 лет, когда он осознает, что для получения информации из мира нужно уметь читать.

Время для алфавита пришло, если малыш:

  • подражает взрослым, делая вид, будто читает;
  • спрашивает, что написано в книге или на рекламе;
  • выговаривает почти все звуки;
  • строит фразы;
  • хорошо воспринимает на слух — может рассказать, о чем родители читали ему из книжки.

Как учить с ребенком алфавит

Лучше всего начинать обучение со звуков, а не с букв: проговаривайте с ребенком, как они произносятся. Также доктор Комаровский советует первыми разучивать гласные — детям их легче запоминать.

В обучении помогут мягкие кубики, карточки и магниты с предметами, названия которых начинаются на разные буквы, раскраски. И еще множество пособий, начиная от обычного букваря и заканчивая современными игрушками вроде музыкального алфавита.

Делайте занятия игровыми, учите вместе песенки и стишки, которые помогут запомнить буквы. Но главное — не заставляйте ребенка учить их. Лучше заниматься с ним коротко, по 10 минут и меньше, и если малышу становится скучно, прекращать занятие, чтобы не отбить интерес.

Важно: не раздражайтесь, если ребенок не помнит букву, которую вы повторяли уже много раз, или неправильно ее произносит. Продолжайте разучивать ее столько, сколько нужно для вашего крохи.

Начав в подходящее время, регулярно занимаясь и проявляя терпение, вы достигнете отличного результата: ребенок за пару месяцев освоит алфавит.