Кто виновен в гибели катерины?

Кто виноват в гибели Катерины? по пьесе Гроза (Островский А. Н.)

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Так кто же все-таки виноват в гибели молодой девушки? Попробуем разобраться в этом.

Катерина вышла замуж за Тихона не по любви. В новой семье она не находит гармонии. Попав к Кабановым, Катерина понимает, что ей совершенно некого уважать и ценить.

Марфа Игнатьевна (свекровь Катерины) — натура деспотичная, властная, грубая и необразованная. Из всех героев Кабаниха оказывает наиболее сильное давление на Катерину. Свекровь постоянно оскорбляет девушку, унижает. Сама Катерина говорит: » Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня… от неё мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны». Беспричинная злоба Кабанихи наводят Катерину на мысль о самоубийстве.

Тихон — очень жалкий и бесхребетный человек. Он находится под влиянием своей мамочки, во всем её слушается. Хоть ему это и не нравится, но сказать ей об этом боится. И это тоже угнетает Катерину. Ведь супруг не может защитить ее от постоянного издевательства свекрови.

Со временем Катерина встречает Бориса, влюбляется в него и понимает, что совершает большой грех, изменяя мужу. Ведь сама героиня была очень религиозной. Девушка полюбила его искренне, всей душой. Однако Борис считал их отношения минутным увлечением. Он живет одним днем, не думает о том, что будет завтра. Борис спрашивает Катерину: » надолго ль муж-то уехал… О, так мы погуляем! Время-то довольно…» Он согласен только на тайные отношения. Героиня же любит его по-настоящему, не боится никого, готова показать всему миру свои чувства.

Катерина долго размышляет над своим поступком, решает сознаться в том, что изменила Тихону. Но она покаялась не из-за страха перед людьми, а из-за страха перед Богом, потому что религия занимала особое место в ее жизни. Это признание дает Кабановой повод поиздеваться над Катериной. После этого главная героиня не выдерживает, бросается в воду и тонет.

Именно полное отсутствие надежды толкнет героиню на еще более тяжкий грех — самоубийство. Понимая невозможность примирить любовь к Борису с собственной совестью, а желание свободы с отвращением к дому Кабановой, Катерина решается свести счеты с жизнью. Она, по словам Н.А. Добролюбова, «не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу».

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id4782

Обновлено: 2014-03-18 Опубликовал(а): Анастасия Шелементьева

Кто виноват в гибели Катерины

Евгения Кошечкина

Сочинение по пьесе А.Н.Островского «Гроза».

В пьесе Островского «Гроза» показана обычная провинциальная жизнь захолустного купеческого городка Калинова. Образ жизни здесь тоже самый обыкновенный, со своими устоями и порядками, привычными для всех. Только лишь одному человеку все это чуждо – Катерине. Она попала сюда, как только вышла замуж за Кабанова. Раньше, когда она жила с матерью, она была по-настоящему счастлива. Эти времена, прошедшие навсегда, она вспоминает с грустью: «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем». «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью». Она вспоминает, как прекрасно жилось ей на воле. Но, попав в дом Кабанихи, она погрузилась в мир зла, жадности, обмана. Сама Кабаниха постоянно оскорбляет и унижает Катерину, презирая ее, она опасается, что Тихону «жена милее матери». Она его ревнует: «С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу». Кабаниха все время твердит сыну, чтобы тот и прикрикнул на Катерину, и пригрозил ей. От той же ревности она не дает ей покоя угрозами и намеками, хотя Катерина ей не перечит. У Кабанихи такой характер, что она может усмирить самого Дикого.

Ее сын Тихон – абсолютно безвольный человек, он полностью подчиняется матери и, уезжая от нее, ведет разгульный образ жизни. Хотя он и любит Катерину, он все равно ничего не может сделать, чтобы ей помочь, т.к. боится Кабанихи. Он не понимает ее души, ее стремлений и не думает ее защищать, а выполняет волю матери, причем, повторяя при этом каждое ее слово. Уезжая, он делает все так, как велела Кабаниха.

Сестра Тихона Варвара уже давно привыкла ко всяким предрассудкам и запретам Кабанихи. Она поставила себе цель и добивается ее несмотря ни на что. В разговоре с Варварой Катерина рассказывает ей обо всем, о чем думает, полностью ей доверяя. Когда Варвара узнает, что Катерина любит не мужа, а другого человека, она ее не осуждает, а, напротив, говорит: «Вот погоди, завтра братец уедет, подумаем; может быть, и видеться можно будет». Она считает, что человек должен строить свое счастье сам: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся! Так какая ж неволя себя мучить-то!» Она же устраивает Катерине и встречу с Борисом, всячески способствуя ей.

Борис может быть и любит Катерину, но он также не понимает ее и не может ничем ей помочь. Он не может бежать с ней, потому что зависит от своего дяди Дикого. Встречаясь с ней тайно, он знает, что все это не приведет к добру и рано или поздно всем будет известно об их связи, вся ответственность падет на Катерину.

Так все и произошло. Сама же Катерина рассказала всем об этом. Велика была ее вера в Бога, она боялась кары. Гроза и слова старухи-графини только подтолкнули ее рассказать правду. Кабаниха, узнав обо всем, взбесилась, Тихон же уговаривает Катерину не рассказывать об этом на людях. Она, не выдержав оскорблений и унижений, больше не может возвратиться домой. Поделиться с кем-то своими горестями она не может. Раньше она рассказывала все Варваре, но та убежала с Кудряшом. При последней встрече с Борисом она надеется на какую-нибудь поддержку с его стороны, но все напрасно – он покидает ее. Катерина остается одна, ей некуда деться. Не осталось никого, кто мог бы понять ее. Отчаявшись, она бросается в Волгу.

Так кто же виноват в гибели Катерины? Все люди, окружавшие ее, были или злыми и жестокими, или безвольными и непонимающими. После прежней радостной и счастливой жизни она погрузилась в беспросветную, полную упреков и обид пустоту. В ее окружении она одна была непохожа на других. И после всего того, что причинили ей эти люди, оставив ее со всеми переживаниями, ей не оставалось больше ничего, кроме смерти.

» Назад к списку

» «Ох, род купеческий!..» (взгляд со стороны на «темное царство» по пьесе А.Н.Островского «Гроза») | Главная | Сочинение — анализ сцены «Прощание Катерины с Борисом» (по пьесе А.Н.Островского «Гроза») «

Кто виноват в гибели Катерины? (Сочинение – исследование по пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

Раиса Фёдоровна | 11 Мар 2010


Все драматические события в пьесе «Гроза» протекают в небольшом провинциальном городке Калинове, что находится на берегу могучей русской реки Волги. Поэтически возвышенно начало пьесы. Перед нами — волжский пейзаж. Крутой обрывистый берег, бескрайние сельские просторы и русская раздольная песня «Среди долины ровные, на гладкой высоте…». И рождается в душе ощущение необъятных возможностей русской жизни.

Заканчивается пьеса. И вновь мы на берегу Волги. Тот же высокий крутой обрыв. Только ощущение иное. Наступает развязка, завершаются нравственные муки Катерины. С одной стороны, величественный, светлый волжский вид, а с другой – волжский омут, в пучине которого должна найти свой конец Катерина. Уже это парадоксальное соединение поэтического и прозаического, светлого и мрачного наводит нас на мысль о том, что жизнь в условиях этого города доводит людей до отчаяния, что конфликт неизбежен.

В этих условиях живет и мучается Катерина; жизнь ее оказалась настолько невыносимой, что единственным выходом из жизненного тупика для нее стала смерть. Неизбежна ли гибель Катерины? Был ли у нее путь спасения? Кого винить в гибели героини? – вот вопросы, встающие перед нами. И ответить на эти вопросы, понять причины трагической развязки мы не сможем правильно, если не будем иметь представления о характере ее, воспитании, образе жизни до ее замужества. Как самые счастливые воспоминания хранит Катерина в памяти воспоминания своего детства. Маменька души в ней не чаяла, наряжала, как куклу. Жила Катенька, как птичка на воле, ни о чем не тужила. Слушала недосужие рассказы странниц, которые «по немощи» своей далеко не ходили, но слышать слыхивали, вышивала золотом по бархату, поливала цветы.

А главное, как вспоминает Катерина, «…до смерти любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду… Молиться любила до самозабвения: …все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается». Церковная обстановка, церковное пение, служба погружали ее в какой-то поэтический мир сказочных образов. Катерина религиозна. Ее вера в Бога искренна, глубока, органична; это переживание чего- то доброго, величественного, духовного.

Катерина – натура поэтически – восторженная. Ей иногда кажется, что она птица: «Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». Но в этой поэтически восторженной натуре рано сказалась сила характера: «Такая я уж зародилась, горячая! Я еще лет шести была… Обидели меня чем –то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять?» В исследовании причины гибели Катерины нужно помнить и то обстоятельство, что она – дочь своего времени. Времени, когда девушки не выходили (как говорят сейчас) замуж, их выдавали, замуж. Приходило время (лет 16 – 17), им родители говорили, что пора замуж, засылались сваты, и девушки выполняли волю родителей. Катерина хочет быть вольной, как птица, свободной. Но понятие «свобода» у нее олицетворяется с понятием любви. Любви по зову сердца. Для неё любовь становится формой освобождения, возможностью отстоять свое право на жизнь.

Но Катерину выдали замуж за Тихона в дом Марфы Игнатьевны Кабановой. Вольная птица сразу оказалась в «железной клетке». В доме Кабановых все было по- другому. Домостроевские порядки, установленные Кабанихой, требовали полного подчинения старшим. Не искренние чувства, не от сердца идущие порывы, а лишь внешние выражения каких – то благочинных правил, суть которых состояла в покорности и страхе. Это унизительно для Катерины, ей стыдно за Тихона, который безропотно выносит все укоры «маменьки». «Да здесь как будто из-под неволи. Да и на воле словно связанный», — признается Катерина Варваре.

В порыве нежности, провожая мужа в дорогу, она кидается ему на шею. Таковы ее искренние чувства, идущие от сердца. Но в ответ слышит властное: «Чего на шею – то виснешь, бесстыдница! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!». «Порядок» Кабанихи требует, чтобы жена, проводив мужа, еще час – полтора «выла». Катерина пока терпит, но чувствуется, что столкновение неизбежно. На обиду Кабанихи она ответит: «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!» «Эка важная птица», — произнесет свекровь в ответ с издевкой, намекая, что засадит в скором эту «птицу» в клетку. Но не таков характер непокорной Катерины. Она как раз стремится к воле, желая освободиться от клетки. Положение Катерины усложняется еще той жизненной ситуацией, в которой она окажется. Она полюбила Бориса, племянника Дикого.

С одной стороны, Катерина, искренне впервые полюбив, понимает, что она имеет право на свое женское счастье. Но Катерина – мужняя жена, а «ведь это страшный грех, что я другого люблю». Она потому и боится грозы. Ей не то страшно, что убить сможет, «а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами». Для Катерины не только «деяния», помыслы лукавые греховны. Внутренняя борьба между чувством и долгом (она ведь и Тихона обманывает), между чувством и страхом греха низводят Катерину нравственными терзаниями. Она не может жить по нравственным правилам «темного царства» — живи, как хочешь, делай, что хочешь, лишь бы все «шито да крыто» было. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Суд собственной совести не дает ей покоя, поэтому Катерина предчувствует в душе какую-то беду; пророческие слова барыни: «Все в огне гореть будете неугасимом», — она принимает на себя. Нравственные терзания обостряются, загоняют Катерину в тупик. С одной стороны, о своей любви к Борису она скажет: «Точно я снова жить начинаю…». С другой, страшась греха, она испытывает нравственные терзания.

Трагедия Катерины в том и состоит, что любовь свою к Борису она считает страшным грехом, за который ей в «гиене огненной» кипеть, когда придет час божьего суда. Не помог ей освободиться и Тихон.»Тиша, голубчик, кабы остался, либо взял меня с собой, как бы я тебя любила… Ну, так вот что! Возьми ты с меня какую-нибудь клятву страшную…». Но Тихон, занятый только своими мыслями о том, что две недели над ним никакой грозы не будет, полная свобода впереди, не мог по-настоящему постичь меру страданий и стремлений жены, не в состоянии проникнуть в ее душевный мир: «Не разберу я тебя, Катя! То от тебя слова не добьешься, не то что ласки, а то так сама лезешь». Отрежет ей путь спасения, и Борис: «Нельзя мне, Катя. Не по своей воле я еду…». Душевно мягкий и деликатный, образованный… Он-то как раз все понимал, что творилось в душе Кати. Знал… А спасти – силы характера не достало. Как скажет Добролюбов: «Образование не позволило ему делать пакости, но и не научило противиться им». Остается только сожалеть, что волевой Катерине довелось встретить на своем пути характер безвольного, человека, который не только подчиняется капризам своего дядюшки, но и сознательно терпит их. И полюбила его Катерина скорее на безлюдье, не похожего на других калиновцев.

Произнесет Катерина одну фразу: «Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их». А детки не спасли был Катерину от трагической развязки? Не знаю, но наверняка жизненная судьба ее сложилась бы иначе. Детки для нее, мне кажется, могли бы стать и смыслом жизни и той возвышенной, но материнской любовью, которой так недоставало ей.

А пока… Свободно любить Катерине нельзя. Встречаться с любимым тайно… Природная правдивость не позволяет ей жить обманом. Самым напряженным моментом внутренней борьбы Катерины между чувством и долгом станет сцена с ключом. Побеждает чувство: «Бросить ключ? Нет, ни за что на свете! Будь что будет, а я Бориса увижу!…» Но как мучительны для Катерины эти свидания. Муки совести («ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда!») по-прежнему терзают ее.

Но чувство Катерины глубоко, жажда любви настолько велика, что она решилась, пойти против самой себя, своих нравственных устоев, которые считала для себя святыми. На осторожное слово Бориса: «Никто и не узнает про нашу любовь. Неужели же я тебя не пожалею!», — Катерина решительно окажет: «Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!». Кажется, что Катерина преодолела страх греха, не страшен ей теперь и людской суд. Самым страшным теперь для Катерины становится мысль: «как запрут на замок, вот смерть! А не запрут, так уж найду случай повидаться». Но что же победит – чувство или голос совести?

И вот кульминационный момент…Неожиданно возвращается Тихон. Как жить ей дальше? Обманывать она не сможет. Как быть ей с собственной совестью? Жизненные тиски сошлись, кажется, со всех сторон. Все восстало против нее. Зловеще нависло предгрозовое небо («Ровно шапкой так и накрыло). Катерина услышит случайно оброненную фразу: «… помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет… Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит…». За ней появится полусумасшедшая барыня со своими предсказаниями. Пытаясь молитвой облегчить, нравственные муки свои, Катерина подойдет к стене и, опустившись на колени, подняв голову, увидит «гиену огненную». Внутреннее состояние ее не выдерживает психологического напряжения, и она тут же прилюдно, «на миру», кается в своем грехе. Нет, не смогла жить обманом, суд совести оказался выше.

Сценой покаяния Катерина освобождает себя от нравственных терзаний, но тем самым осложняет и без того тягостное свое существование. Путь к спасению отрезан. Борис оказался слаб душой. Можно вернуться в дом Марфы Игнатьевны, покаяться, попросить прощения. Но для Катерины, «что домой, что в могилу – все равно. Опять жить? Нет, нет, не надо… И люди мне противны, и дом мне противен… Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…»

Нет, непокорная Катерина находит выход из тупика. Финальная гроза – это символ той грозы, которая нависла над Калиновым. Неслучайно пьеса заканчивается народной сценой, узел семейных событий распутывается «на миру». У всех на виду обнажились бесчеловечные основы «темного царства»! Безропотный Тихон трезвеет и произнесет свои веские слова: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…». Общественное отношение к семейной драме Кабановых выскажет в открытом упреке и Кулигин: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!». Смерть Катерины взметнула стоячий мир Калинова. В самой ее смерти, как заметил еще Добролюбов, есть что-то «освежающее и ободряющее».

Но кого же винить в гибели Катерины? Она нашла выход из «тупика». Но кто ее к нему довел? Можно согласиться с Тихоном, который бросит: «Маменька, вы ее погубили».

Можно обвинить Бориса, отказавшегося взять Катерину с собой.

Но мне ближе другое исследование: «Невыносим для Катерины собственный суд над собой. Потрясены ее нравственные устои. Это не просто «семейный обман», произошла нравственная катастрофа, нарушены извечные в глазах Катерины нравственные установления». Действительно, «Гроза» – это не трагедия любви (не отказ Бориса убивает Катерину). Это скорее всего – трагедия совести. Так и не смогла Катерина преодолеть греховность своей любви к Борису. Вот это безнадежное отчаяние примирить совесть с любовью к нему и непримиримость, отвращение к домашней тюрьме, к неволе и является причиной ее гибели. В ней самой, в ее любви, в ее душе, ее нравственных представлениях и высокой моральной требовательности и кроется причина трагического исхода ее из жизни.

Темы: Островский А.Н. | комментариев 18 «

  1. Дарья пишет:
    07 Окт 2011 в 21:57

    Лучший анализ который я читала! Спасибо!

  2. Раиса Фёдоровна пишет:
    07 Окт 2011 в 22:08

    Спасибо! 🙂

  3. Екатерина пишет:
    24 Окт 2011 в 20:41

    очень помогло с сочинением!спасибо огромное!Потрясающе написано!

  4. Раиса Фёдоровна пишет:
    24 Окт 2011 в 21:21

    Спасибо, Екатерина!

  5. беглый пишет:
    16 Ноя 2011 в 09:15

    спасибо, за сочинение!!! теперь буду ждать оценки…

  6. Раиса Фёдоровна пишет:
    16 Ноя 2011 в 14:39

    Спасибо за отзыв!

  7. Макс пишет:
    17 Дек 2011 в 13:24

    Спасибо, за сочинение!

  8. Раиса Фёдоровна пишет:
    17 Дек 2011 в 17:57

    Спасибо за отзыв, Макс!

  9. Mark пишет:
    27 Дек 2011 в 19:34

    Отличное и детальное сочинение!

  10. Раиса Фёдоровна пишет:
    29 Янв 2012 в 13:03

    Спасибо 🙂

  11. ИГОРЬ пишет:
    27 Янв 2012 в 15:49

    сочинение классное, получил пять

  12. Раиса Фёдоровна пишет:
    29 Янв 2012 в 13:02

    Спасибо 🙂

  13. Даниил пишет:
    01 Окт 2012 в 22:29

    Большое спасибо за такое замечательное сочинение!)

  14. Антон пишет:
    15 Окт 2012 в 19:11

    Очень помогло с сочинением!!

  15. София пишет:
    08 Ноя 2012 в 13:19

    Огромное спасибо! Замечательное сочинение!! Очень помогло!!!)))

  16. Раиса Фёдоровна пишет:
    08 Ноя 2012 в 13:29

    Спасибо за отзыв! 🙂

  17. Катя пишет:
    26 Ноя 2012 в 14:42

    Огромное вам спасибо за замечательное сочинение!

  18. Алексей пишет:
    24 Сен 2015 в 17:40

    Спасибо большое,великолепное сочинение.

Сочинение по теме: «Борис или Тихон: кто из них виноват в гибели Катерины? (по Островскому)»

1 вариант сочинения
По моему мнению, здесь нельзя дать точного ответа. Борис и Тихон оба в какой-то степени виноваты в гибели Катерины. Да и они могли догадываться, как все может завершится.
Борис может быть виноват, потому что он связался с Катериной сам, зная, что она замужем. Катерина даже пыталась прогнать его, но тот отказывался и говорил, что любит ее: «Катерина. Поди от меня! Поди прочь, окаянный человек! Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем. Борис. Не гоните меня! <…> Катерина. Зачем ты моей погибели хочешь? Борис. Как же я могу хотеть вашей погибели, когда я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!».
Еще, Борис, возможно, виноват, потому что, когда Катерина предложила уехать в Сибирь, он отказался.Всё это Борису даже не нужно, он не готов с ней никуда уезжать. Цитата подтверждает, что Борис не берет с собой Катерину: «Катерина. Куда едешь? Борис. Далеко, Катя, в Сибирь. Катерина. Возьми меня с собой отсюда! Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись.»
Тихон, по моему мнению, виноват, потому что не уделял должного внимания Катерине. Также, Тихону Кабаниха говорила, чтобы он вел с Катериной себя строже: «Кабанов. Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит. Кабанова. Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно.<…> Кабанова. Так, по-твоему, нужно все лаской с женой? Уж и не прикрикнуть на нее, и не пригрозить? «

Еще, Тихон слишком сильно зависел от мамы. Он во всем ей подчинялся. Поэтому, ему хотелось куда-то уехать и отдохнуть, а жену брать Тихон не хотел. Также, Тихон уезжает не просто отдохнуть, но еще и выпить: «Варвара. Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьет. Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей.» Его уезд мог стать одной из причин для измены Катерины, и, в следствии, мог стать причиной гибели Катерины.
Данными цитатами и фразами я хотела показать, что я считаю виновных в смерти Катерины Тихона и Бориса, потому что они оба почти в равной степени виноваты.
2 вариант сочинения
В пьесе Александра Николаевича Островского затрагиваются различные типичные проблемы и события того времени. Одним из самых ярких и, пожалуй, трагичных является самоубийство Катерины. Почему она так поступила и кто же был причастен к ее гибели? Именно это мне бы и хотелось разобрать.
На мой взгляд, в самоубийстве Катерины виноваты многие из города Калинов. Одним из таких людей является Тихон. Девушка хоть и не ощущала каких-то романтических чувств к своему мужу, но старалась быть, так называемой, идеальной женой для него. К сожалению, обстановка в которой находилась Катерина Кабанова просто убивала ее. Тихон во всех ситуациях слушался своей матери, даже когда дело касалось его жены, хоть он и говорил, что ему жаль Катерину, все равно избивал девушку по указанию матери. В пьесе Александра Николаевича Островского данное утверждение подтверждается так: «А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее». Катерина Кабанова не чувствовала себя нужной, она была совершенно несчастна из-за подобного отношения Тихона к ней. Вместо того, чтоб как-то противостоять Кабанихе и не давать поступать ей грубо по отношению к Катерине, герой же исполняет все приказы матери: «Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит». Из-за подобной обстановки, сложившейся в доме Кабанихи, Катерина Петровна хотела чувствовать себя нужной и просто счастливой, чего она не ощущала в браке с Тихоном, но нашла в Борисе. Таким образом, Тихон Кабанов сам поспособствовал измене нашей героини, а в скором времени и ее кончине.
Второй немаловажный герой, тоже сыгравший огромную роль в судьбе Катерины- Борис. Борис совершил несколько проступков, в том числе тот, который повлиял на судьбу нашей несчастной и наивной героини. Он показал Катерине, что же такое, быть по-настоящему счастливым человеком. Героиня начала ощущать себя нужной, в ее жизни появился человек, относящийся к ней совсем по-другому, отлично от того, как это делали в доме Кабанихи, и в ее жизни, с приходом Бориса, появился смысл. В пьесе Островского это утверждение подтверждается так: «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю». Такое отношение напоминало ей то же, что и было в ее родительском доме до замужества, Катерина вспоминала об этих временах: «Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». Тем не менее, несмотря на многие положительные моменты во
взаимоотношении этих двух героев, Борис был виноват в ее самоубийстве. Он дал ей надежду на счастливую жизнь, но когда Дикой посылает парня в Сибирь, а героиня просится поехать с ним, он отказывает ей, не понимая, что делает только хуже, но Катерина, считает ситуацию с Борисом изменой мужу- огромный грех для верующей героини. В пьесе эти слова подтверждаются так: «Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем».
Рассмотрев обоих из представленных мною героев, каждый в какой-либо степени были виноват в такой грустной кончине несчастной девушки. Тихон был бесхарактерным «маменькиным сынком», не имеющим своего собственного мнения. Борис по своей глупости не понимал, что своим отказом Катерине Кабановой дает ей толчок совершить самоубийство. Несчастная девушка просто не видела смысла жить дальше в таком доме (в особенности после позорного признания об измене), атмосфера в нем просто-напросто убивала героиню, и вскоре она и решается на самоубийство.

Дата добавления: 2018-10-11

Назад к архиву сочинений

Виновны ли Борис и Тихон в смерти Катерины? (Школьные сочинения)

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

«Да здесь все как будто из-под неволи», — так описывает главная героиня кабановский дом.

Ее страдания усиливаются, когда в городе появляется Борис. И так, будучи подавленной поведением свекрови, она начинает остро ощущать потребность в любви, которой в этом доме обделена. Внутри нее идет мучительная борьба: остаться верной мужу и завянуть окончательно или пойти на грех ради своего счастья в жизни. И, что самое печальное, помочь разрешить этот конфликт не в силах ни Тихон, ни Борис. Катерина словно мечется между двумя берегами. Хочет ли пристать к Тихону, хочет ли к Борису — ухватиться ей не за что.

Катерина — верующая девушка, и она всеми способами старается сохранить брак, но в своих стремлениях не находит поддержки. Тихон не то что не любит Катерину, но даже банального уважения к ней не проявляет, защитить от нападок матери не может и не хочет. Провожая мужа в поездку, она просит его остаться или поезжать вместе с ним: «…как бы я тебя любила…». Но Тихон предает ее, оставляя наедине не только с Кабановой, но и с ее душевным сметением, а сам уезжает отдыхать от гнетущей семейной жизни и выпивать.

Оказавшись отверженной мужем, она пытается ухватиться за Бориса Григорьевича, но и тут терпит неудачу. Короткий летний роман, длившийся всего 10 дней, приносит в конце только боль и разочарование. Ради любимого Катерина была готова не только на людское осуждение, но и совершение греха. А на что был готов Борис? Чем жертвовал он ради Катерины? Ничем. Он получил над ней волю, а большего ему и не надо. Заступиться за свою женщину он не способен, как и бесхарактерный, задавленный матерью, Кабанов. Только Борис-то никем не подавляется, а бездействует по своей воле. Он поступает точно так же, как и Тихон: уезжает, оставляя Катерину с разгневанной Кабанихой, желающей Катерину «живьем в землю закопать» после покаяния невестки, и с раздирающей ее изнутри борьбой между чувством и долгом.

Что могла предпринять Катерина? Как могла поступить? Чем могла руководствоваться в своих решениях? Она ничего этого не знала. Вокруг нее и внутри нее бушевала гроза, конец которой мог придти только со смертью Катерины. Виновны ли Тихон и Борис трагическом исходе? Несомненно. Всё, в чём нуждалась главная героиня, — это любовь. Она не требовала сворачивать ради нее горы; она просила всего лишь любить ее, искренно и верно. Если бы ее любили по-настоящему, то есть ценили и уважали, были бы для нее не просто любовником или человеком с названием «муж», а заботливым отцом и верным защитником-братом, она бы вынесла все. Она бы стерпела и осуждение окружающих, и их упреки, и лицемерие, и чёрствость калиновских самодуров. Но ей этой любви никто не дал: ее предал и Тихон, и Борис, поэтомуёужасная душевная трагедия закончилась самоубийством, покончившим с раздирающими ее изнутри страданиями.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id59583

Обновлено: 2019-07-01 Опубликовал(а): Ксения Рыбина