Мерзнут ноги в обуви

Чем дороже — тем лучше?

Несмотря на огромный выбор, подобрать качественную и удобную зимнюю обувь, которая прослужит не один сезон, непросто. Высокая цена отнюдь не гарантирует качества. Зима тестирует обувь на прочность каждый день — снегом, слякотью, реагентами, перепадами температуры. Как выбрать ботинки или сапоги, у которых через неделю не отвалится каблук, не треснет подошва?

Лучший материал для верха зимней обуви — натуральная кожа, это знают все. Вот только бывает она разного качества. Как же выбрать лучшую? Одним из ориентиров может служить цена. Женские сапоги из натуральной и хорошо выделанной специально для обувной промышленности кожи крупного рогатого скота не могут быть дешевле $100, говорит консультант торгового центра обуви «На Автозаводской» Михаил Симаков. Мужские ботинки должны стоить минимум $70 — 80.

Разумеется, цена зимней пары зависит и от производителя. Российская, турецкая или, например, китайская дешевле итальянской, испанской и финской. «Настоящая итальянская зимняя обувь из натуральной кожи не может стоить меньше $130, — предупреждает продавец-консультант салона итальянской обуви торгового дома «Москвичка» Тина Дараселия. — Если пара дешевле, значит, кожа не натуральная, а искусственная или прессованная».

По словам специалистов ЦНИИ кожевенно-обувной промышленности, современные технологии позволяют изготавливать кожаное полотно из обрезков и отходов. И даже профессионал не всегда отличит одно от другого. А прослужат сапоги из прессованной кожи сезон, не больше. Хотя она, выглядя, как натуральная, ведет себя, как искусственная: плохо дышит, не пропускает влагу и воздух, ломается и облезает.

«Кожа, из которой изготовлен верх зимней обуви, должна быть хорошо отформованной, глянцевой, она лучше отталкивает воду, — говорит Лидия Шмакова, инспектор Роспотребнадзора. — Перед первым выходом на улицу любую обувь надо обязательно обработать водоотталкивающим составом, иначе даже самая качественная кожа быстро потеряет вид, а обувь — потребительские свойства».

Зимние сапоги очень часто только «прикидываются» зимними. Просто демисезонную обувь утеплили мехом

Качественная подошва для зимних сапог и ботинок важна не меньше. Натуральная кожа для нее категорически не годится. Лучше отдать предпочтение обуви на подошве из термопластичной резины, каучука или полиуретана. Такие подошвы легки, прочны, не стираются быстро и не ломаются при изгибе. Правда, носить такую обувь рекомендуется при температуре не ниже минус 15 градусов. Намного лучше переносит морозы обувь с подошвой из термоэластопласта (ТЭП). На глаз отличить каучук от ТЭП сложно даже специалисту. На ощупь можно: ТЭП — материал более плотный и не такой гибкий, как, скажем, каучук, правда, тоже можно промахнуться. Надежнее прочитать, из чего изготовлена обувь: на коробке производители обязаны указывать эти данные. А если их нет, имеет смысл требовать у продавца сертификат соответствия, где эта информация точно есть.

«Большинство женских сапог, которые сегодня продаются, только прикидываются зимними, — объясняет Лидия Шмакова. — Для экономии затрат производители нередко утепляют демисезонные сапоги мехом или просто ограничиваются меховыми стельками и выдают сапоги за зимние. Такую обувь можно отличить по тонкой гладкой подошве без характерного зимнего рифления и неустойчивому каблуку. В ней ноги будут мерзнуть и скользить.

У настоящей зимней обуви должна быть устойчивая рифленая подошва».

Если модель вам понравилась, а подошва тонковата, положение могут спасти стельки. Специальные многослойные термостельки — самый популярный товар для тех, кто покупает демисезонную обувь для зимы, считает директор магазина «ЕССО-Валдай» Виктория Тимофеева. Стельки состоят из трех слоев. Верхний — из шерсти, средний — из изоляционного материала, нижний — из алюминиевой фольги.

Как соединяется верх с подошвой, тоже важно: либо приклеивается, либо отливается. Применяются также различные формованные детали низа с имитацией швов, накладных рантов и т.д. Для зимней обуви лучше подходит клеевой, литьевой, рантовый методы крепления или их комбинации.

Внутри зимняя обувь отделывается меховой подкладкой, чаще из натуральной овчины, реже из искусственного меха или кролика. Самым большим спросом пользуется зимняя обувь с подкладкой из натурального меха,

а вот на стельку и на то, что под ней, покупатели обращают внимание редко. И зря.

«В зимней обуви с меховой подкладкой в заднике обязательно должен быть вместо меха кожаный карман, иначе мех на пятке быстро прорвется, — предупреждает Лидия Шмакова. — Стелька должна выниматься, чтобы ее можно было просушить. Если она приклеена, невозможно определить, целиковая она или сшита из кусочков, где расположены швы, на какой картон она «посажена». Некоторые изготовители наклеивают стельку на коробочный картон, который быстро размокает. В стельке допускается только один шов, она должна быть прострочена по периметру. Кроме того, если стелька приклеена, не видно дефектов внутри обуви — торчащих гвоздей, бугров, незаделанных швов».

Ну и, наконец, еще одна важная деталь — обувь, как и продукты, имеет срок годности. Подошва при длительном хранении теряет эластичность и может треснуть. Поэтому смотрите на дату изготовления и не покупайте залежалый товар.

Светлана ШЕВЧЕНКО