Можно ли преподавать английский без педагогического образования?

Категория: Первый проректор по образовательной деятельности.

Вопрос: Здравствуйте. Как я поняла, в связи с введением профстандарта учителей, преподавать в школах с 1 января будут иметь право только выпускники педагогических ВУЗов. То есть в дипломе, как я понимаю, должно быть написано «учитель/преподаватель/педагог».
Я выпускница 2013 года, в моем дипломе написано, что я Биолог и все.
По новым стандартам, смогу ли я устроиться на работу в школе?
Вроде бы раньше в дипломах Университета писались через запятую предметная область (биолог, математик, физик, …), а далее «учитель/преподаватель этого же предмета».
Если с моим дипломом по новым правилам я не буду иметь права работать в школе, может ли университет сделать какую-то бумагу, которая бы давала это право? Ведь дисциплина «педагогика» у нас в программе была.

Ответ Первого проректора по учебной, внеучебной и учебно-методической работе СПбГУ Бабелюк Екатерины Геннадьевны: Согласно требованиям к образованию и обучению профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – Профстандарт), утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н, должность учителя в общеобразовательной организации может занимать лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Таким образом, для замещения должности «Учитель» достаточно наличие высшего образования в области, соответствующей преподаваемому предмету. В таком случае не требуется высшее образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Одновременно сообщаю, что в связи с поступлением Вашего обращения Санкт-Петербургским государственный университете направил запрос в Министерство образования и науки Российской Федерации. В соответствии с полученной от Минобрнауки России информацией предусматривается перенос срока начала применения Профстандарта на 01.09.2019. Соответствующий приказ Минтруда России утверждён 15.12.2016 и направлен для регистрации в Минюст России, после прохождения которой вступит в силу. До вступления в силу Профстандарта необходимо руководствоваться разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённым приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н (далее – раздел ЕКС). При этом обращаю Ваше внимание на фактическую тождественность квалификационных требований к образованию, установленных в квалификационной характеристике должности «учитель» подраздела III раздела ЕКС, и требований к образованию для замещений должности «учитель», утвержденных Профстандартом.

С учетом изложенного, лицо, имеющее высшее образование по специальности «Биология» и квалификацию «Биолог» (без указания слов «Учитель биологии»), соответствует предъявляемым требованиям для замещения должности учителя биологии в общеобразовательных организациях. Вместе с тем, как следует из разъяснений Минобрнауки России, вопрос о приеме лица с соответствующим образованием на должность учителя по другим предметам может быть рассмотрен работодателем самостоятельно, исходя из потребностей штатного расписания образовательной организации и с учётом последующего после трудоустройства предоставления такому работнику необходимого дополнительного профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету.

См. также: Позиция МОН: никаких нормативных препятствий для работы учителями у выпускников СПбГУ нет

Метки: Трудоустройство выпускников

У всех из нас репетитор ассоциируется в первую очередь с учителем, который имеет специальное педагогическое образование и преподает знания детям. Но мало кто задумывается о том, что он не обязательно должен иметь педагогический диплом. Главным в этом случае является наличие обширных знаний по определённому предмету, которыми он может делиться на своих занятиях.

Какие дисциплины можно преподавать?

Абсолютно все, поскольку существует ряд профессий, непосредственно связанных с углубленным изучением некоторых областей знаний. К примеру, студенты факультетов международных отношений всегда прекрасно владеют иностранным языком, поэтому вполне могут попробовать себя в качестве репетитора по этому предмету. Так же и будущие физики легко могут преподавать эту сложную науку, например, школьникам или студентам, которые только начали свою учебу.

Быть под силу репетитором и уже работающим людям, желающим поделить важной и ценной информацией с молодым поколением. При этом не стоит думать, что востребованы исключительно школьные дисциплины. Узкоспециализированные учителя также не остаются незамеченными на рынке образовательных услуг.

Как подготовить себя к репетиторству?

Репетитор — в первую очередь педагог, поэтому прежде чем начинать искать клиентов, стоит задуматься о том, сможете ли вы изложить имеющиеся у вас знания другим людям. Попробуйте взять одну из тем дисциплины и преподнести ее на бумаге, тщательно продумывая не только теоретический материал, но и возможности его закрепления на практике. Это очень важный шаг, поскольку если использовать исключительно метод лекций, то вряд ли ученик сможет освоить информацию в нужном объеме. Затем попробуйте порепетировать, представив перед собой клиента.

После нужно тщательно промониторить рынок услуг и определиться с ценой занятия. Занижать планку не стоит, постарайтесь найти среднее значение, руководствуясь еще и тем, сколько у вас опыта в этой работе.
Последний шаг – размещаем объявление на популярных интернет-площадках или в печатных изданиях и ждем заказчиков.

Не бойтесь делиться своими знаниями и опытом, когда на этом можно еще и зарабатывать. И не важно, что вы не педагог!