Нужно ли давать списывать?

Даже в Сборнике по подготовке к итоговому собеседованию для 9 класса есть такая тема для монолога-рассуждения: «Нужно ли давать списывать?» Помню, что для меня было удивительно узнать причины, по которым школьники в Европе и США не дают списывать своим одноклассникам. Оказывается, они не хотят ставить своих товарищей по классу в неловкое положение, не хотят показывать им, что те, кто просит списать, глупее остальных.. и по словам корреспондента, они и не просят, и не дают списывать.

И я задумалась… а как же мы? И просили списать, и сами давали. Да, и те, кто учился хорошо, тоже попадали в такую ситуацию: знали, что сейчас прозвенит звонок, учитель соберет тетради с домашним заданием, а оно не сделано. Но чаще всего это происходило не из-за лени или безалаберности. Просто «не далось» это задание. Задача не решилась…

Но была в моей жизни одна ситуация, когда я целый месяц не давала одноклассникам списывать. На спор. Но всё по порядку.

Училась я на 4 и 5, частенько в четвертях выходила отличницей. Четверка в основном выходила по алгебре. Пятерка по физике была натянутая. Домашние задания делала со всей ответственностью. Но фанатом точных наук не была. К выпускному классу ( тогда это был 10) стало понятно, что поступать буду на филфак, но точные науки учить приходилось — сдавали 7 выпускных экзаменов.

Да, списывать давала мальчишкам, которые учились на тройки, но были замечательными товарищами. Вообще у нас класс был дружный и веселый. И вот однажды одноклассница сказала, что я не смогу никому отказать и не дать списать. Вроде как намёк на мою мягкотелость. Хотя такое слово произнесено не было. Смысл был тот. .Я, конечно, девочкой тихой и скромной была, как сейчас сказали бы, белой и пушистой. Но не знали они о том внутреннем стержне, который составлял основу моего характера. В общем, поспорили мы, что ровно месяц, а это происходило 25 апреля, я никому не дам списывать. То есть до конца учебного года — до Последнего звонка, до 25 мая. Спорили на шоколадку.

Весь класс узнал о нашем споре. Да, ребята подходили иногда и спрашивали. Я отвечала, что поспорила и поэтому не могу дать списать. Все всё понимали, и никаких обид не было. И 25 мая я получила шоколадку! Спор был выигран.

Сейчас спустя многие годы я спрашиваю себя: вот что это было? Глупость? Упрямство? Утверждение и проба характера?

Елена Ханга: — Добрый вечер, сегодня я предлагаю вам поговорить на очень забавную и вместе с тем важную для всех студентов тему. Каждый из нас, кто когда-то учился, сталкивался с этим вопросом и решал для себя хотя бы один раз в жизни этот вопрос. Одним словом, списывать или не списывать. Все студенты, бывшие и будущие, присоединяйтесь к этому разговору. Давайте выяснять, как это: не давать товарищу? Со мной на эту тему будет беседовать Александр Милкус, редактора Отдела образования. Мы с ним поспорили еще две недели назад. Я утверждала, что не может русский человек не дать списать. А он утверждает, что это аморально. Александр Милкус: — Я бы хотел сказать, что тема списывания касается не только студентов. Это глобальный философский вопрос. У меня есть знакомый, бывший преподаватель МАИ, кандидат физико-математических наук, 15 лет назад он уехал в США в Силиконовоу долину, Сергей Савостюк. Он там сейчас бизнесмен, у него предприятие по производству элементов для полупроводников. Он живет в очень фешенебельном городке на берегу океана. Мы с ним ходили по побережью и разговаривали. Он выводит различие в достижениях Советского Союза, России и Америки из принципиальной ситуации: списывают или не списывают. У него целая философия есть, построение. Американцы не списывают. У них в голове нет. Украсть чужую мысль у ни заложен предохранитель, он не перегорает. Они просто не понимают, как это делать. Сергей делал из этого очень интересные выводы, что люди привыкли работать своей головой и отвечать за свой результат. Это уже связано не только с образованием. Это связано с образом жизни. То есть, ты изначально приучен страной, ментальностью, традициями бороться за себя, жить своей головой, жить своим умом и рассчитывать на свои силы. И дальше он рассказывает, что экономика страны построена том, что ты личность и у тебя нельзя украсть. У нас психология другая. Он делает равенство между списыванием у школьного приятеля с кражей, с расшатыванием моральных норм и так далее. Елена Ханга: — Это очень любопытно. Но должна сказать, что не все русские считают, что списывать можно. Есть такой Александр Петров, он бывший студент «вышки». Он основал сайт, когда еще учился на первом курсе, за борьбу со списыванием. Александр с нами на связи из Лондона. Александр, ты меня слышишь? Александр Петров: — Да. Здравствуйте. Елена Ханга: — Объясни, что это за сайт?: Александр Милкус: — Я не создавал отдельный сайт, но на форуме нашего факультета я открыл такую тему. Сначала я не высказывал четкую точку зрения, просто открыл эту тему для обсуждения. Оказалось, что даже сам факт открытия такой темы вызвал возмущение у большинства студентов, потому что то, что списывать можно и нужно оказалось для многих каким-то непререкаемым постулатом. Даже многие с возмущением отнеслись к обсуждению. Но списывание вещь обоюдная. Всегда есть человек списывающий и есть человек, который дает списывать. Елена Ханга: — Александр, если бы у тебя попросили: дай списать, неужели ты стал бы читать мораль – это безнравственно, ты сам себя обкрадываешь? Сегодня ты списал контрольную, а завтра Родину продал. Так? Александр Петров: — Самый лучший ответ, если речь идет не о списывании на экзамене, когда обстановка напряженная и не всегда можно попросить списать, а если речь идет о каком-то домашнем задании, то самый лучший ответ: давай, я посижу с тобой и тебе объясню эту тему, если ты не понимаешь. Елена Ханга: — Вот ты зануда. Александр Петров: — Да. Но все-таки в первую очередь я имел в виду списывание на экзаменах. Для каких-то заданий это совершенно нормальная групповая работа. Некоторые преподаватели даже это поощряют. Елена Ханга: — Мы говорим о контрольных, когда стрессовая ситуация, когда ты уже сделал все, проверил, а рядом с тобой сидит девушка, которая не знает, она говорит: «Помоги, Саш». А ты ей в ответ? Александр Петров: — Иногда бывает сложно отказать. Но тут я бы выделил другую вещь. У нас списывание поощряет сама система оценивания в университете. Например, если человек экзамен провалит или провалит несколько экзаменов, есть вероятность, что его вообще выгонят из института. А если поймают на списывании, то поставят незачет за один экзамен и дадут пересдать. А, например, в американских университетах все наоборот. Если человек что-то плохо сдает, то он может взять этот предмет второй, третий раз, остаться на второй или третий год. Сколько влезет. Если человек списывает, то ему, как правило, грозит проблема не только с этим предметом, но исключение ин университета в целом. Сама система практически поощряет списывание. Здесь вы совершенно правы. Когда девушка просит списать, я знаю, что если она не спишет и не сдаст этот экзамен, ее могут отчислить. В Америке в такой ситуации студент знает, что девушка не сдаст этот предмет, но она возьмет его еще раз. Елена Ханга: — Саша ты сейчас учишься в Лондоне. Можешь сказать, где? И скажи, как в Англии относятся к списыванию? Александр Петров: — В лондонской школе экономике я учусь. Я бы не сказал, что там есть жестко отрицательное отношение к списыванию как в Америке. Это, скорее, как-то более негласно. Не очень принято просить списывать. И уж точно если на просьбу о том, чтобы дать списать, человек отвечает «нет», то это не считается чем-то таким. Речь идет не о том, что вообще никто никогда не списывает. У нас, например, если человек не дал списать, то Елена Ханга: — Побьют просто. Александр Петров: — Да. А здесь бывает теоретически ситуация, что кто-то кого-то попросил. Но если тот согласился, это значит что он чем-то рискнул, чтобы помочь другому. Если он в этом отказал, то отказал. Отношение здесь другое. И еще важна часть не репрессивная, но контрольная. То есть, преподаватели на экзамены должны следить за тем, чтобы люди не списывали. Если в экзаменационной аудитории ходят и проверяют, то это еще один факт, который списыванию мешает. А если это происходит на протяжении многих поколений, то в генах заложено, что списывать опасно, потому что могут поймать. (ЭТО СТЕНОГРАММА ПЕРВЫХ 7 МИНУТ. ЭФИР ЦЕЛИКОМ ВЫ МОЖЕТЕ ПРОСЛУШАТЬ С ПОМОЩЬЮ НАШЕГО ПЛЕЕРА ИЛИ СКАЧАТЬ ВСЮ ПРОГРАММУ)