О фильме малена

Пышный зад бывает духовной ценностью

Малена (2000)
Malena
война, драма, комедия, мелодрама
Режиссер: Джузеппе Торнаторе
В ролях: Моника Белуччи, Джузеппе Сульфаро, Лучано Федерико, Матильда Пиана, Пьетро Нотарианни

Летом 1941 года, когда солнечная Сицилия была еще тылом для фронта Второй мировой, каждое утро одна из верных солдатских жен ходила по набережной на площадь, на биржу труда и к отцу-учителю. Звали ее Малена, городишко ей был чужой, муж привез ее из деревни, а сам пошел воевать. Хуже того, ухитрился вскоре погибнуть. Тут уж вдову возненавидели окончательно. По одной простой причине.

Задуманный 12 лет назад, фильм был снят Торнаторе только сейчас. Наконец-то нашлась героиня, про которую ничего вообще не надо объяснять. Бедра бывшей модели Моники Белуччи на любом тротуаре работают, как на подиуме. «Задница-то какая!» — ахают горожане, а могли бы не ахать. В кинозале тоже не слепые сидят. Бюст примерно пятого размера не спрячешь даже в траурных одеждах, да и лицу никакая вуаль не поможет. Все равно видно, что красивое лицо.

Естественно, все мужики города Кастелькуто хотели Малену трахнуть, все мальчишки ее вспоминали, доставляя себе собственноручное удовольствие, а все жены и матери хотели ее убить. Все кино они будут пробовать это сделать, и лишь один горожанин встанет на ее защиту. Горожанину будет 13 лет, и вспоминать этот сентиментальный случай ему придется уже не только под одеялом, но и всю оставшуюся жизнь.

Джузеппе Торнаторе появился на свет в середине 50-х, и ему до сих пор интересно, как это могло случиться. Имя в кинематографе («Оскар» за фильм «Новый кинотеатр «Парадизо») он сделал именно на этом интересе к папе с мамой и их ровесникам: все на свете малолетки интересуются старшеклассниками, которым больше известно. Выход Джузеппе нашел простой: не зная, как все тогда было, он знает, что и тогда уже был кинематограф. И если кульминация «Нового кинотеатра «Парадизо» — клип из самых известных объятий Греты Гарбо и Роберта Тейлора, Кэтрин Хэпберн и Спенсера Треси, Кларка Гейбла и Вивьен Ли в 30-40е годы, то «Малена» в этом смысле вся — сплошная кульминация. Ее изображение построено на парафразах истории кино. Тут и «Одержимость», и «Амаркорд», и «Крик», и «Брак по-итальянски», и хорошо переваренный неореализм. Получается достаточно обоснованная фантазия «из той жизни», возводящая сантименты в неотъемлемую часть реальности.

Сам тринадцатилетний горожанин занимается рукоблудием, фантазируя про тогдашний голливудский репертуар. Классический черно-белый Тарзан летит по лианам к висящей на дереве Джейн, только физиономия у него лопоухая и мальчишеская (Джузеппе Сульфаро), да и Джейн тоже не привычная Морин О’Салливан, а опять же Малена (Моника Белуччи). В целом фильм стоит того, чтоб его просто рассматривать, от сожжения муравья и фашистского митинга до публичного дома — ассоциации Торнаторе не бедней генуэзских банков. Но и подумать там есть о чем. История святой шлюхи Марии Магдалены не исчерпана с евангельских времен. Для нас нынешних, может, она и была там самая главная. У нас масса проблем от того, что чтение и пение псалмов, и мысли о высоком, о душе всегда отдельны от необходимости поесть, поспать, потрахаться и выпить. Одно из двух направлений надо в каждый данный момент из жизни изымать, хотя непонятно, кто это постановил.

А «Малена» — она как бы за цельную натуру, за красоту, которая не мир спасет, а самообман похоронит. Она призовет фантазировать, давать себе на это право и еще не позволит забыть, что скопление горожан любую сентиментальность превращает в грязную похоть. Фантазировать, а именно «жить, думать, чувствовать, любить» в принципе приспособлен только один, отдельный горожанин.

Неизвестные факты о фильме «Малена»

«Малена» — итальянская драма 2000 года режиссёра и сценариста Джузеппе Торнаторе по одноимённому рассказу Лучано Винцензоли.

Фильм «Малена» вышел в 2000 году, был номинирован на «Оскар» в категориях: «Лучшая операторская работа» и «Лучший оригинальный саундтрек». Картина была отмечена премиями «Давид ди Донателло» в номинациях «Лучшие костюмы» и «Лучший саундтрек», а также взяла «Золотого медведя» — главный приз Берлинского международного кинофестиваля.

Великолепный саундтрек Морриконе

Давайте рассмотрим этот фильм с точки зрения неизвестных фактов о картине, а также о том, насколько эта лента точно отражает исторические реалии Сицилии 40-х годов прошлого века. Заодно, как и где снимался фильм, каким образом Моника Беллуччи получила в нем главную роль, и ответим на вопросы, которые могут возникнуть у внимательного зрителя во время просмотра картины.

ДЕЙСТВИЕ «МАЛЕНЫ» ДОЛЖНО БЫЛО ПРОИСХОДИТЬ НЕ НА СИЦИЛИИ

Начать стоит с того, что в основу сценария фильма Джузеппе Торнаторе лег одноименный рассказ Лучано Винцензоли — одного из самых известных сценаристов итальянского кинематографа XX века. Именно он — автор сценариев фильмов Серджио Леоне «Плохой. Хороший. Злой» и «За несколько лишних долларов». Что характерно, Винцензоли — уроженец не Сицилии, а городка Тревизо, что в находится регионе Венето.

Собственно, изначально действие «Малены» и должно было происходить в маленькой деревушке региона Венето, а образ главной героини писался специально под Софи Лорен, которой Винцензоли и предложил сыграть Малену. Лучано даже лично обращался к Карло Понти — мужу Софи Лорен, но сценарий фильма сперва положили в долгий ящик, а потом про проект и вовсе забыли. Кстати, по словам Лучано Винцензоли в основу рассказа «Малена» легла практически автобиографическая история его собственной первой любви, так что завуалированный отказ экранизировать «Малену» он воспринял крайне болезненно. «Я подумал, что всем нужны только вестерны, и стал очень не уверен в себе», — признавался Лучано в интервью.

НЕ БЫЛО БЫ «МАЛЕНЫ», ЕСЛИ БЫ НЕ DOLCE&GABBANA

«Каждый раз, когда я сотрудничаю с Доменико Дольче и Стефано Габбана, в моей жизни происходит что-то хорошее. Они — мои ангелы», — говорит Моника Беллуччи, для которой роль в фильме Торнаторе стала одной из самых ярких в ее актерской карьере. Многие видели рекламу духов Dolce&Gabbana с участием Моники, но немногие знают, что вначале была реклама, и именно она породила фильм «Малена». Дело в том, что Джузеппе Торнаторе присматривался к рассказу Лучано Винцензоли давно, он даже встречался со сценаристом, но целых пять лет не мог найти актрису, которая бы идеально вписалась в образ главной героини. С Моникой Беллуччи Торнаторе познакомился как раз на съемках рекламы Dolce&Gabbana. «Мы работали вместе, и тут меня осенило — вот она, Малена! После этого я начал дорабатывать сценарий специально под Монику, и никаких дополнительных кастингов на главную роль мы больше не проводили».

ИЗ ВЕНЕТО НА СИЦИЛИЮ

Режиссер Джузеппе Торнаторе как раз родом с Сицилии. Режиссер родился в коммуне Багерия, что близ Палермо, так что с местными нравами он был знаком не понаслышке. Однако его идею перенести действие фильма на Сицилию, Лучано Винцензоли поначалу воспринял с опаской. «Исторические реалии и образ жизни людей во время Второй мировой войны на Сицилии и в Венето были совершенно разными! Я понимал, что нам придется отказаться от многих деталей, которые есть в рассказе, а прочие — серьезно подкорректировать. Поначалу это не вызвало у меня энтузиазма, но когда Джузеппе Торнаторе рассказал мне о том, что и его собственная история первой любви очень похожа на ту, что я описал в «Малене», я решился ему довериться», — рассказывал Лучано Винцензоли.

«Мы с Лучано нашли взаимопонимание благодаря тому, что наши истории первой любви очень похожи, — говорит Джузеппе Торнаторе. — Я тоже мальчишкой был влюблен в женщину намного старше меня. Она была очень красивой, и все мужчины Багерии не сводили с нее глаз. Я же был обычным угловатым подростком и понимал, что у меня нет шанса даже заговорить с ней. Что любопытно, когда состоялась премьера моего фильма «Новый кинотеатр Парадизо», эта женщина сама подошла ко мне, выразила восторг относительно картины и предложила стать друзьями. Я признался ей, что подростком был влюблен в нее, и она очень удивилась. Она была все также прекрасна, как и во времена моей юности, и, возможно, у нас даже мог бы завязаться роман, но я сказал себе: «Нет». Ведь в тот момент я уже не был влюблен в нее и мне не хотелось портить свои воспоминания о первом сильном чувстве реальностью», — поделился режиссер.

ГДЕ СНИМАЛСЯ ФИЛЬМ «МАЛЕНА»?

В результате действие картины было перенесено в сицилийскую деревню Кастелькуто (Castelcuto). Не стоит искать населенный пункт на карте острова, его там нет и никогда не было — это воображаемая деревня. Если говорить о местах съемок, то часть сцен снималась в маленьком городе Ното, что располагается близ Сиракуз и считается одной из жемчужин сицилийского барокко, а часть — в самом городе Сиракузы.

Также в кадре появляются виды Катании, руины города-призрака Поджореале, заброшенного после землетрясения 1968 года, и знаменитые скальные лестницы Скала-дей-Турки — именно там мальчишки обсуждают достоинства Малены.

ОТ ГЕОГРАФИИ К ИСТОРИЧЕСКИМ РЕАЛИЯМ

Зато по требованию Лучано Винцензоли Джузеппе Торнаторе с особым вниманием прошелся по историческим деталям, и они в фильме выверены с особым усердием. Ниже — ответы на пять вопросов, которыми чаще всего задаются зрители во время просмотра ленты.

1. В начале фильма муж Малены уходит на войну, ее отец трудится преподавателем в школе. Денег постоянно не хватает даже на еду, но работу прекрасная сицилийка найти не может. Неужели зарплата ее отца была настолько низкой?

Действительно, в 40-х годах в целом по Италии зарплаты была низкими практически у всех. Обратимся к официальной статистике, а она невеселая. В среднем в 1942 году средняя зарплата мужчины в Италии составляла около 800 лир, а женщины получали в разы меньше. При ближайшем рассмотрении вопроса все становится совсем печально. Зарплата чернорабочих и тружеников сельскохозяйственных регионов, работавших в полях, была в среднем 300 лир, квалифицированные рабочие получали от 300 до 600 лир, а люди, занимавшие высокие должности, от 1000 до 1300 лир в месяц.

Продукты же питания во время войны купить в принципе было непросто, и, как следствие, в Италии пышным цветом расцвел черный рынок, на котором еда стоила неподъемных денег. Так, прошутто и салями магазинах стоили 26.50 лир, а на черном рынке — 250-300 лир, сливочное масло — 24 лиры в легальной продаже и 250-300 лир на черном рынке, говядина — 60 лир за килограмм в магазинах и 400 лир на черном рынке, оливковое масло — 70 лир в магазине и 500 лир за литр на черном рынке, а сигареты Macedonia, которые курит главная героиня, в табакериях стоили 2.60 лир, у перекупщиков же они расходились цене по 60 лир за пачку. Правда, хлеб, яйца и молоко все еще оставались относительно доступными, их стоимость составляла в среднем от 2 лир до 5 лир, а килограмм картошки стоил всего 0,65 лир за килограмм. Словом, тот самый случай, когда из экономии выгоднее бросить есть, чем курить, и, когда смотришь на соотношение зарплат и стоимости еды, вопрос: «Почему Малена начала продавать себя за еду?» — отпадает сам собой.

2. Малену официально объявляют вдовой, причиталась ли ей пенсия?

Да, причиталась. В марте 1933 года Бенито Муссолини учредил «Национальный фонд социального страхования», а также внес изменения в закон о пенсиях и субсидиях. В Италии появились пенсии в случае профессиональных заболеваний и по инвалидности, по причине безработицы и в случае заболевания туберкулезом. Также с 1933 года началась выплата пособий беременным женщинам, а в апреле 1939 года была учреждена пенсия семьям, утратившим кормильца, и вдовам, потерявшим мужей — пенсия в этом случае состояла 60 процентов от его зарплаты. К сожалению, все эти меры не могли помочь выжить семьям, находившимся в тяжелой ситуации, поскольку — смотрим пункт выше о соотношении средних зарплат и цен на рынке на элементарные продукты питания.

3. Малену обвиняют в связи с женатым мужчиной. Ей грозит тюремное заключение. За это, действительно, сажали в тюрьму?

Действительно, адюльтер, согласно Уголовному кодексу Италии, принятому в 1930 году, считался уголовным преступлением. Занятно, что наказывали за это только женщин, но не мужчин. Если обнаруживалось и было доказано, что незамужняя женщина состояла в связи с женатым мужчиной наказание для блудницы предусматривалось следующее — от одного до двух лет лишения свободы. В том случае, если замужняя женщина изменяла своему мужу, ее могли посадить в тюрьму на год. При этом обвинителем на судебном процессе чаще всего выступал муж обвиняемой, то есть подобные дела рассматривались в суде по жалобе мужа. Мужчины же за адюльтер не наказывались. Ситуация изменилась лишь в 1968 году, когда правительство признало «моральное и юридическое равенство супругов», после этого неверных жен сажать в тюрьму перестали.

4. Были ли в Италии официальные публичные дома в это время?

Конечно, были. При этом многие женщины были вынуждены заниматься проституцией просто, чтобы прокормить свою семью. Особенно в этом плане был показателен Неаполь, где даже писались песни о представительницах древнейшей профессии. Когда же Италию заняли американские войска, то проститутки, ранее сожительствовавшие c немцами, начали обслуживать американцев.

5. О сцене с обрезанием волос главной героини.

На самом деле, то, что показано в фильме, для Италии — скорее исключение из правил. Унизительная процедура обривания женщин, сожительствовавших с немцами, была распространена во Франции, в Италии же подобные случаи были редки, оттого поступок горожан по отношению к Малене выглядит особенно чудовищным.

Кстати, имя главной героини Малена — это сокращение от Маддалены, что призвано вызывать ассоциации с Марией Магдалиной.

Очень рекомендую данный фильм к просмотру, чтобы насладиться бесподобной Моникой, завораживающими пейзажами и прекрасной музыкой. Отдельное браво нашим актёрам дубляжа!

Все отзывы о фильме
Малена

Эмоциональная и полная едкой мизантропии лента о жизни и непростой судьбе прекрасной и сексуальной девушке по имени Малена (Моника Белуччи). Она живет во время Второй мировой, ее муж ушел на войну, и вскоре город получает новости о том, что он на этой войне погиб. Естественно, положение Малены становится ранимым. И без того внимание мужчин, а значит и ненависть их жен, было на недопустимом уровне, а теперь ей будет очень сложно отбиваться, ведь в дело вступает голод и отсутствие денег. Единственное, что она может продавать – это свои волосы. Но это лишь становится новым поводом для нападок со стороны ревнивых женщин. Отец Малены работает в школе, но после того, как кто-то из школьников пошутил, что она занимается проституцией, он молча уходит с поста и закрывается у себя дома. Никакой проституцией девушка не занимается. Максимум – позволяет приходить в гости немецкому солдату, на ревность теперь уже местных мужчин. Когда же война заканчивается, она приносит для Малены еще больше горя и испытаний. И только юный Ренато, который тайно влюблен во взрослую женщину, пытается ей помочь.

Фильм, поставленный на основе истории Лучиано Винченцони, на первый взгляд кажется комедией, но потом разворачивает такие холсты человеческой ненависти, жадности и ревности, что уже не до смеха. Весьма узнаваемый для тех, кто знаком с творчеством режиссера, драматургический прием. Узнаваемо и явное подражание творчеству Федерико Феллини. Более того, на этот раз Торнаторе использует классическую феллиньевскую тему взросление подростка посредством сексуального влечения к более взрослой женщине. Да даже некоторые сцены будто взяты из какого-нибудь фильма, вроде «Рима» или «Амаркорда». Впрочем, тут более современный итальянский режиссер немного проигрывает, ибо его персонажи более просты, плоски и стереотипны. Гротеск Феллини обращается в бытовые и исторические события, оправданные фантазиями на тему воспоминаний.

Да, Торнаторе вновь возвращается в сицилийский городок, примерно такой, в котором происходят события большинства его фильмов. Эхо времен войны и окончания ее гулко мечется по пространству фильма, отражаясь даже в наследии неореалистов. К примеру, режиссер прямой речью делает отсылки к творчеству и имени Де Сики. Гравитационным центром фильма становится актриса Моника Белуччи, которая своей красотой затмевает все остальное. Даже будучи побитой и грязной она все равно умудряется быть чище и красивей, чем все, что ее окружает. Для самой Моники эта роль становится путевкой в мировое кино. Да, до этого бывшую модель хорошо знали любители европейского кино, особенно лент пожестче, вроде «Добермана», но после успеха у Джузеппе Торнаторе о ней заговорили все, а карьера устремилась вверх к звездам.

Посмотрела довольно свежий итальянский фильм «Малена» 2010 г..Не то, чтобы фильм меня сильно поразил, но навел на некоторые размышления о красоте.
Когда-то давно Ф.М. Достоевский написал, что красота спасет мир. После Достоевского прошел страшный ХХ век. Век мировых войн, концантрационных и сталинских лагерей, и многих других зверств, о которях, я, наерное, еще и не знаю и никогда не узнаю.
Нельзя сказать, что фильм «Малена» напрямую связан с этими воросами, но все же он их касается. Так сказать не на прямую. Деликатно..
В фильме нет особого сюжета. Подросток влюбился во взрослую красавицу.. И на протяжении всего фильма следуюет за ней по пятам, наблюдает за ней. Нужно сказать, что Малена предмет обожания всех мужчин в городе. Ее муж ущел на войну. И даже, в ходе фильма приходит информация, что он умирает. Молодую вдову преследуют взгляды мужчин, которым хотят от нее только одного, жены этих мужей и все женщины смотрят на нее с ненавистью и завистью. Начинают ползать слухи о ее распустве. Малена сначала отбивается и выпроваживает всех ухажеров. Потом, к сожалению, моего итальянского не хватлио, чтобы понять суть, она с помощью адвоката претендует на какое-то наследство, и т.д.. и говорит, что имела с неким человеком связь.
Этим она на людях «подтверждает» свою репутацию. Потом адвокат, который помогает ей выиграть это дела насилует ее.
Психологический момент, Малена после этого отстригает свои волосы, красит их в рыжий цвет. Вниз так вниз. Потом город аккупируют немецкие захватчики. Понятно, что сильные мира сего имеют права на лучшее среди побежденных. Малена становится наложницей одного из немецких солдат. Который тоже вошел к ней обманом.
Следующий эпизод, американцы освобождают город. Все радуются. И тут находит возможость выплеснуться всей женской ненависти и зависти. Женщины города избивают и уродуют на глазах у всех Малену, «великую путану». И рядом не нашлось Человека, который бы сказал: «Кто сам без греха, пусть первый кинит в нее камень». Избиение проихсодит на глазах у множества тех, кто в мечтах представляли себя ее любовником…
Дальше поезд куда-то ее увозит…
Следующий эпизод, в город возвращается ее муж. Он выжил, но решился руки. Никто в городе не разговаривает с ним. Никто не помогает ему.. Только главный герой, который в опомогает ему подняться после того, как кто-то ударил надоедлевого калеку. Главнй герой пишет мужу Малены анонимное письмо о том, куда увезли его жену. Муж Малены едет ее искать.
Следующий эпизод: они вдвоем возвращаются обратно в город. Все смотрят на них. Ее волосы отрасли. Она вновь предмет вожделения многих. Когда она идет по рынку одна, те кто ее избивал говорят ей «Buongorno», она отвечает таким же коротким приветствием…
Образ Малены — интересен. В фильме подчеркивается ее целостность. В течении фильма она практически не говорит ни слова. Но видно, что она любит своего мужа и хранит ему верность. В начале фильма она танцует с его фотографией. После известия о его смерти ходит только в черном. С другой стороны, можно сказать, что одевалась бы поскромнее, никто бы на нее и не посмотрел. Пряталась бы от взяглядом. Но в фильме показывалось, что даже когда она пряталась, ее узнавали.
Так почему же красота спасет мир? О этой ли красоте говорил Достоевский?
В фильме, может, не лучшем фильме о красоте, показано то, как мир пытается ею овладеть, подчинить себе, уничтожить, поглотить, съесть, очернить. И такая вот простая красота оказывается беззащитной.
Фильм подкупает своей подлинностью: отсутствием хеппи энда, в наше время, после века лагерей думающие люди не верят в хеппи энды. В этом фильме нет еще и начала и конца. Это как-будто дневник такого мальчика. Его воспоминания о первой любви. Кстати, эта любовь не особо возвышает главного героя. Так в конце он пишет, что его многе женщины спрашивали, будет ли он их помнить. И он отвечая им да, ни о ком не помнил, кроме той, которая не была его. И видно, что он тоже хотел больше ее безупречного тела. Эта детская влюбленность не удержала его от связи с проституткой. В фильме есть странный эпизод, когда отец ведет своего сына в бордель, и тот снимает женщину отдаленно похожую на Малену.
Видно, что эта любовь не спасет главного героя. Единственные его поступок — это анонимное письмо ее мужу, а также в самом конце фильма, когда Малена роняят сумку с апельсиными, он стремглав летит поднимать их. Пожалуй все. Никакой романтики. Видно, прав Варлам Шаламов, который написал, что после ГУЛАГа жанр романа умер. Последним романом он назвал «Доктора Живаго». Да и там, как мы помнинм Лара, была очень красивой и падшей героиней. Собственно, вполне возможно, что Малена и Лара жили примерно в одно время, только в разных странах. Кстати, в фильме показано и разочарование в вере главного героя. Он пришел в храм, выбрал себе святого, которому решил поставить свечку, чтобы исполнилось его желание. Потом просил того же святого защетить Малену. После этого случилось первое насилие над ней. Полное разочарование в вере в фильме было показано тем, что мальчик приходит и ломает статуе святого руку…
Из вышесказанного, мне придется сделать неутешительный вывод — красота не спасает мир… Следовательно, или не эту красоту имел ввиду Достоевский, но если не эту, то какую? Или, мир уже ничего не спасет? А может, его и не нужно спасать? Он все такой же злой и ходоный как приближающаяся осень.
Более чем 2000 лет назад весьма религиозный народ распял Бога. Даже если закрыть глаза на Божественность Христа, а оставить вопрос только с человеческой стороны. То получается тоже неутешительный вывод. Начальники народа смогли отрпвть на смерть ни в чем не виновного человека просто из зависти. Римский закон согласился убить невиновного, на котором суд не нашел никакой вины.
Дальше всю историю лилась кровь, умирали невинные, здравствовали злодеи.
ХХ век довел это безумие до конца. Но мы до сих пор живем. Мы, даже по-своему верим в любовь, кто-то по прежнему ставит в храмах свечи, кто-то искренне, как ему кажется верит в душе, держась от мест культа подальше.
Нам по-прежнему есть дело до своих маленьких хлопот и забот. В это время могут страдать невиновные. Сейчас странный поступок может быть расценен чуть ли ни как акт борьбы за свободу….
Нет, не хочу ставить точку. Поэтому задам вопрос.
Спасет ли красота мир? Если да, то какую все-таки красоту имел ввиду Достаевский?