Озабочен о здоровье детей ошибка

Что такое грамматические и речевые ошибки?

Грамматические ошибки — нарушение норм слово- и формообразования, а также норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

Речевые ошибки — Это нарушение законов употребления в речи языковых единиц, а также недочеты в образовании синтаксических конструкций.

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК

1.Повторы: Недавно я прочитал одну книгу. Эта книга называется «Собачье сердце». В этой книге интересно рассказывается о героях.

2. Неудачный порядок слов: Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе.

3.Нарушение лексической сочетаемости: В стихотворениях Есенина особую роль имеют сравнения. Героем рассказа «Ионыч» является образ Старцева.

4. Употребление слова в несвойственном ему значении:

Вместе с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь. Корчагин – зачинщик соревнования.

5. Употребление лишнего слова (плеоназм): Бесчисленное множество. Он негодовал от возмущения.

Определите характер речевой ошибки.

1. Наша шахматистка отстала от своей соперницы в развитии.

2. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

3. Автор увеличивает впечатление.

4. Молодой юноша очень прекрасный.

5. Мысль развивается на продолжении всего текста.

6. Автор использует художественные особенности.

7. Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.

8. Погода сопутствовала хорошему отдыху.

9. Этот невероятный случай, оставивший след в моей памяти, случился со мной в юности.

10. На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки.

ВИДЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК

1.Ошибочное словообразование: Утопничество; взятничество; скучание.

2. Одновременное употребление полной и краткой формы прилагательного в составном сказуемом: Жизненный путь героя тяжел и трагичный.

3.Смешение прямой и косвенной речи: Базаров говорит Аркадию, что твой отец – человек отставной.

4.Неверное построение предложений с деепричастным оборотом:

Читая статью, всегда делаются пометки.

5.Неправильный выбор падежного окончания: Нет время; без рельс; мечта к свободе; согласно плана.

Определите характер грамматической ошибки.

1. Произведя ряд расчетов, задача была решена.

2. Владельцам вишневого сада грозит разорительство.

3. Прочитав «Слово о полку Игореве», наше государство невольно представилось мне русским княжеством.

4. Я очень сожалею за случившееся.

5. Наша группа была сплоченная, дружна.

6. Новая бухгалтерша приступит к работе с понедельника.

7. Мы подготовили около двухста специалистов, но только третья часть из них сдала экзамены.

8. Некоторые люди, особенно с нашего поколения, не воспринимают современной музыки.

9. Перед праздником магазин проводит распродажу чулок и носок.

10. Я себя чувствую себя более скромнее телевизионным ведущим, нежели музыкантом.

11. Не все хотят оплачивать за услуги, которые государство предоставляет населению.

12. Она взяла его под руку и сказала, что вы лучший из людей, которых я знала в жизни.

13. Сердце его стучало, губы ссохлись, и он облизнул их языком.

Исправьте ошибки: пример об успехах ученых; описывать о детстве; возглавить движение; верность к мужу; озабочен о здоровье детей; кануть в историю; взаимное уважение друг друга; коснуться о теме любви; он похож с сестрой; указать о недостатках; посвятить жизнь на благо родины; сформулировать тему; выразить свой ответ; занять звание чемпиона; должность заведующего кафедры, познакомиться с местными аборигенами, задержаться благодаря плохой погоде, оказать вред.

Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).

1.К концу жизни мировоззрения поэта изменились.

2.Он понимает о необходимости помочь народу.

3. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.

4. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.

5. У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты.

6. Для документов необходимо фотографироваться анфас.

7. На подмосток вышел мужчина с букетом цветов в скромном костюме.

8. Ему было не совсем удобно докладывать всего того, что говорили подчиненные.

9. Певица призналась, что ничего не может одеть на себя из своего гардероба, потому что поправилась.

10.Граф в задумчивости повертел в руках свое протеже и убрал его в изящный футляр.

11.Вместо конкретных предложений докладчик говорил общие фразы и перебирал из пустого в порожнее.

12.Урожай в этом году собрали отменный – более четыреста пятидесяти тонн зерна.

13.Эти строки Лескова адресованы в адрес не милиционера, а квартального, так что сравнение здесь неуместно.

14.Неизвестный осведомился у Ивана, что какие сигареты он предпочитает.

15.Во время ремонта мастера тщательно аннулировали все неровности стен.

16.Его простые, идущие от сердца слова сыграли свое дело.

17.В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие.

18.Главный режиссер считает, что без финансовых поддержек театр существовать не может.

19.Большой театр отправил его на пенсию, на которой он больше не танцевал.

20.В заключение слово для доклада представили директору завода.

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ:

Определите характер речевой ошибки.

1. Наша шахматистка отстала от своей соперницы в развитии. (нарушение лексич. сочетаем.)

2. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. (употребление слова в несвойств. значении)

3. Автор увеличивает впечатление. (нарушение лексической сочетаемости)

4. Молодой юноша очень прекрасный. (употребление лишнего слова)

5. Мысль развивается на продолжении всего текста. (употребление слова в несвойств. значении)

6. Автор использует художественные особенности. (нарушение лексической сочетаемости)

7. Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. (употребл. лишнего слова)

8. Погода сопутствовала хорошему отдыху. (употребление слова в несвойств. значении)

9. Этот невероятный случай, оставивший след в моей памяти, случился со мной в юности. (повтор)

10. На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки. (плеоназм)

Определите характер грамматической ошибки.

1. Произведя ряд расчетов, задача была решена. (построение предл. с ДО)

2. Владельцам вишневого сада грозит разорительство. (ошибочное словообразование)

3. Прочитав «Слово о полку Игореве», наше государство невольно представилось мне русским княжеством. (построение предл. с ДО)

4. Я очень сожалею за случившееся. (неправильный выбор падежной формы)

5. Наша группа была сплоченная, дружна. (одновременное употребление полной и краткой ф. прил.)

6. Новая бухгалтерша приступит к работе с понедельника. (ошибочное словообразование)

7. Мы подготовили около двухста специалистов, но только третья часть из них сдала экзамены. ошибочное словообразование)

8. Некоторые люди, особенно с нашего поколения, не воспринимают современной музыки. (неправильный выбор падежной формы)

9. Перед праздником магазин проводит распродажу чулок и носок. (ошибочное словообразование)

10. Я себя чувствую себя более скромнее телевизионным ведущим, нежели музыкантом. (ошибочное словообразование)

11. Не все хотят оплачивать за услуги, которые государство предоставляет населению. (неправильный выбор падежной формы)

12. Она взяла его под руку и сказала, что вы лучший из людей, которых я знала в жизни. (смешение прямой и косвенной речи)

13. Сердце его стучало, губы ссохлись, и он облизнул их языком. (ошибочное словообразование)

Исправьте ошибки: пример успехов ученых; описывать детство; возглавить движение; верность мужу; озабочен здоровьем детей; кануть в лету; взаимное уважение; коснуться темы любви; он похож на сестру; указать на недостатки; посвятить жизнь во благо родины; сформулировать тему; выразить свою мысль; завоевать звание чемпиона; должность заведующего кафедрой, познакомиться с аборигенами, задержаться ввиду плохой погоды, нанести вред.

Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).

1.К концу жизни мировоззрения поэта изменились. (грамматическая)

2.Он понимает о необходимости помочь народу. (грамматическая)

3. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина. (грамматическая)

4. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах. (речевая)

5. У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты. (речевая)

6. Для документов необходимо фотографироваться анфас. (грамматическая)

7. На подмосток вышел мужчина с букетом цветов в скромном костюме. (речевая)

8. Ему было не совсем удобно докладывать всего того, что говорили подчиненные. (грамматическая)

9. Певица призналась, что ничего не может одеть на себя из своего гардероба, потому что поправилась. (грамматическая)

10.Граф в задумчивости повертел в руках свое протеже и убрал его в изящный футляр. (речевая)

11.Вместо конкретных предложений докладчик говорил общие фразы и перебирал из пустого в порожнее. (речевая)

12.Урожай в этом году собрали отменный – более четыреста пятидесяти тонн зерна. (грамматическая)

13.Эти строки Лескова адресованы в адрес не милиционера, а квартального, так что сравнение здесь неуместно. (речевая)

14.Неизвестный осведомился у Ивана, что какие сигареты он предпочитает.(грамматическая)

15.Во время ремонта мастера тщательно аннулировали все неровности стен. (речевая)

16.Его простые, идущие от сердца слова сыграли свое дело. (речевая)

17.В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие. (речевая)

18.Главный режиссер считает, что без финансовых поддержек театр существовать не может. (грамматическая)

19.Большой театр отправил его на пенсию, на которой он больше не танцевал. (грамматическая)

20.В заключение слово для доклада представили директору завода. (речевая)

ВНИМАНИЕ. Форма психической деятельности, сосредоточенность субъекта в данный момент времени на каком-л. реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Физиологической основой В. является возникновение в коре головного мозга очага возбуждения и одновременное торможение окружающих участков. В каждый данный момент в коре имеется участок с оптимальными условиями возбуждения, с которыми связана наиболее яркая работа сознания. В. характеризуется уровнем (интенсивностью, концентрацией), объемом (широтой, распределением), скоростью переключения, длительностью и устойчивостью. Избирательная направленность – главное свойство В. Чтобы В. было сосредоточено на том, что нужно для учения или решения задачи, им надо управлять. Появление В. в процессе восприятия означает, что человек не только слышит, но и слушает или даже вслушивается или прислушивается, не только видит, но и смотрит, всматривается, рассматривает, его восприятие превращается в оперирование данными и иногда добывание их с определенной целью. Наличие В. означает прежде всего изменение строения психического процесса, переход от восприятий и наблюдений к целенаправленной деятельности. В. регулируется потребностями индивида и поддерживается активностью организма. Основными видами В. являются непроизвольное и произвольное В. Различают внешнее В., объект которого находится во внешнем мире, и внутренне В., связанное с осознанием личностью своей деятельности, своего внутреннего мира. Учет преподавателем индивидуальных особенностей учащихся с точки зрения характера В. является важным условием эффективности занятий.

Употребление фразеологизмов в речи подчиняется исторически сложившимся, закреплённым традицией и обязательным для всех правилам.

Отклонения от общепринятых норм допустимы в тех случаях, когда говорящий (пишущий) стремится достичь определённого стилистического эффекта. В тех случаях, когда нормы нарушаются в результате незнания особенностей употребления того или иного фразеологизма, возникает ошибка. В контекстах делового характера чаще встречаются такие ошибки:

1. В глагольно-именных сочетаниях типа оказать поддержку, допустить просчёт, одержать победу полузнаменательные глаголы вести, проводить, оказывать, производить, допускать, давать, проявлять и т.д., как правило, могут сочетаться с более или менее ограниченным кругом существительных. Так, глагол одержать может употребляться лишь в сочетаниях одержать победу, одержать верх. В современной публицистике, как и в деловом языке, глагол одержать нередко используется в сочетании с другими словами, что является нарушением действующей нормы. Такое употребление глагола одержать возникло в результате неоправданной замены этим глаголом слов добиться, достичь. Неправильно: За одержанные (следует: достигнутые) успехи коллективу присуждено переходящее Красное знамя обкома профсоюза; также неправильно: Одержанные (следует: взятые) рубежи должны стать ступенькой в нашем общем непрерывном движении вперёд.

Ещё пример. Глагол допускать (допустить) в значении «сделать что-либо, совершить…» принято сочетать со словами ошибка, просчёт, нарушение и некоторыми другими существительными, характеризующими какие-либо отрицательные явления (допустить грубость, допускать чванство), но не называющими конкретного поступка. Поэтому неправильны сочетания типа допускать дефекты, допускать брак, допускать поломки, допускать хищения, в которых существительные указывают на непосредственный результат ошибок, просчётов и т.п. Неправильны предложения, в которых глагол допускать (в указанном выше значении) характеризует работу машин, механизмов, устройств и т.п. Например: Формовочные машины, применяемые в цехе, допускают до 5% брака.

2. Частая ошибка в употреблении фразеологизмов — искажение их состава, обычно возникающее в результате различных лексических подмен (замены слов, входящих в оборот, их синонимами). Неправильно: Предложения проектного бюро оказались ниже любой (следует: всякой) критики.

3. Подобные ошибки возникают и при скрещении близких по значению фразеологизмов. Неправильно: Большое значение стали играть сетевые графики, разработанные бюро НОТ завода (смешаны обороты играть роль и иметь значение).

4. К ошибке может привести и изменение принятой грамматической формы слов, входящих в оборот. Так, неправильно: Главный инженер явно покривил в душе (следует: покривил душой), давая обещание завершить оборудование компрессорно-насосной станции к 15 октября.

Исправление подобных ошибок в текстах документов обязательно.

Упражнение 45.

Отметьте случаи лексической несочетаемости слов.

1. Допустить ошибку; допустить грубость; допустить недоделки; допустить неосведомлённость; допустить дефекты; допустить низкое качество изделий.

2. Оказать содействие; оказать доверие; оказать дружбу; оказать воздействие; оказать грубость; оказать невнимание; оказать заносчивость; оказать возражение.

3. Проявить заботу; проявить желание; проявить дисциплину; проявить энергичность; проявить медлительность; проявить уважение; проявить грубость; проявить порядок; проявить равнодушие.

4. Провести совещание; провести перестройку; про вести контроль; провести организацию; провести завершение; провести помощь; провести оценку.

5. Достичь успеха; достичь намеченных рубежей; достичь выполнения; достичь повышения; достичь порядка; достичь послушания; достичь победы.

6. Изжить потери; изжить прогульщиков; изжить брак; изжить грязь в помещении; изжить бесхозяйственность; изжить низкое качество изделий.

Упражнение 46.

Отметьте ошибки, связанные с лексической несочетаемостью слов и лексическими подменами Устраните замеченные недочёты.

1. Нужно сказать, что в тех победах, которых мы достигли на протяжении этого года, социалистическое соревнование является одной из знаменательных вех.

2. Выдающиеся успехи, одержанные советской космонавтикой, произвели на всех неизгладимое впечатление.

3. Бригада Каменева на протяжении всего пускового периода проявляла самую высокую дисциплину, поря док, готовность трудиться, не считаясь со временем и личными удобствами.

4. Контроль за качеством изделий проводится не только специально отобранными контролёрами, но и многими работниками, получившими личное клеймо.

5. Органы соцстраха проявляют повседневную заботу и помощь многим пенсионерам, обращающимся к инспекторам по месту жительства.

6. Это позволяет достигать главного — содержания оборудования в отличном состоянии.

7. Прожектористы регулярно про водят рейды качества, ведут наглядную агитацию в борьбе с браком.

8. Тружениками сельского хозяйства Винницкой области одержаны рубежи четвёртого года пятилетки.

9. На предприятии давно изжиты факты бесхозяйственности, бюрократизма, канцелярщины.

Упражнение 47.

Отметьте случаи лексической несочетаемости слов в следующих предложениях и исправьте замеченные ошибки.

1. Заседания ячеек и кружков стали перерастать в периодически созываемые совещания.

2. Недра Западной Сибири богаты залежами строительных материалов.

3. Просим разъяснить изменение оклада лицам, имеющим пятилетний педагогический рабочий стаж.

4. Что касается бассейна «Чайка», имеющего нужные для занятий с больными детьми условия, то лечебные группы и занятия в них до сих пор не восстановлены.

5. Каждое выступление, каждое упражнение гимнаст обязан разнообразить эмоциональной окраской.

6. Если говорить о главном, рейды комсомольского прожектора внесли творчество в коллектив и партийную организацию, заставили их критически переоценить свою работу.

7. Новая улица двухквартирных коттеджей появилась в селе Красный Октябрь. Такие же улицы по типовому проекту построены и в других селениях Приамурья.

8. В заключение состоялся рекорд в беге на 5000 метров.

9. Известно, что некоторая часть зрителей страдает нетребовательными вкусами.

Упражнение 48.

Укажите, какие фразеологические обороты использованы в предложениях Отметьте случаи неправильного, ненормативного употребления фразеологизмов Определите характер допущенных ошибок и устраните их

1. Методы ЦРУ вызывают протест даже у союзников США по блокам, ибо американские разведчики ни в копейку не ставят достоинство и самостоятельность своих сателлитов.

2. Мастер обещал в три счета устранить все неполадки.

3. Бригадир не раз уверял собрание, что сделает все по силе возможности, однако порядки остались прежними.

1. Решающее значение в распределении мест и в общем успехе советских пятиборцев играла стрельба.

2. Многим молодым африканским государствам удалось выбить почву под ногами монополий и колониалистов.

3. Решение в крайней мере заставит некоторых задуматься.

1. Развитие хозяйства области ставит в повестку вопрос об использовании в первую очередь местных гидроресурсов.

2. Как видно, бригадир давно махнул на те досадные неполадки, о которых говорили на собрании члены артели.

3. Комиссия отмечает, что положение на строительстве чревато и нуждается в немедленном вмешательстве вышестоящих органов.

4. Каждый нарушитель должен твёрдо усвоить, что ему не сойдёт даже малейшее отступление от устава, закона, норм коллективного труда.

1. К показателям работы следует подходить с партийной и государственной точки зрения и мерок.

2. Нельзя упускать из вида и поля зрения вопрос о местных удобрениях, о своевременном их накоплении и вывозке на поля.

3. Следует немедленно принять ко вниманию и одобрению предложения о централизованных поставках, запасных частей колхозам и совхозам области.

4. При ехавшим корреспондентам пришлось восстанавливать события, как говорится, с третьих рук.

5. В сигнале назывались своим именем многие нарушения и недостатки в деятельности отдела снабжения.

1. Держаться в стороне развития современной нефтехимии — значит отстать в производстве самых дефицитных и нужных материалов.

2. Геологи и нефтеразведчики северо-западных районов Сибири заложили прочную базу развёртывания промышленной добычи нефти и газа.

3. Умение смотреть прямо в глаза фактов приходит с опытом, с уверенностью в своих силах.

4. Райком не раз. указывал руководителям хозяйств, что нельзя упускать из виду о том, что своевременное снегозадержание на полях — это залог будущего урожая.

1. Продукция предприятий большой химии открыла себе самую широкую зелёную улицу в народное хозяйство.

2. Лица, не выполняющие решений производственных совещаний, нередко выводятся на чистую воду и подвергаются резкой критике в многотиражной газете.

3. День или два, проведённые на озере, на охоте, долго дают о себе знать повышенной энергичностью, бодростью.

4. Бюро обязало старших инструкторов спортсоветов принять на себя труд по организации детских хоккейных команд при жэках.

Упражнение 49.

Отметьте ошибки в употреблении фразеологических оборотов. Постарайтесь их устранить.

1. Хотя «голубой огонёк» и облегчил жизнь многим жителям Курска, убирать в архив торговлю топливом ещё рано.

2. Предложения о подготовке научных кадров и сближению науки с производством не новы, и тем более поражает упорное молчание тех учреждений, которые призваны развязать этот гордиев узел.

3. Поле деятельности прожектористов за два года значительно расширилось и укрепилось.

4. И на этот раз динамовцам не удалось одержать реванш над соперниками.

5. Студенческий хор непрерывно оттачивает исполнение русских народных песен.

6. Диагноз определяется машиной.

7. Химические волокна занимают большой удельный вес в шёлковой промышленности.

8. Кадровый вопрос должен быть поставлен во главу развития предприятия.

9. Трудиться не на страх, а на совесть стало девизом тружеников бригады.