Почему Владивосток 2000?

Мумий Тролль «Владивосток 2000»

Если назвать навскидку хотя бы десяток классических представителей русской рок-музыки девяностых, то в этот список наверняка попадёт «Мумий Тролль». Этот талантливый коллектив из Владивостока прославился благодаря своему дебютному студийному альбому «Морская», а трек «Владивосток 2000» стал настоящей визитной карточкой группы. Но как же создавался этот шедевр?

Историю создания песни «Владивосток 2000», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.

Краткая история

«Морская» пластинка была записана ещё в 1996 году в столице Великобритании, на базе студии звукозаписи «Alaska Studios». Для записи Лагутенко и его коллеги специально пригласили сессионных музыкантов, которые должны были помочь им со звучанием. Работа шла достаточно гладко, пока артисты не взялись за «Владивосток». Приглашённые британские маэстро сначала долго спорили об аранжировке, затем не могли понять, какой вообще должна быть песня, а после по-английски тактично отметили, что если и существует понятие «русский рок», то это творение – ярчайший его образец.

Примечательно, что Лагутенко и сам считал песню одним из сомнительных моментов альбома: текст её был основан на известных немногочисленной аудитории реалиях, и, по мнению участников группы, «Владивосток 2000» должна была стать одной из слабейших композиций пластинки, а на передовые позиции должны были выйти «Утекай» и «Скорость». И если с «Утекай» всё произошло так, как прогнозировали авторы, то вот со «Скоростью» и «Владивостоком» всё пошло совсем не по плану: трек с «сомнительной» аранжировкой стал самым знаменитым на пластинке и мигом полюбился слушателям.

Текст композиции написал сам Лагутенко, причём рождались строки «Владивостока» не абы как, а на основе «псевдо-апокалиптической истории», которую музыкант придумал, размышляя о создании собственной фантастической киноленты. По словам автора, в то время ему припомнилось, что известный режиссёр Эмир Кустурица занимается съёмками ленты с названием «Владивосток 2000», но позже Илья решил, что эта информация ему просто приснилась, так как никаких подтверждений тому он не нашёл.

Премьера «Морской» состоялась 24 апреля 1997 года. Пластинка стала открытием для русскоязычной аудитории, познакомив многих с жанрами поп-рока и брит-попа, но выходу её предшествовала череда трудностей. Во-первых, из-за низкого уровня известности музыкантов «Мумий Тролль» в России фактически никто не знал, и группе требовалась мощная пиар-компания. Во-вторых, едва песни альбома по дружеской договорённости прозвучали в эфире «Эха Москвы», телефон радиостудии стали обрывать разгневанные слушатели, недовольные непонятными текстами и «отсутствием русских мелодий». Видя такую реакцию публики, от издания «Морской» отказались все известные российские лейблы. Ситуация для группы сложилась не самая приятная, и выйти из неё музыкантам помог только Леонид Бурлаков, продюсер коллектива.

Бурлаков принял простое и одновременно гениальное решение: собрал имевшиеся деньги, заказал на них пару сотен кассет с записями четырёх песен с альбома («Владивосток» в этот скромный список не попал), и начал раздавать их на одном из столичных рынков забесплатно. На тыльной стороне каждой кассеты были контакты знаменитых московских радиостанций, а ниже – приписка с просьбой звонить по указанным телефонам и заказывать приглянувшуюся песню с кассеты. Бурлаков рассчитывал на то, что спрос родит предложение, однако всё пошло немного иначе: одна из кассет попала в руки Александра Шульгина, директора «Rec Records» (крупной студии звукозаписи), после чего Шульгин дозвонился до Бурлакова и предложил ему весьма выгодное сотрудничество, согласно которому фирма Шульгина брала на себя все расходы по концертной и творческой деятельности группы, включая продвижение в чарты и съёмочные затраты.

Внутреннее чутьё не подвело Шульгина: всего через пару месяцев после релиза альбом стал одним из самых продаваемых в истории российской рок-музыки, а его тираж перевалил за отметку в один миллион копий. «Мумий Тролль» добрались до «Олимпийского», критики наперебой строчили положительные отзывы о пластинке, а «Владивосток 2000» и «Утекай» зазвучали во всех тематических чартах.

Интересные факты

  • Почти все песни пластинки «Морская» имеют нечто общее с «моряцкой» тематикой, в них упоминаются чайки, матросы и другие атрибуты мореходной жизни.
  • Фантастическая история, придуманная Лагутенко для композиции «Владивосток 2000», нашла своё отражение в почти одноимённой киноповести «Владивосток 3000» Василия Авченко.
  • Жители Владивостока в своё время написали в соответствующие государственные органы обращение с просьбой создать купюры номиналом в 2000 рублей с изображёнными на них достопримечательностями Владивостока. Удивительно, но слуги народа в этот раз прислушались к желаниям своих господ, и удовлетворили их просьбу. Таким образом реалии города закрепились на дензнаках, а песня Лагутенко превратилась в уже знакомую жителям России «двушку».
  • Некоторые критики после выхода альбома «Морская» называли коллектив «группой-однодневкой», да и отношение коллег по цеху к пластинке оставляло желать лучшего. Даже Земфира, находящаяся с Лагутенко в достаточно тёплых и дружеских отношениях, заявляла, что считает альбом «совершеннейшей глупостью». В негативном ключе о «Морской» отзывался и Максим Фадеев.
  • «Владивосток 2000» вошла в сотню лучших композиций отечественного рока ХХ века, заняв в нём 61-ую строчку.
  • Альбом «Морская» был переиздан в 1998, 1999 и 2012 годах. Последнее переиздание вышло на виниловом носителе.

Содержание и текст песни «Владивосток 2000»

Насчёт интерпретации песен «Мумий Тролль» существует целый ряд фанатских теорий, и некоторые поклонники группы до сих пор верят, что композиции их кумиров до сих пор несут им зашифрованное послание. «Владивосток» не стал исключением из этого правила, и его строки на первый взгляд кажутся полным абсурдом.

По словам самого Лагутенко, песня написана о некоем «мифологическом» городе Владивостоке, существующем в параллельной Вселенной и наполненным символами и знаками, понятными только самим его жителям и автору текста. При написании строк будущего хита Илья создавал странную смесь из существующих городских реалий, выдуманного символизма и собственных эмоций. Как оказалось позже, смесь оказалась гремучей, и трек «выстрелил», став одной из самых популярных песен «Троллей».

«Владивосток 2000» – это композиция, которую можно упрекать в отсутствии посыла или смысла, «стеснённом» и «не аутентичном» звучании, но её экспрессивность, яркость и уровень влияния на музыкальную культуру своего времени отрицать попросту невозможно. Возможно, именно таких хитов современной эстраде, меняющей кумиров чуть ли не ежемесячно, так не хватает сегодня.

Смысл песни «Владивосток 2000» Мумий Тролль

Смысл песни Владивосток 2000 достаточно размыт. Это игра со слушателем, который не будет воспринимать слова композиции, а поддастся её гипнотическому воздействию Дело в том, что музыканты вообще не ставят себе цель выразить смысл – они пытаются передать эффект, атмосферу. Атмосфера песни группы Мумий Тролль – динамичная, тревожная, нестабильная, эсхатологическая. Эти эффекты создаются с помощью интересного ритмического узора, а также немаловажную роль играет обаяние самого Лагутенко.

Но обратимся к тексту: если выровнять его по центру, то создаётся впечатление, что перед нами фигурные стихи, по форме похожие на ядерный взрыв. Мотив взрыва скрыто присутствует в тексте: «С гранатой в кармане, с чекою в руке». В первых куплетах действие происходит на берегу Японского моря, где «поют чайки». Герой движется с гранатой к круизёру – мотоциклу своего друга, с которым изменяет его жена. Он движется «спокойно», чувствуя, что прав («не прятался, не вор») и подрывает мотоцикл, чтобы отомстить предателю.

Частный взрыв из мести другу перерастает во что-то большее, в тревожное видение будущего (об этом говорит также время глагола: «вода отравится»). В грядущем 2000 году обещают конец света, атмосферу которого пытается выразить группа. Скорее всего, взрыв в фантазии героя происходит от взрыва, ядерного гриба, из-за которого уничтожается не только всё живое, но и отравляется вода, исчезают звуки, гаснет свет (ощущение ядерного тумана, затмившего солнце). Начинается припев. Главное в припеве – мотив ухода, который ассоциируется с разрывом отношений с женой, в этот момент «бьющейся в экстазе», с пониманием предательства друга, личным уходом из жизни и разрушением всего мира. «Наступят времена почище» — намёк, что мир будет пересоздан после своего уничтожения в 2000 году.

Второй куплет – продолжение видения разрушения мира. Неверная жена превращается в полупьяную женщину под моряком (Владивосток – город-порт), всё гибнет, а другу, к которому на «ты» обращается главный герой, отрывает руки. Сам герой видит свою смерть на берегу моря и думает, что его откопают через тысячу лет археологи «чистого» будущего мира. В этом припеве еще важны символы, тонкие намёки, понятные жителям Владивостока: «вылизанный берег»; «рельсы, вылезающие из кармана страны» — образ БАМа. Напрашивается вопрос: почему Владивосток? Ответ прост – это Родина матери Лагутенко. Также нельзя не отметить, что город находится на границе, а такие места всегда наполнены особой мифологией, ощущением тревоги, что отлично передано в песне.

Дальше происходит трехкратное повторение припева. Возможно из-за последней строчки второго куплета (о «рельсах») акцент на слове «уходим» начинает создавать впечатление железнодорожного ритма. Возможно, это попытка Лагутенко создать образ перехода в другой мир. Если в античной Греции в Аид перевозил Харон через реку, то во Владивостоке в потусторонний мир ты отправляешься на поезде.

Итак, подведём итоги: о чем же песня Мумий Тролль «Владивосток 2000»? Она об обманутом муже, который решает отомстить своему обидчику. После удачной мести — взрыва круизёра — герой созерцает тревожное видение конца света. И это психологически обосновано, поскольку после потери жены и радикального решения отомстить, герой раскалывает свой мир на две тысячи осколков.

29 апреля Илья Лагутенко со товарищи будет отмечать в уральской столице юбилей своего первого и, пожалуй, самого знаменитого альбома «Морская». Ровно 20 лет назад он записал «Владивосток 2000» и «Утекай» — хиты, которые затем стали его визитной карточкой. Перед большим концертом в уральской столице «Комсомолка» поговорила с артистом о дочках, музыке и Екатеринбурге.

— В Екатеринбург вы приедете с альбомом «Морская». Какие песни с этого альбома для вас самые любимые?

— «Вдруг ушли поезда» – я считаю ее самой необычной песней альбома, и то как она до сих пор «работает» для меня лично как для слушателя и исполнителя – просто удивительно. Конечно, «Владивосток 2000». Тогда, 20 лет назад, я не думал, что ее ждет такое «эпохальное» будущее. Мне казалось, что «Девочка» и «Скорость» должны были стать первыми синглами, представляющими альбом. Но мы записали «Утекай», и стало понятно, что это самая «доходчивая» композиция в альбоме, сделали ставки на нее. А вот «Владивосток 2000» я вообще не расценивал как потенциальный хит – для меня эта песня была фиксацией конкретных владивостокских реалий и эмоций 1990-х, и я не думал, что эта песня кому-то будет интересна кроме моих друзей и местных жителей. Но вышло все иначе.

— Есть на альбоме «Морская» песня, с которой связана необычная история из вашей жизни? Может, романтическая?

— Скорее, фантастическая, и это тоже «Владивосток 2000». Не часто, согласитесь, песни превращаются в купюры… «Забывы» были, пожалуй, самой личной песней, я тогда жил в Лондоне, и кто-то из знакомых рассказал мне, что один из музыкантов, который записывал с нами альбом «Делай ЮЮ», в начале 90-х был убит шальной пулей во время перестрелки в ресторане, где он подрабатывал по вечерам. Это казалось обычным делом во Владивостоке 90-х. У меня вообще погибло много друзей и знакомых моей молодости в разных, иногда просто уму непостижимых обстоятельствах. Я поэтому по тем временам абсолютно не ностальгирую. Эта песня для всех них.

— На концерте в Екатеринбурге будет морская атрибутика. Так пишут в анонсах. А зрители могут прийти в тельняшках и бескозырках?

— У нас на концертах форма одежды – дело не приказное. Для наших слушателей, наверное, это уже традиция – «морской дресс-код» на концертах. Но у каждого свой корабль: кто в лодке с парусом, кто на круизном лайнере. В Екатеринбург привезем не только нашу морскую атрибутику, но и винил «Морская», который мы выпустили лимитированным тиражом. Для новой версии пластинки был сделан специальный прямой ремастеринг с оригинальной мастер ленты, записанной в 1996 году на Alaska Studios в Лондоне. Пластинка отпечатана лимитированным тиражом на 180-граммовом виниле в Германии.

— В клипе на песню «Утекай» вы наголо бреете девушку. Долго пришлось ее уговаривать? Для вас это был первый опыт парикмахера? Своим дочкам вы косички не заплетаете?

— Это была идея режиссера Михаила Хлебородова. Девушка была знакомой кого-то из съемочной группы. Она была моделью, и ей все равно надо было менять часто прически. Я до сих пор не понимаю, почему такой простой трюк вызвал столько реакции публики. Я вообще не очень хорошо понимаю вкусы и потребности широкой публики.

20 ЛЕТ НАЗАД НАС НАЗЫВАЛИ «ГРУППОЙ-ОДНОДНЕВКОЙ»

— В свое время вас можно было назвать «неформатной» группой для отечественной сцены. Есть на ваш взгляд сегодня такие «неформатные» группы в России? Может тот же Face или Элджей? Как вы вообще относитесь к современным исполнителям?

— Я так понимаю, что на собственном примере нам удалось доказать факт, что скажем так, «штучный» товар тоже может быть востребован. В ситуации никак не отмирающей «старой песни о главном» это вселяет уверенность в уже не одно поколение молодых творцов. Я неплохо, как мне кажется, ориентируюсь в российской инди-сцене. Пять лет фестиваля V-ROX во Владивостоке, на который поступали сотни заявок от молодых музыкантов, которые мы отслушивали с оргкомитетом все до единой, обязывали быть в курсе. Кроме того, и в московском Мумий Тролль Music Bar регулярно проходят концерты молодых музыкантов – мы с удовольствием безвозмездно предоставляем им площадку для выступлений. А когда 20 лет назад вышел альбом «Морская», журналисты и музыкальные критики наперебой называли нас «группой-однодневкой» и прогнозировали скорое забвение нашему «неформату».

Дочки Лагутенко часто бывают вместе со знаменитым папой на концертахФото: Тимур ХАНОВ

ДОЧКИ ЖИВУТ ЗА КУЛИСАМИ

— Своим дочкам вы бы разрешили слушать современных исполнителей? В их песнях частенько мелькают нецензурные словечки?

— Они слушают разную музыку, которая звучит дома и которую они знают от своих друзей. Часто бывают на концертах. Им нравится общаться с моими коллегами музыкантами. Девочки с малых лет знают о том, как все происходит за кулисами и им нравится музицировать самим. Я спокойно отношусь к разным словечкам, я, отчасти профессиональный лингвист, мне интересно как развиваются языки в современном мире, откуда берутся и как приживаются неологизмы. Сейчас очень интересно, как люди общаются в онлайне и живьем.

— Вы так много времени проводите в Японии и в Лос-Анджелесе? И почему? Здесь вас знают, любят.

— Я, к вашему сведению. прописан во владивостокской новостройке, регулярно плачу за воду и свет. Рядом еще есть свободные квартиры. Хотите переехать по соседству? Можем еще и гектар вместе взять на Дальнем Востоке! Построим уральскую сцену фестиваля V-ROX.

И рядом Япония, что в 2017 году действительно почти стала моим вторым домом. Министерство культуры РФ запустило в Японии серию культурных мероприятий «Русские сезоны». Учитывая мое многолетнее сотрудничество с японскими музыкантами, мне предложили в дополнение к традиционной классической программе, показать, чем живут современные российские таланты. Так родилась идея презентации в Японии фестиваля Far From Moscow, который мы уже презентовали в США ранее. Он объединяет гастрономию, рок-музыку, диджеев и моду. Но придумать – это одно, а воплотить в жизнь, да еще и в далекой стране, оказалось непростой задачей, и потребовало очень много энергии и ресурсов от меня лично и моей небольшой команды энтузиастов. Так что на какое-то время я почти поселился в этой стране.

В Лос-Анджелесе же находятся все офисы крупнейших мировых агентств по международным гастролям и фестивалям. По роду деятельности мне приходится много общаться с представителями международных продюсерских компаний. Я до сих пор остаюсь безнадежным мечтателем. По поводу того, что Владивосток мог бы стать платформой для культурного обмена и общения между Востоком, Западом и Россией. Нам очень не хватает взаимопонимания, нужно уметь учиться друг у друга. Любовь бывает скоротечной, нужно уметь не только брать. но и отдавать. Я не настолько тщеславен. чтоб выжимать народную любовь до последней капли. Мне всегда казалось. что история Мумий Тролля должна дать жизнь сотням других групп. Я, например, много слышал хорошего о «Ночи музыки» в Екатеринбурге. Я мог бы помочь устроить ее «смотрины» и во Владивостоке, и в Японии, и в Техасе… Но такое впечатление, что самим уральским музыкантам неинтересна такая инициатива. Почему?

Фото: Элиот Ли Хейзел

В «КРУГОСВЕТКЕ» НАМ ДАЛИ ПО КОЙКЕ

— Ваш стиль неоднократно отмечали модные журналы и дизайнеры. Стилем ваших детей занимаетесь вы или супруга? Кто ходит с ними по магазинам, выбирает платья, шубки? Сейчас такой огромный выбор одежды для детей.

— Мы не ходим по магазинам. У нас такой нет статьи семейного времяпрепровождения. Мы люди скромные, за нарядами не гоняемся. Если что-то необходимо- то все можно найти за пять секунд онлайн. Я так понимаю. что в нас есть ген «стильности», видимо по линии моей мамы.

— Все мечтают отправиться в «кругосветное путешествие. Вы там побывали. С какими трудностями столкнулись и что вам больше всего понравилось в «кругосветке»? Если не секрет, каков был бюджет поездки?

— Кругосветное путешествие мы осуществили на барке Росрыболовства «Седов». Они нас взяли на борт бесплатно. Кормили и дали каждому по койке. А мы играли в ключевых портах концерты, тоже бесплатно, к общей радости и хорошему настроению. Это был ценный опыт для меня лично и для всех музыкантов группы. Когда ты в море, вдали от сиюминутных проблем и новостей, кажущихся такими важными, дает возможность взглянуть по-новому, прежде всего, на себя. В путешествии мы сняли фильм «SOS Матросу», который уже вышел в российский прокат. Доделывали его почти пять лет, и монтаж и был главной статьей расходов соизмеримым с другими документальными фильмами. Для меня «SOS Матросу» – абсурдный и странный фильм, не похожий на фильм вообще. Решив выпустить его на экраны, я понял, что это, наверное, и есть настоящее «Мумий Тролль-кино».

«Мумий Тролль» с концертом «Морская. 2.0»