Почему я учусь на 3?

Ребёнок перешёл из начальной школы в среднюю и скатился на тройки? Наш блогер, учитель Евгений Ланге, знает, в чём причина. Он рассказывает, почему не стоит уделять излишнее внимание оценкам и как замотивировать ребёнка учиться.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

К сожалению, для большинства родителей показателем успешности ребёнка до сих пор являются хорошие отметки. Так ли это на самом деле и может ли ребёнок, получающий не только пятёрки и четвёрки, быть успешным в учёбе?

Отметка — это не показатель успешности, а только уровня знаний по конкретному предмету. В начальной школе оценки в виде зайчиков и солнышек, а позже и отметки имеют несколько другой принцип и другую значимость, чем в средней и старшей школе, так как в первых четырёх классах формируется базис, который ребёнок должен освоить для дальнейшего успешного обучения в старшей школе. К пятому классу многие родители начинают жаловаться, что мотивация у ребёнка снизилась и он «скатился на тройки». Причиной снижения успеваемости могут быть несколько связанных друг с другом факторов.

1. Пубертат

Из-за физиологических и психологических изменений у ребёнка может снижаться познавательная активность, а академические интересы заменяются социальными. На первый план выходит общение со сверстниками и принадлежность к группе. Также в этот период снижается связь с родителями. Если инициатива хорошо учиться исходила прежде всего от них, а не от самого ребёнка, то задача «хорошо учиться» больше не будет входить в зону его интересов.

2. Изменение требований к ребёнку со стороны школы

Средняя школа сильно отличается по требованиям от начальной. Где-то в начальной школе и вовсе может не быть отметок, поэтому у ребёнка к пятому классу не сформировано адекватное отношение к оцениванию. Это выражается в том, что он думает, что отметка ставится ему как человеку в целом, а не за конкретную работу. Если ребёнку вовремя это не объяснить, то внутренняя мотивация сильно падает. Также общие требования к ученикам в среднем звене жёстче, и ребёнку может быть сложно к этому привыкнуть.

3. Отношение родителей к успеваемости ребёнка

Это, пожалуй, основополагающий пункт, влияющий на успеваемость. Если для родителей успеваемость ограничивается лишь оценками, то для ребёнка, вне зависимости от его успеваемости, оценивание является постоянным стрессом. В этом случае ребёнок получает от родителей сигнал, что, хороший он или плохой, определяют исключительно его оценки, а не качества его личности. Основным методом воспитания в такой семье становится метод кнута и пряника, который даёт ребёнку понять, что любят его только за хорошие оценки. Если же для родителей более важны эмоции от обучения и познавательная активность в целом, то стресса от учёбы такой ребёнок практически не испытывает и учится адекватно относиться к своим академическим поражениям и успехам.

Как уменьшить риск снижения учебной мотивации?

1. Определить зону интересов

Интересы и увлечения ребёнка складываются практически с рождения и зависят от множества факторов. На первые же предрасположенности главным образом влияет развитие мозговых функций. На ранних этапах развития ребёнок легко и с удовольствием делает то, что у него легче всего получается, а тех задач, которые вызывают затруднения, он старается избегать. То, что ребёнок делает хорошо и что впоследствии одобряется родителями, а затем и обществом, становится частью его личности — его интересом.

Например, в первом классе ребёнку легче даётся решать задачи по математике, чем рассказывать на уроке русского и литературы, как он провёл лето. Это значит, что логическое мышление развито лучше, чем образное. У любого человека есть сильные и слабые стороны. Важно поддерживать и поощрять развитие сильных сторон и следить, чтобы слабые находились в границе возрастной нормы.

2. Снизить требования к предметам, не входящим в зону интересов

Не требуйте от ребёнка высоких достижений по тем предметам, которые не вызывают у него интереса, но объясните ему, почему он не может игнорировать эти предметы. Задайте вопрос: «Как ты думаешь, зачем взрослому человеку знания о физике, географии, биологии, даже если он не собирается связывать с этими науками свою жизнь?» Определите вместе с ним, сколько времени и ресурса он может потратить для достижения минимального результата.

Минимальный результат определяется очень легко: это выполнение всех домашних заданий и включённая работа на уроке. Даже если все эти действия выполнены формально, но качественно, этого будет вполне достаточно для освоения предмета на минимальном уровне.

Постепенно ребёнок понимает, что родители не оказывают на него давление. В этом случае изучение нелюбимого предмета больше не вызывает у него трудностей, и он легко может стать любимым. Этот феномен называется «переход от внешней мотивации к внутренней» и является самым мягким и действенным способом расширить зону интересов ребёнка.

3. Переключить внимание с оценок на личностные достижения

Не сравнивайте ребёнка с одноклассниками, не упрекайте в лени или нежелании хорошо учиться — это никак не исправит положение. Самое эффективное в этой ситуации — на время вообще забыть про отметки и научить ребёнка оценивать себя исходя из собственных достижений без опоры на окружение:

  • «Сегодня ты потратил больше времени на задание и сделал его лучше»;
  • «Теперь ты разобрался в непонятной для тебя теме и можешь выполнять задания быстрее, чем раньше».

Даже если за свои старания ребёнок всё равно получает тройки, он видит, что с каждым днём растёт над собой и получает вашу поддержку.

4. Дать больше самостоятельности

Дети очень не любят, когда у них «стоят над душой», это вызывает негативизм и тревогу и не приводит к положительному результату. Вместе с ребёнком договоритесь о желаемом результате (помните, что он не должен быть привязан к отметке) и сроке его достижения. Например, выполнять все домашние задания в течение недели, или «не забывать» написать условие в задаче, или не делать больше семи ошибок в одном предложении. Скажите, что вы доверяете ребёнку и уверены, что он сможет справиться с этой задачей самостоятельно.

Если же ребёнок не выполнит обещание, вернитесь к этому разговору и спокойно объясните, что ещё какое-то время вы не можете полностью оставить его без контроля. Через несколько дней повторите эксперимент. Важно, чтобы ребёнок понимал, что вы доверяете ему и готовы с ним договариваться. Постепенно он научится справляться с возложенной на него ответственностью, и даже если поначалу он будет справляться с задачей не полностью, обратите его внимание на то, чего он уже смог достичь.

Что делать, если у ребёнка нет академической зоны успеха в школе?

Если с первого класса учителя жалуются, что ребёнок неусидчив, невнимателен и плохо запоминает и воспроизводит информацию, это может значить, что какие-то его мозговые функции развиты недостаточно. В этом случае нужно обратиться к нейропсихологу. Он определит общий уровень развития ребёнка, его сильные и слабые стороны, разработает план коррекции, а также поможет адаптироваться к школьным требованиям.

Если же вначале ребёнок был успешен, а затем учебная мотивация резко сошла на нет, обратите внимание на другие его проявления: хорошо ли он питается, как часто находится в подавленном состоянии, остались ли у него интересы вне школы.

Если вы наблюдаете все эти симптомы у вашего ребёнка, то, возможно, имеете дело с подростковой депрессией и нужно обратиться сначала к неврологу, а затем к психиатру. Одновременно с этим попытайтесь пересмотреть ваши с ребёнком взаимоотношения. Возможно, вы что-то делаете не так.

Хорошист или троечник, без сомнения, может быть успешен и счастлив в школе, если у него есть дело, которым он увлечён! У нас, взрослых, дела обстоят точно так же: что-то мы делаем отлично, потому что нам это нравится, а что-то просто потому, что надо. Только нам повезло чуть больше: нас за это не оценивают по пятибалльной системе.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Правило №3 – расставьте приоритеты

Учеными доказано, что начинать любую работу стоит с самой неприятной и неинтересной задачи.

Так вот, выполнение домашнего задания и любых других дел стоит расставить именно в таком порядке: сначала трудное и трудоемкое, а уже потом что-то легкое и приятное.

Следуя этому совету, Вы не только научитесь не откладывать на завтра нелюбимое занятие, но и будете заканчивать свою трудовую деятельность с прекрасным настроением.

Правило №4 – вера

На пути к красивому красному аттестату огромную роль играют усилия, которые Вы прилагаете (первые 3 совета), однако не менее важным является вера в себя и свои силы.

Если Вы уверены, что у Вас все получиться и целиком отдаетесь делу, то обязательно достигнете поставленной цели.

Верьте и тогда мечты начнут сбываться.

Правило №5 – учить и использовать

Самый главный принцип, которому следует отличник, но о котором почти всегда забывают – учить.

Да, как бы банально это не звучало, но если Вы ничего не учите, не отрабатываете пройденный материал, то знания, полученные во время урока, никогда не останутся в голове.

Учите материал и находите ему применение в повседневной жизни, чтобы он укрепился в памяти на долгие долгие годы.

Сегодня в рубрике #вопросы абитуриентов и ответы на них разберем 4 интересных вопроса, поступивших на канал от читателей.

Вопрос 1: Если проходной балл в ВУЗ будет к примеру 253, а у меня 203, понятно, что на бюджет скорее всего я не пройду. Правильно ли я понимаю, что могу писать заявление на платное отделение ВУЗа по выбранной специальности и оплачивать первый год обучения. Гарантирует ли это мое поступление или на платное отделение тоже есть конкурс и мне придется соревноваться за право поступления с теми, кто набрал меньше чем 253, но больше, чем мои 203?

Ответ: зависит от выбранного вуза. Есть вузы, где бывает конкурс и на платные места, есть те, где на внебюджет есть минимальный порог (к примеру, не меньше 180 баллов), есть те, где берут всех оплативших — лучше уточнить у представителей выбранного факультета. Если в приемной комиссии говорят: «смело платите» — можно идти и платить.

Танцуй, когда поступил 🙂 Фото из группы https://vk.com/mfprofburo Вопрос 2: Почему не все отправляют свои сочинения ? Если ВУЗу сочинение не понравится, за него же баллы не снимут? Сочинение 12 из 12 баллов.Но слышал, что в ВУЗе могут быть другие требования.

Ответ: давайте по пунктам.

1). Почему не все отправляют свои сочинения?

Во-первых, не все вузы дают доп. баллы за сочинение. Во-вторых, кто-то может не отправлять сочинение хотя бы по той причине, что не писал (например, человек окончил колледж и не нужно было это сочинение писать). Другой пример — нет необходимости отправлять сочинение, потому что человек планирует получить максимальную надбавку (+10 к сумме ЕГЭ) за какие-то другие достижения. Ну или просто не хочет — у каждого свои причины.

2). Если ВУЗу сочинение не понравится, за него же баллы не снимут?

Снимать баллы вузы не могут, могут не добавить или добавить, скажем, не 5, а 3 (если максимальная надбавка за сочинение в выбранном вузе +5).

3). Слышал, что в ВУЗе могут быть другие требования

Совершенно верно, вуз может вообще не включать сочинение в список индивидуальных достижений, за которое дает доп. баллы. Подробнее об этом надо смотреть в правилах приема на сайте выбранного вами вуза.

Вопрос 3: Я закончила 2 курс факультета экономики в универе по очной форме на платной основе, осталось учиться еще 2 года. Сейчас я хочу получить второе высшее в другом универе, по заочной форме, на бюджетной основе и хочу совмещать очку экономиста и заочку псих-пед, я звонила в приемную комиссию в другой универ куда хочу поступить, сказали «Если второе высшее то только на платной основе, только 1 раз можно учиться бесплатно», а если я колледж и универ в которым учусь на платной основе. Значит 1 вуз должен меня обеспечить на бесплатной основе. Как быть в этой ситуации?

Ответ: Нет, не значит. И нет, ни один вуз ничего вам не должен. Вам совершенно верно ответили в вузе: В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» гарантируются на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. При этом, законодательство не связывает право на бесплатное получение образования с тем фактом, что первое образование данного уровня должно в обязательном порядке быть получено за счет бюджетных средств (т.е. бесплатно для обучающегося).

Иными словами: вы имеете право получить первое высшее бесплатно. Если вы этим правом не воспользовались — это ваше решение. Второе, третье и т.д. образование можно получить только на платной основе. Исключением является только образование другой ступени — к примеру, если вы сейчас станете бакалавром, то сможете на конкурсной основе поступить на бюджетное место в магистратуру (любого вуза и направления).

Вопрос 4: Здравствуйте. Помогите разобраться. Есть первая и вторая волна поступления в вузы. Допустим, дочь подаёт заявления в 5 вузов на 3 направления в каждом(и того 15 направлений) в первую!!! волну на бюджет. Она на бюджет не проходит…Может ли она участвовать во второй волне поступления, или она свой лимит в 15 направлений уже исчерпала? Если может, то может она попытать удачу в этих же вузах, на этих же направлениях и на бюджетные оставшиеся 20% места? Мы запутались.

Ответ: Здравствуйте. Вы действительно запутались, хотя все довольно просто: Прием документов закончится 18 августа. Всё. Если до этой даты вы не успели подать документы — для вас не будет бюджетных мест ни в какой волне. Волны не имеют никакого отношения к подаче заявлений, волны — это про #согласие на зачисление для тех, кто все уже подал и ждет итогов конкурса. Никаких новых 15 попыток попасть в вуз на бюджет (да что там, ни одной такой попытки) в 2020-м ни для кого больше не будет (за исключением разве что доп.набора в те вузы, которые не смогут набрать студентов на запланированные бюджетные места).

Подробнее о волнах зачисления можно прочитать в статьях:

  • Разбираемся в волнах зачисления
  • Первая волна зачисления
  • Кого зачисляют в первую волну и почему?
  • «Подводные камни» первой волны
  • Вторая волна зачисления
  • «Подводные камни» второй волны

По традиции, свой вопрос вы можете задать в специальной форме, а найти больше информации — на моем канале и по тегам #приемная кампания 2020 и #советы абитуриентам и их родителям