Ребенок не слушает учителя на уроке

Шамиль Ахмадуллин

Психолог, писатель, автор более 30 книг и пособий по эффективному обучению детей, среди которых «Скорочтение для детей. Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное», «Развитие памяти у детей». Основатель сети центров скорочтения, развития памяти и интеллекта у детей TurboRead.ru.

Основная деятельность детей младшего школьного возраста — обучение. Оно вносит существенные изменения в психологические процессы, предъявляя высокие требования к концентрации внимания. Способность детей к эффективной работе в классе — результат умения сосредотачиваться на процессе обучения, теме и содержании урока, словах педагога и собственных действиях. Вот почему так важно развить внимание, которое поможет ребёнку полноценно учиться и успешно справляться с поставленными задачами.

Что такое внимание

Внимание — понятие в когнитивной психологии, означающее избирательную направленность восприятия на определённые объекты. Это особое состояние сознания, при котором субъект (ребёнок) способен сосредоточить познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, память) на конкретных предметах, имеющих личностную или ситуативную значимость.

Внимание — это сосредоточенность человека на предметах и явлениях, наиболее важных для него.

Как формируется внимание у детей

Для формирования навыков внимания в процессе обучения важно соблюдать несколько требований:

  • достаточный темп обучения и отсутствие длительных пауз;
  • опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
  • отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений);
  • чёткость и краткость пояснений до начала выполнения ребёнком какой-либо работы.

Категорически запрещено комментировать действия ребёнка, когда он сосредоточен: вносить замечания, подсказывать. Говоря под руку, вы отвлекаете ребёнка от поставленной задачи и вынуждаете его концентрироваться на ваших словах и вновь на работе, из-за чего наступает утомление и теряется интерес к занятию.

Формированию внимания способствуют различные игры и упражнения на наблюдательность. Поиск соответствий, ошибок, изменений привлекает и поддерживает внимание ребёнка, учит его концентрироваться без дополнительного призыва к внимательности.

Как улучшить внимание детей 7–10 лет

Мелкий объём, недостаточная избирательность, неразвитая переключаемость и устойчивость внимания — недостатки, устраняемые благодаря специальным упражнениям, включаемым в образовательный процесс. Для улучшения внимания ребёнка 7–10 лет необходимо использовать два вида упражнений:

  • специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
  • упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.

Невнимательность — результат ориентированности детей на общем, а не на частностях. Схватывая общий смысл рассказа, суть высказывания или математической задачи, дети не вникают в детали, не учитывают важные элементы.

Цель специализированных упражнений — научить ребёнка воспринимать детали на общем фоне.

Развитие внимания младших школьников при правильной организации перерастает во внимательность — неотъемлемую черту успешного человека. Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения. Расскажите детям о том, что внимательные люди всегда имеют цель и с лёгкостью достигают её.

Формируя совместно с ребёнком распорядок дня, вы научите его уделять внимание важным мероприятиям в комплексе и по отдельности. Поэтапно разрабатывая план действий, вы научите школьника концентрироваться на деталях.

Не менее эффективны для улучшения внимания детей упражнения с парным контролем, когда соседи по парте обмениваются результатами работы и ищут друг у друга ошибки. Видя неудачи и недочёты других, дети учатся на чужих ошибках, более внимательно относясь к собственному труду и его результатам.

Улучшить внимание ребёнка можно, приучив её к дисциплинированности, ответственности и аккуратности. Внимательные дети — собранные дети, которые бережно относятся к вещам, умеют заботиться о близких людях и самих себе. Хотите сделать ребёнка ответственным и внимательным? Заведите домашнее животное и поручите школьнику уход за ним.

Упражнения для тренировки внимания детей 7–10 лет

Постоянная тренировка внимания и памяти — залог формирования у младшего школьника навыков, необходимых для эффективного и успешного обучения. Включение следующих игр в процесс начального образования позитивно сказывается на успеваемости детей и их способности к концентрации.

Игра «Помню всё»

Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков — запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.

Процесс игры выглядит так: «Морковь», — говорит первый игрок. «Морковь, редис», — произносит другой. «Морковь, редис, томат…»

Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель — игрок, не допустивший ни одной ошибки.

Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.

Упражнение «Найди слова»

Игра уместна на уроках русского языка и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.

Например:

1 РНАКОТНВПРАКОРОВАЕВРАСОБАКИЦРВМ

Правильный ответ: собаки — лишнее слово, так как это существительное множественного числа.

2 НРАЛЫПАЛЬТОЫЕАРБРАЫЕАШАМПУНЬ

Правильный ответ: шампунь — лишнее слово, так как это существительное мужского рода.

Упражнение «Назови цвет»

Интересное упражнение, которое можно превратить в соревнование с выбором победителя. Суть задания — безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.

Упражнение «Найди отличия»

Классическое упражнение на внимательность. Задача ребёнка — найти все отличия между двумя схожими изображениями, которые можно найти в интернете. Упражнение подходит и первоклассникам, и ученикам 2–4 классов.

Маленьким детям в возрасте 7–8 лет лучше показывать изображения с небольшим количеством крупных элементов в неброских тонах. Детям старшего возраста подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но также улучшает устойчивость и объём внимания — способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.

Дети должны учиться разбираться в эмоциях, и эти семь способов помогут вам научить ребенка слушать и слышать собеседника — такое умение очень пригодится как в школе, так и за ее пределами. Как научить ребенка слушать, читайте в материале.

Чтобы вырастить ребенка успешным, важно научить его слушать. Если он не соблюдает инструкции на площадке или же в классе, ему будет сложно. Дети, которые умеют слушать, имеют большое преимущество — они становятся хорошими друзьями.

Итак, что же нужно делать родителям для того, чтобы ребенок стал внимательным слушателем.

Будьте хорошим слушателем

Не перебивайте ребенка, когда он вам что-то рассказывает. Все свое внимание обратите на него в этот момент, ведь он же не читает по листочку или переговаривается с кем-то. Если вы хотите, чтобы он послушал вас, он должен знать, что и вы его выслушаете. Дети возвращают уважение, которое получают, поэтому те дети, которых слушают, становятся отличными слушателями.
Также обращайте внимание на то, как вы говорите. Вы, возможно, этого не замечаете, но ваш стиль общения может напоминать то, как с вами говорили родители. И внимательно следите за тем, что вы говорите — и как — чтобы понять, если у вас привычки, от которых стоит избавиться.


Давайте понятные и простые указания для ежедневных заданий

Возьмите в привычку ежедневно давать ребенку инструкции. Установите зрительный контакт и скажите » Пойди, пожалуйста, в ванную и помой руки. Потом сложи портфель и жди меня в коридоре».
Помните о том, что приемлемо для разного возраста. Двухлетний ребенок наверняка не сможет выполнить какие-то сложные задачи, а ребенок 3–4 лет вполне способен выполнять более длинные инструкции. Чем лучше ребенок слушает, тем больше заданий к списку вы можете добавлять. Таким образом, вы не только учите ребенка прислушиваться, но и быть независимым.

Читать также: Несносные двухлетки: что делать, если ребенок в 2 года не слушается и плохо себя ведет


Хвалите за послушание

Простая похвала, например, «Спасибо за то, что прислушался» подкрепляет желание ребенка и дальше так делать.


Говорите то, что имеете в виду

Если вы говорите ребенку, что он может взять еще пару печений — это значит, что дать ему нужно две штучки, а не 3 или 4. В противном случае ребенок начнет «играть против вас», как только поймет, что вы не держите слово и не следуете правилам.


Будьте последовательны в последствиях

Если вы говорите ребенку, что уйдете из парка, если он не перестанет баловаться на качелях, так и делайте, не давая ему никаких последних предупреждений. Ребенок будет выполнять то, что от него требуют, если будет понимать, что любое его действие влечет за собой четкие и понятные последствия.

Вместе читайте вслух

Эти домашние чтения готовят ребенка к школьным временам, когда нужно будет долго сидеть и спокойно сидеть за партой и слушать учителя. После прочтения истории, спросите у ребенка, о чем был сюжет. Но не заставляйте своего малыша-непоседу слушать те истории, которые ему неинтересны — это отобьет у ребенка интерес к чтению. Для совсем маленьких, пробуйте читать книжки, чтобы нужно было что-то называть, рисовать или показывать.

Читай также: Как приучить ребенка к чтению: советы психолога


Играйте в слуховые игры

Повеселитесь — включите музыку и потанцуйте с ребенком. Попросите его становится на носочки, когда играет нежная мелодия, и топать или маршировать, когда начинаются более громкие части. Или же попробуйте поиграть в игру Заморозь-ка или Статуя, чтобы ребенок внимательно слушал, когда обрывается музыка и надо замереть. Разные учебные и развивающие песенки также помогают улучшить способность ребенка слушать и быть внимательным.

Читай также: Как перестать кричать на ребенка, и что делать, если не кричать невозможно

Читай также: Научите ребенка злиться: почему нельзя игнорировать негативные эмоции детей

Читай также: Что родителям нужно знать о психике ребенка до 3 лет