Сцепление при торможении

Всем привет! Сегодня обсудим вопрос, который больше ориентирован на новичков, т.к. это на самом деле очень распространенное недопонимание среди начинающих водителей. Мы поговорим про то, как все-таки правильно тормозить — с нажатием на сцепление или без него. Хочу разъяснить этот вопрос, чтобы начинающие водители понимали — когда выжимать сцепление надо, а когда лучше не стоит.

Почему я затронул этот вопрос?

Я давно обращаю внимание на то, что водители делятся на 2 типа — которые тормозят всегда со сцеплением и те, которые не используют сцепление без большой необходимости. К первому типу в основном относятся начинающие водители, которые только недавно выпустились из автошколы и получили права. Думаю, среди моих читателей есть такие автомобилисты и поэтому захотелось рассказать, как все-таки более рационально использовать педаль сцепления при торможении.

Все-таки стоит выжимать сцепление при торможении или нет?

Постараюсь ответить как можно понятнее и короче — тут все зависит от скорости и дорожной ситуации. Тут главное понять разницу:

  • Одно дело, когда вы двигаетесь на небольшой скорости (30-40 км/ч) — в этом случае можно смело выжимать сцепление в пол и тормозить. В автошколах в основном учат тормозить со сцеплением и это легко объяснить как раз тем, что обучение вождению происходит на малых скоростях (до 40 км/ч) и новичка намного легче научить тормозить со сцеплением, т.к. намного меньше риска заглохнуть. Конечно, не все инструктора учат всегда выжимать сцепление, но такая тенденция все-таки присутствует. И эта привычка приводит к проблемам, когда начинающий водитель самостоятельно начинает водить автомобиль после получения прав. Лично меня, в свое время, тоже учили всегда выжимать сцепление и я потом долго от этого отвыкал.
  • Все дело в том, что торможение со сцеплением актуально только при низких скоростях автомобиля. На более высоких скоростях данное действие будет не самым безопасным, т.к. серьезно пострадает эффективность торможения — т.е. автомобиль теряет сцепление с дорогой и его можно занести, а также значительно увеличивается тормозной путь. Если вы двигаетесь на скорости 70-80 км/ч и выше (на пятой передаче), то здесь нужно действовать по другому: если вы хотите немного притормозить, то достаточно просто нажать на тормоз без сцепления, а если вы хотите со скорости 80 км/ч совершить полную остановку, то нужно нажимать на тормоз (без сцепления) до того момента пока не почувствуете, что автомобиль может вот-вот заглохнуть (это происходит примерно на снижении до скорости 20-30 км/ч) и вот только тогда выжимаете сцепление и совершаете полную остановку. Т.е. без нажатия на сцепление все равно никак не получиться быть — просто его нужно научиться вовремя подхватывать и выжимать в нужный момент, а это приходит с опытом.

И еще один важный момент — никогда не входите в поворот с нажатым сцеплением (даже на маленькой скорости до 40 км/ч). Отучайтесь от этой привычки, если она у вас есть — особенно это опасно на скользкой дороге. В идеале — для поворота нужно заранее выбрать нужную скорость и передачу, чтобы уже не было необходимости использовать тормоз и сцепление.

Буду благодарен, если поставите «палец вверх» и подпишитесь на канал «Грамотный водитель» — этим вы помогаете развивать канал и делать его лучше.

  • личные автомобили в.в путина

Существует две категории водителей: одни всегда выжимают сцепление при торможении, а другие делают это только при крайней необходимости. Кто же из них прав?

Первая категория водителей представлена в основном начинающими автомобилистами, недавно получившими права. Они постоянно используют педаль сцепления и считают, что это правильно.

Дело в том, что большинство инструкторов в автошколах учат новичков езде на небольших скоростях (около 40 км/ч), постоянно выжимая сцепление при торможении. К сожалению, только некоторые при этом поясняют ученикам, что по мере набора скорости такой способ торможения становится менее эффективным и даже опасным.

Торможение с сцеплением действительно актуально, но только при неспешной езде, тогда как его использование на более высоких скоростях негативно сказывается на длине тормозного пути. Кроме того, данное действие может привести к тому, что автомобиль уйдет в занос, а этом уже потенциально опасная ситуация.

Получается, что если автомобилисту при более-менее быстрой езде (70-80 км/ч и выше) необходимо сбросить скорость, то для этого необходимо лишь слегка нажать педаль тормоза.

Для совершения полной остановки педаль тормоза нужно «утопить в пол» более основательно, при этом когда скорость упадет до 20-30 км/ч (перед тем как автомобиль заглохнет) следует выжать сцепление.

Читайте также: Почему при движении нельзя держать ногу на педали сцепления?

Также стоит отметить, что ни в коем случае нельзя проходить повороты с выжатым сцеплением. Даже на невысоких скоростях это может быть крайне опасно (особенно на скользкой дороге). Лучше всего перед виражом заранее выбрать оптимальную скорость и передачу, чтобы наверняка избежать использование тормоза и сцепления.

Как видите, торможение с помощью сцепления является ситуативным действием, зависящим от скорости движения и дорожной ситуации в целом. Использовать его постоянно неправильно, но и полностью без него не обойтись. Надеемся, эта информация была полезной для вас, всем удачи на дорогах!

Что будет, если на механике нажать тормоз без сцепления?

Фото: supersto.by

В каждой автошколе учат выжимать сцепление перед тем, как тормозить. Однако, водители с большим стажем управления автомобилем в повседневной жизни редко пользуются сцеплением. Таким образом они экономят ресурс узла. Но многие задаются вопросом, что будет, если при торможении не пользоваться сцеплением? Навредит ли это машине?

Как правило, водители стараются соблюдать такую манеру вождения, в котором им было бы комфортно управлять транспортным, но чтобы при этом важные узлы автомобиля не изнашивались раньше времени. Если злоупотреблять педалью сцепления, выжимая ее по любому поводу, очень скоро придется отправиться в сервис на дорогостоящий ремонт. И опытные водители утверждают, что тормозить лучшее вообще без использования сцепления.

Фото: ocdn.eu

Чаще всего, выжимают сцепление перед торможение молодые автомобилисты, которые недавно получили удостоверение.

Для того, чтобы понять, нужно ли все-таки пользоваться сцеплением, стоит понять, что исходить нужно из скорости, с которой двигается автомобиль, и ситуации на дороге. Если водитель двигается на небольшой скорости, около 30-40 километров в час, то перед совершением торможения необходимо воспользоваться сцеплением. Именно поэтому в автошколах и учат постоянно им пользоваться – курсанты ездят медленно.

Фото: smotri-dtp.ru

А вот если авто едет на высокой скорости, то торможение со сцеплением уже утрачивает свою актуальность. У автомобиля может пропасть сцепление с дорожным полотном, что может привести к ДТП. Когда машина движется со скоростью более 70 километров в час, можно просто нажать на педаль тормоза. Когда водитель почувствует, что авто сейчас заглохнет, тогда можно уже нажимать сцепление, чтобы транспортное средство полностью остановилось. Обычно этот момент наступает, когда скорость снижается до 20-30 километров в час. Очень важно научиться чувствовать этот момент, чтобы вовремя воспользоваться сцеплением.

При использовании любых материалов необходима активная ссылка на DRIVENN.RU

Как правильно тормозить на механике: с выжатым сцеплением или нет?

Как правильно тормозить на автомобиле с механической КПП – с выжатым сцеплением или с работающей передачей? Однозначно ответить на этот вопрос не могут даже водители, имеющие многолетний опыт вождения автомобилей с механикой. Рассмотрим, как ведёт себя автомобиль в обоих случаях, и какой способ торможения более эффективный и безопасный.

Что происходит с машиной при выжатом сцеплении

Каждый агрегат и узел автомобиля служит для строго определённой цели, и должен максимально эффективно выполнять стоящую перед ним задачу. Это в полной мере касается и трансмиссии авто, частью которой является сцепление. В автошколах инструкторыучат азам пользования педалей «механических» машин: левая нога водителя предназначена для работы со сцеплением, а правая – с газом и тормозом.

Сцепление предназначается для короткого разъединения коленвала с КПП, для переключения скоростей по ходу движения или при трогании с места. Во всех остальных случаях оно должно быть включено, обеспечивая соединение коробки передач с двигателем. Выжимая сцепление, мы отсоединяем работающий мотор от ходовой части, тем самым лишая машину возможности тормозить двигателем. При выжатом сцеплении автомобиль продолжает двигаться накатом, его колёса вращаются чисто по инерции, а это в значительной мере ухудшает его управляемость.

Торможение с работающим сцеплением позволяет автомобилю более плавно снижать скорость. При этом создаётся меньшая нагрузка на тормозную систему, а у водителя имеется возможность осуществить необходимый манёвр в случае возникновения непредвиденной ситуации.

Тормозим до полной остановки: сцеплению − «да» или «нет»?

Наиболее простая ситуация − это торможение до полной остановки автомобиля на прямом участке автотрассы. После нажатия на педаль тормоза следует дождаться почти полной остановки машины. И лишь когда показатель оборотов мотора понизится до уровня холостого хода, нужно отжать сцепление. Делается это для того, чтобы двигатель не заглох. При такой манере торможения удаётся избежать полной блокировки колёс, когда движущийся на скорости автомобиль может превратиться в неуправляемую ракету.

Другой плюс торможения с работающим сцеплением на прямой – вы можете в любой момент прекратить торможение, возобновив движение машины. С технической точки зрения большая эффективность тормозной системы при работающем двигателе объясняется таким образом: на всех современных авто устанавливаются вакуумные усилители, лучше срабатывающие при неразъединённом приводе.

При движении с отжатым сцеплением или на нейтральной передаче высока вероятность мёртвого схватывания колёс машины, что становится причиной перегрева тормозов, вызывает неуправляемый занос и прочие опасные последствия. Особенно это актуально, когда автомобиль движется под гору, или по обледенелой дороге. Если кто-то помнит из детства, как скользят санки с горки: изменить скорость движения или его траекторию нет никакой возможности.

Не составляют исключения из этого правила и современные авто с антиблокировочной системой. В то мгновение, когда АБС отпускает тормоза, при отключённом сцеплении колёса совсем перестают тормозить, что в итоге увеличивает общий тормозной путь. При движении на передаче, даже в момент срабатывания АБС, прекращения торможения не происходит – оно продолжается двигателем.

Отсюда можно сделать вывод: даже в самой простой дорожной ситуации, даже на самом современном автомобиле, всегда следует тормозить с включённой передачей.

Если нужно немного сбросить скорость…

В некоторых случаях водителю требуется не остановить автомобиль, а всего лишь немного сбросить скорость. Например, при перестроении из одной полосы дорожного потока в другую. Алгоритм действий здесь такой же, как и при полной остановке автомашины на прямом участке дороги. Разница состоит лишь в том, что при сбросе скорости не следует допускать полной остановки авто, а главное – не дать заглохнуть двигателю.

Для этого при включённой скорости начинаем лёгкими плавными движениями притормаживать машину. Дожидаемся, когда обороты данного рабочего хода упадут до минимальных показателей. И лишь после этого отжимаем педаль сцепления и переключаемся на нижнюю передачу. Если при этом скорость всё ещё оказывается чересчур высокой для выполнения манёвра, повторяем всю процедуру торможения заново, до переключения на ещё более низкую передачу.

Опасно для жизни!

Рассмотрим теперь несколько случаев, когда даже самые незначительные ошибки при торможении способны привести к трагическим последствиям.

Первый – экстренное торможение, когда автомобиль требуется остановить во что бы то ни стало и как можно скорее. Например, внезапно на дорогу выскочил ребёнок или прямо перед вами произошло ДТП. Действия водителя в этом случае предельно просты: сразу же педаль тормоза в пол, до полной остановки машины.

Отжимать сцепление следует только при падении оборотов до минимальных показателей. Этим вы не допустите, чтобы двигатель заглох, и оставите себе свободу для манёвра в ситуации, когда опасность внезапно возникнет с другой стороны.

Например, вы сбросили скорость до минимума, что позволило объехать внезапно возникшее дорожное препятствие или пропустить перебегающего дорогу пешехода, однако идущий за вами автомобиль не успевает остановиться. Это чревато тем, что он по инерции протаранит экстренно остановившуюся перед ним машину. Предотвратить такое развитие ситуации можно, слегка продвинувшись вперёд или уйдя в сторону. Но сделать это получится, лишь сохраняя полный контроль над своим авто – когда у него работает двигатель и включена передача.

Типичная ошибка многих неопытных водителей – одновременное нажатие сцепления и тормоза при экстренном торможении. Подобный метод позволит быстрее остановить велосипед, но никак не автомобиль. Если перестать крутить педали велосипеда, одновременно нажав на тормоза, он остановится быстрее, но с машиной это не пройдёт.

На моделях авто, лишённых АБС, выжатое сцепление и тормоз однозначно приведут к блокировке колёс. В результате «железный конь» попросту закусит удила − то есть, перестанет слушаться руля и будет лететь по прямой траектории. Если ваш автомобиль имеет встроенную антиблокировочную систему, дело будет не намного лучше.

Всё вышесказанное в полной мере относится и к сбрасыванию скорости при вхождении в крутой поворот. Но здесь к опасности потери контроля над машиной, добавляется вероятность неуправляемого заноса. Особенно опасно выжатое сцепление при торможении в сложной дорожной обстановке: например, при гололёде, на укатанном насте или на мокром асфальте. Внезапная блокировка колёс в момент вхождения в крутой вираж неизбежно станет причиной вылета автомобиля с трассы.

Советы для чайников на механике

Для неопытных водителей, имеющих в своём распоряжении машины с механической коробкой, можно дать один важный совет – использовать сцепление только по его прямому назначению:

  • во время начала движения с места;
  • при необходимости переключиться на более высокую или низкую передачу во время движения;
  • при полной остановке машины для перевода рычага МКПП в нейтральное положение с последующей постановкой на стояночный тормоз.

Ни в коем случае не следует пытаться применять сцепление для остановки машины. Торможение двигателем намного эффективнее и безопаснее, нежели неуправляемое движение с заблокированными колёсами.