Тупые подростки

Психологи бьют тревогу: современные дети растут грубыми и агрессивными! Исследования показывают: если раньше чада проявляли буйный нрав лет в 11-13, то теперь буянят и пятилетки, и даже годовалые младенцы. Почему так происходит, и что с этим делать, рассказала доктор медицинских наук Татьяна Батышева, директор Научно-практического центра детской психоневрологии, которая занимается этой проблемой не один десяток лет.

Одинокие и нелюбимые

Что же изменилось за последние несколько лет, что дети как с цепи сорвались? Может, и правда во всем гаджеты виноваты? Как появились смартфоны лет 10 назад, так и понеслось…

— Сейчас у нас кризис семьи, как общественного института, — объясняет Татьяна Тимофеевна. — У нас количество разводов растет в геометрической прогрессии! И рост детской агрессии — это одно из проявлений этого кризиса.

Может, это и неплохо, что наши шансы на семейное счастье не ограничиваются одной попыткой. Но обратная сторона медали — это почти 5,6 миллионов матерей-одиночек. В России сейчас больше 30 процентов неполных семей — это в два раза больше, чем было 15 лет назад…

— Приступы агрессии нередко появляются и у нежеланных детей, — приводит пример Татьяна Батышева. — При нежелательной беременности ребенок испытывает чувство стресса еще в утробе матери. Типичная ситуация: двое молодых людей встречались, женщина забеременела, мужчина отказывается жениться. Она пытается его заставить, и оставляет ребенка, как фактор шантажа. Мужчина все равно уходит, женщина на него злится, и все это отражается на ребенке. Малыш будет пытаться доказать, что заслуживает любви, и подчас достаточно агрессивно.

А ведь агрессия не обязательно должна быть направлена на кого-то другого. Ребенок может злиться и на себя… В таком случае он не будет ругаться с родными или скандалить в школе. А просто попробует уйти из жизни.

Семья военного режима

Сейчас мы стали уделять детям меньше внимания еще и потому, что вырос темп жизни. Надо успеть впихнуть в рамки 24/7 и работу, и отдых, и личную жизнь. И если хозяйство отчасти можно спихнуть на мультиварки и пылесосы, то вот воспитывать детей все еще приходится самостоятельно.

— Это особенно заметно в крупных городах, — отмечает эксперт. — Мегаполис создает ситуацию нехватки времени, в том числе времени, которое родители проводят с детьми. Поэтому именно в крупных городах живут самые агрессивные дети.

При таком бешеном темпе семья и дети все больше отходят на второй план. Мы женимся и выходим замуж позже, чем наши деды и бабушки, и дети теперь уже далеко не центр Вселенной. Вот они и берут свое — грубостью и скандалами.

— Сейчас рожают поздно, и когда дети входят в подростковый возраст, родители заняты своими проблемами, — комментирует врач. — У мамы — первые признаки климакса, а у папы кризиса среднего возраста. А у ребенка — физиологический стресс, выброс гормонов,первая любовь, поиски себя… И в это же время на него приходится максимум нагрузки в школе и в социуме. Получается, что в семье создаются военные условия. Каждый пытается понять, что он вообще делает в этой жизни, куда ему идти дальше, и слушает только себя.

Кнут и пряник

Проблема еще и в том, что многие родители воспитывают детей слишком либерально. А когда взрослые не устанавливают рамок поведения, дети начинают выяснять их самостоятельно — методом тыка.

— Я часто читаю лекции родителям на тему «Искусство диалога». Однажды я попросила их проголосовать, какой стиль воспитания существует в их семье, — вспоминает Татьяна Тимофеевна. — За авторитарный проголосовали 4-5 процентов. Либеральный выбрали более 30 процентов родителей. А ведь есть прямая связь между либеральным воспитанием и подверженностью депрессии и страхам. Российские психологи провели не одно исследование и доказали: именно такие подростки склонны к употреблению наркотиков, алкоголя и ранней сексуальной активности. У них высокая склонность к насилию и они легко вовлекаются в антиобщественные действия.

Современные родители дают детям слишком много свободы еще и потому, что их собственное детство пришлось на тяжелые годы — перестройку и 90-е. Вот и пытаются с лихвой дать малышам то, чего сами не получили в свое время. Но если детям во всем потакать, то они не научатся учитывать чужие интересы…

Авторитарный стиль воспитания — тоже не выход. Если родители только отдают приказы, не интересуясь мнением ребенка, вспышки агрессии гарантированы.

— В авторитарной семье родители часто не дают ребенку и шагу самостоятельно ступить, — продолжает эксперт. — Сильные и инициативные подростки проявляют агрессию как протест против такого обращения. Робкие и неуверенные дети приучаются во всем слушаться родителей. Такие дети, которых родители ломают, потом легко могут попасть под дурное влияние.

Жестокий мир

Проблемы детей идут из семьи, но и игнорировать то, как меняется внешний мир, тоже нельзя. Согласно исследованиям Калифорнийского университета США, за свою жизнь 11-летний ребенок успевает увидеть по телевизору около 8 тысяч убийств и 100 тысяч других актов агрессии.

— Когда мы постоянно видим насилие на экране, наш мозг перестает воспринимать чужую боль, — объясняет Татьяна Тимофеевна. — Мы начинаем воспринимать ее как норму. И в обычной жизни мы перестаем понимать, что хорошо, а что плохо. Особенно этот эффект заметен в компьютерных играх, где главный герой, убивающий врагов — хороший персонаж. Искажаются этические нормы: ты убиваешь — ты молодец.

Это не значит, что нужно прятать от ребенка клавиатуру и резать провода. На жесткие меры будет жесткая реакция… Вместо этого стоило бы проводить с ним побольше времени. И нечего кивать на то, что ребенок много времени проводит в школе и кружках. Воспитывают мама с папой, а не завуч с физруком…

— Ребенку нужно знать границы дозволенного, — уверяет врач. — А для этого ребенку надо объяснять, так, чтобы он четко понимал эти рамки. Временной разрыв между проступком и серьезным, подчас жестким разговором должен быть минимальным, чтобы это откладывалось в уме. И это должно быть последовательным, а не от раза к разу. Самое главное: никакого физического насилия! Никаких шлепков и подзатыльников! И конечно, очень важно поощрять ребенка за хорошее поведение. Потому что главная профилактика агрессии – мудрая любовь к своему ребенку как к равному члену семьи.

Факторы, которые способствуют проявлению агрессии:

Наследственная склонность к агрессии.

Пережитое физическое или сексуальное насилие.

Домашнее насилие, насилие в школе или на улице.

Насилие, которое пропагандируется в СМИ, по телевидению или в интернете.

Наркотики и алкоголь.

Наличие в доме огнестрельного оружия

Неблагополучная семья — бедность, развод родителей, безработица, пьянство.

Повреждения головного мозга вследствие травмы

А КАК У НИХ

Самые жестокие дети — в Венгрии и Чехии

Всемирная организация здравоохранения регулярно проводит исследования агрессивности подростков с 11 до 15 лет. Оказывается, в Венгрии живут самые жестокие девочки, а в Чехии самые жестокие мальчики. 32 процента венгерских девочек и 69 процентов чешских мальчиков за год участвовали хотя бы в одной драке.

В число стран с высочайшим коэффициентом агрессивности среди девочек вошли Эстония, Литва и Бельгия, а среди мальчиков — Литва, Латвия и Израиль. А самые мирные подростки живут в Финляндии. Там лишь 13 процентов девочек и 37 процентов мальчиков дрались в 2005 году.

Если говорить о России, то самые агрессивные дети живут в многонациональных регионах и в мегаполисах. А самый высокий уровень агрессии — у московских подростков.

КСТАТИ

Громкая музыка усиливает агрессивность

Специальные исследования показали, что звучание музыки на дискотеках и рок-концертах приближается к 120 децибелам у края эстрады и 110 в центре зала. Для сравнения, 110 децибел издает электропила во время работы. Это уже за пределами нормы.

Такая громкость уже за пределами человеческой нормы. Это приводит к травмам органов слуха и его снижению. А при длительном воздействии такая музыка рассеивает внимание, угнетает умственную деятельность, приводит к состоянию повышенной возбудимости, нарушениям памяти и снижению интеллектуальной активности. То есть, действует как наркотическое средство.А в дальнейшем это может привести к нервному истощению, психическим заболеваниям и нарушениям норм общепринятого поведения.

Пытка увеболлом

На вкус и цвет все фломастеры разные
Эта статья описывает явление так называемой вкусовщины. То есть, наличие или отсутствие этого явления в значительной степени зависит от мнения аудитории. Пожалуйста, помещайте примеры этого явления в статьи о собственно данном явлении.
Вкратце
Ощущение у зрителя во время ознакомления с режиссёрским «я так вижу» в отношении ставшего классическим произведения.

Пытка увеболлом — это частный случай опухания гондураса у режиссёра, под названием «книга была лучше» — но применительно к первоисточнику, по которому фильмец снимается. Берётся, например, популярная игра (или что угодно) и по ней стряпают фильм. Зритель, не знакомый с первоисточником, может сказать, что это хороший фильм, однако тот, кто был знаком с изначальным, ставшим классическим вариантом, неизменно испытывает ощущение, словно его пытают — потому что «режиссёр так видит», а видит он совсем не то, что видел, ощущал и чувствовал игрок. Можно сказать, что этот фильм является самостоятельным параллельным произведением «по мотивам», рассчитанный на зрителя, который книги не читает и в игры не играет. Пытка увеболлом является таковой только для фанатов первоисточника, для всех остальных это просто фильм, хороший или не очень.

Родоначальником такого подхода к делу является всемирно известный Уве Болл, который мнение публики ставил в известную позу: он снимает, как ему нравится, а все, кто пытается на него наехать, получают приглашение на ринг. Разумеется, такое наплевательское отношение к фанатам делает пытку ещё более невыносимой.

Следует отличать пытку увеболлом от кинотрэша, коммерчески неуспешных фильмов, авангардизма, артхауса, Энди Уорхолла и просто плохого кино.

  • Кинотрэш — это жанр-наследие фильмов категории Б, получается когда у режиссёра мало денег, много энтузиазма, склонность к доведению до абсурда всего что можно, талант к сюрреализму и лежащая в шкафу стопка кассет студии Трома (а трома-фильмы это уже даже отдельная категория кинотрэша).
  • Коммерчески неуспешные фильмы — это следствие ставки на огромный бюджет, как на замануху. Ожидание не оправдывается — дорогая графика, именитые актёры, пальцатый режиссёр и актуальный формат не вытягивают убыточную в принципе картину.
  • Авангардизм — это «искусство ради искусства», уход от основной цели оного — быть понятным широким массам и как-то на них влиять, вследствие чего автоматически попадает в категорию «дегенеративного искусства». Авангардизм — это диалог одного художника с другим, причем поскольку они оба дадаисты, их никто, кроме них самих, не понимает.
  • Артхаус — это менее раскованное экспериментаторство, рассчитано на поиск глубокого смысла, повествует в основном о табуированных темах и не рассчитано на массового зрителя.
  • Энди Уорхол — это банка супа «Кэмпбэлл» и пять часов съёмок спящего человека.
  • Плохое кино — это субъективная оценка любого кино, которое не нравится конкретному зрителю, но если объективно — то это дело рук слаженной команды из режиссёра-недоучки, каменноликих актёров-пономарей, оператора с паркинсонизмом и косоглазием (как вариант — не знающего удержу «фокусника»), и сюжетом, достойным порнухи (в том смысле, что в порно сюжет может быть, но совершенно не важен).

Примеры

Театр

  • «Гарри Поттер и проклятое дитя». Этот фанфик Роулинг от Джона Тиффани и Джека Торна обматерили уже из каждого утюга, в том числе и на этом ресурсе, так что нет особого смысла повторяться.
  • «Последнее Испытание» — с прикрученным фитильком и главным образом в герасименковских версиях — гастрольной, видео и особенно стационарной 2018 года. Профессиональные актёры чарующими голосами поют умные прочувствованные арии — а визуально это оформлено в лютейший китч, напрочь (и, по признаниям создателей, сознательно) перехе… чёркивающий всю традиционно-фэнтезийную эстетику книжного первоисточника. Ранние постановки Полины Меньших, при всей их занавесочно-самодеятельном исполнении, относились к ней куда бережнее и любовнее.

Кино

Во многих странах

  • Обе экранизации «Трудно быть богом». Первая переполнена кичем и обладает вконец картонными спецэффектами и реквизитом, а вторая… Скажем так, взяли отличных актеров, шикарный реквизит и поставили замечательные сцены — и вместо сюжета и смысла добавили туда потоки грязи, говна и кровищщи до полностью несмотрибельного состояния. Результат — эталонный вывих мозга.

Отечественные фильмы

  • «Сталкер» Тарковского по «Пикнику на обочине» Стругацких, впрочем зигзагом — авторы канона сами написали сценарий фильма (с ВОСЬМОЙ попытки таки угодив великому Тарковскому).
    • Но куда сильнее пытка увеболлом у читателей Стругацких, которые играют в S.T.A.L.K.E.R..
    • «Солярис» Тарковского — тоже та ещё пытка увеболлом для читателей Лема. Да и сам Лем цензурно про данный фильм не высказывался…
      • Кстати, в отличие от брательников, которые всё-таки удовлетворили мэтра, Лем в итоге послал его в пешее эротическое путешествие и категорически отказался стать соавтором фильма.
      • Когда Лем увидел американского «Соляриса», куда более близкого к книге, к фильму Тарковского он стал относиться гораздо лучше. Так что версия не так уж плоха.
  • «Ночной Дозор» и «Дневной Дозор». Бекмамбетов очень хорошо снимал рекламу, и в общем-то, вместо сюжета мы ее и получили. Игры по мотивам, по мнению ряда геймеров, ещё хуже.
  • «Обитаемый остров». Пускай эстетика Саракша иная, фильм получился хорошим по мнению многих зрителей (первую часть с небольшими оговорками одобрил даже сам Б. Стругацкий), однако у фанатов многое вызывает ярость:
    • Кастинг-агентство «WTF?». В каноне чётко сказано, что Максим — брюнет со «странными коричневыми глазами», загорелый до смуглости!. Бондарчук взял на роль сероглазого шатена Василия Степанова и… покрасил его под блондина, а в глаза ему вставил линзы голубого цвета! Зачем? Обоснуй: режиссёр хотел парадокса ради показать положительного героя, попавшего в страну «фашиствующих», классической «белокурой бестией» в плане внешности, тем более что герой — этнический немец.
      • А лысый как череп Странник получил волосатую голову Алексея Серебрякова.
    • Его Величества Фёдора Сергеевича почётный Розовый Танк в каноне был самоходной ракетной установкой с автопилотом. Хотя, как ни странно, розовый цвет — годная камуфляжная окраска для условий пустыни, особенно в вечернее и ночное время. Обоснуй: краска просто выцвела за столько лет под всеми местными кислотными и не только дождями.
    • Личный Его Величества именной бомбовоз-дирижабль Киров в каноне был обычным оставшимся после войны самолётом с длинным названием (Личный Его Императорского Высочества принца Кирну четырех золотых знамен именной бомбовоз «Горный Орел») и никак не был похож на дирижабль.
  • «Легенда острова Двид». Крапивин в ужасе открестился от неё.
  • «Бегущая по волнам» (2007 г.) по мотивам произведений А. Грина. Интересна лишь тем, что саундтрек написал Умецкий на стихи Кормильцева, а среди исполнителей засветились такие яркие люди как Максим Покровский, Алексей Кортнев, Валерий Кипелов, Алексей Горшенёв, Сергей Мазаев и внезапно не так уж плохо звучащая даже в этой компании певица МакSим.
  • «Волкодав из рода Серых Псов» по ну очень отдалённым мотивам книги «Волкодав». Пытка увеболлом не только для читателей, но и для самой писательницы.
    • Точно так же Мария Семёнова расценила и телесериал-приквел — «Молодой Волкодав». Он не лишён специфического обаяния и сделан в целом получше, чем фильм, но тоже подпадает под троп.
  • «Он — дракон», экранизация романа супругов Дяченко «Ритуал». В отличие от случая выше, авторами книги воспринимается с улыбкой и сердечками.
    • Кстати, внезапно взлетел в Китае.
  • Экранизация книги И. Бояшова «Белый тигр». В целом, фильм можно даже считать удачным, но ключевой сюжетный элемент — собственно, танк-призрак «Тигр», описанный в книге как белый и не имеющий опознавательных знаков, в фильме грязно-серого цвета и с черно-белым немецким крестом на башне. Зачем так было делать — непонятно.
    • Не говоря уже о том, что по книге этот танк-призрак от обычного «Тигра» отличался только своим цветом, а в фильме даже общий силуэт похож лишь условно.
  • Экранизация романа Василия Головачёва «Смерш 2», «Запрещённая реальность». Отстойные спецэффекты, отстойная операторская работа, отстойная актерская игра, отстойный сценарий, не имеющий с оригиналом практически ничего общего. Страшная пытка не только для тех, кто читал книгу-первоисточник, но и для любого другого, даже самого непритязательного зрителя.
  • «Загадка старого кладбища» — фанатская экранизация одноимённого ужастика. По причине тотальной экономии действие из 1950-х перенесено этак в начало двухтысячных. И протагонистка из предпенсионной бабо-гаубицы превращается в относительно юную лань (так что десятилетний сын (жертва аборта) выглядит ну очень сомнительно).
  • «Черновик» по мотивам произведения Лукьяненко, пополам с Упростили и опошлили.
  • «Выкиньг», тьфу, «Викинг» 2016 представляет сабж в отношении «Повести временных лет» — тоже, как ни крути, литературного произведения. Языческая Русь подана как классические Навозные века, населённые эталоннейшими дебилами, а в сюжете и поведении персонажей лучше не искать ни логики, ни исторических соответствий.
  • «Три мушкетёра» 2011 года, по поводу которых было метко сказано, что

Зарубежные фильмы

  • Почти все фильмы Уве Болла, а именно — киноадаптации игр. Следует отметить, что фильмы герра Уве, не связанные с играми, почему-то оказываются лучше, чем его же фильмы по играм. Быть может, он просто ненавидит игры и игроков? Его творения на околоигровую тематику: Дом мертвецов; Один в темноте 1-2; Во имя короля 1-3; Постал; Бладрейн 1-3; Фар Край. (Хотя адаптация Postal была вполне удачной — что в игре, что в фильме лютый трэш).
  • Doom Анджея Бартковяка — серьёзно? Экранизация игры про демонов и ад без демонов и без ада? И вообще, фильм (ну, за исключением пятиминутного отрывка от лица главгероя под конец) похож на обычный ужастик, каких сотни. Как заметил один рецензент с Кинопоиска, если картину переименовать в какой-нибудь «Ужас Марса», ничего не изменится.
  • «Уличный боец» (Street Fighter, 1994) с Жаном-Клодом Ван Даммом — экранизация одноимённой видеоигры. Несмотря на коммерческий успех в мире, фильм выглядит как трэш и очень негативно воспринимается как фанатами этой игры, так и большинством не знакомых с ней людей. Но эта экранизация хотя бы тянет на «Так плохо, что уже хорошо», а вот «Легенда о Чун-Ли» от того же Бартковяка — это уже кромешный ужас.
  • «Хитман». Мало того что в психологии персонажа не разбираются, так еще и клюква дикая.
    • «Хитмэн: Агент 47» аналогично, клюквы чуть меньше, но много других проблем, включая внешний вид главного героя.
  • «Принц Персии». Отношение к играм имеет лишь кинжал, который используется в фильме пару раз. Ну, и еще Пески Времени. Ну, и внешний облик принца, конечно (Джейк Гилленхол поразительно похож на игровой прототип).
  • «Обитель Зла». С каждым фильмом все дальше от оригинальной серии. При появления персонажа из первоисточника фанаты игр негодуют еще до выхода фильма.
  • Настольный сеттинг «Хроники Мутантов» — брутальная фантастическая вселенная с нереалистичыми бронекостюмами и крутыми пушками. В киноверсии 2008-го года ничего этого нет, вместо этого — стимпанк и технологии уровня примерно 21-ого века, хотя на дворе 28-ой. А вместо злобных божеств и Тёмного Легиона — некая Машина и что-то похожее на очередной зомби-апокалипсис.
  • Трилогия «Хоббит» Питера Джексона — фильмы хорошие и зрелищные, но они уж очень по мотивам книги.
    • Впрочем, тут сыграл свою роль тот факт, что «Хоббит» снимался после «Властелина Колец». Если первоисточник «Хоббита» — это сказка с присущими ей условностями, впоследствии получившая продолжение в виде фэнтези, то «Властелин Колец» изначально задал планку, которую уже нельзя было опускать. Так что пришлось не просто экранизировать книгу, а переформатировать сказку в фэнтези, что сделало отход от сюжета книги неизбежным.
      • Первая часть совпадает с распространённым переводом книги практически дословно, вплоть до фраз героев, не говоря уже о сюжете. Но начиная со второй сюжет зверски изнасилован во все места настолько, что возникают мысли по поводу веществ, которые режиссёр между съёмками первой и второй частей либо начал принимать, либо перестал.
  • «Грань Будущего» — неплохой голливудский боевичок с черно-белой моралью и Хэппи-энд’ом. Оригинал, ранобэ All You Need Is Kill — военный триллер с Серо-серой моралью и неоднозначной концовкой — победы над имитаторами еще нет, а Рита Вратаски склеила ласты, причём от рук ГГ, ибо другого выхода не было. Неудивительно, что от экранизации фанаты плюются.
  • «Сияние» Кубрика для многих фанатов Кинга.
  • «Повелитель стихий». Для фанатов «Легенды об Аанге» — настоящая кнопка берсерка. Шьямалан планировал снять продолжение, но не сложилось. Оно и к лучшему….
  • «Атака Титанов: Жестокий мир». Изнасилованный сюжет в духе триллеров и совершенно не похожие на каноничных персонажи (вдобавок, ВСЕ сыгранные азиатами). Сам Дим Юрич Пучков назвал фильм «Атакой Дебилов» и после десятиминутного обзора на него подарил плюющимся фанатам канона такие яркие цитаты-впечатления, как «три тупых японских подростка», «девочка-дебилка и дебил-генерал» и «тупое г-но тупого г-на».
  • «Star Wars: The Force Awakens» по мнению ряда фанатов «старой» лукасовской и/или Расширенной Вселенной. Но нельзя сказать, что фильм так уж совсем плох, особенно для новичков. Но по сравнению с расширенной и старой… Не фонтан, одно слово.
    • В дальнейшем, Дисней решил не останавливаться и, если ООС у Люка в «Последнем Джедае» некоторые смогли простить (пусть далеко не все), то конец этой трилогии превратил пытку в оркестр боли Тёмных Эльдар.
  • У воцерковлённых христиан сей эффект может вызвать фильм «Ной». Даже либеральный сайт Правмир открестился, однако.
  • Голливудский Ghost in the Shell. Для фанатов оригинала, будь то манга, сериал или полнометражка Осии Мамору, это непередаваемо ужасно.
  • Экранизация «Тёмной Башни» Стивена Кинга. Роланд из рода Эльда (то бишь, потомок короля Артура), ОКАЗЫВАЕТСЯ, был негром, и сыграет его Идрис Эльба. Видимо, король Артур тоже был негром. Или Роланд ВНЕЗАПНО не потомок короля Артура. Романы «Стрелок» и «Извлечение троих»? Не, не слышали. Кино начнется с событий романа «Бесплодные земли». Позвольте, но там был свихнувшийся поезд с искусственным интеллектом? Не, не слышали. Стоп, а где Эдди и Сюзанна? Не, не слышали. Фанаты посылают проклятия в адрес режиссера, сценариста, бедного негра и примеряют белые балахоны с остроконечными колпаками.
    • Как выяснилось, это — новое путешествие Роланда после перезагрузки реальности в эпилоге 7 тома. Да и разве кто-то из потомков Артура не мог с неграми сойтись?
  • «Death Note» от Netflix — попытка перенести многотомную мангу в полуторачасовой фильм обернулась мучительнейшей пыткой для фанатов оригинала, начиная с негра Эла и заканчивая истеричкой Лайтом, продающим ответы для контрольных работ (sic!)
  • «World War Z» («Мировая война Z», надм. «Война миров Z») — в качестве первоисточника была заявлена одноимённая книга Макса Брукса. Рейтинг 12+ уже вызывал нехорошие предчувствия: для экранизации довольно жестокой книги с децимациями, применением химического оружия по мирным гражданам, обыденным людоедством, циничным планом Редекера и прочим топливом ночного кошмара детский рейтинг выглядит совершенно неуместным. Фильм с огромным запасом оправдал самые худшие опасения: мало того, что создатели так усердно проявили заботу о юных зрителях, что сделали зомби-хоррор вообще не пугающим, так и связь с экранизируемой книгой ограничивается названием и наличием зомби. Ни сюжет, ни события, ни герои, ни повадки зомби, ни характер заражения вирусом, ни моральный посыл вообще никак не связаны с книгой! Нет даже самой слабой отсылки.
  • «Мистер Бин на отдыхе» — внутримировой пример. «Артхауз» от Карсона Клэя.
  • «Игра Эндера». Фильм не то чтобы плох сам по себе, но по содержанию и смыслу абсолютно пролетает мимо книги (при это не настолько хорош, чтобы получился блестящий неканон). Книга — роман взросления с изощрёнными и жестокими психологическими играми в декорациях боевой школы будущего. Фильм — подростковый фантастический боевичок про войну с космическими жуками. Актёры воспроизводят реплики и отдельные действия персонажей из оригинала вне логики и мотивации. Отчасти, в получившейся беде можно винить невозможность уложить события книги в хронометраж… но только отчасти.
  • «Долина Проклятий» 1977 года. Со слов автора одноимённого романа Роджера Желязны, фильм снят не по нему, а по рассказу режиссёра Джека Смайта.
  • «Freejack», дословный перевод — «Свободный человек»; также известен как «Беглец с того света». Автору правки в фильме понравился персонаж Вэсендек. Однако с фантастическим романом 1958 года Роберта Шекли «Корпорация „Бессмертие“» фильм имеет мало общего.
  • «Звёздный десант» — фанаты книги Хайлайна приходят в дикую ярость, когда видят, во что Верхувен превратил их любимую книгу, да еще и выставив там военных десантников как пушечное мясо и карикатурных фашистов. Еще больше они негодуют, когда узнают, что Верховен даже не дочитал книгу. То, что фильм все равно отличный и даже вначале не был экранизацией Хайнлайна, а просто сделан по старому сценарию, списанному с его книги, их не волнует.
  • Некоторые фанаты Филипа Дика именно так оценивают экранизации его произведений, начиная с первой же, «Бегущего по лезвию». Оно и понятно — как правило, там не остается почти ничего от оригинальных сюжетов.
    • Тут стоит отметить, что адекватно передать Дика на большой экран очень сложно из-за изрядного психоделизма его произведений. Единственная экранизация по Дику, практически не отходящая от канона — «Помутнение» с Киану Ривзом — очень ярко это показывает. И да, фильм провалился в прокате и практически неизвестен большинству зрителей (во всяком случае, известен значительно меньше, чем «Вспомнить всё» и «Особое мнение»).
  • Экранизации аниме «Дороро» и Kagaku Ninja-tai Gatchaman давят педаль в пол — плохие спецэффекты пополам с полным отсутствием оригинальных сюжетов
  • «Такси 5».
  • «Мизинец Будды». Экранизация «Поколения „П“» при всей своей скомканности хотя бы снималась людьми, имеющими нужные «cultural references»© и получилась неплохим приложением к книге, но вот зачем экранизировать «Чапаева и Пустоту» понадобилось германо-канадцам, не понимающим, что для людей, обладающих «советской ментальностью»™ Чапаев в первую очередь — персонаж анекдотов, а не историческая личность? Фильм создает впечатление, что авторы хотели снять то ли своего «Доктора Живаго», то ли чернуху про чекистско-бандитский мордор, а на первоисточник им было глубоко накласть, и весь буддистский подтекст в результате выглядит посторонним элементом.
  • «Смертельная битва: Истребление»: если первый фильм был принят хорошо, хоть некоторые и считали своим долгом подчеркнуть, что по стилю это скорее «фильм, созданный одним из персонажей франшизы, Джонни Кейджем» (по канону он — кинодеятель, снявший как раз такой фильм о своих собственных приключениях), то второй… Рэйден и Шао Кан — биологические братья? Шиннок — их родной отец? Мистер Леонетти, что вы курили? И какой идиот допустил вас к съёмкам?
  • «Снеговик» — фильм по, возможно, самой жуткой книге Несбё свели до схематичности, и даже в таком состоянии сюжет рассыпается на части, вызывая не ужас, а откровенный смех.

Телесериалы

  • Польский телесериал «Ведьмак». Сам Сапковский открестился от сего творения.
    • А фильм к тому же безжалостно порезали, так что получился он ещё хуже сериала.
      • Если смотреть фильм в отрыве от всего остального, как делал автор правки, то на выходе можно получить неплохое кино. Главное помнить, что кино старое, ибо как качество съёмки, так и эффекты куда как устарели.
  • «Ведьмак» от Нетфликса. Потакание трендам, мискаст, негры (в том числе, местами, в ролях эльфов) и отсебятина во все поля. Зато Сапковский одобрил.
    • Автора правки чернокожие эльфы (сиречь бандиты, террористы и расисты с комплексом собственной исключительности) даже повеселили, в отличии от куда более серьезных недостатков и, в частности, убогих боевых сценах (особенно массовых).
  • Сериал «Люцифер» для тех, кто читал комикс-первоисточник. Сложного, неоднозначного и в чем-то трагичного Самаэля Светоносного превратили в манерного глупого самовлюбленного плейбоя, а от остальных персонажей вообще оставили только имена.
    • Аналогично с примером выше: для тех, кто с первоисточником незнаком, сериал вполне себе хорош, что подтверждается фанатским негодованием на новость о закрытии сериала после третьего сезона. На волне #SAVELUCIFER Нетфликс даже прикупил права.
  • Cybersix: итало-аргентинский сериал с живыми актёрами, чья дешевизна просто бросается в глаза; сам сериал в противовес довольно чернушному комиксу и даже бойкому, полному задорного экшена и порой даже драматических моментов мультсериалу (!) выглядит форменной буффонадой, с убогими спецдефектами и постановкой похуже иных фанатских короткометражек.
    • Чего только стоят ГМО-качки «идефиксы» (бывшие в комиксе и мультсериале раза в три крупнее главной героини), превращённые в каких то панков-гопников-культуристов, а главгад герр доктор фон Рихтер стал похож на обезумевшего Эйнштейна в прусской униформе, а его генетический сын-клон Хосе стал напоминать повадками одновременно то ли Джокера, то ли Эдварда Нигму.

Мультфильмы

  • «Приключения казака Энея» — ну ладно, запихнули «Энеиду» Котляревского в менее чем полчаса хронометража. Ладно, вместо украинского оригинала текст заменили русским переводом. Но какого ж фавна в конце Олимп взрывается? И КУДА уплывает Эней с Лавинией?
  • Мультфильмы студии «Мельница» из цикла о трёх богатырях, начиная с пятого — для любого, чьё знакомство с богатырями зашло дальше анекдотов в стиле «Ильюшенька, какой же ты добрый, когда трезвый…».
  • «Король и птица» — изначально этот французский мультфильм позиционировался как экранизация «Пастушки и трубочиста», однако, от оригинальной сказки Андерсона остались только 2 главных героя, всё остальное же действо состоит из антиутопии, огромного замка, политической сатиры, погонь, интриг, огромных роботов, Культа личности, крылатых полицаев, отсылок, СПГС, СПГС и ещё раз СПГС. Словом, чистый апокриф и зрелище не для всех.

Аниме и манга

  • Appleseed — отличная манга Масамуне Сиро, которой постоянно невезёт на экранизации. В лучшем случае экранизируют первую арку, подкрутив мотивацию героев. В худшем — начинается лютый трешак.
  • Американская версия Kaze no Tani on Nausica под названием «Воины Ветра». В результате перемонтажа и переозвучки преватилось в совершенно иное произведение. С тех пор контракт на выпуск аниме студии «Gibli» за пределами Японии включает в себя обязательный пункт «Никаких изменений!!!».
    • По мнению некоторых фанатов само аниме является пыткой по сравнению с мангой. Отчасти правдиво, но причина подобного — на момент экранизации был готов только первый том. К счастью автором манги являлся сам Миядзаки, поэтому получилось в целом пристойно.
  • Hellsing: Война с нечистью для ценителей манги и Hellsing Ultimate. В отрыве же от нее великолепное произведение с шикарным сюжетом и неоднозначными персонажами.
    • Добрая половина аниме студии «Gonzo Digamation» строго не рекомнедовано смотреть после первой половины сериала. Первую часть как правило снимали по манге — дальше идёт отсебятина.
  • Первая экранизация Стального Алхимика. Пополам с буревестником фанатского сообщества.
  • Арка «Бесконечная Восьмерка» второго сезона аниме «Меланхолия Харухи Сузимии». Впрочем ряд поклонников считает это — проверкой для тру-фанатов.
  • Umineko no Naku Koro ni — в отрыве от романа аниме неплохое. Но читавшие оригинал по вполне понятным причинам его не признают. Эффект Йетса прилагается.
  • Shaman King — по мнению значительного количества фандомщиков (и, вероятно, мангаки), аниме слило и переврало мангу чуть менее, чем целиком.
  • Впрочем, с аниме такое вообще довольно часто. Можно назвать произвольный тайтл, снятый по манге, и убедиться, что есть те, кто читал мангу и негодует.
    • Педаль в пол по части такого отношения выжимают люди, которые пришли к экранизации не от манги, а от ранобэ, ибо для них пыткой будет являться как первое, так и второе.
  • School Days — сценарий аниме является распечатанным текстом всех рутов, которые скинули в очень хороший шредер, а потом наняли психически больного человека собрать из этой мешанины текст.
    • Педаль пробивает Землю насквозь, выходя далеко в Штатах, если прочесть «Американскую трагедию». Даже визуальный роман по сравнению с ней — просто атака дебилов, сопоставимая разве что с перестройкой и ельцинизмом.
      • И пробивает Луну с учётом подводной части франШИЗЫ, в которой творится такое, что в антисемитских книгах не хватаеттолько, чтобы иудеи уплыли из Египта на Nice Boat, а с генетикой сценаристы обошлись не лучше, чем главгад, по их мнению, обращплся с дочерьми…
  • «Ходячий замок» Миядзаки. Фанаты книги Дианы Уинн-Джонс считают вопиющим неканоном, где переврали все, что только можно, в том числе и главный конфликт. Остальные называют очередным шедевром от мэтра японской анимации.

Примечания

  1. Он же ассистент оператора. Человек, сидящий на ручке фокусировки.
  2. Странные для Саракша — как гласит Слово Божие, карий цвет глаз на этой планете очень редко встречался среди населения Страны Отцов. Их обладателей в древности даже считали колдунами.
  3. Если поискать информацию о художественном методе герра Болла, ответ находится сам собой: фильмы по играм он снимал в основном чтобы накопить денег на те фильмы, над которыми считал нужным стараться. Потому и делались они пачками без особенных стараний. Когда DVD-прокат сдох, Уве Болл плюнул и ушел из кинобизнеса.
  4. Впрочем, по аниме с мангой он тоже прошёлся.
  5. Минутка биологии: вообще-то с каждым поколением кровь разбавляется напополам, и если Артур был ему например пра-пра-пра-прадедом (6 поколений), то у Роланда есть ещё 63 предка того же поколения (если не было инцеста), включая женщин (биологии, с некоторыми оговорками, пофиг на пол в плане наследственности), а количество крови этого самого Артура будет составлять примерно 1,5 % (если, опять же, не было инцеста). Так что кем там был король Артур значения почти не имеет. Пара ближайших чёрных предков, и плевать какой расы был Артур.
  6. В статье по ссылке есть ссылка на книгу, в которой кто-то обвинял евреев во всех мыслимых и немыслимых пороках: инцесте, педофилии, промискуитете, сутенёрстве, распространении порнографии и многом другом.

Кино

Понятия

Амплуа • Жанровая гамма • Немое кино • Перезапуск серии • Ремейк • Система рейтингов для кинофильмов • Смена жанра • Фильм категории Б • Чернуха • Шоу в бутылке • Экранизация

Приёмы

Взросление между кадрами • Вид глазами робота • Гиллигановский монтаж • Девушка Гаусса • Закадровое гуро • Закадровый крик • Крик Вильгельма • Летающая фигня • Луч в небо • Показать через тень • Стоп-кадровый бонус • Стирающий свет • Хроника посреди фильма • Художественная пауза • Цветное настоящее, чёрно-белое прошлое • Эффект Кулешова

Проблемы

Блупер • Бюджет пишет сюжет vs Есть бюджет — не нужен сюжет • Визуальный разрыв канвы • Дешёвая драма • Жизнь пишет сюжет • Заезженные звуки • Закадровая телепортация • Звук как в телефильме • И часовню тоже он! • Кино и немцы • Креативщина • Кривой монтаж • Кривой перемонтаж • Не хватило сборов • Никогда не доверяйте трейлеру • Никогда не доверяйте постеру/Никогда не доверяйте обложке • Опухание сиквелов (сиквел-бастард) • Проблема Тома Бомбадила • Промах с аудиторией • Разные художественные языки • Ряженные под Запад • Самое главное не показали • Сварочный шов • Слоу-чмо • Спецдефекты (Забыли про гравитацию • Звук как в телефильме • Издалека сойдёт) • Спойлерный трейлер • «Стоп! Снято!» произносит смерть • Тень режиссёра • Апокалипсис в каморке • Хан Соло стрелял первым • Штаны Арагорна • Экшн-понос (Больше и эпичнее) … Названные в честь режиссёров: Нечаевщина • Нолановщина • Пытка увеболлом • Типа я Линч • Типа я Тарантино • Типа я Тарковский • Эффект Йетса

Штампы: Босс не вмешивается

Актёры и роли

Актёр одной роли • Актёр Семецкий • Актёр, у которого ещё нет «Оскара» • В каком бы фильме он ни снимался… • Дублёр (Каскадёр) • За себя и за того парня(Армию играет десяток человек • Бессменный телохранитель • У главгада лишь пара подручных) • Заявленный статист • Известное имя в титрах • Изменился за лето • Иронический кастинг • Искусство требует жертв • Камео (Знакомство со знаменитостью) • Контрастные роли • Ксерокопированное поколение • Мёртвый актёр, бессмертный голос • Мы тебя где-то уже видели • Незаменимый актёр • Он и в жизни так может! • Последнее место в титрах • Режиссёрский любимчик • Спойлер-каст • Стандартный представитель страны • Украсть шоу (воскресить труп) vs Звезда сыграла тускло • Характерный актёр • Человек тысячи голосов • Чисто английское злодейство • Яркий представитель тёмных сил • …

Внешность актёра и героя

А ты не староват для школьника? (Теперь Джульетте не 13 лет! • Травести) • Кастинг-агентство «WTF?» • Blackface/Отбеливание/Сменить расу в адаптации • Стопроцентное внешнее попадание • Талант превыше внешности • …

Съёмочный процесс

А что, пусть будет! • Форсированный метод Станиславского

Критика

BadComedian • Nostalgia Critic • Научи хорошему

Голливуд

Домашнее видео • Золотой век Голливуда • Конец студийной системы • Новый Голливуд • Эра блокбастеров

Советское и российское кино

Госкино • Детское кино • Другие студии СССР • Истерн • Кино сталинской эпохи • Кино эпохи развитого социализма • Ленфильм • Мосфильм • Многосерийный телефильм • Перестроечное кино • Советская кинофантастика • Российское кино