Тяжело учиться в медицинском

В медицинском приходится учиться долго, тяжело, а выдерживают (и получают диплом) не все. Дмитрий –бывший студент-медик, и он бросил учёбу на 4 курсе. Просто потому что не выдержал бесчеловечного отношения к студентам, плохих условий обучения и бессмысленных во всех отношениях занятий.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Дмитрий сам написал мне, прочитав очередной пост про «синдром шараги», озвученный современными студентами вузов. На этот раз история про медицинскую академию. Дмитрий бросил учёбу на четвёртом курсе почти десять лет назад, но вся эта болезненная история не отпускает его до сих пор. У него много претензий к отечественной медицине, и, в частности, к высшему образованию. До сих пор есть обида и боль за искорёженную судьбу. Но он написал мне не для того, чтобы кого-то заклеймить или излить желчь. Он в очередной раз хочет рассказать свою историю в надежде хоть на какие-то изменения в лучшую сторону.

Дмитрий по-прежнему читает статьи о медицине и в курсе последних отраслевых событий. Всё-таки бывших медиков и бывших учителей не бывает. Не знаю, отпустит ли его эта история когда-нибудь.

Расскажите, как вы поступили в вуз?

Лето моего поступления было достаточно нервозным. Было это так давно, что кажется уже неправдой. В 2005 году.

Так получилось, что у меня не было выбора, в какой вуз поступать, — только один вариант. Как потом выяснилось — не самый лучший. ЕГЭ тогда уже практиковали (был экзаменом по выбору), многие сдавали экзамены в новом формате, но я нацеливался на поступление в конкретный вуз и этой возможностью не воспользовался. Нас тогда конкретно на ЕГЭ в школах не натаскивали, потому баллы у меня получились бы удовлетворительные, так что сдал вступительные в традиционной форме. Сразу скажу: вуз не столичный, но, как говорится, приличный. Статус у него был противоречивый. Одни нахваливали, правда, в основном потому, что не надо было далеко ехать. Другие как-то скептически относились. Например, наш участковый терапевт даже отговорить пыталась, узнав, что я туда планирую поступать. По её словам, оттуда выходили «дубовые врачи». И, как мне кажется, она была близка к правде.

Насколько я теперь понимаю, оканчивали это заведение в основном те, кто был покладист и исполнял любую прихоть администрации. Или те, кто платил деньги в конвертах

Не говорю, что все, но «средняя температура по больнице» — вот такая. Отсюда и слухи, что из «N-ской медакадемии какие-то недоучки выходят».

Возможно, было бы безопаснее отслужить в каком-нибудь стройбате, но тогда просто было страшно провалить экзамены. Несмотря на то, что я был призёром и победителем биологических олимпиад, никаких поблажек при поступлении именно в моём вузе это не давало. Программа обучения в общеобразовательных школах построена так, что её совершенно недостаточно для успеха на вступительных экзаменах. Когда я всё же увидел себя в списках поступивших, да ещё и с одними из лучших баллов за экзамены, это была такая эйфория, которая ни одному наркоману в мире была неведома. Если бы я знал, что будет дальше.

Какие обстоятельства заставили засомневаться в выборе вуза?

Начнём с главного: я не понимаю, какие задачи стоят перед высшим образованием в нашей стране, в том числе, высшим медицинским. Среди них, похоже, нет образования как такового.

Образование — это то, что учит человека мыслить. И не просто мыслить, а логически и критически размышлять. Учит искать актуальную информацию по проблеме, учит правильной постановке и решению вопросов при исследовательской работе и так далее. Но в том медицинском вузе, куда мне не повезло поступить, ничего подобного и близко не было. И пообщавшись с преподавателями и студентами других медицинских вузов, я понял, что такая странная ситуация по всей стране. Да, кто-то возразит: мол, вот у них на отдельной кафедре есть отдельный преподаватель, который всему этому учит. Но я это называю казуистикой. Уверен, что образование всё-таки должно быть систематическим, а не казуистическим.

Программа чудовищно перегружена всякой… чепухой (слово заменили на нейтральное). В одном из медицинских вузов Санкт–Петербурга, слышал, за один семестр первого курса изучалось ещё несколько лет назад 12 предметов (а по ним потом сдавались зачёты и экзамены). За семестр! Нет, не на флешку загрузить — вызубрить. Потому что учёба в медицинском — это, увы, такая же зубрёжка, как в начальной школе. Всем понятно, зачем медику зазубривать анатомию. Во-первых, не зная хотя бы простейших её азов, во всей остальной медицине просто не понять ничего. Во-вторых, такая специфика предмета. Устроен он так, что при помощи одного понимания его не осилить, надо именно долго и упорно всё заучивать. Но на кой-чёрт будущему врачу история отечества или культурология? Конечно, найдётся масса «умников» с извечной мантрой: «для общего развития». Одна только проблема. Маааленькая такая.

К врачу мы ходим не чтобы получить интеллектуальный оргазм от его «общего развития», а за медицинской помощью

Когда вам очень больно, плохо, может, вы даже умираете или вот-вот начнёте, а тут приходит человек в белом халате что-то такое не совсем для вас понятное делает, и вам сперва становится терпимо, потом лучше, а потом вам в амбулаторной карте или истории болезни пишут: «здоров (а)». И если вас всерьёз интересует пресловутое «общее развитие врача», к которому вы пришли за помощью, то, скорее всего, вам никакой помощи не надо. Когда человеку по-настоящему плохо, для него всякие «общие развития», утонченный этикет, одежда под халатом врача — глубоко по барабану. Его главное и единственное желание — чтобы его персональное «мне плохо» — закончилось. Желательно, побыстрее.

Только вот врачу, которого четыре курса пичкали всякой общеразвивающей «чепухой», будет, видимо, сложнее помочь человеку, потому что «чепуха» зубрится в ущерб тому, что действительно важно в будущей работе. Из-за «чепухи» тоже могут отчислить, поэтому нередки ситуации, когда студент ради зачёта по какой-нибудь ненужной культурологии плохонько готовится к паре по вполне нужной биохимии. На троечку хватает, но потом это всё выветривается из головы, на госах — везёт, ничего даже отдаленно связанного с непонятой темой нет. А когда попадается пациент с проблемой, не понятой доктором ещё на студенческой скамье, то хорошо, если пациент просто потеряет время и нервы на поиск другого врача. Ну, вы понимаете…

А ещё есть такая проблема, которая вроде бы уже понемногу отходит в прошлое, но в моё время попила массу крови студентам. Вот, например, ты очень серьёзно относишься, допустим, к биохимии. Всем сердцем влюблён в этот предмет, разыскиваешь новейшие зарубежные учебники, научные журналы, просто статьи, тщательно готовишься к практическому занятию, и получаешь вдруг «лебедя», «банан», просто потому, что готовиться, оказывается, надо было или по методичке, которую печатает кафедра (и которая может быть совсем не бесплатной), или по списку литературы, предоставляемой кафедрой. Притом неважно, что и в методичках, и в книгах, может быть информация, устаревшая ещё во времена юности моей бабушки, неточная, а порой откровенно лженаучная.

Но это ещё половина беды. Всё вышеуказанное нужно помножить на какой-то инфернальный антигуманизм по отношению к студентам. Со стороны всего персонала вуза. Начиная от вахтёрши в общаге и заканчивая ректором высшего ущербного заведения. Это для меня, воспитанного единственным ребёнком в семье и с понятиями о гуманизме, достоинстве, правах и свободах человека, было просто пыткой. Особенно в этом плане «везёт» иногородним. Их, такое ощущение, совершенно за людей не считают. Приведу несколько наиболее ошарашивших меня примеров.

Общаги. Здания, в которых жить вообще нельзя — их по документам должны были снести задолго до моего поступления. Жили в них студенты в атмосфере чудовищной антисанитарии и наплевательского отношения к себе со стороны администрации. Говоря про антисанитарию, я не говорю о тотальной грязи. Нет, антисанитария — это систематическое нарушение санитарных правил и норм в принципе. У нас было довольно чисто — тут хочешь не хочешь, но станешь аккуратистом. Только клопам — постельным, кровососущим (прямо под стать администрации) на это было плевать. Кроме того, вряд ли есть хоть один СанПин, признающий нормальной ситуацию, когда в комнате 3×5 метров живёт пять человек.

Про постоянно ломающиеся души и унитазы, думаю, и говорить не стоит. Зато могу рассказать, как однажды один наш студент опоздал на занятия, потому что примёрз волосами к стене. Про пожарную безопасность молчу тоже, потому что её не было как таковой. Как не сгорели эти бараки? Без понятия. Везло, наверное. Но бытовые тяготы было бы куда легче переносить, если бы к нам относились по-человечески, но даже намёка на этого не было. Что же было? Как в нескольких словах описать тот взрыв эмоций, который подталкивает написать трактат с «войну и мир» размерами? О! Эврика! Погуглите «стенфордский тюремный эксперимент» и представьте, что его не прекратили из опасений за здоровье участников. И получите примерное представление о том, как жилось в этих общагах.

Нет ничего удивительного, что в скотских условиях и люди оскотинивались. Не хочется подробно про это рассказывать, так что буду краток. Студенческое братство? Ложь. Его нет в реальности. Ну и про бесконечное «приделывание ног» чужим вещам — наверное, тоже не имеет смысл подробно рассказывать. Мне только интересно: это так нездоровая атмосфера общаги влияет, или действительно стольких людей мама с папой не научили, что воровать нехорошо?

Администрация — тоже не помощник, если студент столкнулся с какими-то проблемами (включая проблемы со здоровьем). Универсальным решением любых проблем студентов было отчисление. Меня всё это сломало. Частный психотерапевт, к которому я уже через достаточно долгое время после событий обратился, заподозрил у меня клиническую депрессию.

Настал момент, когда я просто перестал ходить в эту шарагу. Меня закономерно отчислили

Потом, правда, восстанавливаться пришлось, и даже несколько раз, так как мои близкие (среди которых есть и врачи) очень переживали по поводу того, что я единственный в роду могу быть без «вышки». А я просто не решался сказать, что мне ценой остатков здоровья, в том числе и психического, остатков человечности, в конце концов, не нужны эти «корочки». Стану бомжем и умру в подворотне? Будто бы «корочки» от того спасают.

Я далеко не сразу сказал, что с нашей системой высшего медобраза не хочу больше иметь ничего общего. Даже успел ценой каких-то изощрённых бюрократических фокусов перевестись в другой вуз, вроде бы, с репутацией получше, но в целом картина стала не намного оптимистичнее. Да, специально там никто никого не унижал, но качество обучения тоже было никакое, безразличие к студентам не знало границ, те же амбиции феодального князька у ректора. Вот тогда я и решился сказать, что мне это надоело. Совсем. Настолько, что я не хочу получать диплом врача. «Обложку», которая по причине безобразного качества образования и искорёженной при получении этого (псевдо)образования психике — не будет соответствовать «содержанию».

Вообще, этот опус можно было бы назвать «Сгоревшие напрасно». Эмблемой медицины была и горящая свеча с девизом: «Служа другим — сгораю». Aliis inserviendo consumor.

Но в этой шараге люди просто сгорают. Совершенно без толку. Хотелось бы употребить слово «сгоревший» в единственном числе, но таких как я, на самом деле, много. И плохо, что кое-кто всё же не уходит, как я, а получает диплом и калечит пациентов. Кое-кто всё же как-то умудряется стать нормальным специалистом. Не благодаря, а вопреки.

Как вы думаете, это реформы в высшем образовании виноваты?

Мне кажется, я понимаю, почему медвузы по всей стране стали «шарагами». Не обо всех причинах, но о тех, что мне бросились в глаза, расскажу. Я не буду сейчас вдаваться в историю медицины. Скажу лишь, что горе-реформаторы появились в стране отнюдь не в девяностые годы, а ещё на заре Союза. И нареформировали всякого. Например, отрезали университеты от науки. То есть университеты стали заниматься, по сути дела, только образованием, а наука перекочевала в НИИ. То, что студенты вузов пишут в качестве научных работ, отличается от подлинной науки примерно так же, как упражнения на автотренажёре от ралли «Париж — Дакар». Многие НИИ, в свою очередь, были закрытыми, секретными. А это значит, что независимая проверка результатов их деятельности была, скажем так, затруднена.

Медицина — это, по большому счёту, прикладная область биологии человека, которая занимается изучением патологии с целью разработки наиболее эффективных методов лечения. Что творилось с биологией в Союзе? Что-то не очень здоровое, на мой взгляд. Например, вспомним про Лысенко и про то, чего его карьеризм стоил отечественной генетике. Об этом не знают, наверное, только очень ленивые. И этого оказалось мало. Создали и медицинские вузы. Отдельные. А теперь помножим это на относительную изоляцию науки в Союзе от мировой и добавим немножечко воображения. Получим нечто местами вроде бы вполне современное и научно достоверное даже на уровне мировой науки, местами — крайне отсталое, местами –неверное, местами — откровенно лженаучное. Вот это и есть пресловутая уникальная, исконно-посконная отечественная медицина. Кстати, будучи студентом и в процессе активной учёбы, скорее всего, трудно отделить зёрна от плевел, ибо на то нет ни времени, ни сил.

Что такое «шарага» в вашем понимании?

На этот вопрос легче всего ответить. Вы слышали что-нибудь о карго — культах?

Карго-культ, или культ карго (от англ. cargo cult — поклонение грузу), также религия самолётопоклонников или культ Даров небесных — термин, которым называют группу религиозных движений в Меланезии. В культах карго верят, что западные товары созданы духами предков и предназначены для меланезийского народа. Считается, что белые люди нечестным путём получили контроль над этими предметами. В культах карго проводятся ритуалы, похожие на действия белых людей, чтобы этих предметов стало больше.

Вот шарага — это такое учебное заведение, где вместо подлинного образования правит бал карго-культ. Карго-культ образования, само собой. Проще говоря, это учреждение, где образование имитируют (либо полностью, либо большей частью). Последний вариант встречается, справедливости ради, чаще. Но всё равно нередко именно те самые, скажем, 20 имитируемых процентов в обучении критически важны для того, чтобы человек стал специалистом. Без них выпускник — это просто некто с дипломом, что-то слышавший о специфике своей профессии, но работать даже удовлетворительно не способный.

Что надо сделать, чтобы ваш конкретный вуз перестал быть шарагой?

Усилия, потраченные сегодня на обучение в медицинских вузах, увы, даже близко не окупаются результатами этого обучения. На выходе получается, с высокой вероятностью, то, что принято называть, коновалом. Предвижу сразу ехидные комментарии. Мне не верите, вот вам, например, статья Ильи Фоминцева, исполнительного директора Фонда профилактики рака.

Одна из важных цитат его статьи такая: «Система оценок в вузах не работает, она, видимо, направлена на что-то другое — на «успеваемость» человека, на оценку прилежности, посещаемости, чего угодно — но только не знания и навыки.»

Просто «в яблочко». В моей уже бывшей, слава богу, не альма и не матер оценки ставились в основном «за поведение». Один заведующий клинической кафедрой говорил открытым текстом: «Нам плевать на ваши таланты. Никому талантливые не нужны — нужны исполнительные.»

А если перейти к конкретным предложениям, то вот они.

1. Сделать науку наукой. И вернуть наконец науку в университеты.

2. Необходимо продвигать реальное студенческое самоуправление и университетскую автономию.

3. Нужно ликвидировать патернализм в медицинском образовании: не важно, что считает профессор Пупкин с кафедры пупковедения — важны современные научные исследования и тренды. А личные мнения, пусть даже самых именитых людей, — это для мемуаров.

4. Остро назрела необходимость интеграции отечественной медицины в мировую, нужен активный обмен опытом, студенческие командировки в зарубежные вузы, университетские клиники и так далее.

Если вы хотите присоединиться к проекту и рассказать свою историю, то пишите мне (все контакты есть внутри моего блога).

Вот примерные вопросы для интервью:

1. Расскажи коротко, как ты поступил (а) в вуз.

2. Что такое «шарага»? Что входит в это оценочное определение?

3. Какие основные претензии у тебя конкретно к твоему вузу?

4. Что надо сделать, чтобы твой вуз перестал быть шарагой?

Экзамен по нормальной анатомии в медицинских университетах сдают во время зимней сессии второго курса. Из всех остальных экзаменов именно этот обычно окутан неким ореолом ужаса и таинственности. Я сдал нормальную анатомию на 5. Теперь хочу поделиться некоторыми своими наблюдениями о том, как сдать анатомию в медицинском вузе.

Самое главное

Главное, что необходимо запомнить — анатомию следует учить все полтора года, качественно готовясь к каждому семинару. Если вы не учили ничего вообще весь первый и половину второго курса, то увы, сдать анатомию у вас не получится.

Ещё момент — качество ваших ответов на каждой пройденной теме должно быть соответствующее. Существуют преподаватели, которые спрашивают спустя рукава, которые откровенно «натягивают» до «тройки» слабым студентам.

Как узнать, всё ли в порядке в вашем вузе с требованиями по анатомии? Весьма легко. Если вы, сразу же после пройденной темы и полученного зачёта по ней, способны рассказать её всю на русском и на латинском, правильно показывая всё на препаратах или на планшетах — у вас всё хорошо.

Допустим, вы старательно учили анатомию все полтора года, но у вас остаётся месяц перед экзаменом, и вам кажется, что вы ничего не знаете и ничего не сдадите. Что же делать?

Как готовится?

Совет 1. Вам нужно вовремя мобилизоваться. Если вы старались учиться всё предыдущее время, вам вполне хватит 15-17 дней, чтобы привести в порядок все вопросы из вашего экзаменационного списка (у меня их было 320). Вероятно, вам кажется, что вы точно сдадите на 2 и что незнакомых вопросов куча, но (если вы учились добросовестно) у вас всё будет в порядке.

Совет 2. По возможности, откиньте все остальные предметы и занятия. Для вас не должно сейчас существовать гистологии, физиологии, зачётов, вообще ничего, кроме анатомии. На моём курсе несколько ребят пытались одновременно готовится к двум экзаменам (мы сначала сдавали анатомию, потом — гистологию), это закончилось оценками 3 и 4 там, где знания позволяли получить 5.

Совет 3. При повторении вам необходим системный подход. Сразу же, как увидите список вопросов, условно распределите их по группам:

  • «Знаю прекрасно, эти вопросы — моя сильнейшая сторона»;
  • «Знаю неплохо»;
  • «Не знаю. Если у меня это спросят, я промолчу»

Я уже описывал эту тактику в заметке о том, как сдать биологию. Это первый этап подготовки был как раз. Так вот, вам необходимо начать именно с вопросов последней группы. Очень важно трезво оценить свои шансы.

Не знаете, в какую группу отнести тот или иной вопрос? Выход элементарный -представьте, что вы сидите перед преподавателем и он у вас спрашивает именно тот вопрос. Постарайтесь ответить на него прямо сейчас. Представьте топографию органа, его функции. Есть проблемы? Тогда в третью группу, вы этот вопрос не знаете.

Первым делом как раз прорабатывайте вопросы из третьей группы, то есть те, которые вы не знаете вообще.

Совет 4. Обязательно делайте пометки в вашем списке вопросов. Отмечайте уже пройденные вопросы — это позволит вам контролировать ваше подготовку. В любой момент вы можете посчитать соотношение количества пройденных вопросов и количества всех вопросов.

Также подписывайте всё, что только умещается в вашем списке. Пишите краткие классификации, топографические ориентиры, функции.

Совет 5. Рисуйте. Даже если вы уже делали схемы и рисунки в течении года, сделайте новые перед экзаменом. У меня за пару недель выросла целая папка с такими рисунками:

Особенно хорошо при рисовании запоминаются мышцы, периферические нервы и сосуды. Лучше всего простым карандашом набрасывать топографические ориентиры (например, ногу) и уже поверх неё ручкой рисовать артерии, как в моём примере:

Совет 6. Ходите в вашу анатомичку. Как можно чаще, при каждой возможности. Лучше всего, если вы будете иметь возможность увидеть те самые планшеты и препараты, на которых вы будете отвечать на экзаменах. Учите, повторяйте на препаратах в анатомичке каждый возможный день.

Совет 7. Созванивайтесь с вашим одногруппником/одногруппницей и вместе делайте «пробежки» по вопросам. Используйте телефон или скайп. Берёте блок из 5-7 вопросов и спрашивайте каждый из них, слушаете, что вам отвечают, поправляете, если что. Затем вам тоже самое делает ваш одногруппник, вы также отвечаете на случайные вопросы. Очень качественный способ повторения.

Совет 8. Обязательно используйте видео уроки, причём самые понятные и качественные Не тратьте время на длинные, растянутые уроки, которые вы плохо понимаете. Например, идеальное видео по тройничному и лицевому нервам — вот.

Коротко, наглядно, прекрасно запоминается.

Ещё в качестве примера — блестящая лекция Владимира Изранова по анастомозам. Лучше этот материал показать невозможно.

Совет 9. Тут хотел написать что-то вроде «не волнуйтесь», но потом понял, что это глупо, перед экзаменом по анатомии будет волноваться будет каждый студент. Поверьте, если вы добросовестно отнеслись к анатомии и освоили весь материал с пониманием, у вас всё будет в порядке.

Всем удачи, изучайте медицину и не забывайте заходить на мой блог!

Быть врачами мечтают многие, но каждому ли это под силу? Ведь образ врача, создаваемый средствами массовой информации, весьма далёк от настоящего. На самом деле эта профессия практически лишена романтики. Это тяжёлый ежедневный труд «на износ», изматывающий морально и подчас не приносящий материального удовлетворения. И учёба не простая.

Учиться в медицинском институте сложно. Конечно, если учиться. Неучиться везде примерно одинаково. Но мы не будем брать этот случай, а рассмотрим тот, когда студент, действительно, решил стать врачом и для это — учится на полном серьёзе в выбранном медицинском ВУЗе. Что же его ждёт?

Первый отсев

В начале первого курса отсеивается каждый пятый студент. Причин две: очень сложно учиться и непереносимость вида трупов. Дело в том, что теоретические занятия в медицинском ВУЗе сочетаются с практическими. И практически первый предмет, с которым знакомится будущий врач — анатомия человека. И проходит он в анатомичке. Анатомичка славится своим запахом (формалина) и плавающими в специальных ваннах трупами и их частями. Что делать? На муляжах ни один хирург не научится оперировать, и ни один врач не поймёт что и где точно у человека находится. Поэтому анатомичка обязательна для посещения каждым студентом. Но её нужно не просто «посещать», а активно работать — препарировать трупы, зарисовывать ход нервов и расположение мышц. То есть — трогать и резать трупы. Понятное дело, что даже читать про это не многие могут без отвращения, а когда дело доходит до реального посещения, некоторые понимают, что не могут этого сделать. И их обучение в мединституте заканчивается.

Халаты и шапочки

На всех занятиях, даже на тех, которые не относятся к медицине, например, на философии, основах военного дела необходимо быть в халатах и шапочках. Их приходится постоянно носить с собой на все занятия, а периодически — стирать и гладить. Многие студенты имеют по два комплекта — повседневный и выходной (на экзамены).

Болезнь третьего курса

Ни в одном медицинском справочнике нет такой болезни. О ней знают лишь педагоги и студенты медицинских ВУЗов. К третьему курсу студенты накапливают приличный багаж знаний, но ещё малоструктурированных. И в один прекрасный день каждый третьекурсник обнаруживает у себя симптомы даже не одной, а целого ряда заболеваний, в пределах пройденных, разумеется. Студенты начинают ходить по врачам и возмущаться, как же те не видят симптомов «очевидного» заболевания. Заканчивается третий курс, проходят и все надуманные болезни.

Построение!

Все студенты медицинских ВУЗов проходят военную подготовку и получают по окончанию института «корочки» офицера запаса. Эти занятия пропускать никому не рекомендуется, так как спрос за пропуски именно тут особо жесток.

Практика

В разных мединститутах разные требования, часто практика в лечебных учреждениях проводится почти фиктивно, ведь манипуляции будут выполнять медицинские сёстры под руководством врача. Но, согласитесь, чтобы правильно руководить процессом, нужно в нём досконально разбираться. Поэтому на практике надо стараться как можно больше делать своими руками — потом такой возможности не представиться, а спрос значительно возрастёт.

Теги

…Да вот только какой уж тут медицинский вуз в 30 лет, слышу я с завидной регулярностью от знакомых и незнакомых людей, когда они узнают, как и где я работаю. Грусть в их глазах, груз несбывшихся детских надежд в груди и разочарование. В себе, в родителях, что заставили стать экономистом, в химичке школьной, которая сказала «экзамен по химии будешь сдавать только через мой труп!», в этом мире.

Поднимите лапки те, кто понимает, о чем я? )) Кто уже цитирует доктора Хауса и бесится от Интернов? Кто, приходя на приём к нашим ающим участковым терапевтам и педиатрам, ооооочень хотел бы сам быть нормальным врачом? Кто собрал дома коллекцию из медицинских книг и только и ждёт, чтобы кто-то из членов семьи немножко заболел, чтобы виртуозно его вылечить? Кто там уже шикарно делает уколы по роликам из ютуба?

Люди, тут такое дело… но в 30 — не поздно. И в 35 не поздно. Горько только будет в 75 осознать, что вот теперь — поздно.

Внимание, пост заряжен на поступление, так что встретимся в 2019 году на первом курсе в медицинском.

Итак, чего вы боитесь?

1) будет тяжело поступить, я же школу закончила Х лет назад, не помню уже ничего. А я вам так скажу, если вы думаете, что среднестатистический школьник лучше вас знает химию/биологию, вы очень сильно ошибаетесь. Они тоже не знают эти предметы. Опустим мои пространные рассказы о том, как преподаются естественнонаучные предметы в школах… но это действительно так. С учеником, который пришёл сдавать ЕГЭ, я начинаю работать всегда с нуля. Так что здесь вы на равных.

2) будет тяжело учиться. Будет. Можно подумать, 18-ти летнему подростку сильно легче? Да ему даже сложнее, столько соблазнов, жизнь только началась. Надо и успеть по другим общагам побегать, и автостопом в Питер скататься, и тут ещё эта латынь. Вы же сможете спокойно сосредоточиться на учебе, которую так долго ждали. Сразу выберете себе кружок профильный, пару научных работ сделаете ещё в ВУЗе, практику пройдёте. Вы же уже по общагам набегались, правда?

А ещё, как препод медвуза скажу, что студентов «в возрасте» гораздо больше уважают и ценят преподаватели, и сами студенты. Так что будет вам почёт и хвала. Не подведите только.

3) Поздно же… куда мне. То есть, ещё 40 лет проработать на нелюбимой работе, отправить ни в чем неповинных детей в медицину, и жаловаться всем на жизнь — не поздно, а потратить 8 лет на мечту — поздно? Двойные стандарты, вам не кажется? Никогда не поздно сделать осознанный выбор. 4) А получится ли у меня? К сожалению, сейчас в медицинских вузах много учеников, которые так и не поняли, а надо ли оно им. Многих туда засунули родители: «иди на стоматолога, они денег много получают», «у нас в семье все врачи, в смысле ты в журналистику хочешь?» и прекрасное «мама так хотела, чтобы ты стал врачом, не расстраивай маму». Многие хотели как в сериале «Клиника» с первых дней вуза, а тут анатомичка, в которой воняет, и история России с физкультурой. Вот и разбиваются незрелые мечты о реальность.

Но вы-то взрослые люди. Вы столько лет к этому шли, неужели вас сможет остановить история России, когда впереди практика по хирургии и лекции по иммунологии? Это ваша истинная мечта, прошедшая с вами через диплом экономиста (да простят они меня, я не со зла 😊) и через родительское неверие. Давайте не будем о том, что в медицинских вузах у нас тоже творится кошмар, как и в других аспектах образования. Кто хочет — тот всегда научится. Найдёт учителей, курсы, лекции, конференции. И взрослый, осознанный человек это сделает гораздо с большей вероятностью. Поэтому именно из вас получатся самые лучшие врачи. Поэтому вас так ценим мы, преподаватели. Мы верим в вас и в вашу мечту.

Что вас ждёт?

1) Год подготовки к экзаменам. Нужно сдать химию, биологию и русский язык ЕГЭ для поступления в большинство медицинских вузов. Для поступления на факультет фундаментальной медицины МГУ придётся поработать больше, там нужна химия ДВИ (чуть выше уровнем, чем ЕГЭ) и 4 экзамена ЕГЭ: химия, биология, русский язык и профиль по математике. Реально ли это? Конечно. Ещё раз, вы знаете эти предметы не хуже, чем среднестатистический школьник. Всё равно репетитор всё начнёт с начала.

2) 5-6 лет собственно в медицинском вузе, в зависимости от специализации. Анатомия, микробиология, судебная медицина, пропедевтика внутренних болезней, моя любимая биохимия, хирургия, неврология, медицинская генетика и куча фармы, захватывающая психиатрия… ммм )). У вас уже мурашки, да? После этого — аккредитация и возможность уже работать, но только терапевтом или педиатром. Если хочется получить более узкую специальность, то добро пожаловать в ординатуру.

3) Поступление в ординатуру и обучение там (от года до 5 лет, в зависимости от выбранного профиля). Поступить сюда становится всё сложнее, бюджетных мест всё меньше и меньше, а конкурс — всё выше и выше. Однако, есть крутые баллы за стаж, красные дипломы и президентские стипендии.

Зачем всё это надо?! Пойду-ка я лучше дальше составлять бюджет на 2019 год, подумали многие из вас. А тех, кто в новой вкладке открыл очередную серию доктора Хауса, я очень жду на пятом курсе на клинической биохимии.

Обнимаю и верю в вас, как и верю в нашу медицину.