У меня два любовника

«Любовь, как стакан воды, дается тем, кто ее просит», – в 19 веке эта фраза Авроры Дюдеван (она же Жорж Санд) стала лозунгом всех феминисток, а после перекочевала в труды товарища Луначарского (Александра Коллонтай тут вообще не при чем, хоть и занимала активную жизненную позицию). Он-то и развил «теорию стакана воды». Любви нет, мол, друзья, выдумки вся ваша семья и моральные ценности, поэтому давайте смело без колебаний утолять жажду – заниматься сексом без обязательств.
К чему я это все. А к тому, что мужчину, у которого было или есть много женщин, в обществе осуждать не принято (молодец – красавчик!). Женщина же, ибо мать и хранительница очага, нередко (чего греха таить – всегда) клеймится одним известным словом. Мы его опустим и станем использовать красиво звучащие словосочетания «новая мессалина» и «честная куртизанка» (честная – потому что бесплатно), хотя и будем говорить о тех, у кого одновременно бывает несколько любовников и почему так происходит.

Любовник и любовник = два любовника

Есть у меня приятельница, милая, в общем, и порядочная девушка, которая никогда в аморалке замечена не была. И вдруг в дополнение к мужу у нее образовались любовник и любовник.
– Катя, что это? – на моем лице застыло выражение «рука-лицо» из набора скайповских стикеров. – Катя, зачем это?
Катя попеременно то рыдает, то грозится что-нибудь сделать с собой, борясь с паническими атаками, то запрокидывает первый-второй-третий бокальчик винишка и очень расстраивается, когда звонит муж, но не звонят два любовника, звонят два любовника, но не звонит муж, или звонят муж и один любовник, или муж и второй любовник.

— Такие страсти при нашей бедности, — вздыхает Катя. — Муж мне изменяет, Костика (любовника № 1) я люблю, а Артем (любовник № 2) появился, потому что скучно. Мне даже секс с ним не нравится. Но гулять нравится, музыку слушать, разговаривать, на улице целоваться, чтобы все видели, нравится. А секс… фу. Я стараюсь, чтоб его не было. Костик женат, у нас ничего никогда не будет, потому и люблю, наверное. Мужа буду терпеть, потому что дети, квартира, дача и машина в ипотеке, а Артем… мне его жалко просто, он такой милый, да и тянется ко мне.
Вот вам вкратце трагедия женской судьбы. Кате бы остаться одной и разобраться со своими насекомыми в голове, сходить к психотерапевту и, может, даже поесть антидепрессантов. Но нет, Катя закапывается все глубже, вместо того, чтобы разобраться в себе и найти обратную дорогу в мир без бесконечной лжи, оправданий, угрызений совести, попыток обеспечить себе алиби и чужих нестираных простыней.

«Здравствуйте, я Маша, и я сексоголик…»

Таких, как Маша, много. Конечно, мы не станем упускать из вида физиологическую потребность, которая у некоторых женщин бывает больше, чем у других. Но говорить тут о нимфомании бесполезно. С этим как минимум – к докторам, а как максимум – навсегда. Представляете себе анонимный кружок нимфоманок в нашем обществе? Я – нет. Хотя он есть. И не один. У них своя Библия и заповеди, главная из которых – заниматься сексом со своими супругами или в их отсутствие полностью отказаться от плотских утех до появления постоянного партнера.
В отличие от ночных бабочек, продающих себя за деньги, не способные хранить верность женщины отдают свое тело за эмоции и заводят романы в их же поиске. Как правило, они начитаны и достаточно образованы – эти же эмоции они ищут в книгах и верят, что есть какой-то мир с правильной книжной жизнью. Сверхмир, а не пошлый и банальный наш, в котором можно делать все.

Длинная дорога от Толстого до Буковски

Обратимся хотя бы к классической литературе, где, как правило, есть он, она и большое чувство. И иногда муж/жена, которые мешают свершиться счастью. Соответственно логичны и моральные терзания героев, вынужденных изменять и надеющихся однажды разорвать порочный круг. Возьмем для примера госпожу де Реналь Стендаля или ту же Анну Каренину. «Как люди страдали, как тонко чувствовали», – повторяя слова героя одного известного кинофильма, вздохнем и мы.
А теперь посмотрим на наших современников, вроде Уэльбека, Бегбедера или пропойцы Буковски (хоть автор этих строк и питает к нему теплые чувства): чему они нас учат? Разграничивать чувства и постель. У каждого из героев несколько приходящих и уходящих женщин и одна возлюбленная, с которой все никак не клеится. У той тоже далеко не девственное ложе.
Когда же произошел тот роковой момент, и мы перестали пытаться сделать себя лучше, а начали оправдывать свои пороки («не мы такие, жизнь такая»)?
Недавно моя парикмахер, бесперебойный поставщик удручающе-пошлых историй, рассказала очередную. Уточню, что постоянный половой партнер у нее есть и, судя по рассказам, вполне ее физически удовлетворяет.

– Вчера гуляла с одним. Долго переписывались, собирались встретиться, а он все занят и занят. И вот месяцы прошли, встретились. Ничего так в целом, но видел бы мой Миша, с кем я вчера ему изменяла.
– Зачем? – спрашиваю недоуменно.
Она так же недоуменно смотрит мне в ответ.
– Жить скучно. А так хоть какие-то перемены.
Вот вам классический пример человеческой распущенности. Скорее всего, этот самый Миша ведет себя аналогично, а вместе они представляют собой пару относительно свободных людей, имитирующих отношения.

Она использует их, они – ее

– Интересно, одинаково ли старательна она в постели со всеми или только с некоторыми из своих… ну ты понял.
– Ну да, она старалась, – говорил мой приятель, рассказывая о своей первой, у которой был муж, он и еще кто-то там. И, возможно, не один «кто-то там».
Вопрос заключается в том, старались ли она так со всеми или только с этим, которому казалось, что да, старалась? Никто и никогда не сможет ответить честно. Даже сама женщина, капля по капле растрачивающая свою жизнь на нескольких мужчин. Все разумно – она использует их, они – ее. Потом все заканчивается, потому что физическое увядание неотвратимо.
Именно поэтому даже в относительно молодом возрасте такие женщины выглядят потрепанными и поношенными – мужчины забрали у них все. Они остаются в гордом одиночестве в окружении кастрированных кошечек и собачек. Карьера не получается – на нее попросту не остается времени. Дети (если есть) тоже не особо жалуют (насмотрелись) или перенимают родительскую модель поведения. Пара моих знакомых, чьих мамы приводили домой от четырех до бесконечности отчимов, свято верят, что это норма.
– Я бы, может, даже женился на ней, – говорил мне тот же товарищ.
Но это, конечно, вряд ли, потому что большинство людей пропадает без вести именно в переходе от желания к его исполнению. Чудесная частица «бы» оправдывает любое наше несовершенное действие – порыв то был, мол, да еще какой!

«Меня все хотят…»

Такие показательные выступления — еще один способ женщины доказать, что она всем нужна. Много чего может заставить спать со всеми без разбора, теряя критическое мышление в выборе сексуального партнера. Недостаток отцовского внимания, перенесенный во взрослую жизнь, страх остаться одной вместе с попытками заглушить собственную внутреннюю пустоту заканчиваются новыми и новыми романами. Недаром психологи советуют таким женщинам на какое-то время отказаться от любых контактов и побыть в одиночестве – чтобы суметь расставить жизненные приоритеты.

Они их портят

Мужчин, в смысле. Потому что тянутся к следующему, чтобы забыть предыдущего. Не потому что это был сознательный выбор, а потому что ничего другого не подвернулось. «Честные куртизанки» попросту топят себя в безумии страстей. И нередко портят тех, кто потом достается нам: с легкой руки доступных женщин к нормальным попадают уже циничные и во всем разочарованные экземпляры. Им доводилось ждать ту, которая в мучительный момент ожидания находилась в постели другого. Мужчины выбирают их потому, что в целом обычно хотят того, чего хотят все. Такой себе принцип стадности и соперничества (простите, мужчины).

Право выбора

В голову циничным нам, скованным разными узами, часто приходит один и тот же вопрос: как? И это все? И больше ничего не будет? Вот этот вот сантехник/айтишник/менеджер Вася до конца дней моих? И больше я никогда не попробую ничего нового?
Справедливости ради, стоит отметить, что в голову к сильной половине такая мысль приходят гораздо чаще, чем к слабой. И, как говорит мой друг, привыкаешь ко всему, в том числе и к физическим недостаткам, но это совершенно не значит, что лучшего, когда привык к худшему, не хочется. Хочется всегда, потому что «пока дышу, надеюсь».
В каком-то возрасте, когда отношения с одним партнером еще не сформировались, любая женщина способна искать, сравнивать и выбирать, пытаясь определиться, что с ней происходит. После все успокаивается и появляется зависимость от интимной близости с конкретным человеком – секс с другим перестает интересовать, потому что в женской природе заложена привычка инвестировать себя в любимого, а не в кучу проходящих.

И резюме

Конечно же, опыт приходит к женщинам через мужчин: кто-то учит нас готовить баклажаны, кто-то – быть изобретательными в постели, кто-то – изворотливо лгать и выкручиваться, а кто-то не учит ничему, потому что умение качественно сливать жизнь едва ли можно считать каким-то умением.
Главное во всей той истории – это способность сохранять собственное «я», взращивать его и приумножать, а не растрачивать по мелочам, как это склонен делать человек в порыве безумных страстей.

В «Изменах» Елена Лядова — не такая, как все ее прежние героини. С первых серий ее Ася из затюканной бытом женщины преображается в сексуальную диву, которая манит и соблазняет. По сюжету у Аси, кроме мужа Кирилла (Кирилл Кяро), появляются сразу три любовника — деловой партнер Вадим (Михаил Трухин), инспектор ДПС Никита (Денис Шведов) и студент Слава (Вячеслав Чепурченко). А еще случайно в ее жизни появляется школьная подруга Даша (Глафира Тарханова) — уставшая от своего мужа — бизнесмена Юры (Евгений Стычкин), она просит Асю научить ее легкости бытия. На протяжении 16 серий проекта герои пытаются изменять и изменяют, строят из себя героев-любовников. Елена Лядова уверена, что все это — от нехватки любви.

— Я пошла на этот проект, потому что мне понравился сценарий, — уверяет актриса. — А режиссер Вадим Перельман (снял в Голливуде фильм «Дом из песка и тумана», а в России — сериал «Пепел». — Ред.) убедил меня, что его можно снять интересно. Мне вообще импонирует манера Вадима работать и привносить технические новшества в наши российские кинореалии. Образ моей героини у нас как-то сразу родился. Мы хотели сделать ее максимально живой, даже обычной. Но не лишенной юмора, милосердия, добра. Хотели показать обычную молодую женщину, не лакшери, а самую бытовую, которая попала в марафон событий со своими любовниками. В человеке много проявлений, мы старались охватить как можно больше. Это женщина в чистом виде — противоречивая, сама не знает, чего хочет.

— Создавая этого персонажа, шли от собственного опыта?

— Я фантазировала от сердца на тему того, что было бы, окажись я замужем и с тремя любовниками. Казалось бы, у нее был вполне счастливый брак, зачем ей еще три непохожих мужчины? Почему она это делает? Что ею движет? Мы пришли к выводу, что у нее просто доброе сердце, она любит жизнь и секс. И берет от сегодняшнего дня все.

— С точки зрения морали и этики поведение вашей героини как-то можно оправдать?

— Мораль сей басни такова: если нет рядом твоего человека, то его надо искать. Посмотрев «Измены», зритель узнает, встретила ли такого. Я ее понимаю, у нее нет главного — любви. В этом сериале мы затрагиваем тему личной свободы, смещения рамок общественного мнения.

— По-вашему, женщина, ищущая любовь вне брака, в состоянии обрести ее?

— Сложно сказать. В распаде пары никогда не бывает виноват только один человек. Но ответственность всегда на сильнейшем. Женщина внутри отношений чаще всего слабее, она обычно ведомая. У моей героини есть стремление покорять мужчин, нравиться им. И она это делает так, как это у нее получается.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Кирилл КЯРО (Кирилл, муж Аси):

— Мой герой принадлежит к поколению 30+, при этом немного задержался в тинейджерском возрасте. Это видно и по его одежде, и по хобби — компьютерным играм. Иногда он уходит в свою реальность — виртуальную. Они с Асей вместе уже давно, но их отношения никак не развиваются. Им в принципе неплохо, но в то же время плохо. Эту историю многие пережили в жизни, а кто-то переживает сейчас. Наш жанр я для себя определил так: трагифарс, очень органичный нашему времени.

Глафира ТАРХАНОВА (Даша, школьная подруга Аси):

— У моей героини в жизни все хорошо, и именно это раздражает. Ей скучно и хочется больше проблем. Даша часто кричит на мужа, на маму — на всех подряд и не стесняется этого. Она не привыкла себя контролировать. Мне играть такую девушку было несложно, потому что я служу в «Сатириконе» — у нас громкий, энергичный театр. Надеюсь, женской аудитории интересно будет посмотреть на ту, кто вообще не держит эмоции в себе.

Евгений СТЫЧКИН (бизнесмен Юра, муж Даши):

— Наш сериал про любовь. А она бывает очень разной и может застать тебя ненароком в любую секунду. И о том, что человек должен следовать за зовом сердца. Изменит ли сериал отношение зрителей к моногамии? Не думаю, такой задачи мы и не ставили.

«Измены». Понедельник — четверг, 21.00, ТНТ.