Во сколько начинается заря?

02. Расчет утренних временных единиц

  1. В Вавилонском Талмуде (трактат Псахим, 93б и 94а) мудрецы полемизируют, сколько времени проходит между утренней зарей (амуд ѓа-шахар) и восходом солнца (ѓанец ѓа-хама). По мнению Улы, это промежуток времени, необходимый для того, чтобы пройти расстояние в 5 миль, а по мнению рабби Йеѓуды – 4 мили. Ранние законоучители расходятся во мнениях, сколько времени необходимо, чтобы пройти одну милю: одни говорят – 18 минут (так пишет, например, Рамбам в комментарии к Мишне, трактат Брахот, 1а), другие – 22.5 минуты, третьи – 24 минуты (см. Шульхан арух, Орах хаим, 459, 2, и Биур Ѓалаха, там же). На практике, в отношении данного вопроса существуют два основных подхода: 1) 72 минуты – промежуток времени, необходимый для того, чтобы пройти 4 мили (при том, что для прохождения каждой мили необходимы 18 минут); 2) 90 минут (при том, что для прохождения каждой мили необходимы 22.5 минуты). Именно так написано во многих календарях.

    Согласно мнению Маген Авраѓам и При мегадим, утренняя заря (амуд ѓа-шахар) наступает с появлением на востоке первого бледного солнечного луча, а по мнению Элия раба и Виленского Гаона – чуть позже, когда неяркий солнечный свет немного распространяется на востоке. Ко второму мнению склоняется и Биур Ѓалаха (58, 4 и 89, 1). Следует заметить, что согласно обоим мнениям, речь идет об очень бледном, неярком свете, который появляется на востоке. Если человек находится там, где есть электрическое освещение, или вышел из ярко освещенного помещения, то его зрачки сужены, и он не может различить столь бледный свет, возникающий на востоке. Тот, кто не привык всматриваться в изменения на востоке, вызванные утренней зарей, также неспособен различить первый бледный луч солнечного света, даже когда он немного распространяется на востоке.

    Подход, согласно которому между утренней зарей (амуд ѓа-шахар) и восходом солнца (ѓанец ѓа-хама) проходит 72 минуты, совершенно ясен, поскольку в Иерусалиме в месяцы нисан и тишрей за 72 минуты до восхода солнца на востоке появляется первый бледный солнечный луч. В этот момент солнце находится на 16.1 градуса ниже линии горизонта. И согласно расположению солнца в эти дни следует проводить расчеты для всех прочих дней года, как я написал выше. И все же некоторые авторитеты полагают, что промежуток времени между утренней зарей и восходом солнца составляет 72 минуты в течение всего года. В этом мнении они опираются на сказанное в трактате Псахим, где устанавливается постоянный промежуток времени, необходимый для того, чтобы пройти 4 мили. Однако в связи с этим возникает вопрос: как это может быть, ведь определяющим фактором здесь является момент, называемый «утренняя заря», когда восток озаряется первым бледным солнечным светом, а не временные вычисления? На этом основано сказанное в Биур Ѓалаха (261, 2, со слова ше-ѓу). Поэтому напрашивается неизбежный вывод: промежуток времени между утренней зарей (амуд ѓа-шахар) и восходом солнца (ѓанец ѓа-хама) изменяется в зависимости от времени года.

    Следует отметить, что все приведенные вычисления актуальны для Иерусалима и всех других мест, расположенных на той же широте. Чем ближе к полюсам, тем длиннее становится указанный промежуток времени. Даже внутри Земли Израиля есть различия: например, в Цфате, расположенном на севере, промежуток времени между утренней зарей и восходом солнца длиннее примерно на полторы минуты по сравнению с Иерусалимом.

    В некоторых календарях время утренней зари устанавливается за 90 минут до восхода солнца в месяцы нисан и тишрей, когда солнце находится на 19.75 градуса ниже линии горизонта. Исходя из этих вычислений, получается, что в день летнего солнцестояния утренняя заря наступает за 112 минут до восхода. Это вызывает недоумение, поскольку в указанное время на востоке совсем не видно солнечного света. Согласно астрономическим вычислениям, до того как солнце достигает положения на 18 градусов ниже линии горизонта, даже самый зоркий наблюдатель не увидит солнечного света, а тем более, когда солнце находится на 19.75 градуса ниже линии горизонта. Поэтому на вычисления, приведенные в этих календарях, на практике положиться невозможно.

    Однако мнение, согласно которому утренняя заря наступает за 90 минут до восхода солнца, можно объяснить тем, что речь идет о дне летнего солнцестояния. Тогда восток на самом деле освещается примерно за 90 минут до восхода (16.1 градуса – это 88 минут). Можно также сказать, что, согласно этому подходу, утренняя заря наступает с появлением на востоке первого солнечного луча, когда солнце находится примерно на 17.5 градусов ниже линии горизонта. В таком случае в месяцы нисан и тишрей промежуток времени между утренней зарей и восходом составляет примерно 78 минут, в день зимнего солнцестояния – 85 минут, а в день летнего солнцестояния – 96 минут. А может быть, имеется в виду, что в среднем первый луч солнца появляется на востоке за 90 минут до восхода (возможно также, что в добавление к этому расчеты, приведенные в этих календарях, основываются на мнении, согласно которому утренняя заря наступает на несколько минут позднее, поскольку учитывается горный характер местности, см. п. 6; в таком случае, средняя продолжительность промежутка времени между утренней зарей и восходом в самом деле составляет 90 минут в течение всего года. Подход, согласно которому для прохождения одной мили необходимы 24 минуты, а 4 миль – 96 минут, можно также объяснить тем, что речь идет о дне летнего солнцестояния).

    Таким образом, в заключение можно сказать, что закон устанавливается согласно положению солнца, и в этом существуют два подхода. Согласно первому из них, утренняя заря наступает, когда солнце находится на 16.1 градуса ниже линии горизонта, и в месяцы нисан и тишрей это происходит за 72 минуты до восхода. Согласно второму подходу, утренняя заря наступает, когда солнце находится на 17.5 градусов ниже линии горизонта, и в месяцы нисан и тишрей это происходит за 78 минут до восхода. И я написал, что основная суть закона соответствует мнению тех авторитетов, которые считают, что утренняя заря наступает, когда неяркий солнечный свет немного распространяется на востоке, и солнце находится на 16.1 градуса ниже линии горизонта, поскольку к этому мнению склоняется Биур Ѓалаха, и так написано в Яхаве даат (2, 8) на основе мнения Рамбама и Шульхан арух. Кроме того, что касается чтения Шма Исраэль и утренней молитвы, тот, кто следует этому мнению, исполняет заповедь согласно всем авторитетам, поскольку в это время уже нет сомнения, что день уже начался, тогда как время, предшествующее этому, является предметом полемики. Что же касается постов, то в этом отношении полагается следовать более строгому толкованию закона и воздерживаться от еды и питья с того момента, как солнце достигнет положения на 17.5 градусов ниже линии горизонта, хотя согласно практическому закону можно положиться на менее строгое мнение, так как речь идет о сомнении, связанном с постановлением мудрецов, а не с законом Торы. Для того чтобы сделать точные вычисления для каждого конкретного места, можно воспользоваться программой Хазон шамаим, разработанной равом Эйтаном Цикони. ↩

  2. В сочинениях поздних законоучителей приводится несколько мнений, когда именно наступает время ми-ше-якир. В Яхаве даат (2, 8) говорится, что это происходит за 66 минут до восхода солнца, в Каф ѓа-хаим (18, 18) – за 60 минут, в Иерусалиме принято считать, что за 50-55 минут до восхода, а в некоторых местах в Бней-Браке – за 45 минут. Во многих книгах сказано, что на практике принято постановлять, что это время наступает примерно за 50 минут до восхода. Однако, как мы уже говорили, эти данные меняются в зависимости от времени года, и непонятно, почему авторитеты не принимают это в расчет. Возможно, авторитеты, указывающие разные сроки, не полемизируют между собой, а просто производят вычисления в разные времена года.

    Согласно различным наблюдениям, некоторые авторитеты указывают, что при этом солнце достигает положения на 12 градусов ниже линии горизонта, другие – на 11 градусов, а третьи – всего на 10. На практике представляется, что следует производить вычисления, когда солнце находится на 11 градусов ниже линии горизонта. В месяцах нисан и тишрей это происходит за 48 минут до восхода, а в день зимнего солнцестояния (22 декабря) – за 52.5 минуты до восхода. Получается, что в большинстве дней года это время близко к 50 минутам. Так или иначе, изначально (лехатхила) желательно считать, что время ми-ше-якир начинается еще на 5 минут позже, а в случае крайней необходимости его можно установить на 5 минут раньше.

    Следует также добавить, что в прошлом, когда у людей не было часов, времена определялись согласно наблюдениям, и в облачные дни времена устанавливались позднее, чтобы избежать сомнения. Но теперь, когда мы располагаем часами, следует полагаться на время, которое они указывают, как пишут некоторые авторитеты.

    Необходимо отметить, что, по мнению большинства авторитетов, время «когда человек уже может узнать на улице знакомого» и время «когда уже можно отличить голубое от белого» тождественны, и так написано в Мишна брура, 58, 2. ↩

Заря

У этого термина существуют и другие значения, см. Заря (значения). Заря на море

Заря́ — свечение неба перед восходом и после заката солнца, вызываемое отражением солнечных лучей от верхних слоёв атмосферы.

Этимология

Образовано от зара, в свою очередь произошедшего от зьрѣти «смотреть, видеть».

Описание явления

Перед закатом, когда солнце находится уже совсем близко к горизонту, приобретая сначала желтоватый, а затем оранжевый и, наконец, красный цвет, небо вокруг него также окрашивается в золотистые тона. Ближе к горизонту золотисто-жёлтые краски сменяются розово-оранжевыми и затем, у самого горизонта, красными. Наиболее ярко заря сияет сразу после захода солнца.

По мере погружения солнца под горизонт заря приобретает вид сегмента, а небо над ней быстро темнеет. Над центром зари, на высоте около 25˚, появляется овальное пурпурно-розовое пятно — «пурпуровый свет». Пурпуровый свет быстро увеличивается в размерах, как бы спускаясь за золотистую зарю. Через некоторое время он превращается в узкую полоску, ограничивающую сверху жёлтый сегмент зари.

Однако заря окрашивает не только западную часть неба. Сразу после того, как солнце скроется за горизонтом, на восточной, противосолнечной стороне появляется сегмент голубовато-пепельного цвета, похожий на дымку. Это тень Земли на атмосфере. Над этим сегментом тянется розовая полоса — пояс Венеры. По мере погружения солнца под горизонт пепельный сегмент увеличивается, пока не сольётся с темнеющим небом.

К концу гражданских сумерек тень Земли закрывает большую часть небосвода. Пурпуровый свет гаснет, пояс Венеры бледнеет и исчезает. Заря бледнеет, тёмно-красные тона у горизонта видны более отчётливо. На небе загораются первые звёзды.

Навигационные (или морские) сумерки — время, когда становятся доступны для морской и авиационной навигации наиболее яркие звезды неба.

Астрономические сумерки — фон ночного неба перестаёт меняться и достигает значения 21 звёздной величины с квадратной секунды. Становится возможным выполнение точных фотометрических и спектрометрических наблюдений.

На утренней заре смена её красок происходит в обратном порядке.

  • Пояс Венеры и тень Земли на атмосфере

См. также

Заря на Викискладе

  • Сумерки
  • Рассвет
  • Закат
  • Заря (мифология)
  • Денница
  • Вечерница (мифология)
  • Поселок Заря

Примечания

  1. Шанский, 1971, с. 158.

Литература

Время суток

Заря • Рассвет • Восход • Утро • День • Полдень • После полудня • Вечер • Закат • Сумерки • Ночь • Полночь • После полуночи

Виды суточного времени

Солнечные сутки: 24 часа • Звёздные сутки: 23 часа 56 минут 4 секунды

Связанные статьи

Практически каждому из нас приходилось переживать минуты, когда окружающий мир вдруг становится неизъяснимо прекрасным и гармоничным, а все проблемы и заботы отступают даже не на второй, а на какой-то гораздо более далекий план.

Такое ощущение обычно возникает, когда мы любуемся природой в различных ее проявлениях. У каждого есть свое мнение относительно того, какие именно явления природы являются наиболее зрелищными и волнующими, однако по мнению большинства поэтов и художников первое место среди природных красот занимает заря.

Что такое заря с точки зрения науки?

С научной точки зрения заря представляет собой простое и понятное явление. Утром, перед самым восходом солнца, и вечером, сразу после его заката, солнечные лучи отражаются от верхних слоев атмосферы, а также от облаков, создавая оптические эффекты, отличающиеся красотой и богатством красок. Именно это явление и называется зарей.

Для зари характерны оранжевые, желтые, лиловые, пурпурные, красноватые и золотистые оттенки. Начинаясь вскорости после рассвета, утренняя заря обычно продолжается до тех пор, пока солнечный диск полностью не покажется из-за горизонта, точное время продолжительности этого явления зависит от ряда факторов, таких как время года и особенности облачного покрова. Вечером все происходит с точностью до наоборот: заря возникает незадолго до заката солнца и продолжается еще некоторое время после того, как солнечный диск уже опустился за горизонт.

Какое значение заря имеет в искусстве?

С точки зрения искусства заря представляет собой неиссякаемый источник вдохновения для создания самых различных произведений, как связанных с тематикой природы, так и не относящихся к ней. Наиболее красивой считается заря над морем и в горах. Красота зари многократно описана в стихах, песнях и прозе, а также запечатлена во многих произведениях изобразительного искусства.

Кроме того, многие знаменитые шедевры, не включающие в себя непосредственное описание этого атмосферного явления, тем не менее были созданы именно на заре, так как именно то время, когда ее можно наблюдать в природе, для многих людей является наиболее продуктивным в творческом плане.

Значение зари в мифологии и оккультизме

В мифологии и оккультных традициях разных народов заря имеет различное значение и ассоциируется с разными образами. Так, например, в восточнославянской традиции зарю было принято называть «Заря-Зарница — красная девица» и представлять в виде молодой красивой девушки.

Заря считается оптимальным временем для совершения ряда магических действий, таких как некоторые разновидности ворожбы и гаданий. В русской и польской оккультных традициях упоминаются три вида зари: утренняя, вечерняя и полуденная.

Что такое заря в повседневной жизни?

В нашей повседневной жизни людей знаменует наступление и завершение очередного дня. В переносном смысле зарей называют возникновение, зарождение чего-либо — так иногда говорят о «заре человеческой истории», «заре технического прогресса» и т.д. Поэтому, если в каком-либо контексте не уточняется, о какой именно (утренней или вечерней) заре идет речь, то скорее всего имеется в виду утренняя заря, предшествующая и сопутствующая восходу солнца.

В русском языке выражение «встречать зорьку» может считаться синонимом фразы «любоваться рассветом», но следует помнить, что сами по себе слова «заря» и «рассвет» синонимами не являются: рассветом называют повышение естественной освещенности местности за счет приближающегося восхода солнца, а зарей — живописное свечение неба над горизонтом.

Что такое заря на самом деле?

Закрывая данную тему, в заключение хочется сказать самое главное. Если попытаться собрать воедино все то, что было написано про зарю на протяжении истории человечества, наверняка получится много увесистых томов, на чтение которых уйдет не один год. Но если вы хотите узнать, что же такое заря на самом деле, рекомендую вам провести следующий эксперимент.

В один из летних выходных дней попробуйте встать с постели задолго до рассвета, и отправляйтесь куда-нибудь на открытую безлюдную местность, где ничто не будет заслонять от вас линию горизонта и отвлекать вас от цели вашего похода. Удобно расположитесь лицом к востоку и просто смотрите.

В те упоительные минуты, когда краешек неба заиграет восхитительно неописуемыми красками, постепенно заливая окружающий ландшафт золотисто-прозрачным светом нового дня, вы отчетливо поймете, чем именно заря является на самом деле.